Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Круги обстоятельств. Тренинг обстоятельств




Актера должны интересовать не только душевные мотивы, но и все круги обстоятельств, в которых находится че­ловек или персонаж. Обстоятельства — мощ­ный фактор, влияющий на выборы и поступ­ки человека. Бывают обстоятельства малого,

среднего и большого круга.

Малый круг обстоятельств — те условия, та ситуация, в которой человек находится в дан­ный момент. Например: январь, мороз, ос­тановка трамвая, трамвая долго нет, человек мерзнет и, потеряв надежду дождаться трам­вая, пытается поймать такси.

Стр. 40

Обстоятельства среднего круга — его пол, возраст, семья, окружение, работа, социаль­ный статус.

Обстоятельства большого круга — город, страна, политическая ситуация в стране и мире.

Как уже было сказано, одно и то же действие может быть совершено под влиянием разных мотивов. Мотивы же зависят от соче­тания всех этих кругов. Одно дело — человек, который проголодался, потому что со време­ни завтрака прошло много времени; и совсем другое — голодный человек во время блокады Ленинграда. Режиссер не имеет права упус­кать ни один из кругов обстоятельств.

«Надо глубже всматриваться в душевный мир окружающих нас людей, подмечать пер­вые побеги нового, постигать сложные законы борьбы нового со старым, сложные связи ог­ромных исторических событий с индивидуаль­ной судьбой человека. Политика и экономика, эстетика и социология так тесно переплетены между собой, что просто немыслимо предста­вить себе современного режиссера несведу­щим в любом из этих вопросов» [3].

Актерское мастерство должно рождаться не на театральных подмостках, а в гуще са­мой жизни. Но жизнь меняется постоянно. Актер обязан отслеживать эти изменения. Он просто не имеет права «парить в небесах» и

Стр.41

не замечать того, что происходит вокруг не­го. Иначе его способ игры будет архаичным, отсталым, неактуальным.

«На мой взгляд, есть лишь некоторые при­знаки, делающие на данном этапе развития театра искусство актера современным или несовременным. Я не претендую на теоре­тическое обоснование этих свойств совре­менного способа игры. То, о чем я буду гово­рить,— мои наблюдения, которые могут быть субъективными и не исчерпывают всей слож­ности проблемы. Я не могу сказать, что в об­наружении признаков нового, современного стиля у меня есть своя методология. Я опре­делил для себя лишь некоторые из этих новых признаков, вероятно, другие режиссеры най­дут нечто большее, и наши коллективные уси­лия приведут к тому, что на основе учения Ста­ниславского мы сможем определить наиболее существенные свойства актерского искусст­ва, делающие его на данном этапе действен­ным и боевым» [4].

Признаки, о которых говорит Товстоно­гов, не что иное, как изменения, происхо­дящие в стране и мире. Для актера и режис­сера поговорка «старо как мир» абсурдна. Каждый день режиссер имеет дело с новым, уже изменившимся миром. Этот мир име­ет свой взгляд, свои оценки, свое мнение, свою правду.

Стр. 42

«Все эти признаки возникли не случай­но, новое в искусстве рождается от новых требований зрительного зала. Новое в по­нимании правды есть, прежде всего, новый зритель. Архаика, несовременность наше­го искусства проистекают от недоверия к... зрителю, к его возросшему интеллекту, к его миропониманию, к его эстетическим за­просам... Мы чаще ориентируемся на среднеобывательский уровень зрительного за­ла, в то время как грандиозные события, ко­торые произошли в нашей жизни,— открытия науки и техники, все то, что дал нашему чело­веку XX век,— преобразили зрителей, и се­годня... люди требуют более тонкого, более совершенного, более точного изображения жизни человека. Этого зрителя мы недооце­ниваем»! [3].

Эти слова, сказанные треть века назад, и сегодня не теряют своей актуальности. К со­жалению, большинство современных режис­серов воспринимают «более точное изобра­жение жизни» упрощенно, механически как более точное изображение технического прогресса. Внутренний мир человека отхо­дит на задний план; и человек выступает как функция, обслуживающая данное время и данные обстоятельства.

Есть три круга обстоятельств — большой, средний и малый. Большому соответствует

Стр.43

сверхзадача, среднему - сквозное действие, малому—физическое поведение, тот импульс, который непосредственно двигает конкрет­ное событие. Круги эти существуют как про­цесс жизни, где все они сливаются. Большой круг нужен для того, чтобы через средний решить, что происходит в малом. А у зрителя протекает обратный процесс — через малый он проникает в средний и большой.

Неумелый режиссер сосредоточен чаще всего на среднем круге — он иллюстриру­ет предлагаемые обстоятельства пьесы, не умея, с одной стороны, найти точное, единс­твенное физическое действие, а с другой — каждое свое решение проверять сверхзада­чей. Отсюда и возникает необязательность того или иного приема—можно так, а можно и иначе. У опытного профессионального ре­жиссера подробность отобрана из множест­ва других, неумелый хватается за первое, что пришло в голову. Он еще не научился безжа­лостно отсекать лишнее, поэтому в его спек­такле бывает много случайного. [5]

Обстоятельства большого круга

В большой круг входят обстоятельства вре­мени и пространства, общие для широкого круга людей. Исторический период, в котором живет

Стр.44

и действует человек или персонаж, является обстоятельством времени большого рут. Страна проживания (или даже целый континент) — обстоятельством места. В качестве примера возьмем пьесу «Горе от ума». Рассмотрим обстоятельства большого круга. Нам известно, что пьеса писалась восемь нет — с 1816 по 1824. Что это за время, какие люди жили тогда?

Самое начало XIX века. Только что отшу­мела эпоха дворцовых переворотов. Закон­чилась отечественная война 1812 года и об­щеевропейская война против Наполеона. Россия выступила в роли освободителя Ев­ропы. Естественно, что в это время в России особенно сильны патриотические настрое­ния. Другое дело, что понятия о патриотиз­ме у каждого разные. Существует легенда, что Грибоедов задумал свою пьесу, обидев­шись на высшее российское общество. Вер­нувшись из-за границы, он попал на один из светских вечеров, где его неприятно по­разило то, с каким почтением и даже заис­киванием высший свет России относится к иностранцам. В центре внимания тем ве­чером оказался один разговорчивый фран­цуз — что очень не понравилось Грибоедову. Он едко высмеял и самого француза, и тех, кто его слушал. Грибоедова объявили сумасшедшим — слух этот пронесся

Стр. 45

по всему Петербургу. В отместку обществу Грибоедов якобы и задумал эту комедию.

Вряд ли такой блестящий ум мог восемь летпомнить обиду и лелеять план мести. Но нельзя спорить с тем, что ситуация эта очень схожа с началом пьесы: Чацкий приезжает в Москву из-за границы и сразу же попада­ет в высший свет Москвы. Он ожидает при­знания, но встречает полное непонимание; в финале пьесы его так же, как и Грибоедова, объявляют сумасшедшим.

Что же происходит на самом деле? Оста­вив на время в стороне пьесу, рассмотрим случай, происшедший с Грибоедовым, в све­те обстоятельств большого, среднего и мало­го кругов.

Итак, по приезде в Россию Грибоедову ка­жется, что высший свет раболепствует перед всем иностранным, но означает ли это, что так и есть на самом деле? Можно ли назвать раболепством повышенное внимание к раз­говорчивому французу? Быть может, подоб­ное отношение было вызвано не раболепием, а совершенно противоположными чувства­ми? Не было ли здесь скрытого покровитель­ства, жалости, сочувствия? Все-таки фран­цуз — представитель страны, которая проиг­рала в войне. А принимают его победители. И их естественное чувство по отношению к нему — снисхождение, а никак не

Стр.46

заискивание. Сочувствие к побежденным врагам — типично русская черта (достаточно вспом­ни к. отношение русских людей к пленным немцам но времена Великой Отечественной Войны. Какое недоумение у петербургской Публики должна была вызвать речь Грибоедова! Никто и представить себе не мог, что победитель может так презрительно относиться к побежденному, да еще открыто это заявлять. Это можно объяснить только помрачением рассудка, что и было сделано.

Обстоятельства среднего и малого кругов

Петербургская публика находилась под влиянием большого круга обстоятельств, в I о время как сам Грибоедов действовал в рам­ках среднего и малого кругов. Средний круг в этом случае — само петербургское общество и статус Грибоедова в нем. В те годы Александр Сергеевич только начинал служить в Колле­гии Иностранных Дел и вернулся из одной из первых своих заграничных командиро­вок. Как дипломат, он мог рассчитывать на повышенный интерес петербургского обще­ства к своей персоне. И это правильно и ес­тественно: человек, приехавший из-за

Стр.47

границы, проникнут «заграничным духом», от него можно услышать последние новости, узнать, какими настроениями живет высшее евро­пейское общество; да и просто — спросить, какова новейшая европейская мода. Грибо­едов, вероятно, был готов к таким расспро­сам, и уже подготовил подробный рассказ обо всем, что творится за границей... Предвку­шая великолепный вечер, он едет на прием, и со своими ожиданиями среднего круга по­падает в малый круг обстоятельств. Очутив­шись в нем, он выясняет, что его «загранич­ный дух» здесь, в общем-то, никому не инте­ресен, так как здесь уже царит заграница — в лице француза. И этот француз рассказывает точь-в-точь о том же самом, о чем намеревал­ся говорить сам Грибоедов. Какое разочаро­вание! Какая обида! Но как сложно признать­ся в том, что этой обидой движет обычная че­ловеческая ревность... И Грибоедов бросает в лицо обществу хлесткие, несправедливые обвинения. Тому самому обществу, которое в благородном порыве окружило француза добротой и сочувствием! Результат — непо­нимание и отчуждение.

Теперь вернемся к самой пьесе. Главный герой — Чацкий — современник самого Гри­боедова. Из текста пьесы нам ясно, что судь­ба этого персонажа чем-то похожа на судьбу самого автора; он тоже бывает за границей,

Стр. 48

и как-то связан с министерством (возможно, что именно с Коллегией Иностранных дел), Обстоятельства большого круга в этой пьесе совпадают с реальными, о которых мы говорили выше. Но обстоятельства среднего круга несколько иные: здесь уже действует не пербургское, а московское общество. Выражение «фамусовская Москва», уже ставшее хрестоматийным, и есть обстоятельства среднего круга. О том, что такое эта «фамусовская Москва», написано немало; мы повторяться не будем. Можно лишь добавить, что при всех не приглядных сторонах московского общества тех дней, оно состояло из тех самых людей, которые предпочли сжечь Москву, но не сдать ее Наполеону. События 1812 года еще живы в их памяти. Это общество сплочено не только духом традиционализма и консер­ватизма — оно сплочено борьбой против се­рьезного и сильного врага. Вот почему Чац­кий не находит ни капли сочувствия. Он здесь действительно чужеродный элемент, он обре­чен на изгнание.

В обстоятельства малого круга входят те, которые заставляют Чацкого действовать здесь и сейчас. Вот у Софьи в спальне Молчалин музицирует вместе с Софьей; вот гор­ничная Лиза подводит часы, вот Чацкий раз­говаривает с Молчалиным. Но малый круг никогда не выстраивается сам по себе, он

Стр. 49

всегда создается под влиянием большого и среднего кругов.

Например, знаменитую сцену под балконом из «Ромео и Джульетты» невозмож­но сыграть, если не учитывать — 1) обсто­ятельство большого круга — давнюю войну семейств Монтекки и Капулетти; 2) обстоя­тельства среднего круга — что до Джульетты Ромео был влюблен в Розалинду. Обстоятель­ства разных кругов пересекаются, наслаива­ются, взаимодействуют друг с другом.

Изменение хотя бы одного круга обстоя­тельств ведет к изменению действия. Изме­нив всего лишь один круг, мы можем полу­чить совершенно другую пьесу, с другой идеей и развязкой. О том, как это происходит, пи­шет А. М. Поламишев:

Обратимся к Чехову.

«ДЯДЯ ВАНЯ».

Какое изобстоятельств является реша­ющим для Ивана Петровича Войницкого, стреляющего в профессора Серебрякова? Обусловлен ли поступок Войницкого тем, что он окончательно убедился, как глупо прожил жизнь, и что виной всему — Сереб­ряков? Или тем, что Елена Андреевна пред­почла ему, Войницкому, Астрова? А может быть, предложение Серебрякова о продать

Стр. 50

имения, этот последний по времени происшествия факт стал причиной выстре­ли г" Иван Петрович Войницкий в течение всего лета добивался любви Елены Анд­реевны. Наступил сентябрь. В ответ на очередное объяснение в любви Войницкий по­лучает от Елены Андреевны:

елена андреевна. Оставьте меня в по­кое! Как это жестоко! (Хочет уйти.)

Войницкий (не пускает ее). Ну, ну, моя радость, простите...

Извиняюсь. (Целует руну.) Мир.

елена андреевна. У ангела не хватило бы терпения, согласитесь.

Войницкий. В знак мира и согласия я принесу сейчас букет роз; еще ут­ром для вас приготовил... Осенние розы - прелестные, грустные ро­зы... (уходит).

Возвращаясь, Войницкий застает Еле­ну Андреевну в объятиях Астрова. Затем появляется Серебряков и сообщает свой план продажи имения. Войницкий обви­няет Серебрякова в том, что тот искале­чил ему жизнь, и затем, несколько позже, пытается убить профессора выстрелом из пистолета. Самый последний по времени факт — это предложение Серебрякова -

Стр.51

продать имение. Вправе ли мы считать, что именно этот факт явился решающим для поступка Войницкого? А что, если бы перед тем, как пришел Серебряков, Елена Андре­евна наконец ответила бы на любовь Вой­ницкого? И не дядя Ваня, а вошедший Ас­тров увидел бы Елену Андреевну в объяти­ях у Войницкого? Пусть затем все было бы точно так же, как в пьесе, т. е. Серебряков предложил бы продать имение. Можем ли мы с уверенностью сказать, что за этим последовал бы выстрел счастливого дяди Вани? Очевидно, нет. [18]

 

Обстоятельства большого, малого и сред­него кругов являются той силой, которая со­здает событийный ряд пьесы. Но об этом речь пойдет в следующей главе.

Контрольные вопросы:

▲ Что такое круги обстоятельств?

▲ Как они влияют на поведение персонажей?

▲ Охарактеризуйте большой, малый и средний круги обстоятельств.

▲ Придумайте небольшую сцену (или вспомни­те случай из жизни), и опишите все круги об­стоятельств, которые заставляют людей со­вершать те или иные поступки.

Стр.52

Тренинговое задание №3

Внимательно прочитайте следующий отрывок из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проанализируйте все круги обсто­ятельств, в которых действуют все персонажи. Как изменилось бы поведение всех действу­ющих лиц, если бы круги обстоятельств были иными? (например, если бы это было не ран­нее утро, а поздний вечер; если бы Софья и Молчалин находились а) в спальне у Софьи, б) в гостиной; если бы Молчалин не был без­родным бедняком и т.д).

Грибоедов.

ГОРЕ ОТ УМ А.

Действие 1.

Явление 4.

София, Лиза, Молчалин, Фамусов.

фамусов. Что за оказия! Молчалин, ты, брат?

молчалин.

Я-с.

фамусов.

Зачем же здесь? и в этот час?

И Софья!.. Здравствуй, Софья, что ты

Стр. 53

Так рано поднялась! а? для какой заботы?

И как вас Бог не в пору вместе свел?

СОФИЯ.

Он только что теперь вошел.

молчалин.

Сейчас с прогулки.

фамусов.

Друг. Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! — Занятье для

девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек!

и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!..

София.

Позвольте, батюшка, кружится голова;

Я от испуги дух перевожу едва;

Изволили вбежать вы так проворно,

Смешалась я...

фамусов.

Благодарю покорно,

Я скоро к ним вбежал!

Я помешал! я испужал!

Я, Софья Павловна, расстроен сам, день

целый

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня!

Но ждал ли новых я хлопот? чтоб был

обманут...

София.

Кем, батюшка?

фамусов.

Вот попрекать мне станут,

Что без толку всегда журю.

Не плачь, я дело говорю:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

Да не в мадаме сила.

Стр.55

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин...

Монашеским известен поведеньем!..

лиза.

Осмелюсь я, сударь...

фамусов.

Молчать!

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам.

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Берем же побродяг, и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

СОФИЯ.

Я гнева вашего никак не растолкую.

Он в доме здесь живет, великая напасть!

Шел в комнату, попал в другую.

Стр. 56

фамусов.

Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

СОФИЯ.

Вот в чем, однако, случай весь:

Как давиче вы с Лизой были здесь,

Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,

И бросилась сюда я со всех ног...

фамусов.

Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

Не в пору голос мой наделал им тревог!

СОФИЯ.

По смутном сне безделица тревожит;

Сказать вам сон: поймете вы тогда.

фамусов.

Что за история?

СОФИЯ.

Вам рассказать?

фамусов.

Ну да. (Садится.) София.

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву.

Стр.57

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

фамусов.

Ах! матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

СОФИЯ.

Потом пропало все: луга и небеса. —

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол — и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему — вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!.. —

Проснулась. — Кто-то говорит, —

Ваш голос был; что, думаю, так рано?

Бегу сюда — и вас обоих нахожу.

фамусов.

Да, дурен сон, как погляжу.

Тут все есть, коли нет обмана:

И черти и любовь, и страхи и цветы. Ну, сударь мой, а ты?

молчалин.

Я слышал голос ваш.

фамусов.

Забавно.

Дался им голос мой, и как себе исправно

Всем слышится, и всех сзывает до зари!

На голос мой спешил, за чем же? — говори.

молчалин.

С бумагами-с.

фамусов.

Да! их недоставало.

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердье к письменным делам! (Встает.)

Ну, Сонюшка, тебе покой я дам:

Бывают странны сны, а наяву страннее;

Искала ты себе травы,

На друга набрела скорее;

Повыкинь вздор из головы;

Где чудеса, там мало складу. —

Поди-ка, ляг, усни опять.

(Молчалину)

Идем бумаги разбирать.

Молчалин.

Я только нес их для докладу,

Что вход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

фамусов.

Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их;

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

(Уходит с Молчалиным, в дверях пропус­кает его вперед.)

Тренинговое задание №4

Продолжайте свои наблюдения за группа­ми людей. На этот раз выберите группу своих знакомых, с которыми вы видитесь каждый день. Определите все круги обстоятельств, под влиянием которых находятся эти лю­ди. Исходя из сочетания всех кругов обстоя­тельств, проанализируйте слова и поступки этих людей. Как обычно, эта работа долж­на проводиться ежедневно, в течение шести дней. В седьмой день перечитайте свои запи­си. Запишите выводы.

Стр. 60


Глава третья

Метод

действенного анализа и система

Станиславского.

Событийный ряд пьесы.

Тренинг событий

Определение всех кругов обстоя­тельств и их анализ — первый этап работы по

методу действенно­го анализа. Впервые этот метод был пред­ложен

К. С.Станиславским; на его основе,

Стр.61

собственно, и построена знаменитая «сис­тема Станиславского». В дальнейшем метод действенного анализа развивался и подроб­но разрабатывался последователями великого реформатора сцены. Георгий Александрович Товстоногов был горячим поклонником Ста­ниславского и сам себя считал его учеником. О методе Станиславского он писал:

Метод действенного анализа представля­ется мне самым совершенным на сегодняш­ний день приемом работы с актером, венцом многолетних поисков Станиславского в об­ласти методологии.

Мне посчастливилось несколько раз встре­титься с самим Константином Сергеевичем, но в основном я воспринимал и постигал сущес­тво метода отраженно, через учеников и по­следователей Станиславского, которые были моими учителями, а также в процессе собс­твенной практики. Мое понимание метода во многом индивидуально, субъективно и ни для кого не обязательно. Я прошу воспринимать сказанное мною не как некое объективное изложение учения Станиславского, а как сум­му выводов, к которым я пришел в результате моей практической работы.

В чем, с моей точки зрения, заключается су­щество метода действенного анализа?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...