Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для бакалавров направления 080100 «Экономика»

всех форм обучения

 

 

Альметьевск, 2014

 

УДК

ББК

Н - 90

 

Нурыйахметова С.М.

Организация инновационной деятельности предприятия (организации): Учебно-методические указания. – Альметьевск, Тип. АГНИ, 2014 г. – 21с.

 

Организация инновационной деятельности предприятия (организации): Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров направления 080100 «Экономика»всех форм обучения. – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Рецензент: Садыкова Р.Ш. - д.э.н., профессор кафедры «Экономика предприятий», АГНИ

 

 

Печатается по решению кафедры

«Экономика предприятий»

от _____________г.

 

 

Утверждено на заседании

Учебно-методического Совета

АГНИ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Методические указания по выполнению контрольной работы  
2. Содержание контрольной работы  
3. Вопросы к экзамену по курсу «Организация инновационной деятельности предприятия (организации)»  
4. Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов  
5. Литература  
Приложение  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант контрольной работы студент выбирает по последней цифре номера зачетной книжки. Если номер зачетной книжки оканчивается на 0, то вариант работы будет под номером 10 и т.д.

После ознакомления с содержанием выбранного варианта контрольной работы студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы. Перед написанием контрольной работы студент должен обязательно продумать и составить четкий план ее изложения, который при необходимости можно уточнить с преподавателем. Важно помнить, что, чем четче план работы, чем он логичнее составлен, тем легче автору изложить свои мысли, сделать обоснованные выводы. В свою очередь, план контрольной работы является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимосвязь ее отдельных частей.

Структура контрольной работы, как принято, включает:

- титульный лист;

- план работы;

- введение (где излагается актуальность и основные положения выбранной темы, степень се разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи, новизна, теоретическая и практическая значимость);

- основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, структуры, форм и методов теории и практики социального менеджмента, раскрывающие тему контрольной работы), содержащую 3—6 вопросов;

- заключение (где формулируются выводы по данной теме);

- список использованных литературных источников.

Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно, она должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, а страницы должны быть пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературы должны быть точными, их необходимо давать с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы).

Объем контрольной работы – 10-15 страниц, в конце работы ставится подпись студента и дата выполнения.

Контрольная работа рецензируется преподавателем и оценивается им, как правило, по пятибалльной шкале. При получении отрицательной оценки работа вместе с рецензией отдается студенту на доработку и с учетом замечаний возвращается для повторной проверки вместе с рецензией.

Образец оформления титульного листа контрольной работы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.

 

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1.

Конкуренция в инновационной деятельности.

1. Основные направления инновационной деятельности.

2. Классификация инновационной деятельности.

3. Формирование конкурентной среды.

4. Организация конкурсного выполнения НИОКР.

5. Развитие конкуренции в инновационной деятельности.

 

Вариант 2.

Инновационные стратегии малого бизнеса.

1. Основные черты и сферы деятельности.

2. Определение инновационной роли фирмы.

3. Пути развития фирмы.

4. Разработка стратегии фирмы.

 

Вариант 3.

Инновационные стратегии корпорации, холдинга, финансово-промышленной группы (ФПГ).

1. Основные черты и сферы деятельности.

2. Роль в экономике и инновационном процессе.

3. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов.

4. Стратегия инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций.

5. Эволюционный путь развития.

 

 

Вариант 4.

Концепция проектирования инновационных преобразований.

1. Выбор и реализация инновационных стратегий.

2. Сущность инновационных преобразований.

3. Переход от инновационной стратегии к инновационному проекту.

4. Инновационная программа.

 

Вариант 5.

Инновационные цели и инновационный потенциал организации.

1. Показатели инновационной деятельности организации.

2. Определение инновационных целей.

3. Оценка инновационного потенциала.

4. Формирование инновационного климата организации.

5. Содержание инновационной позиции организации.

6. Оценка инновационной активности и инновационной силы.

Вариант 6.

Проектное управление инновациями.

1. Понятие исследовательского проекта и его содержание.

2. Оформление инновационного проекта.

3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.

4. Управление проектом.

Вариант 7.

Реинжиниринг и бизнес-процессы.

1. Объекты реинжиниринга. Условия успешного реинжиниринга.

2. Бизнес-процесс как предмет реинжиниринга.

3. Процесс реинжиниринга.

4. Методические средства реинжиниринга.

5. Участники проекты реинжиниринга.

Вариант 8.

Организационные формы инновационной деятельности.

1. Формирование инновационных подразделений.

2. Формы малого инновационного бизнеса.

3. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия.

4. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп.

 

Вариант 9.

Инвестиции в инновационном менеджменте.

1. Инновационная деятельность как объект инвестирования.

2. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности.

3. Критерии инвестиционной привлекательности.

4. Обоснование экономической эффективности проекта.

5. Экономическая экспертиза инновационного проекта.

 

Вариант 10.

Управление рисками в инновационной деятельности.

1. Классификация и идентификация рисков.

2. Методы анализа неопределенности и риска.

3. Количественная и качественная оценка рисков.

4. Методы управления рисками.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)»

 

1. Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей.

2. Сущность понятия «инновация». Особенности и функции инноваций. Классификация инноваций.

3. Виды инновационной деятельности.

4. Направления инновационной деятельности: активное, реактивное, пассивное.

5. Сущность и понятие инновационного процесса.

6. Стадии инновационного процесса.

7. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии).

8. Особенности инновационных работ.

9. Особенности системы управления инновационным процессом и её основные элементы.

10. Сущность инновационного потенциала предприятия.

11. Сущность категории «инновационная активность».

12. Оценка инновационной активности предприятий.

13. Способы измерения и управления инновационной активностью.

14. Место и роль стратегии управления инновациями в общей стратегии развития организации.

15. Сущность стратегии, её особенности и выбор.

16. Виды стратегии инноваций.

17. Механизм стратегического управления. Матрица SWOT-анализа.

18. Сущность организации инновационной деятельности.

19. Классификация научно-технических (инновационных) организаций.

20. Формирование новых, прогрессивных организационных структур.

21. Малые инновационные предприятия (МИП).

22. Классификация и этапы формирования малых инновационных предприятий.

23. Преимущества и значение малых инновационных предприятий и их типы.

24. Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки.

25. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий.

26. Формирование нормативной базы инновационной деятельности.

27. Нормативная база развития инновационной деятельности.

28. Сущность и объекты интеллектуальной собственности

29. Правовая защита результатов инновационной деятельности.

30. Стратегия ОАО «Татнефть» в области создания результатов интеллектуальной собственности.

31. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий.

32. Роль руководителя в процессе инноваций.

33. Управление инновационными преобразованиями

34. Материальное стимулирование работников, связанных с созданием и использованием инноваций.

35. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации.

36. Затраты на инновационную деятельность.

37. Особенности финансирования инновационной деятельности.

38. Источники и формы финансирования инноваций.

39. Проектное финансирование инновационной деятельности.

40. Венчурное финансирование инновационной деятельности.

41. Методы финансирования инновационной деятельности за рубежом.

42. Риски в инновационной деятельности.

43. Инновационный проект – новая форма организации инноваций.

44. Проектное управление инновационной деятельностью.

45. Принципы анализа инновационного проекта.

46. Методика оценки эффективности инновационных проектов.

47. Управление инновационными рисками.

48. Государственное регулирование инновационной деятельности в США.

49. Государственное регулирование инновационной деятельности в Японии.

50. Методы государственного стимулирования инновационной активности в странах Европы.

51. Российская политика государственной поддержки инновационной деятельности.

52. Особенности рынка инноваций.

53. Пути совершенствования маркетинга инноваций.

54. Методы планирования инноваций.

55. Содержание портфелей новшеств и инноваций.

56. Система показателей эффективности инновационной деятельности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ВАРИАНТ №1

1) Выберите один или несколько правильных ответов из предложенных альтернатив на следующие вопросы:

1. В чем состоит практическая значимость инноватики как области научного знания?

А) предвидение перспектив долгосрочного технико-экономического развития;

Б) влияние на динамику производства в различных фазах деловых циклов;

В) содействие подъему деловой активности;

Г) предвидение перспектив долгосрочного технико-экономического развития, влияние на динамику производства в различных фазах деловых циклов, содействие подъему деловой активности;

Д) предвидение перспектив долгосрочного технико-экономического развития и содействие подъему деловой активности;

Е) предвидение перспектив долгосрочного технико-экономического развития и влияние на динамику производства в различных фазах деловых циклов.

2. Что относится к альтернативным направлениям инновационной деятельности, осуществляемым в целостной системе управления инновациями?

А) реинжиниринг;

Б) диффузия инноваций;

В) нововведения-продукты;

Г) нововведения-процессы;

Д) поисковые НИОКР;

Е) фундаментальные исследования;

Ж) модификация продуктов.

3. К какому типу инноваций относится разработка и освоение производства низковольтных безнакальных магнетронов?

А) новые для отрасли в мире;

Б) новые для отрасли в стране;

В) новые для данного предприятия.

4. Сколько циклов включает инновационный менеджмент?

А) 2; Б) 3; В) 4.

5. Й. Шумпетер понимал под нововведениями:

А) новые комбинации факторов производства;

Б) изобретения; В) новые технологии.

6. Что первично – новация или инновация?

А) новация; Б) инновация.

7. Какие инновации учитывают инновационный потенциал и степень новизны?

А) стратегические; Б) замещающие; В) радикальные.

8. Инновационный менеджер имеет дело с:

А) составлением бизнес-планов;

Б) управлением инновационными процессами;

В) проектированием новшеств.

9. Может ли организация быть отнесена к научной, если ее основной деятельностью является доставка продукции конечному потребителю?

А) да; Б) нет.

10. Инновационный менеджмент:

А) совокупность методов управления персоналом;

Б) совокупность методов и форм управления инновационной деятельностью;

В) самостоятельная наука.

2) 1. Следует ли развивать частный сектор науки?

2. Зависит ли наличие в составе организации научных подразделений от формы собственности?

3. Методики государственного регулирования инновационной деятельности какой страны Вы придерживаетесь? Почему?

 

ВАРИАНТ №2

1) Выберите один или несколько правильных ответов из предложенных альтернатив на следующие вопросы:

1. Что является объектами исследования в инноватике?

А) инновационный менеджмент;

Б) технологические уклады;

В) деловые циклы;

Г) инновационные стратегии;

Д) жизненные циклы продукции, технологий, товаров;

Е) новации, инновации, нововведения;

Ж) инновационные процессы.

2. Какие инновации учитывают сферу деятельности предприятия?

А) технологические; Б) единичные; В) диффузные.

3. Н.Д. Кондратьев разработал:

А) классификацию инноваций по типу новизны для рынка;

Б) классификацию инноваций на продуктовые и процессные;

В) теорию длинных волн или больших циклов конъюнктуры.

4. Венчурный бизнес характерен для:

А) крупных фирм;

Б) средних фирм;

В) малых фирм.

4. Что из перечисленного ниже относится к начальной стадии жизненного цикла?

А) разработка технического задания НИР;

Б) проведение ОКР;

В) подготовка производства.

5. Что такое сертификация?

А) определение соответствия продукции требованиям нормативно-технической документации;

Б) оценка экономичности конструкции;

В) оценка опытного образца приемочной комиссией.

6. Что может быть формой завершения фундаментальных исследований?

А) научная публикация;

Б) разработка чертежа;

В) разработка опытного образца.

7. Фирмы-коммутанты занимаются:

А) крупным бизнесом;

Б) удовлетворением потребностей на узком сегменте рынка;

В) средним и мелким бизнесом, учитывающим местно-национальные потребности.

8. Является ли выход на рынок технологий результатом инновационной деятельности?

А) да; Б) нет.

9. К какой стадии жизненного цикла относится постановка продукции на производство?

А) производственной; Б) начальной; В) предпроизводственной.

10. В чем состоит цель инновационного менеджера?

А) управление подготовкой производства новой продукции;

Б) контроль качества новой продукции;

В) снижение риска в жизнедеятельности фирмы и создании комфортных условий для сотрудников.

2) 1. Имеют ли технопарки перспективы в России?

2. В чем состоит организационная форма управления?

3. Что такое интеллектуальная собственность?

 

ВАРИАНТ №3

 

1) Выберите один или несколько правильных ответов из предложенных альтернатив на следующие вопросы:

1. Что относится к альтернативным направлениям инновационной деятельности, осуществляемым в целостной системе управления инновациями?

А) реинжиниринг;

Б) диффузия инноваций;

В) нововведения-продукты;

Г) нововведения-процессы;

Д) поисковые НИОКР;

Е) фундаментальные исследования;

Ж) модификация продуктов.

2. Что из перечисленного ниже относится к научным исследованиям и разработкам?

А) конструкторские работы;

Б) теоретическое исследование;

В) издание научно-технической литературы.

3. Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, относятся к:

А) венчурным; Б) коммутантам; В) эксплерентам.

4. Что необходимо для быстрого распространения инновации?

А) сплоченный творческий коллектив;

Б) наличие идей; В) развитая инфраструктура.

5. К объектам инфраструктуры науки и инноваций относятся:

А) концерны и ассоциации;

Б) общественные академии; В) технопарки.

6. Что из перечисленного ниже относится ко второй стадии жизненного цикла?

А) теоретические и экспериментальные исследования;

Б) разработка рабочей конструкторской документации;

В) изготовление опытного образца.

7. Какие инновации учитывают сферу деятельности предприятия?

А) технологические; Б) единичные; В) диффузные.

8. Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде:

А) новых машин и оборудования; Б) товарных знаков; В) лицензий.

9. Что является объектами исследования в инноватике?

А) инновационный менеджмент;

Б) технологические уклады;

В) деловые циклы;

Г) инновационные стратегии;

Д) жизненные циклы продукции, технологий, товаров;

Е) новации, инновации, нововведения;

Ж) инновационные процессы.

10. Какие инновации учитывают инновационный потенциал и степень новизны?

А) стратегические; Б) замещающие; В) радикальные.

2) 1. Что такое инновационная политика государства?

2. Укажите основные признаки инновации.

3. Что такое фирма-эксплерент и каковы ее перспективы в России?

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2000.

2. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2005.

3. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2002.

4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

5. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.: Вузовский учебник, 2004.

6. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2004.

7. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

9. Макаркин Н.Р., Шаворина Л.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Наука, 2005.

10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

11. Медынский В.Г., Идельменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. Учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Ирикова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

12. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебник для студ. вузов / Под ред. Ю.П. Морозов. – М.: ЮНИТИ, 2002.

13. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2004.

14. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5- е изд. – СПб.: Питер, 2006.

15. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб. Питер, 2005.

 

Дополнительная литература

1. Бакланова О.Ю. Управление инновационным потенциалом в регионах России // Региональная экономика. – 2008. - №76.

2. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. – СПб. Питер, 2005.

3. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник / Под ред. М. Бора. – М., 2006.

4. Качество, инновации, образование // Ежемесячный научно-практический журнал. – 2008.

5. Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студ., обуч. по экономич. спец. – М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Маренков Н.Л., Золоторева М.А. Инновации в России: Учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.

7. Мемухина С.Я., Зиннуров У.Г. Инновационные стратегии в маркетинге: Учеб. пособие. – Уфа: БАГСУ, 2004.

8. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. – 2006. - №6.

9. Орлов А.И. Менеджмент. – М.: Гамма. – 2005.

10. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. Л.С. Барютина. – М.: Экономика, 2000.

11. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях рынка. – М.:РИЦЛО «Мегаполис-Контракт», 2003.

12. Райзберг Б., Морозов Н. Государственное управление инновационными процессами // Экономист. – 2008. - №1.

13. Тюрина А.В. О формах интеграции капитала в ФПГ // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - №3.

14. Цветков В. Подкрепить инновационное развитие промышленной политикой // Экономист. – 2008. - №3.

15. Шапиро В.Д. Управление проектами. – СПб: Два+Три, 2006.

16. Экономика и право // Научно-методическое издание. – 2006. - №2.

17. Экономика и управление // Научно-практический журнал. – 2007. - №4.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...