Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая культура предполагает также оценку правомерности поступков других лиц и действия, направленные на то, чтобы воспрепятствовать совершению ими правонарушений.

Правовую культуру можно понимать, как:

v Правовую культуру общества

v Правовую культуру группы

v Правовую культуру личности

 

Лицо, обладающее правовой культурой:

  • Во-первых, характеризуется определенным уровнем знания действующих юридических норм;
  • Во-вторых, ему свойственно уважительное отношение к праву;
  • В-третьих, оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Правовая культура предполагает также оценку правомерности поступков других лиц и действия, направленные на то, чтобы воспрепятствовать совершению ими правонарушений.

 

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • Идеологический (правовые идеи)
  • Нормативный (правовые нормы)
  • Поведенческий (правовые поступки)
  • Объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности

 

 

Правовая культура общества – разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности -

 

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

 

v Уровень правосознания и правовой активности общества;

v Уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

v Культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

 

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический:

 

o Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

  • Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.
  • Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

 

 

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений

Общественное правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.

Функции правосознания:

 

1. Познавательная - предполагает знание права, информированность о нормативных актах, о содержании юридических норм; без информации о законе не может быть и отношения к нему (см. «правовые знания»)

2. Регулятивная (установочная) - предполагает соотношение поведения людей с действующей в обществе системой правовых предписаний; мотивы и установки в отношении поведения, урегулированного правом, — в соответствии с правовыми дозволениями и запретами.

3. Идейно-воспитательная - Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

4. Прогностическая (правовое моделирование) - Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов;

В структуре правосознания личности каждой из функций соответствуют такие блоки:

1. Правовые знания - юридические знания и умение ими пользоваться.

Чтобы оценить право, выразить к нему своё отношение, необходимо обладать хотя бы минимумом информации о праве или конкретном законе. Объём этой информации у разных субъектов различен и зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия профессиональной юридической подготовки, места работы и других факторов. В зависимости от уровня знаний о праве правосознание подразделяется на виды: обыденное (любого гражданина), профессиональное (лиц, профессионально занимающихся юридической деятельностью), научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).

2. Правовые оценки – позиция (мнение) человека тех или иных правовых явлений.

Правовые эмоции складываются на основе оценок права. В основе же самих оценок лежат правовые идеи, представления о том, каким должно быть право справедливое, право эффективное в достижении определённых целей, утверждении определённых ценностей, какие правовые средства должны использоваться для их утверждения и охраны. Если тот или иной закон оценивается как справедливый, эффективный в утверждении желаемых для субъектов ценностей, то возникают положительные эмоции: чувства удовлетворения, радости. Если же закон находит негативные оценки, рассматривается как несправедливый, неэффективный, то, напротив, возникают негативные эмоции: чувства неудовлетворённости, огорчения, неприятия.

3. Правовые установки - это предрасположенность личности, её психологическая готовность к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом, выражающаяся в предрасположенности к нарушению права. Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках.

Правосознание личности можно представить в виде механизма с тремя элементами, где каждый выполняет свою функцию в правовом поведение личности. Мы сначала познаем правовые явления, потом у нас формируется к ним отношения и на последнем этапе это выражает в нашем поведении в качестве устойчивых правовых установок

 

Уровни правосознания в зависимости от его глубины:

Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей. Таким сознанием обладают все люди

Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права. Формируется у людей занимающихся практической юридической деятельностью.

Научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде - в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках - глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ. Формируется в преподавательской и ученой среде.

 

Правовой нигилизм – отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Правовой идеализм – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Правовое воспитание - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

 

 

Правомерное поведение - это действие (бездействие) субъектов права, которое соответствует требованиям норм права или принципов права данного государства.

В норме права прописана модель необходимого, дозволенного или должного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...