Некоторые проблемы, связанные с разработкой сюжета
С сюжетной разработкой связано много сценарных проблем. Часто сюжет бывает слишком слаб, раздроблен, плохо структурирован, не сфокусирован на главной идее и т.д. Часто сюжет и фабула нигде не пересекаются, и хотя сюжет вроде бы и интересный, сам по себе, без фабульной «поддержки» он кажется надуманным и претенциозным. Когда Вы разрабатываете какую-либо сюжетную линию, умейте отделить ее от основной. Если Вы не уверены где у вас сюжет, а где фабула, ответьте на два вопроса: «ЧТО ДВИГАЕТ МОЮ ИСТОРИЮ?» и «ГДЕ И В ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАНО ДЕЙСТВИЕ?» Ответив на эти вопросы, Вы поймете, что размышляете над ФАБУЛОЙ своего сценария. Затем ответьте себе еще на два вопроса: «А КАКОВА ТЕМА МОЕГО ФИЛЬМА?», «ЧТО Я ХОЧУ ЭТИМ СКАЗАТЬ И ЧТО В СЦЕНАРИИ ПОМОГАЕТ МНЕ ВЫРАЗИТЬ ЭТО?». Ответив на эти вопросы, вы поймете, в чем ваш СЮЖЕТ. Отделив фабулу от сюжета, Вы поймете, какова структура каждого из них. Обратите внимание на завязку сюжета, проясните, как он развивается в первой, второй и третьей частях, дайте себе отчет, что в них происходит. Обычно определить структуру сюжета - самое сложное. Вы ПОСТОЯННО обязаны задавать себе вопрос: «В чем развитие моего сюжета?» Когда Вы сможете на него ответить, проследите еще раз его развитие от начала до конца. Вероятно, его началом будет служить первое поворотное событие. Затем проверьте, где находится второе поворотное событие. Точно определите для себя, КАКИМ в этом месте становится сюжет. Если более напряженным, и стремящимся к кульминации и развязке, тогда, безусловно, это второе поворотное событие. Запомните, что после фабульной кульминации должна происходить кульминация сюжетная, одна или несколько.
Для того, чтобы прояснить себе работу над разработкой сюжета в сценарии, ответьте на следующие вопросы:
Необходим ли мне этот сюжет? Что он дает моей фабульной истории? Гармонирует ли он с ней? Сколько сюжетных линий существует в моем сценарии? Если их более трех или четырех, может их следует сократить для того, чтобы сфокусировать внимание на основной линии? Если нет, то что они дают главной сюжетной линии? Достаточно ли ясна каждая из сюжетных линий? Все ли в порядке с завязкой, перипетиями и развязкой в каждой из них? Следует ли сюжетная кульминация сразу после кульминации фабульной? Если сюжет Вашего сценария хорошо сконструирован, взаимозависит от фабулы, Вы, скорее всего, имеете хороший, драматичный сюжет, который поможет Вам выразить Ваши идеи – и значит, вам есть что вложить в Ваш мессидж Человечеству. Теперь давайте обратим наше внимание на развитие сюжета в сценарии, особенно во второй его части. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ
Вторая часть в сценарии наиболее сложна. Как правило, где-то на 45-60 страницах сюжет начинает «буксовать» и начинающий сценарист всерьез задумывается о своем безработном будущем (ох, как права г-жа Сегер – прим. Пер.). Большинство проблем, возникающих во второй части, как правило, связаны со сложностью переходов и размытости сюжетных линий. История перестает развиваться. Попытаемся разобраться – почему? Такие проблемы возникают и растут потому, что история теряет свой «хребет». Возможно, причина в отдельных сценах, которые уводят сюжет от основного содержания, или персонажи не действуют, а многословно говорят, или история развивается слишком медленно, или слишком быстро, Хорошая завязка и динамичное развитие первой части необходимы для ЯСНОСТИ происходящего во второй. Первое мощное поворотное событие должно заставить историю развиваться. Но необходимо учитывать и некоторые другие сценарные элементы, особенно, если вторая часть длится час или более.
СЦЕНАРНЫЕ ПЕРЕХОДЫ
Момент перехода одной сцены в другую называется СЦЕНАРНЫМ ХОДОМ. По идее, все сцены должны лежать в русле событийного ряда, строиться на действии, приводящем к кульминации и развязке. Хотя это и слишком поверхностное описание функции сцен. Одни сцены необходимы длядвижения фабулы, другие - для развития сюжетных линий или характеров. Конечно, если каждая сцена будет подталкивать нас к кульминации, история будет выглядеть стройной и ритмичной. Давайте попробуем проанализировать переходы от сцены к сцене с точки зрения развития всей истории. И поговорим о развитии характера от сцены к сцене. В каждой хорошей картинесуществует точный событийный ряд. Рассмотрим конец первой сценарной части «Свидетеля» с точки зрения переходов от сцены к сцене.
Маленький Самюэль утверждает, что Макфи - убийца. Джон Бук приходит к Полю и говорит ему об этом. Поль просит хранить тайну. Джон возвращается к себе. Его пытается застрелить Макфи. Джон понимает, что Поль замешан в убийстве. Джон везет Рэчел и Самюэля на их ферму. В результате ранения Джон остается на ферме эмишей.
Последняя сцена вводит нас во вторую часть, в течение которой развиваются взаимоотношения Джона и Рэчел, т.е. основная сюжетная линия. Заметьте, что каждая из перечисленных четырех сцен перерастает в следующую. Переходы абсолютно ЗАМОТИВИРОВАННЫ и активно двигают историю. Помните, что сценарные переходы напрямую связаны с МОТИВИРОВКАМИ ПОСТУПКОВ ГЕРОЕВ. Логика и построение сценарных переходов должна быть понятна не только Вам, но и зрителю. А вот как вы их будете делать – это зависит от степени Вашего таланта.
МОМЕНT ДЕЙСТВИЯ
Мы уже встречались с Вами с этим понятием. Вернемся к нему еще раз, поподробнее. Действие, продвигающее историю, состоит из моментов действия. Момент действия - это драматическое событие, которое влечет за собой определенную реакцию, как правило, двигающую дальнейшее действие. Если эта реакция зрима (не диалог) она обязательно двинет историю. Можно обозначить момент действия, как действие, дающее продолжение развития истории, сюжета, фабулы и т.д.
Моменты действия есть в каждой части сценария, но они совершенно необходимы во второй части, в которой сценарий легко «провисает». Существует несколько типов моментов действия. Мы уже говорили с Вами о поворотных событиях - мощных стимулах развития истории, которые также относятся к моментам действия. Кроме них существуют еще: 1) ПРЕПЯТСТВИЕ, 2) УСЛОЖНЕНИЕ и 3) ПЕРЕВЕРТЫШ.
ПРЕПЯТСТВИЕ
Во многих картинах главный герой для достижения своей цели должен преодолеть массу препятствий, которые заставляют его или изменить тактику, или вынуждают принять какое-то новое решение и т.д. ПРЕПЯТСТВИЕ - безусловно момент ДЕЙСТВИЯ, поскольку оно заставляет героя совершать новые поступки. Заметьте, как препятствие работает. Оно останавливает действие для того, чтобы герой, приняв решение, совершил НОВЫЙ поступок и таким образом продолжил бы действие. История почти не может развиваться без препятствий, хотя она может развиваться без кардинального изменения решения в отношении преодоления этого препятствия. Например. Я - продавец. Я стучусь в дверь №1 и предлагаю свой товар, но мне говорят - «Нет». Я стучу в дверь №2 - и получаю такой же ответ, стучу в дверь № 3 - и наконец мой товар покупают. В результате этого мой шеф меня повысит и я не буду ходить продавать товар. На этом примере можно наблюдать, каким образом препятствие дает развитие действию. Мой товар не нужен за дверью №1 (препятствие) - я стучу в следующую (действие) и т.д. Но по-настоящему мощное развитие действия возникает тогда, когда мощное же препятствие преодолено. В «Челюстях-1» можно увидеть хороший пример того, как препятствия усиливают и драматизируют действие в сцене поимки акулы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|