Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риторический аспект – музыка чувств

Экстатический аспект музыки

Реагирование на музыку может быть мгновенным, даже инстинктивным. Многие люди отвечают непосредственной физической реакцией на упорядоченную ритмическую пульсацию. Слово «экстаз» может показаться слишком громким названием для непроизвольных реакций, выражающихся всего лишь в притопывании и ритмических хлопках в ладоши во время песни. Но если пульсация станет активной и мощной, тогда вызванное ею состояние можно по праву назвать «экстазом», ибо слово это означает исступленно-восторженное состояние или отключение (бесчувствие). Существует музыка, способная довести разум до такого состояния, когда он становится невосприимчив ко всему остальному.

Во многих религиях состояние транса зачастую активно вызывается с помощью воспроизводимого ритма. Первобытные силы, пробуждаемые экстатической музыкой, очевидно, очень могущественны.

С точки зрения христианства экстатический аспект совершенно неприемлем для выражения своих взаимоотношений с Богом, как со стороны композитора, так и со стороны исполнителей. Неслучайно даже многие либеральные церкви противостоят внедрению в рамки богослужения экстатической музыки, заимствованной из языческих культур и основанной на ритмах, независимо от того, какие тексты положены на такую «музыку».

 

 

Символический аспект

Наряду со способностью захватывать и подчинять (физиологически, а затем и духовно, как это происходит в процессе исполнения или прослушивания экстатической музыки), музыка обладает и прямо противоположным средством – она способна быть символом какой-нибудь отвлечённой идеи, даже более значимой, чем сама музыка. Самая значимая идея принадлежала раннехристианским авторам, считавшим, что целостные образцы музыки представляют собой часть великой симфонии порядка, установленного и поддерживаемого Богом – «величайшим композитором, сочинившим вселенную вселенных».

Так музыка, сочинённая и исполняемая человеческими существами, стала символом бесконечно более величественных мелодий и созвучий Божьего творения. Согласно Фоме Аквинскому, «красота – это торжество порядка».

 

Риторический аспект – музыка чувств

Третья особенность музыки – это способность возбуждать эмоции. Как и в случае с экстатической музыкой, это связано с глубинными свойствами человеческой психики. Даже при наличии речи мелодия может стать более действенным средством для передачи чувств, что наиболее ярко проявилось в сфере христианской музыки.

Музыканты Запада долгое время были убеждены, что их музыка обладает риторической силой (в Древней Греции слово «риторика» обозначало высокоорганизованный набор способов, при помощи которых оратор мог убеждать своих слушателей). Веками они изучали классические приёмы риторики для того, чтобы придать своей музыке силу эмоционального воздействия. История классической музыки Запада свидетельствует об успехах в этой области, и, за некоторыми исключениями, как классическая, так и популярная музыка Запада стремиться, прежде всего, пробудить чувства (данная тенденция усиливается по мере приближения к нашему времени). Разумеется, на этом классическая музыка не ограничивает своё воздействие. В итоге она стремиться достичь человеческого разума, и, шире – человеческой души.

Риторическая традиция в западной классической традиции относительно молода и ограничена узкими географическими рамками. Однако жители Запада до сих пор придерживаются мнения, что именно такой способ организации музыки является единственным верным и полезным. Эта точка зрения объясняет отношение Запада к музыке других культур, которую здесь считается варварской. В «Истории современной музыки» изданной в 1875 году, выражено мнение, которое для многих классических музыкантов является актуальным до сих пор:

«Вся история музыки исчерпывается Европой. Нельзя сказать, что на Востоке нет или не было музыки… но в этой музыке нет истинного значения для нас… Современная европейская система находится ближе к истине, чем любая другая».

В наши дни такое мнение некоторыми музыкантами оспаривается, однако оно продолжает действовать в сфере христианской музыки. Здесь приемлемыми являются только символическая и риторическая музыка. И такой подход, несомненно, является правильным.

В случае с экстатической музыкой сомнений возникать не должно. Ведь в итоге её предназначение – вызвать состояние, названное «экстазом», вплоть до отключения разума. И путь такое, экстатическое состояние проявляет себя в самой различной степени, даже в самом поверхностном виде. Музыка данной категории берёт начало от язычества и способна довести разум до такого состояния, когда он становится невосприимчив ко всему остальному. Сегодня экстатическая музыка, прежде всего, проявляет себя в клубах и дискотеках. Также она выражена таким пластом музыки, как «медитативная», заполонившим сегодня просторы виртуальной сети.

Наиболее изобличающим моментом по отношению к таковой музыке является тот факт, что она воздействует на человека через его организм, через физиологию, обходя контроль мозга (насильно), и как следствие, «срабатывает» безусловно, вне зависимости от каких-бы то ни было признаков (как расовых, возрастных, ментальных и т.п.), всегда и безоговорочно достигая своего эффекта.

Но когда дело касается символической и риторической музыки, здесь многие христианские музыканты могут прийти в затруднение. Что важнее – выразить идею, достичь разума и духа (и только затем чувств, достижение которых хотя и не является целью, но возникает как естественная реакция человеческого естества, которое воспринимает информацию комплексно, отзываясь как разумом, так и эмоционально, и физиологически; правда, в случае со строгой музыкой, физиологическая реакция практически незаметна для посторонних), или же важнее, прежде всего, достичь эмоций и чувств, а затем, через них – разума, как это происходит в музыке риторической?

Напомним, символическая музыка стала символом бесконечно более величественных мелодий и созвучий Божьего творения. В основе её всегда заложена идея о Божьей святости, о Божественном порядке, о мире и покое, дарованном свыше. И только как следствие, композитор выражает в произведении свои мысли и чувствования, направленные только к Богу. В музыке такого рода нет «распыления» на мелкие (в сравнении с вечными ценностями) человеческие заботы, суетную активность, яркие, но сугубо человеческие переживания, нет детализации и акцентирования на эмоциях и изобразительности. В принципе, символическая музыка вовсе не останавливает своё внимание на чувствах и переживаниях, её целью всегда является направить слушателя к небесному, незыблемому и вечному. Единственное чувство, и затем состояние, которые (всё-таки) возникают у слушателей – состояние благоговения и смирения перед Всевышним, побуждение к духовному молитвенному переживанию. Прежде всего, такими свойствами отмечена музыка периода Барокко, особенно произведения И.С.Баха.

Риторический (направленный к чувствам) аспект в академической музыки Европы стал утверждаться, начиная с XIX века, когда общество стало постепенно склоняться от духовного образа жизни к светскому. Этим и объясняется направленность музыкального искусства к чувствам в период Романтизма, и частично, современной классики, интерес которой концентрируется на внутреннем мире человека.

Что немаловажно, переход к светскому атеистическому мышлению в музыкальном искусстве был отмечен сменой композиционных приёмов и принципов. К концу XVIII столетия композиторы и музыканты впервые пришли к выводу, что динамическая, тематическая и драматургическая сторона музыки может развиваться, изменяться во времени. Рост в музыке напряжения (который обязательно является следствием развития) стал аналогичен физиологическому росту и ясно указал на человечность чувства. Даже сам термин «напряжение» уже ассоциируется с земным и человеческим, в противоположность миру, нисходящему свыше.

В духовном аспекте (музыка Барокко, православная музыка) божественная сторона и сторона вечности неизменна. И если в религиозной музыке грани вечного, как правило, были представлены принципом постепенного развертывания идеи, то сторону человеческого бытия стали описывать принципом развития. После Барокко классика стала описывать преимущественно человека, и, как правило, только в горизонтальном развитии (в контексте его земной жизни). Но, начиная с XIX века, и христианские композиторы стали обращаться к принципу развития. Но, в отличие от светских композиторов, они стремились изобразить развитие человека в вертикальном аспекте – его взгляд в небо, его духовный рост, жизнь и взаимоотношения с Богом.

По словам православного музыковеда Вячеслава Медушевского, «демонстративное выпадение в земные чувства не везде привело к деградации искусства, ибо открылась новая возможность: восхождения в высоту в реальности развития … В классико-романтической музыке сутью развития стал подъём на духовную высоту вечности. В музыке выразилось восхождение к небесному смыслу жизни».

Вполне закономерным станет вопрос «но как же смысл развития соприкасается с идеями христианства?». Ответ заключается в том, что сущность христианства – это следование по узкому пути. Господь говорит: «Я есть путь и истина и жизнь». Заповеданный свыше путь в бессмертие, святость по послушанию заповеди Божией («будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», Мф. 5:48) – всё это непрерывный процесс, сопровождающий короткий отрезок человеческой жизни. Как в христианской жизни, так и в музыке этот процесс отмечен необыкновенной энергией стремления вперёд и подъёма.

В.Медушевский: «С рождением классико-романтической формы силы пути вошли в музыку. Ожидания роста, устремления к кульминациям, надежды на чудесные события и преображение духа, упования будущего, стали движительной силой развития. Дух смыслового движения превратил форму в конструкцию развития, образованную взаимодействием напряжений и спадов, омрачений и просветлений».

Исходя из прочитанного выше, в академической музыке (и духовной в том числе) используются два аспекта музыки – как символический, так и риторический. На протяжении двух последних столетий, в силу общественного воздействия и окружающих реалий, более востребованным является риторический аспект.

Не будем утверждать, что христианскому композитору следует остановиться на одном из них, как не будем выделять преимущества одного из них (например, символического). Отметим лишь тот объективный факт, что риторический аспект стал наиболее актуальным в творчестве именно светских классических композиторов.

Как бы то ни было, в нашем случае не должен нарушаться главный принцип христианского музыкального богослужения (как композиторского, так и исполнительского) – совершать его разумно и свято. В основе создания музыкального произведения или его исполнения всегда должно стоять Слово. Только Дух Святой научит и поправит нас, если мы будем чутки к Его водительству.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...