Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, организационные основы функционирования и этапы развития учебно-воспитательного коллектива.




Существенные признаки коллектива и его функции.

 

Коллектив — это такая группа людей, которую объединяют об­щие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная де­ятельность, организуемая для их достижения.

Объединенные единством цели и деятельности члены коллек­тива вступают в определенные отношения ответственной зависи­мости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их равной ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью бо­лее общего коллектива, с которым связан единством цели и орга­низации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива:

· постановка и достижение общественно значимых целей и задач;

· включение воспитанников в различные виды социальной деятельности;

· формирование отношений ответветственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;

· выработка правильного общественного мнения

·  появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

· организация действенной работы органов самоуправления;

· мажорный стиль жизни коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива [159;428]

 

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развито­го коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным вос­питателем личности. Выделяют три воспитательных функции кол­лектива:

· организационную — коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельнос­тью;

· воспитательную — коллектив становится носите­лем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеж­дений;

· функцию стимулирования — коллектив способствует фор­мированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоот­ношения.[161;428]

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться "сверху", т.е. начиная с создания органов, - оно естественно должно вырастать "снизу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица.

С условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. [484,575]

 

 

 

Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов.

Коллектив- это объединение воспитанников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. Наукой выделены типы и структура коллективов.

Структура коллектива

Структура коллектива определяется в зависимости от его типа. В таблице приведены наиболее общие элементы этой структуры. Их содер­жание меняется в зависимости от типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Формальная   Неформальная  
1 - первичный коллектив 2 - органы самоуправления 3 - система социальных ролей 4 — система отношений   1 - микрогруппа 2 - система отношений  

Учебно-воспитательный коллектив имеет формальную (официальную) струк­туру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, воз­никающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объедине­ний. Формальная структура —официально избранный орган самоуправле­ния. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна Она совершенствуется и развивается по мере развития кол­лектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации мо­гут создаваться как постоянные так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы самоуправления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно дей­ствующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто ис­чезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным сред­ством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни

Большое влияние на сплоченность жизнедеятельность коллектива ока­зывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе дея­тельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имею­щие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации —кооперацию взаимодействия.

Наиболее авторитетные объединения воспитанников определяют нормы  ценности всего коллектива. Поэтому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали са­мыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а не формальные на личностной симпатии или антипатии, на узко-групповых интересах и стремлениях.

Основная цель работы педагога с данными структурами заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреп­лении деловых отношений в коллективе. Важнейшие средства и методичес­кие основы воспитания учебно-воспитательнного коллектива.

Методика создания и воспитания коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо орга­низовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла их в дружный и работоспособный коллектив.

 Среди них по количеству, составу членов - первичный и вторичный коллективы.

Первичный коллектив - это группа воспитанников, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте.

По характеру деятельности все многообразие первичных кол­лективов можно разделить на три группы:

· организованные на ос­нове разнообразной, в том числе учебной, деятельности;

· организованные на основе какого-то одного вида деятель­ности;

· организованные на основе игро­вой или других видов деятельности по месту жительства

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и воспитательные за­дачи, стоящие перед педагогической системой.

Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы.

Многообразие коллективов, с одной стороны, создает определенные предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-административную. Вместе с тем коллектив оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами.[160;428]

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим цент­ром считается актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. Активисты подбираются из числа коллектива, наи­более деятельных и пользующихся уважением товарищей. Есте­ственно, педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение де­ловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллек­тиве является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллек­тива лидеров с отрицательной направленностью.

Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с ак­тивом может складываться из следующих видов педагогической деятельности: разъяснения прав, обязанностей и задач коллекти­ва посредством инструктирования, оказание повседневной прак­тической помощи в разработке стратегий коллективной деятель­ности, организация обмена опытом работы, контроль над исполнением поручений и привлечение внимания актива к качеству выполненной работы. Работа с акти­вом действительно необходима, поскольку, актив является тем здоровым и необходимым в воспита­тельном детском учреждении резервом, который обеспечивает пре­емственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. [167,500]

 

2. 3. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива

Коллектив как специально организованное объединение уча­щихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изна­чально не проявляет существенных признаков, которые характе­ризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длитель­ный и проходит ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основ­ным параметром, определяющим его становление. Необходимым путем в развитии вос­питательного коллектива считается закономерный переход от ка­тегорического требования педагога к свободному требованию, предъявляемому каждой личностью к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего воспитанников в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к ним. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диф­фузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива, о наличии которого можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности группы.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требовани­ями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на груп­пу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив дол­жен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него — и к каждому воспитаннику. Таким образом, категоричес­кое требование на этом этапе должно стать требованием коллек­тива. Если этого нет, то нет и коллектива.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в извест­ном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой. По­ложение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллек­тива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, пе­реданными педагогами. Только с полномочиями появляются обя­занности, с а ними и необходимость в самоуправлении.[167,336]

В настоящее время существует и иной подход к определению стадии развития коллекти­ва. Не только требования могут выступать спла­чивающим детей средством. выделяется стадия спло­чения коллектива, стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и стадия, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и раз­вития творческой индивидуальности каждого воспитанника.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция считать, что коллектив — это группа людей высокого уровня раз­вития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятель­ностью, коллективистской направленностью. Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрело­сти. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

Для осознания возможностей коллектива в воспита­нии личности рассмотрим уровни развития группы как коллекти­ва. Изучая коллективы, выделились призна­ки социально-психологической зрелости группы, которые прояв­ляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Они объединяются в три блока: общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленно­сти, отражающими соответственно идеологическую, управленчес­кую и деловую сферы групповой жизнедеятельности; личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и во­левой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы; блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

Общие характеристики групповой жизнедеятельности изу­чены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом: интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегративности — это разобщенность, дезинтег­рация; микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней; референтность — степень приня­тия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей; лидерство — степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач; интрагрупповая активность — мера активи­зации группой составляющих ее личностей;

игтергрупповая активность — степень влияния данной груп­пы на другие группы в более широкой общности.

Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно связаны друг с другом, каждое из них рас­крывается через подструктуры двух первых блоков — обществен­ного и личностного.

Общественный блок. Под направленностью группы по­нимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов дея­тельности, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеоло­гическая сфера группового сознания. Сущность организован­ности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению-групповой самоуправляемости.

 

   Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой, познавательной, спортивной, культур­но-массовой, игровой). Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков, т. е. опыта групповой подготовленности.

Личностный блок. Интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимо­понимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена взаимоинформацией, определения общих позиций, суждений, при­нятия групповых решений. Эмоциональная коммуника­тивность — это межличностные связи эмоционального харак­тера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоцио­нальные потенциалы, это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая коммуникативность пони­мается как способность группы противостоять трудностям и пре­пятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.

Внутри каждого блока и между блоками существуют много­образные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и лич­ного.

Низким уровнем формирования коллектива является груп­па-конгломерат, т. е. группа ранее непосредственно незнако­мых воспитанников, оказавшихся (или собранных) на одном простран­стве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативные. Если группа получает свое назва­ние, она становится номинальной группой. Ей предлагаются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимо­действия с другими группами. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не про­изойдет хотя бы формальное, межличностное объединение.

Если же начальное объединение произошло, воспитанники приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступень­ку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне на­чинается единая жизнедеятельность группы, появляются пер­вые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совме­стная жизнедеятельность в рамках официальной первичной груп­пы дает ей возможность перейти к более высоким уровням орга­низации, а главное, изменяет межличностные отношения и ве­дет при благоприятных условиях на следующую ступень — к кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действу­ющей организационной структурой, высоким уровнем группо­вой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные от­ношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в вы­полнении конкретной задачи в том или ином виде деятельнос­ти. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны, зависят от единства целей и взаимодействия. Это созда­ет условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены груп­пы идентифицируют себя в ней («моя группа»). В ней происхо­дит процесс обособления, эталонизации, внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллекти­ва, к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том чис­ле и за счет других групп. В этом случае появляется корпоратив­ная направленность как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в груп­пу-корпорацию — лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимооб­щение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой груп­пе наблюдается коллективистская направленность и она становит­ся группой-коллективом.

Коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осоз­наны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Орга­ническое единство личного и социального рождается в коллектив­ной общественно полезной деятельности и проявляется в коллекти­визме.[102,261]

Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осоз­нание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в учебно-воспитательном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией со­трудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной рабо­те, совместным участием воспитанников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, постановкой перед учащимися пер­спектив и совместным участием в их осуще­ствлении, активизацией работы обществен­ных организаций.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общи­ми ценностями и целями деятельности, значимыми для всех воспитанников, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной де­ятельности.[58,575]

 

Заключение

 

 Итак, подведем итоги: в разработке современной педагогической концепции коллектива его исследователи неизбежно сталкиваются с трудностями, которые невозможно преодолеть, не введя понятия «воспитательный коллектив» в качестве исходного. Коллектив- важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм-это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. 

В коллективе важную роль занимает функция — воспитание. Она определяет своеобразие его структуры: любой воспитательный коллектив — комплекс двух относительно самостоятельных коллективов — воспитателей и воспитанников, педагогов и учащихся, обучающих и обучаемых. При этом воспитательная деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы обеспечить воспитывающий характер той жизнедеятельности, в которую педагоги включают своих воспитанников.

Воспитательные коллективы занимают важное место в социальной структуре социалистического общества. По-разному они влияют на входящих в них воспитанников.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человек, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетво­ряется естественная потребность людей в общении и деловом взаи­модействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллекти­ва человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть инди­видуальностями, достойными уважения.
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив-это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, и он выступает как объект и субъект воспитания.

 

 

                                            Литература

1 Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ.высш.пед.уч.заведений-М.,2004,336с.

2 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987,104c

3 Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,320c.

4 Педагогика: учеб./ Л.П.Крившенко. Изд-во Проспект, 2005-432с.

5 Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995, 436c.

6 Волков И.П.Цель одна -дорог много. – М,1988

7 Выготский Л.С Этюды по истории поведения. - М., 1993, 345c.

8 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК? - М., 1997,261c.

9 Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. - М., 1984,189c.

10 Ильин Е.Н. Путь к ученику.– М.,1988,250c.

11 Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения - Минск, 1995,500c.

12 Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности.- М., 1991.

13 Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Тео­рия и практика школьных воспитательных систем. - М., 2002,456c.

14 Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979,289 c.

15 Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М.,2001,300c.

16 Лысенкова С.Н. Когда легко учится. –М.,1991,480c.

17 Педагогика /под ред.Ю.К. Бабанского.- М.,2003,250c.

18 http://www.twirpx.com

19 Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника./ М.И.Шилова — М., 2004,324c.

 20     http://www.studsovetnic.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...