Конструктивная деятельность.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПЛАН для студентов 4 курса (7 семестр) (на базе основного среднего общего образования) 2011-2012 учебный год Цель практики 1. Формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми. 2. Овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста. Задачи практики 1. Формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для работы воспитателем в группах раннего возраста. 2. Ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательного учреждения и изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста. 3. Создание установки на личностно-ориентированное обучение с детьми. 4. Овладение основными методическими подходами в работе с детьми раннего возраста. 5. Овладение средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка раннего возраста и особенностей группы. 6. Формирование культуры педагогической деятельности у студентов. Организация практики Практика проводится в группах раннего возраста ДОУ или яслях концентрированно в течение 1-ой недели. В одно дошкольное учреждение распределяются по 6 студентов (по 2 – в возрастную группу). Первоначально студенты наблюдают за работой воспитателя, а затем самостоятельно организуют различные виды деятельности детей: организованную образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность малышей (активное участие в кормлении, умывании, одевании-раздевании, укладывании спать, закаливающих процедурах, внесение различных игрушек-забав для установления контакта с детьми, проведение игр-занятий и т.д.).
Основные критерии оценки практики студентов - реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми; - ответственность при подготовке и проведении работы с детьми; - качество изготовленных дидактических материалов. Отчетная документация 1. Дневник практики, в котором должны быть отражены: a) сведения об учреждении, персонале, режим дня и список детей b) результаты наблюдений за детьми и деятельностью воспитателя, помощника воспитателя c) результаты собственной деятельности d) обоснованные выводы и педагогические рекомендации для дальнейшей работы с детьми. 2. Портфолио с конспектами проведенных занятий, игр, развлечений, результатов продуктивной детской деятельности. 3. Отчёт о практике, в котором студенты делают самоанализ профессионального становления, указывают трудности, с которыми столкнулись на практике. 4. Самостоятельно изготовленное дидактическое пособие (для любой формы работы с детьми).
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
День 1. Выезд в базовое учреждение. Экскурсия по группам раннего возраста. Знакомство с оборудованием групп, их назначением. 2. Знакомство с документацией в группах раннего возраста, требованиями к ее оформлению. 3. Наблюдение за работой воспитателя и младшего воспитателя, распределением обязанностей между ними. Хронометраж режима дня в группе раннего возраста по схеме. Сделать вывод о соответствии психолого-педагогическим, медико-гигиеническим требованиям.
4. Познакомиться с построением развивающей среды в группах раннего возраста:
1) В чем особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста? 2) Обеспечивает ли она психологический комфорт ребенку и воспитателю? 3) Созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, для индивидуальных игр, для развития движений, для сенсорного развития и приобщения малышей к изобразительной деятельности? Отразить полученные данные в дневнике в таблице:
В последней графе таблицы сделать вывод о соответствии предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды (приложение № 1). Внести предложения для совершенствования предметно-развивающей среды группы раннего возраста согласно задачам воспитания и обучения. 5. Познакомиться с задачами воспитания и обучения детей раннего возраста по программе, реализуемой в ДОУ; выявить приоритетные. В отчёте по итогам практики отразить, какие задачи и как реализуются в вашей возрастной группе. 6. Получить задание от воспитателей по изготовлению для группы дидактических пособий. 7. Продумать и обсудить с воспитателем и руководителем практики тему развлечения для детей. 8. Познакомиться с методикой проведения диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (приложение № 3, план работы на 4-ый день практики) и начать её проведение со второго дня практики: диагностика речевого развития (активная речь), навыков конструирования, двигательных навыков, поведения. Самостоятельно определить время проведения диагностики.
День 1. Изучение показателей физического развития детей раннего возраста: - познакомится с состоянием физического развития детей и их здоровья на основе данных медицинской карты - в беседе с врачом или старшей медицинской сестрой ДУ выяснить, насколько гармонично физическое развитие у малышей вашей группы, кто из детей имеет отклонения в физическом развитии; - на основании полученных данных выделить детей, у которых физическое развитие соответствует возрасту, с опережающим или отстающим типами возрастного развития;
- выявить, как воспитатель группы и помощник воспитателя регулируют длительность сна, количество пищи, темп игр и физических упражнений, объем информации в процессе организованного обучения. Анализ в дневнике сделать по следующей схеме:
Примечание: · в графе 2 отметить группу: ЗД – здоровые дети (ни разу не болевшие в течение года); ЧБ – часто болеющие (более 4 раз в году); ЭБ – эпизодически болеющие (1-3 раза в году) · в графе 3 отметить: гармоничное развитие или отклоняющееся (по соотношению роста, веса, окружности грудной клетки, правильной осанки, особенностей стопы) · графы 4-6 заполнить в соответствии с наблюдениями и беседой с воспитателем произвольно 2. Наблюдение утренней гимнастики и организованного обучения в образовательной области «Физическое развитие». Выявить: 1) гигиенические условия организации деятельности: одежда, обувь детей, воспитателя; состояние оборудования, воздушно-тепловой режим 2) соответствие задач и содержания работы возрасту и физическим возможностям детей 3) форма, структура, продолжительность совместной деятельности 4) способы организации детей и приёмы обучения, дифференцированный подход 5) объём физической нагрузки детей, субъективные и объективные показатели реакции организма на физическую нагрузку 6) качество двигательных умений детей 7) эмоциональное состояние детей и воспитателя 8) обеспечение безопасности детей 3. Познакомиться с задачами и содержанием работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию. Выписать в дневник по практике. День 1. Самостоятельное проведение утренней гимнастики, занятия по физическому развитию, подвижной игры с детьми на прогулке и индивидуальной работы по развитию движений в соответствии с планом работы воспитателя и руководителя физического воспитания. 2. Наблюдение и анализ игры-занятия по сенсорному развитию. Выявить:
1) организационные условия осуществляемой деятельности 2) используемую наглядность, приемы обучения 3) эмоциональное состояние детей и степень их познавательной активности 4) стиль общения воспитателя с детьми 5) реализацию принципа дифференцированного подхода 3. Определение уровня развития сенсорных способностей одного ребёнка. Для диагностики использовать следующее задание (предложить игровую форму): поочередно выставлять пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагать «Дай такой же» (соотнесение), «Дай красный (синий, зеленый, желтый)» (отождествление), «Какого цвета?» (называние), «Дай большой (маленький)» (отождествление), «Какой: большой или маленький?» (называние), «Дай круглый» (отождествление), «Какой формы?» (называние) и т.д. Три точных действия указывают на сформированность умения. В процессе работы вести запись по форме:
Полученные результаты отразить в таблице.
День 1. Самостоятельное проведение всех режимных процессов и игры-занятия по сенсорному развитию детей. 2. Просмотр и анализ занятия по художественному творчеству (рисование, лепка): - приёмы развития восприятия (в т.ч. эстетического), обогащения сенсорного опыта, формирования интереса к художественному творчеству и эстетической стороне окружающей действительности - приёмы ознакомления со свойствами изобразительных материалов, правилами их использования, работа над техническими умениями - удовлетворение потребностей малышей в самовыражении в продуктивной деятельности - место работы по сохранению и укреплению физического, психического здоровья детей, культурно-гигиенических навыков (поза, положение рук, общение в процессе совместной деятельности, аккуратность и т.п.) 4. Наблюдение за совместной и самостоятельной игровой и предметной деятельностью детей: - какие игрушки привлекают детей? - какие приёмы используют воспитатели для привлечения детей к игрушкам, как содействуют желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и предметы для игры, использовать предметы-заместители? - какие приёмы используются для формирования умения выполнять несколько действий с одним предметом, переносить знакомые действия с одного объекта на другой?
- какие наблюдаются виды игровых действий детей, начальные навыки ролевого поведения, умение играть рядом? 5. Пользуясь показателями нервно-психического развития, методикой их определения (приложение № 2) и наблюдениями за детьми провести диагностику нервно-психического развития 1 – 2-х детей, определить группы развития ребенка. В дневнике практики процедура выполнения задания оформляется в единую таблицу. При этом ведутся фотозаписи действий и речи детей, особенностей поведенческих реакций, делаются обоснованные выводы.
Фрагмент таблицы (по одному показателю):
Такая запись делается по всем показателям: активная речь, сенсорное развитие, игра, конструирование, продуктивная деятельность (изо), движения, поведение. Итоговые обобщённые результаты диагностики заносятся в протокол. В графе «Уровень нервно-психического развития» проставляется тот возраст, которому соответствует каждый показатель. В графе «Поведение» отражаются следующие показатели: настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности (например, «медлительный»). В графе «Заключение» делается вывод о развитии ребенка, например: «Отстает в развитии активной речи. Отклонения в поведении незначительные». В графе «Рекомендации» дать рекомендации для дальнейшей работы с ребенком.
Пример заполнения таблицы:
Коэффициент психического развития определяется по формуле:
ВПР х 100 КР = -----------------, КВ
где ВПР – возраст психического развития ребенка (в неделях), КВ – средний показатель психического развития по 8-ми факторам (в неделях) КВ – календарный возраст в неделях от рождения до даты обследования 1) КВ= 2,7 мес= 12+12+7=31 мес= 124 нед (31х4) 2) ВПР= 2,6+2,6+2+2+2+1,10+2,6+2,0 =2,2 года=26 мес= 104 нед 3) КР= 104 х 100 = 84
Полученные показатели сопоставляются с коэффициентом психического развития по таблице:
День 1. Самостоятельное проведение занятия по художественному творчеству. 2. Активное включение в игры детей. Для установления контакта используйте тактику игрового взаимодействия, разработанную Н. Михайленко, Н. Коротковой «Взаимодействие взрослого с детьми в игре» Д.В. № 3, 1993 г., стр. 6: - в непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей; - играя с детьми, все время пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку? и т.п.»); - проиграв с детьми, подключиться на короткое время к действиям того или иного ребенка, поддерживая комментариями условные игровые действия, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры со взрослыми или возникшие спонтанно, тем самым помогая малышу осознать смысл его действий; - развертывая игру с детьми, всегда использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами-заместителями (кубик на игрушечной сковородке – котлетка и т.д.), чтобы условное действие с заместителем имело опору в виде реалистической игрушки, достаточно ясно обозначающей для ребенка смысл игровой ситуации; - обыгрывая новые игрушки в совместной деятельности, включать их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет. 3. Проведение развлечения для детей. 4. Итоговый педсовет. Рефлексия: - какие чувства вы испытали, когда вам не удалось успокоить плачущего ребенка? - что вы чувствовали, когда впервые потерпели неудачу в установлении контакта с ребенком? - проанализируйте чувства, которые вы испытали, впервые самостоятельно работая с малышами. - как может повлиять чрезмерная двигательная активность и неустойчивое внимание ребенка на его будущие отношения со сверстниками и воспитателями? - какими факторами обусловлена неустойчивость внимания у детей раннего возраста? - что бы вы предприняли для ускорения умственного развития детей вашей группы? - какова связь между физическим, умственным, социальным и эмоциональным развитием детей вашей группы? - каким образом игра способствует формированию ребенка как целостной личности? - благодаря чему происходит социальное, эмоциональное и умственное развитие детей в игре? - что бы вы могли посоветовать воспитателям вашей группы и от чего их предостеречь? Зам. директора по учебно-производственной работе И.Е.Нарыкова
Приложение № 1
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Среда, окружающая дошкольников в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверие к миру, формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка. Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. В то же время ребенок должен иметь возможность реализовать склонность открывать для себя новое, применять свою фантазию, становится героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади. Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым – это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог и спуститься, и приблизиться к позиции ребёнка, но и ребёнок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы и соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавят его от необходимости все время нагибаться. Для того, чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться. 2. Принцип активности. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребёнку возможность менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цвето-световой дизайн». В дошкольном учреждении желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. 3. Принцип стабильности - динамичности. Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим. А, следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать ему возможность менять окружающую среду в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Их количество и размещение должно быть рационально определено (например, кубические и треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания, из которых можно построить «дом»). Можно менять «фоны» и изменить обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой «мягкой», находится спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсианские» ит. п.), и подвешенные трапеции-качели и т. д. «Мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» ит. д. Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т. п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т. д. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.). В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фантастичными» и т.д. Трансформация помещений может быть обеспечена легкими раздвижными перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов. В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей. В составе этой или других зон групповой комнаты (например, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями. Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «гостиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной - торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям. В такой гостиной хорошо проводить праздники. Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении разновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал. Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано. Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные краски» с оптическим смешением цветового освещения при смене фотофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений. 7. Принцип открытости – закрытости. Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах. Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях - маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом». Четвертый аспект этого принципа - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием разновеликих зеркал – отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных. В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их. 8. Принцип учета половых и возрастных различий. Этот принцип может быть осуществлен в следующем решении: в групповой комнате дошкольного учреждения кроме закрывающихся кабин в туалетной, представляется целесообразным сделать закрывающейся душевую кабину. Для обеспечения (полной или частичной) изоляции мальчиков и девочек в спальне целесообразно предусмотреть зонирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Зоны могут ограждаться кроватками с приподнятыми с двух сторон спинками и боковыми бортиками, а также стационарно установленными барьерами - перегородками высотой 75-80 см. Техническое решение ограждения, а также бортиков у кроваток может предусматривать крепление зеркала, полочки для белья, вешалки для верхней одежды.
Приложение № 2
ПРИМЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТ 2 ЛЕТ ДО 2 ЛЕТ 6 МЕС.
Активная речь § Говорит 3-х и 4-х словными предложениями. Методика: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую тему. Критерии: в речи хотя бы 1 раз употребляет многословное предложение. § Появляются вопросы где? куда? Методика: ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 минут. Поведение ребенка: в речи хотя бы 1 раз употребляет вопросы. Сенсорное развитие. § Подбирает по образцу основные геом.фигуры в разном материале: 2 комплекта основных геом.фигур (кубик, шарик, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Методика: ситуация специально подготовленная. Один комплект у взрослого, другой у ребенка. Педагог показывает фигуру и просит дать такую же. Критерии: правильно дает фигуру. § Подбирает по образцу разнообразные предметы 4-х основных цветов: изображения предметов 4-х основных цветов, цветные карточки тех же цветов. Методика: ситуация специально подготовленная. Педагог показывает цветную карточку, ребенок должен найти предмет того же цвета (составить пары). Критерии: правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета. Игра. § Игра носит сюжетный характер. Отражает из жизни 2-3 последовательных эпизода. Используются пособия для ролевой игры. Методика: ситуация специально подготовленная, подобранные игрушки разложены произвольно. Критерии: дает развернутый сюжет одного содержания, где есть последовательность и взаимосвязь в выполнении действий. Конструктивная деятельность. § Самостоятельно делает простые постройки и называет их. Используется строительный материал разнообразной геом.формы (10-14 штук каждой). Методика: ребенку предлагают построить из строительного материла что-либо (по желанию, замыслу). Критерии: делает 1-2 простые постройки, называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (стол, стул). Навыки. § Одевание. Методика: ситуация естественная, во время одевания на прогулку, после сна. Критерии: полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. § Ест аккуратно. Методика: ситуация естественная, во время питания. Критерии: ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет крошек. Движения. § Перешагивает через палку или веревку, поднятую на 20-30 см. Методика: взрослый предлагает перешагнуть через веревку, палку. Критерии: выполняет свободно, не задевая.
ОТ 2 ЛЕТ 6 МЕС. ДО 3 ЛЕТ Активная речь § Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Методика: ситуация естественная, ребенок отвечает на вопросы взрослого, рассказывает. Критерии: хотя бы один раз использует в речи придаточное предложение. § Появляются вопросы почему? когда? где? Методика: взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов, самостоятельной деятельности, в течение 20-30 минут. Критерии: хотя бы один раз употребляет вопросы. Сенсорное развитие. § В своей деятельности правильно использует геом.фигуры по назначению. Используется геом. мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход…). Методика: взрослый дает ребенку мозаику, карточку-образец и предлагает сделать такой же рисунок из геом.фигур, накладывая их на образец. Критерии: правильно накладывает на рисунок. § Называет 4 основных цвета. Необходимо 8 однотонно окрашенных предметов по 2 одного цвета разной формы. Методика: взрослый показывает один за другим предметы, спрашивает «Какого цвета?» (предметы чередуются по цвету). Критерии: называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета. Игра. § Появляются элементы сюжетно-ролевой игры. Необходимы сюжетные игрушки. Методика: в игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных игр. Взрослый ведет запись игры 20-30 минут. Критерии: отображает какой-либо сюжет, выполнят свою роль, которую определяет словом. На вопрос «Кто ты?» называет роль в соответствии с действием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|