Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные новообразования дошкольного возраста

Ранний возраст. Особенности

Общая характеристика развития ребёнка.

(от 1-3 лет)

Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка

1.Прямохождение

2.Речевое общение

3.Предметная деятельность

Прямохождение -обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Благодаря переходу вертикальной походки ребёнок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя, кроме того у него освобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентиров- исследоват дея-ти.

Речевое общение-помогает ребёнку усваивать знания, формировать умения и быстрее приобщаться к человеческой культуре.В этот период происходит активное развитие познавательных процессов ребёнка. Примерно к 3 годам(к концу раннего детства) память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. В этом возрасте ребёнок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее развитие. Это способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослым ребёнок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу периода в личность.

В раннем возрасте ребёнок впервые открывает для себя, что всё в мире людей имеет своё название. Через речь ребёнок получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой культуры, через речевое общение со взрослым ребёнок приобретает в десятки раз больше информации об окруж. мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.Для ребёнка речь является не только средством общения, но и играет важную роль в развитии мышления и саморегуляции поведения, направленное в конце раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя. Речь позволяет ребёнку овладевать собственным поведением и делать его в опредео1нной степени произвольно-регулируемым.

Предметная деятельность - непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения.На втором году жизни ребёнок приобретает способность представлять отсутствующий объект или непосредственно воспринимаемые при помощи органов чувств события с помощью символов или знаков.

Развитие речи у детей раннего возраста

Дети всех стран и народов с лёгкостью в раннем детстве усваивают свой родной язык и овладевают речью, при чём этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же этапы(3).

1. Возраст около года-ребёнок начинает произносить отдельные слова. К этому времени дети обычно имеют довольно богатый опыт познания окруж. действительности с помощью органов чувств. У детей сложились более или менее опред. представления о своих родителях, о пище, об окруж. Обстановке и т.д. Для начала освоения речи ребёнку необходимо связать имеющиеся у него образы с теми или инными сочетаниями звуков неоднократно произносимыми взрослым в его присутствии, при наличии в поле зрения соответствующих предметов и явлений.

2. Возраст около 2-х лет-ребёнок учиться говорить предложения из 2, 3 слов.


От 1,6-1,8 развивается только понимание речи при не значительном росте активного словаря. Затем дети начинают учиться комбинировать слова,объединяя их в небольшие двух-трёх-словные фразы, от таких фраз до целостных предложений дети прогрессируют очень быстро. Вторая половина второго года жизни ребёнка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведения окруж. людей и на овладение собственным поведением.

3. Возраст около 3-х лет дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо как и взрослые.К 3-м годам ребёнок правильно употребляет падежи, строят многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Кроме того возникает сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

 

Дошкольный возраст

Дошкольное детство-совершенно особый период развития ребёнка. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребёнка. Дошкольное детство длится от(3-6)лет. Этот период состоит:

1.младшего дошк 4-5 лет

2.старший дошк 5-7 лет

Физическое развитие

Вес тела ребёнка ежегодно должен увеличиваться на 2 кг, а рост до 4-5 см в год. В возрасте 4 лет у детей интенсивно развивается костная система,у мальчиков ключевой пояс, у девочек тазобедренный. Позвоночник к этому возрасту соответствует форме позвоночника взрослого человека. Но окостенение скелета ещё не заканчивается и остаётся много хрящевой ткани.

Ребёнок дошкольного возраста отличается хорошим моторным развитием, чрезвычайно вынослив и активен.

Психическое развитие

В дошкольный период перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окруж. Миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения, ребёнок сам начинает определять собственное поведение. Согласно Эльконину, дошкольный возраст “вращается” вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый человек выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Ребёнок, есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность жить вместе с окр. Людьми, а для этого он должен усвоить правила поведения в обществе.

В процессе развития отношений между ребёнком и взрослым происходят:

-усвоение этических норм,

-развитие произвольного поведения,

-формирование личного сознания

 

Основные новообразования дошкольного возраста

Возникновение первого схематического контура цельного детского мировоззрения. Всё, что видит ребёнок он пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения. Строя картину мира ребёнок много выдумывает и изобретает. У ребёнка в дошкольном возрасте складывается артификалисткое мировоззрение(то что окружает ребёнка он считает результатом деятельности людей). Эльконин Д. В. Отмечает парадокс дошкольного возраста, который заключается между низким уровнем интеллектуальных способностей ребёнка и высоким уровнем познавательных потребностей.

2.Возникновение первых этических норм и на их основе моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребёнка к другим людям.

3.Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с понимаем взаимоотношений между людьми. В этом возрасте у ребёнка начинают преобладать обдуманные действия над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний ребёнка может определяться высказанным обещанием- принцип данного слова. Благодаря этому формируются такие качества личности:

-обязательность,

-настойчивость

-чувство долга по отношению к др. людям

4.Возникает произвольное поведение и новое отношение ребёнка к себе и своим возможностям. На основе формирования произвольного поведения у ребёнка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками-является особой задачей.

5..Возникновение личного сознания как своего места в отношении со взрослым.

Возникает стремление к осуществлению общественно –значимой и общественно-оцениваемой дея-ти. У дошкольников возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не всё может. В дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребёнка, его отношение к окр. Миру, при этом не исключены проблемы, возникающие в этот период.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...