Труднее всего дети определяют правую и левую части тела, сидящего напротив человека, так как именно в этом случае необходимо мысленно представить себя в другом пространственном положении.
Проблема зеркального письма у учащихся 1-х классов Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:
Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв. Ещё одной предпосылкой для возникновения зеркального письма, на мой взгляд, является слишком быстрое обучение дошкольников и младших школьников письму печатных и письменных букв, что влечёт за собой не полное закрепление зрительного и графо-моторного образа букв (графем) с их фонемами. Причина кроется в самом процессе письма. Этот процесс психологически и физиологически достаточно сложен для детей 6-7 лет, так как включает в себя зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.
Необходимо сказать о том, что именно процесс обучения письму вызывает особые трудности при адоптации ребёнка к школе. Все мы знаем, что буквы русского алфавита, как печатные, так и прописные состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Эти элементы по-разному комбинируются между собой (по количеству, по расположению в пространстве) и образуют различные буквы. В процессе освоения навыка письма, ребёнок должен усвоить не только понятие о звуках и соответствующих им буквах, но научиться их слышать и различать, а также освоить различные начертания букв (уметь записывать печатные, письменные, прописные и строчные буквы). Одной из задач логопеда при обследовании первоклассников в сентябре (с 1 по 15 сентября) является выявление зеркального письма, а также других предпосылок оптической дисграфии. Понятно, что эти предпосылки должны были быть устранены ещё до поступления ребёнка в школу. Однако, если школьный логопед сталкивается с данной проблемой, то необходимо уделить ей особое внимание, ведь письмо считается «базовым» навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение. Поэтому, если первоклассник вовремя не освоит процесс письма, он неизбежно будет отставать в учёбе (и не только по русскому языку). Стоит отметить, что в последние 3-4 года в первый класс всё чаще стали приходить дети с проблемами зеркального письма. В связи с этим, возникла потребность в выделении таких детей в отдельную подгруппу для занятий по:
Эти занятия направлены на:
В первый раздел (№ 1 – 17) включены занятия на:
Этой работе должно быть уделено особое внимание, так как именно несформированность у ребёнка умений ориентироваться в правой и левой сторонах пространства и собственного тела, является основной причиной возникновения зеркального письма. Учитывая особенности развития ребёнка, следует вспомнить, что ребёнок учится различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие же пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела и, в первую очередь на выделение ведущей руки. На определённой стадии развития, в результате постоянных действий правой (или левой) рукой в коре головного мозга ребёнка вырабатываются условные зрительно- двигательные связи, способствующие выделению правой (левой) руки, как ведущей. Дальнейшая дифференциация сторон тела формируется на основе умения выделять ведущую руку. У ребёнка «правши» различие левой руки происходит через правую руку (у «левши» - наоборот). Используя длительные ощущения своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части своего тела (в 3-3,5 года). Примерно к 5-ти годам происходит развитие речевых пространственных дифференцировок.
Ориентировка детей в окружающем пространстве также формируется в определённой последовательности. Первоначально положение предметов (справа, слева) ребёнок определяет лишь в том случае, если предмет расположен сбоку (т.е. ближе к правой или левой руке). При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями глаз и рук вправо или влево, которые в дальнейшем затормаживаются и исчезают. Позднее происходит различие правой и левой сторон предмета, который находится непосредственно перед ребёнком. Труднее всего дети определяют правую и левую части тела, сидящего напротив человека, так как именно в этом случае необходимо мысленно представить себя в другом пространственном положении. Во второй раздел (№18 – 31) входят занятия на:
В связи с возникшей необходимостью проведения занятий с детьми по устранению зеркального письма, предлагаю поурочное планирование занятий по развитию зрительно-пространственных представлений и развитию буквенного гнозиса. Данные занятия помогут учащимся первых классов (или дошкольникам подготовительных групп детского сада) создать в своём воображении устойчивые образы букв и избежать в дальнейшем ошибок на письме. Использовать планирование можно, как полностью так и частично. В каждом конкретном случае необходимо исходить из данных обследования конкретного ребёнка и работать над тем, что у него недостаточно сформировано. Занятия желательно проводить два раза в неделю. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|