Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство товаров народного потребления

Обеспеченность потребностей Украины собственными ископаемыми

ресурсами в 1990 г., %*

Полезные ископаемые Обеспеченность Полезные ископаемые Обеспеченность
Нефть 8 Глиноземное (алюминиевое) сырье 0
Газ природный 22 Сера самородная 200
Уголь 95 Соли калийные 11-12
Железные руды 140 Апатит, фосфорит 0
Марганцевые руды 175 Бром 250
Ртуть 250 Плавиковый шпат 0
Титановые руды 140 Соль поваренная 150
Графит 700 Полевошпатовое сырье 15
Флюсовое сырье 110 Минеральные краски 80-150
Доломит 70 Стекольное сырье 157
Магнезит 0 Гипс 108
Каолин первичный 400 Камень строительный 116
Каолин вторичный 112 Цементное сырье 100
Огнеупорные глины 105 Формовочные материалы 112
Бентонитовые глины 40 – 50    
Динасовое сырье 108 – 110    

* По данным НАН Украины


4 Демографические условия и население Украины

Территории

Территория,

тыс. км2

Количество населения, тыс.

В том числе

   
городское Сельское Процент городского населения Плотность населения, человек на 1 км2
Украина 603,7 49710,8 33796,5 15914,3 68,0  
АР Крым 26,1 2117,7 1327,6 790,1 62,7 82
Винницкая обл. 26,5 1815,3 881,9 933,4 48,6 81
Волынская 20,2 1058,7 552,9 505,8 52,2 69
Днепропетровская 31,9 3712,6 3103,0 609,6 83,6 52
Донецкая 26,5 4953,0 4465,1 487,9 90,1 116
Житомирская 29,9 1432,7 806,3 626,4 56,3 187
Закарпатская 12,8 1284,0 500,2 783,8 39,0 48
Запорожская 27,2 2004,8 1534,8 470,0 76,6 100
Ивано-Франковская 13,9 1456,8 633,2 823,6 43,5 74
Киевская 28,1 1830,5 1063,7 766,8 58,1 105
Кировоградская 24,6 1168,5 715,9 452,6 61,3 65
Луганская 26,7 2643,0 2282,9 360,1 86,4 48
Львовская 21,8 2716,6 1651,7 1064,9 60,8 99
Николаевская 24,6 1298,8 857,5 441,3 66,0 125
Одесская 33,3 2510,4 1653,2 857,2 65,9 53
Полтавская 28,8 1677,6 990,1 687,5 59,0 75
Ровненская 20,1 1187,9 566,0 621,9 47,6 58
Сумская 23,8 1337,7 871,0 466,7 65,1 59
Тернопольская 13,8 1157,6 512,1 645,5 44,2 56
Харьковская 31,4 2969,9 2344,6 625,3 78,9 84
Херсонская 28,5 1226,4 753,8 472,6 61,5 95
Хмельницкая 20,6 1460,6 775,5 685,1 53,1 43
Черкасская 20,9 1450,8 797,0 653,8 54,9 71
Черниговская 31,9 1285,3 758,9 526,4 59,0 69
Черновицкая 8,1 932,3 399,0 533,3 42,8 40
г. Киев 0,8 2631,9 2631,9 100,0 115
г. Севастополь 0,9 389,4 366,7 22,7 94,2 3290
            433

  1989* 1991 1996 1997 1998 1999 2001
Количество населения, млн 51,7 51,9 51,3 50,9 50,5 50,1 49,7
городское 34,6 35,1 34,8 34,5 34,3 34,0 33,8
сельское 17,1 16,8 16,5 16,4 16,2 16,1 15,9
Процентов ко всему населению

 

городское 66,9 67,6 67,8 67,8 67,9 67,9 68,0
сельское 33,1 32,4 32,2 32,2 32,1 32,1 32,0
Из общего количества населения, млн

 

мужчины 23,9 24,1 23,9 23,7 23,5 23,3 23,1
женщины 53,8 53,6 53,4 53,4 53,5 53,5 53,5
Процентов ко всему населению

 

мужчины 46,2 46,4 46,6 46,6 46,5 46,5 46,5
женщины 53,8 53,6 53,4 53,4 53,5 53,5 53,5

* 1989 – согласно переписи 12 января, 1991-2001 – на начало года


5 Транспортная инфраструктура

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украины должно отвечать требованиям европейской интеграции.


КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

В качестве основы для анализа транспортной системы Украины взяты данные Государственного комитета статистики Украины.

Основные показатели работы транспортной системы Украины

Показатели

Виды транспорта

  железнодорожный автомобильный речной морской трубопроводный авиационный
Эксплуатационная длина путей сообщения (тыс. км) 50,8 172,6 3,2   43,0  
Среднее расстояние перевозки 1 пассажира (км) 110 10 16 67   1691
Объем перевозок: грузов (млрд. тыс. км) (млн. т) 159,8 293,5 9,3 444,5 5,5 8,6 30,0 10,2 181,3 226,1 0,0 0,0
Объем перевозок: пассажиров (млрд. пассажиро-км) (млн. чел.) 54,4 498,7 27,4 2511,6 0,0 2,4 0,1 4,3   2,5 1,5
Индексы объема отправки (перевозки) грузов (%): 2003г. 29 99,1 27 108,3 14 110,6 25 79,1 97 92 6 78,7
Индексы объема отправки (перевозки) пассажиров транспортом общего пользования (%): 2003г. 77 92,6 41 87,3 11 88,8 18 85,5   15 86,7

По результатам анализа построена серия диаграмм (1, 2, 3) иллюстрирующих работу транспортной системы Украины, путем сравнения показателей по различным видам транспорта.

 

          


6 Промышленность

Важнейшими отраслями промышленности являются:

· машиностроение - выпуск сельхозтехники, тепловозов, металлургического оборудования, средств автоматизации, вычислительной техники, приборов и комплектующих деталей к ним; кузнечно-прессового оборудования, металлорежущих станков, производство морских и речных судов, автомобильной, авиационной, космической техники и комплектующих деталей к ним;

· топливно-энергетическая - добыча, обогащение и переработка каменного и бурого угля, торфа, нефти и газа, выработка электроэнергии на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях;

· легкая промышленность - текстильное, швейное, кожевенно-обувное, меховое и трикотажное производство;

· пищевая промышленность - производство сахара, мяса, молока, масложировой, плодоовощной, винодельческой, мукомольной, кондитерской продукции и столовой соли;

· черная металлургия - добыча и обогащение рудного и нерудного сырья, производство чугуна, стали, проката, труб различного диаметра, электросплавов, огнеупоров и коксохимическое производство;

· строительных материалов - сборный железобетон, нерудные стройматериалы, цемент, строительное стекло, керамическая плитка, гипс, шифер;

· химическая и нефтехимическая - азотные и фосфорные удобрения, кальцинированная и каустическая сода, химические волокна;

· лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - мебель, бумага.

В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Под зерновые культуры отведено 50% посевных площадей;

· главная зерновая культура - озимая пшеница. Из технических культур наибольшее значение имеют свекла и подсолнечник. Повсеместно развито овощеводство, садоводство, а в южных районах страны - и виноградарство. Ведущими отраслями животноводства являются разведение крупного рогатого скота и свиноводство.


6.1 Топливно-энергетический комплекс.

Проблема обеспечения украинской экономики энергоносителями — одна из самых болезненных. Газ, нефть, уголь и даже электроэнергию приходится импор­тировать. Ежегодно на это затрачивается около 8 млрд. дол., на что идет 2/3 всего товарного экспорта. Дефицит энергоносителей влечет за собой шлейф тяжких по­следствий: недобор урожая, систематическое отключение населенных пунктов от электроснабжения и т. д. Поэтому проблема требует кардинального решения.

   Внутренние производство энергии включая ископаемое топливо и первичную электроэнергию (ядерную и гидравлическую), покрывало в 1999г. около 53% потребностей.

Топливно-энергетический комплекс Украины имеет в своем распоряжении один-единственный собственный энергоноситель, способный полностью обеспечить по­требности тепловой энергетики в твердом топливе. Но для этого следует ежегодно добывать не менее 100 млн. т угля, а не 76,9 млн. т, как добывается сегодня. Главная причина значительного уменьшения добычи угля — износ основных фон­дов отрасли. Отметим, что 98 шахт введены в эксплуатацию в довоенные годы, а 50 — на рубеже XIX—XX ст.; 90% ныне действующих угледобывающих предприятий работают без реконструкции и существенной модернизации свыше 30 лет, в то время как обновление в данной отрасли должно происходить максимум через каж­дые 15 лет. К тому же донецкий уголь залегает на большой глубине (в среднем 1000 м). Это самые глубокие и тяжелые разработки в мире, специалисты относят их к категории «С». Во всех странах планеты подземная добыча угля нерентабель­на. Рентабельной является только открытая (Австралия, Казахстан). Однако нужды черной металлургии и электроэнергетики не оставляют нам выбора. Кстати ска­зать, в Германии и США на угле вырабатывают львиную долю электроэнергии.

В производстве электроэнергии точно так же положение тяжелое. Главные производители ее — теплоэлектростанции страдают из-за чрезмерной стоимос­ти отечественного угля и не меньшей дороговизны газа. Затраты на производство электроэнергии выше, чем цена продажи потребителям.

Не все в порядке с обеспечением атомных станций ядерным топливом. Урано­вого сырья вполне достаточно, но реакторные кассеты приходится импортировать из России, так как их изготовление у нас еще не налажено.

Относительно невысокие модули стока рек ограничивают использование ги­дроресурсов, Доля ГЭС в общем производстве электроэнергии составляет толь­ко 4%; эту величину обеспечивают преимущественно 8 самых больших станций на Днепре. Создание мини-электростанций на карпатских реках помогло бы раз­решить проблемы электроснабжения, предотвратить разрушительные наводне­ния, наладить надежное водоснабжение населенных пунктов в Западном регионе и т. д. А впрочем, я полагаю, мини-электростанции целесообразно строить по­всюду. Следует также возродить те, что были построены в 50—60-е годы, а затем по глупости остановлены.

Нужно обратить внимание на большие запасы шахтного метана. При добыче угля в атмосферу только из шахт Донецкой области он выбрасывается в объеме 3 млрд. м3 в год. Запасы этого газа в Украине достигают 3,5 трлн. м3. В ходе дега­зации шахт выкачивают всего лишь до 20% метана (в США — 40—60%). Первая в Украине скважина для промышленного отбора метана уже пробурена на Львовщине. В целом во Львовско-Волынском бассейне запасы угольного газа состав­ляют как минимум 10 млрд. м3.

Центральный участок Черного моря с Прикрымской его частью, по прогнозам геологов, содержит свыше 2000 трлн. м3 гидратного метана. Добыть его можно только имея значительные средства и современное оборудование, но это дело весьма перспективное.


6.2 Машиностроение

В 2003 году машиностроение Украины добилось важных успехов. За январь-октябрь 2003 года прирост производства машин для металлургии на Украине составил 17,5% (относительно аналогичного периода 2002 года).
Новокраматорский машиностроительный завод начали выполнение крупного контракта по изготовлению машин беспрерывного литья заготовок, что можно отнести к важнейшим достижениям отрасли в 2003 году. Раньше эту продукцию заказчик (Мариупольский металлургический комбинат) заказывал у российских производителей, теперь же отдал предпочтение машиностроительному заводу Донецкой области. Этот агрегат – сложнейший технологический комплекс, который позволит металлургам существенно расширить ассортимент продукции, повысит уровень экологической безопасности предприятия, обеспечит безаварийность работы. Эти агрегаты с успехом эксплуатируются как в Украине, так и в России, Германии, Австрии и США. Новокраматорский машиностроительный завод – единственное в Украине предприятие, которое по своему потенциалу способно создавать настолько сложные комплексы. Этот потенциал подкреплен новейшими технологиями и инжинирингом их партнера – австрийской фирмы “Фест-Альпине”.

Доля производства сельскохозяйственных машин занимает больше 6% в структуре машиностроения. Тем не менее, комбайны не стали весомой составной этого производства. Созданные в 90-х годах “Пол” и “Дон”, проработав сезон-второй на полях, обнаружили низкую надежность и конструктивное несовершенство. Украинские аграрии в последнее время соглашаются на приобретение украинских комбайнов лишь на льготных лизинговых условиях. А бюджетное финансирование лизинговых программ крайне ограничено. Поэтому машинный парк комплектуется, в основными, наиболее дешевыми российскими комбайнами, а также финскими, которые являются надежными и конструктивно простыми. Но в ближайшее время этот сегмент рынка украинской машиностроительной продукции начнет восстанавливаться.
СП “Лозовский комбайновый завод” Харьковской области планирует с января 2004 года начать серийный выпуск высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов “Енисей” с удельным весом украинских комплектующих свыше 50%.


6.3 Производство товаров народного потребления.

¹ ï/ï

Ïîêàçàòåëè

Ôàêòè÷åñêè çà 2003ã. â % ê äàííûì ïî Óêðàèíå
Óêðàèíà  
1 Îáúåì ïðîìûøëåííîé ïðîäóêöèè (ðàáîò, óñëóã), ìëí.ãðí. 1201922,5 1,5
2 Ïðîèçâîäñòâî òîâàðîâ íàðîäíîãî ïîòðåáëåíèÿ, ìëí.ãðí. 270007,1 2,5
   òîì ÷èñëå:    
2.1 -ïðîäîâîëüñòâåííûå òîâàðû 145008,1 1,7
2.2 -íåïðîäîâîëüñòâåííûå òîâàðû 93060,6 1,5
3 Ïðîèçâîäñòâî ïðîäóêöèè æèâîòíîâîäñòâà:    
3.1 Ìÿñî (â æèâîì âåñå), òûñ.òîíí 16302,6 4,8
3.2 Ìîëîêî, òûñ.òîíí 114205,3 2,9
3.3 ßéöà, ìëí.øòóê 90902,8 4,9
4 Ââîä â ýêñïëóàòàöèþ îáùåé ïëîùàäè æèëûõ äîìîâ, òûñ.êâ.ì 33214,9 3,7
5 Îáîðîò ðîçíè÷íîé òîðãîâëè, ìëí.ãðí. 470863,1 4,6
6 Ñðåäíåìåñÿ÷íàÿ çàðàáîòíàÿ ïëàòà îäíîãî øòàòíîãî ðàáîòíèêà, íîìèíàëüíàÿ (2003ã.), ãðí. 360,91 95,4

Производство товаров народного потребления

Ðåãèîí Ïðîèçâåäåíî â ÿíâàðå-ñåíòÿáðå 2003ã., ìëí.ãðí. Òåìïû ïðèðîñòà, ñíèæåíèÿ (-), ÿíâàðü-ñåíòÿáðü2002ã. ê ÿíâàðþ-ñåíòÿáðþ 2003ã., %
Óêðàèíà 27007,1 9,6
Âèííèöêàÿ 896,3 7,5
Âîëûíñêàÿ 588,0 10,8
Äíåïðîïåòðîâñêàÿ 2172,2 14,9
Äîíåöêàÿ 2530,3 21,1
Æèòîìèðñêàÿ 656,0 10,5
Çàêàðïàòñêàÿ 368,2 11,4
Çàïîðîæñêàÿ 1325,9 19,5
Èâàíî-Ôðàíêîâñêàÿ 309,4 9,3
Êèåâñêàÿ 1671,2 10,7
Êèðîâîãðàäñêàÿ 274,1 8,3
Ëóãàíñêàÿ 637,1 -0,5
Ëüâîâñêàÿ 1283,6 10,3
Íèêîëàåâñêàÿ 701,3 -0,4
Îäåññêàÿ 1153,8 20,8
Ïîëòàâñêàÿ 1079,0 12,4
Ñóìñêàÿ 691,2 -3,9
Òåðíîïîëüñêàÿ 376 9,4
Õàðüêîâñêàÿ 2783,2 7,7
Õåðñîíñêàÿ 528,4 12,5
Õìåëüíèöêàÿ 515,9 -2,8
×åðêàññêàÿ 830,3 9,1
×åðíîâèöêàÿ 236,7 5,4
×åðíèãîâñêàÿ 1313,5 9,0
ã.Êèåâ 3149,7 9,3
ã.Ñåâàñòîïîëü 89,8 -9,1

Наибольший удельный вес в производстве товаров народного потребления занимают алкогольные напитки (42,7%), по сравнению с январём-сентябрем 2002 года их выпуск снизился на 11,4%.Снижение выпуска потребительских товаров наблюдается по всем группам, кроме непродовольственных товаров, где прирост составил 22,7 процента.

Интересно сравнить две величины: за 9 месяцев 2003 года произведено продовольственных товаров на 245,8 млн.грн., алкогольных напитков – 283,6 млн.грн.

Объем валовой продукции сельского хозяйства снизился по Украине в сравнении с 9-тью месяцами 2002 года на 6%, тогда как в 2003г. достигнут рост – 3%.

Производство основных продуктов животноводства представлено в таблице.

Темпы прироста производства основных продуктов животноводства за январь-сентябрь 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в южных регионах Украины, %

Ðåãèîí Ìÿñî (â æèâîì âåñå) Ìîëîêî ßéöà âñåõ âèäîâ
Óêðàèíà 7,3 5,9 16,3
ÀÐ Êðûì 22,4 1,8 14,6
Çàïîðîæñêàÿ 6,8 17,8 29,8
Íèêîëàåâñêàÿ 2,8 10,6 21,6
Îäåññêàÿ 4,0 16,5 5,1
Õåðñîíñêàÿ 1,3 14,0 37,7

7 Сельское хозяйство

Украина производит почти все виды сельскохозяйственной продукции: от зерна и мяса до хлопка и лекарственных трав. В составе СССР Украина давала 1/4 общего производства пшеницы. 45% общего объема продукции сельского хозяйства дает растениеводство, 55% – животноводство.

Сельское хозяйство Украины было рентабельным в 2003 г., в основном, за счет производства зерна и подсолнечника, остальные направления сельского хозяйства отстают по рентабельности от этих отраслей.

На протяжении 2002 и 2003 гг. значительно повысилась стоимость ресурсов для сельхозпроизводителей (горючее, минудобрения, средства защиты растений и животных). При этом средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве остается самым низким - 147 грн. в месяц.

По состоянию на 26 марта 2004 года аграрии Украины посеяли яровые культуры на площади 2,257 млн. га (13% от прогноза «Министерстве аграрной политики»).

При этом ранние зерновые и зернобобовые культуры посеяны на площади 1,9 млн. га (36% от прогноза). Практически завершили сев ранних зерновых и зернобобовых в АР Крым (98% от прогноза) и в Одесской области (96%). В Николаевской области ранними зерновыми и зернобобовыми засеяно 131% прогнозируемых площадей.

Кроме того, посевы озимых культур удобрены на площади 3,37 млн. га (49% от прогноза).

Посевные площади, тыс. га

  1913 1950 2003
Вся посевная площадь 4145,7 7854,3 34558,4
Зерновые культуры В том числе: пшеница.......................... рис.................................. просо............................... 3880,8 2507,1 25,3 455,2 6055,2 4024,0 29,8 464,7 22406,7 18592,0 90,6 711,3
Технические культуры В том числе: хлопчатник..................... сах. свекла...................... подсолнечник............... 102,8 15,0 18,8 367,5 96,9 20,3 157,1 458,2 118,5 70,4 102,1
Картофель 41,5 140,6 190,4
Овощи 12,2 28,3 53,0
Кормовые культуры 88,2 1234,9 8409,9

Даже в неурожайные годы Украина практически полностью обеспечивает себя зерном (производя 0,7-0,9 тонн зерна на одного жителя) и имеет ресурсы для его экспорта.


8 Внешнеэкономические связи

В 2002-2003 гг. внешнеэкономические связи Украины, ее регионов осуществлялись в сложных условиях, на которые оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Прежде всего, это ухудшение конъюнктуры на традиционных внешних рынках для украинских товаров. Далее, следствия финансового кризиса, которые проявились еще не до конца. А также низкая конкурентоспособность большинства товаров украинского экспорта.

Объем внешней торговли Украины товарами за 2003 год уменьшился по сравнению с 2002 годом на 14,2% и составил $23.428 млн. При этом экспорт уменьшился на 8,4% - до $11.582 млн., импорт сократился на 19,3% - до $11.846 млн. Отрицательное сальдо составило $264 млн. (в 2002 году - $2.038,2 млн.). Коэффициент покрытия импорта экспортом возрос с 0,86 в 2002 году до 0,98 в 2003 году. Внешнеторговые операции проводились с партнерами из 185 стран мира. Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию - 20,7% от общего объема экспорта, в Китай - 6,3%, Турцию - 5,8%, страны ЕС - 8,8%, США - 3,8%, Беларусь - 3%, Польшу - 2,6% (рис. 1).

Наибольшие импортные поступления были из Российской Федерации - 47,6%. Из Туркменистана - 4,1%, США - 3,4%, Беларуси - 2,9%, Польши - 2,2%, страны ЕС - 12,3% (рис. 2).

Таким образом, после стран СНГ, и прежде всего Российской Федерации, ЕС - крупнейший партнер Украины. Кроме того, эта тенденция имеет перспективы усиления за счет присоединения в ближайшем будущем к ЕС таких стран, как, например, Польша.

В 2003 году процесс изменения основных направлений внешней торговли продолжился. Правда, трудно связать эти изменения с деятельностью украинских властных структур. Процесс развивается скорее в силу конъюнктуры мирового рынка. По сравнению с 2002 годом география внешней торговли Украины претерпела некоторые изменения. Продолжилось снижение товарооборота со странами СНГ и Балтии. Удельный вес внешней торговли этих государств снизился с 45,35% в 1998 году до 39% в 2003 году. Доля государств остального мира увеличилась с 52,2% до 57,8%.

В общем объеме внешней торговли Украины уменьшилась доля крупнейших торговых партнеров 2002 года: Российской Федерации (с 35,24%, по итогам 2002 года, до 28,43% в 1999 году), США (3,86% и 3,39%), стран ЕС (10,1% и 9,69%) и Беларуси (3,31% и 3,27%). В то же время несколько увеличился удельный вес Китая (с 3,18% до 4,29%) и Турции (с 3,04% до 3,83%). Крупнейшими потребителями украинских товаров в 2003 году (как и в 2002 году) оставались Россия, Китай, Турция, страны ЕС. При этом в структуре экспорта увеличился удельный вес Китая (с 5,9% в 2002 году до 7,1% в 2003 году) и Турции (с 5,6% до 6%), уменьшился удельный вес России (с 23,2% до 20,2%) и Италии (с 4,4% до 4%). Доля Германии в украинском экспорте осталась на уровне 2002 года (5,1%).

Подобные изменения в географии внешнеэкономической деятельности, как показывает анализ, связаны с финансовым состоянием стран - торговых партнеров Украины. Торговля развивается с теми государствами, которые более платежеспособны. А именно с этим у государств СНГ и Балтии существуют серьезные проблемы (рис. 3).

В то же время в товарной структуре внешней торговли Украины каких-то глобальных изменений в 2003 году не произошло. Как и прежде, в общем объеме внешней торговли высок удельный вес сырья и материалов и незначительна доля товаров высокого уровня переработки. Хотя некоторые различия по сравнению с 2002 годом все-таки есть.

В товарной структуре импорта в 2003 году наибольшее снижение произошло по минеральному топливу, нефти и продуктам ее переработки - с 40,4% до 35,4% (несмотря на это, удельный вес минерального топлива в общем объеме импорта товаров в Украину остался наибольшим). Среди основных товарных позиций уменьшилась также доля механических машин и оборудования (с 11,2% до 9,2%) и средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (с 5,2% до 4,3%). В то же время возросла доля электрических машин и оборудования (с 4,6% до 5,2%).


Литература:

Народне господарство України у 2002 році: Стат. Щорічник. – К.:Техніка, 2002. – 468с.

Плышевский Б. Об экономических связях России с азиатскими государствами СНГ//Экономист, 2002,№10.

Сизов А. Экономика России и других стран СНГ в начале 90-х гг.//Мировая экономика и международные отношения, 1993, №7.

Системные изменения на территории бывшего СССР //Мировая экономика и международные отношения, 1995, №5.

Страны и народы: страны Азии, СССР.    –М.: Мысль, 1985.

Страны-члены СНГ: Стат.ежегодник. –М.,1992.

Терещенко С. Украина: экономика, реформа, рынок. –М.:1993.

Экономика содружества независимых государств: Краткий справ. –М.:АО "Финстатинформ", 1993.

Экономика стран - членов содружества независимых государств в 1991 году. – М.: Госкомстат России, 1992, 68 с.

Экономика стран СНГ в 1994 году в журнале "Вопросы экономики", 1995 год, №3, стр.93-120.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...