Производство товаров народного потребления
Обеспеченность потребностей Украины собственными ископаемыми ресурсами в 1990 г., %*
* По данным НАН Украины 4 Демографические условия и население Украины Территории | Территория, тыс. км2 | Количество населения, тыс. | В том числе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
городское | Сельское | Процент городского населения | Плотность населения, человек на 1 км2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Украина | 603,7 | 49710,8 | 33796,5 | 15914,3 | 68,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АР Крым | 26,1 | 2117,7 | 1327,6 | 790,1 | 62,7 | 82 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Винницкая обл. | 26,5 | 1815,3 | 881,9 | 933,4 | 48,6 | 81 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Волынская | 20,2 | 1058,7 | 552,9 | 505,8 | 52,2 | 69 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Днепропетровская | 31,9 | 3712,6 | 3103,0 | 609,6 | 83,6 | 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Донецкая | 26,5 | 4953,0 | 4465,1 | 487,9 | 90,1 | 116 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Житомирская | 29,9 | 1432,7 | 806,3 | 626,4 | 56,3 | 187 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закарпатская | 12,8 | 1284,0 | 500,2 | 783,8 | 39,0 | 48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запорожская | 27,2 | 2004,8 | 1534,8 | 470,0 | 76,6 | 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ивано-Франковская | 13,9 | 1456,8 | 633,2 | 823,6 | 43,5 | 74 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Киевская | 28,1 | 1830,5 | 1063,7 | 766,8 | 58,1 | 105 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кировоградская | 24,6 | 1168,5 | 715,9 | 452,6 | 61,3 | 65 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Луганская | 26,7 | 2643,0 | 2282,9 | 360,1 | 86,4 | 48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Львовская | 21,8 | 2716,6 | 1651,7 | 1064,9 | 60,8 | 99 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Николаевская | 24,6 | 1298,8 | 857,5 | 441,3 | 66,0 | 125 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одесская | 33,3 | 2510,4 | 1653,2 | 857,2 | 65,9 | 53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полтавская | 28,8 | 1677,6 | 990,1 | 687,5 | 59,0 | 75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ровненская | 20,1 | 1187,9 | 566,0 | 621,9 | 47,6 | 58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сумская | 23,8 | 1337,7 | 871,0 | 466,7 | 65,1 | 59 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тернопольская | 13,8 | 1157,6 | 512,1 | 645,5 | 44,2 | 56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Харьковская | 31,4 | 2969,9 | 2344,6 | 625,3 | 78,9 | 84 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Херсонская | 28,5 | 1226,4 | 753,8 | 472,6 | 61,5 | 95 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хмельницкая | 20,6 | 1460,6 | 775,5 | 685,1 | 53,1 | 43 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Черкасская | 20,9 | 1450,8 | 797,0 | 653,8 | 54,9 | 71 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Черниговская | 31,9 | 1285,3 | 758,9 | 526,4 | 59,0 | 69 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Черновицкая | 8,1 | 932,3 | 399,0 | 533,3 | 42,8 | 40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г. Киев | 0,8 | 2631,9 | 2631,9 | – | 100,0 | 115 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г. Севастополь | 0,9 | 389,4 | 366,7 | 22,7 | 94,2 | 3290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
433 |
1989* | 1991 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2001 | |||
Количество населения, млн | 51,7 | 51,9 | 51,3 | 50,9 | 50,5 | 50,1 | 49,7 | ||
городское | 34,6 | 35,1 | 34,8 | 34,5 | 34,3 | 34,0 | 33,8 | ||
сельское | 17,1 | 16,8 | 16,5 | 16,4 | 16,2 | 16,1 | 15,9 | ||
Процентов ко всему населению |
| ||||||||
городское | 66,9 | 67,6 | 67,8 | 67,8 | 67,9 | 67,9 | 68,0 | ||
сельское | 33,1 | 32,4 | 32,2 | 32,2 | 32,1 | 32,1 | 32,0 | ||
Из общего количества населения, млн |
| ||||||||
мужчины | 23,9 | 24,1 | 23,9 | 23,7 | 23,5 | 23,3 | 23,1 | ||
женщины | 53,8 | 53,6 | 53,4 | 53,4 | 53,5 | 53,5 | 53,5 | ||
Процентов ко всему населению |
| ||||||||
мужчины | 46,2 | 46,4 | 46,6 | 46,6 | 46,5 | 46,5 | 46,5 | ||
женщины | 53,8 | 53,6 | 53,4 | 53,4 | 53,5 | 53,5 | 53,5 | ||
* 1989 – согласно переписи 12 января, 1991-2001 – на начало года |
5 Транспортная инфраструктура
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украины должно отвечать требованиям европейской интеграции.
|
|
КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
В качестве основы для анализа транспортной системы Украины взяты данные Государственного комитета статистики Украины.
Основные показатели работы транспортной системы Украины
Показатели | Виды транспорта | |||||
железнодорожный | автомобильный | речной | морской | трубопроводный | авиационный | |
Эксплуатационная длина путей сообщения (тыс. км) | 50,8 | 172,6 | 3,2 | 43,0 | ||
Среднее расстояние перевозки 1 пассажира (км) | 110 | 10 | 16 | 67 | 1691 | |
Объем перевозок: грузов (млрд. тыс. км) (млн. т) | 159,8 293,5 | 9,3 444,5 | 5,5 8,6 | 30,0 10,2 | 181,3 226,1 | 0,0 0,0 |
Объем перевозок: пассажиров (млрд. пассажиро-км) (млн. чел.) | 54,4 498,7 | 27,4 2511,6 | 0,0 2,4 | 0,1 4,3 | 2,5 1,5 | |
Индексы объема отправки (перевозки) грузов (%): 2003г. | 29 99,1 | 27 108,3 | 14 110,6 | 25 79,1 | 97 92 | 6 78,7 |
Индексы объема отправки (перевозки) пассажиров транспортом общего пользования (%): 2003г. | 77 92,6 | 41 87,3 | 11 88,8 | 18 85,5 | 15 86,7 |
По результатам анализа построена серия диаграмм (1, 2, 3) иллюстрирующих работу транспортной системы Украины, путем сравнения показателей по различным видам транспорта.
6 Промышленность
Важнейшими отраслями промышленности являются:
· машиностроение - выпуск сельхозтехники, тепловозов, металлургического оборудования, средств автоматизации, вычислительной техники, приборов и комплектующих деталей к ним; кузнечно-прессового оборудования, металлорежущих станков, производство морских и речных судов, автомобильной, авиационной, космической техники и комплектующих деталей к ним;
|
|
· топливно-энергетическая - добыча, обогащение и переработка каменного и бурого угля, торфа, нефти и газа, выработка электроэнергии на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях;
· легкая промышленность - текстильное, швейное, кожевенно-обувное, меховое и трикотажное производство;
· пищевая промышленность - производство сахара, мяса, молока, масложировой, плодоовощной, винодельческой, мукомольной, кондитерской продукции и столовой соли;
· черная металлургия - добыча и обогащение рудного и нерудного сырья, производство чугуна, стали, проката, труб различного диаметра, электросплавов, огнеупоров и коксохимическое производство;
· строительных материалов - сборный железобетон, нерудные стройматериалы, цемент, строительное стекло, керамическая плитка, гипс, шифер;
· химическая и нефтехимическая - азотные и фосфорные удобрения, кальцинированная и каустическая сода, химические волокна;
· лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - мебель, бумага.
В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Под зерновые культуры отведено 50% посевных площадей;
· главная зерновая культура - озимая пшеница. Из технических культур наибольшее значение имеют свекла и подсолнечник. Повсеместно развито овощеводство, садоводство, а в южных районах страны - и виноградарство. Ведущими отраслями животноводства являются разведение крупного рогатого скота и свиноводство.
6.1 Топливно-энергетический комплекс.
Проблема обеспечения украинской экономики энергоносителями — одна из самых болезненных. Газ, нефть, уголь и даже электроэнергию приходится импортировать. Ежегодно на это затрачивается около 8 млрд. дол., на что идет 2/3 всего товарного экспорта. Дефицит энергоносителей влечет за собой шлейф тяжких последствий: недобор урожая, систематическое отключение населенных пунктов от электроснабжения и т. д. Поэтому проблема требует кардинального решения.
Внутренние производство энергии включая ископаемое топливо и первичную электроэнергию (ядерную и гидравлическую), покрывало в 1999г. около 53% потребностей.
|
|
Топливно-энергетический комплекс Украины имеет в своем распоряжении один-единственный собственный энергоноситель, способный полностью обеспечить потребности тепловой энергетики в твердом топливе. Но для этого следует ежегодно добывать не менее 100 млн. т угля, а не 76,9 млн. т, как добывается сегодня. Главная причина значительного уменьшения добычи угля — износ основных фондов отрасли. Отметим, что 98 шахт введены в эксплуатацию в довоенные годы, а 50 — на рубеже XIX—XX ст.; 90% ныне действующих угледобывающих предприятий работают без реконструкции и существенной модернизации свыше 30 лет, в то время как обновление в данной отрасли должно происходить максимум через каждые 15 лет. К тому же донецкий уголь залегает на большой глубине (в среднем 1000 м). Это самые глубокие и тяжелые разработки в мире, специалисты относят их к категории «С». Во всех странах планеты подземная добыча угля нерентабельна. Рентабельной является только открытая (Австралия, Казахстан). Однако нужды черной металлургии и электроэнергетики не оставляют нам выбора. Кстати сказать, в Германии и США на угле вырабатывают львиную долю электроэнергии.
В производстве электроэнергии точно так же положение тяжелое. Главные производители ее — теплоэлектростанции страдают из-за чрезмерной стоимости отечественного угля и не меньшей дороговизны газа. Затраты на производство электроэнергии выше, чем цена продажи потребителям.
Не все в порядке с обеспечением атомных станций ядерным топливом. Уранового сырья вполне достаточно, но реакторные кассеты приходится импортировать из России, так как их изготовление у нас еще не налажено.
Относительно невысокие модули стока рек ограничивают использование гидроресурсов, Доля ГЭС в общем производстве электроэнергии составляет только 4%; эту величину обеспечивают преимущественно 8 самых больших станций на Днепре. Создание мини-электростанций на карпатских реках помогло бы разрешить проблемы электроснабжения, предотвратить разрушительные наводнения, наладить надежное водоснабжение населенных пунктов в Западном регионе и т. д. А впрочем, я полагаю, мини-электростанции целесообразно строить повсюду. Следует также возродить те, что были построены в 50—60-е годы, а затем по глупости остановлены.
Нужно обратить внимание на большие запасы шахтного метана. При добыче угля в атмосферу только из шахт Донецкой области он выбрасывается в объеме 3 млрд. м3 в год. Запасы этого газа в Украине достигают 3,5 трлн. м3. В ходе дегазации шахт выкачивают всего лишь до 20% метана (в США — 40—60%). Первая в Украине скважина для промышленного отбора метана уже пробурена на Львовщине. В целом во Львовско-Волынском бассейне запасы угольного газа составляют как минимум 10 млрд. м3.
|
|
Центральный участок Черного моря с Прикрымской его частью, по прогнозам геологов, содержит свыше 2000 трлн. м3 гидратного метана. Добыть его можно только имея значительные средства и современное оборудование, но это дело весьма перспективное.
6.2 Машиностроение
В 2003 году машиностроение Украины добилось важных успехов. За январь-октябрь 2003 года прирост производства машин для металлургии на Украине составил 17,5% (относительно аналогичного периода 2002 года).
Новокраматорский машиностроительный завод начали выполнение крупного контракта по изготовлению машин беспрерывного литья заготовок, что можно отнести к важнейшим достижениям отрасли в 2003 году. Раньше эту продукцию заказчик (Мариупольский металлургический комбинат) заказывал у российских производителей, теперь же отдал предпочтение машиностроительному заводу Донецкой области. Этот агрегат – сложнейший технологический комплекс, который позволит металлургам существенно расширить ассортимент продукции, повысит уровень экологической безопасности предприятия, обеспечит безаварийность работы. Эти агрегаты с успехом эксплуатируются как в Украине, так и в России, Германии, Австрии и США. Новокраматорский машиностроительный завод – единственное в Украине предприятие, которое по своему потенциалу способно создавать настолько сложные комплексы. Этот потенциал подкреплен новейшими технологиями и инжинирингом их партнера – австрийской фирмы “Фест-Альпине”.
Доля производства сельскохозяйственных машин занимает больше 6% в структуре машиностроения. Тем не менее, комбайны не стали весомой составной этого производства. Созданные в 90-х годах “Пол” и “Дон”, проработав сезон-второй на полях, обнаружили низкую надежность и конструктивное несовершенство. Украинские аграрии в последнее время соглашаются на приобретение украинских комбайнов лишь на льготных лизинговых условиях. А бюджетное финансирование лизинговых программ крайне ограничено. Поэтому машинный парк комплектуется, в основными, наиболее дешевыми российскими комбайнами, а также финскими, которые являются надежными и конструктивно простыми. Но в ближайшее время этот сегмент рынка украинской машиностроительной продукции начнет восстанавливаться.
СП “Лозовский комбайновый завод” Харьковской области планирует с января 2004 года начать серийный выпуск высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов “Енисей” с удельным весом украинских комплектующих свыше 50%.
6.3 Производство товаров народного потребления.
¹ ï/ï | Ïîêàçàòåëè | Ôàêòè÷åñêè çà 2003ã. | â % ê äàííûì ïî Óêðàèíå |
Óêðàèíà | |||
1 | Îáúåì ïðîìûøëåííîé ïðîäóêöèè (ðàáîò, óñëóã), ìëí.ãðí. | 1201922,5 | 1,5 |
2 | Ïðîèçâîäñòâî òîâàðîâ íàðîäíîãî ïîòðåáëåíèÿ, ìëí.ãðí. | 270007,1 | 2,5 |
 òîì ÷èñëå: | |||
2.1 | -ïðîäîâîëüñòâåííûå òîâàðû | 145008,1 | 1,7 |
2.2 | -íåïðîäîâîëüñòâåííûå òîâàðû | 93060,6 | 1,5 |
3 | Ïðîèçâîäñòâî ïðîäóêöèè æèâîòíîâîäñòâà: | ||
3.1 | Ìÿñî (â æèâîì âåñå), òûñ.òîíí | 16302,6 | 4,8 |
3.2 | Ìîëîêî, òûñ.òîíí | 114205,3 | 2,9 |
3.3 | ßéöà, ìëí.øòóê | 90902,8 | 4,9 |
4 | Ââîä â ýêñïëóàòàöèþ îáùåé ïëîùàäè æèëûõ äîìîâ, òûñ.êâ.ì | 33214,9 | 3,7 |
5 | Îáîðîò ðîçíè÷íîé òîðãîâëè, ìëí.ãðí. | 470863,1 | 4,6 |
6 | Ñðåäíåìåñÿ÷íàÿ çàðàáîòíàÿ ïëàòà îäíîãî øòàòíîãî ðàáîòíèêà, íîìèíàëüíàÿ (2003ã.), ãðí. | 360,91 | 95,4 |
Производство товаров народного потребления
Ðåãèîí | Ïðîèçâåäåíî â ÿíâàðå-ñåíòÿáðå 2003ã., ìëí.ãðí. | Òåìïû ïðèðîñòà, ñíèæåíèÿ (-), ÿíâàðü-ñåíòÿáðü2002ã. ê ÿíâàðþ-ñåíòÿáðþ 2003ã., % |
Óêðàèíà | 27007,1 | 9,6 |
Âèííèöêàÿ | 896,3 | 7,5 |
Âîëûíñêàÿ | 588,0 | 10,8 |
Äíåïðîïåòðîâñêàÿ | 2172,2 | 14,9 |
Äîíåöêàÿ | 2530,3 | 21,1 |
Æèòîìèðñêàÿ | 656,0 | 10,5 |
Çàêàðïàòñêàÿ | 368,2 | 11,4 |
Çàïîðîæñêàÿ | 1325,9 | 19,5 |
Èâàíî-Ôðàíêîâñêàÿ | 309,4 | 9,3 |
Êèåâñêàÿ | 1671,2 | 10,7 |
Êèðîâîãðàäñêàÿ | 274,1 | 8,3 |
Ëóãàíñêàÿ | 637,1 | -0,5 |
Ëüâîâñêàÿ | 1283,6 | 10,3 |
Íèêîëàåâñêàÿ | 701,3 | -0,4 |
Îäåññêàÿ | 1153,8 | 20,8 |
Ïîëòàâñêàÿ | 1079,0 | 12,4 |
Ñóìñêàÿ | 691,2 | -3,9 |
Òåðíîïîëüñêàÿ | 376 | 9,4 |
Õàðüêîâñêàÿ | 2783,2 | 7,7 |
Õåðñîíñêàÿ | 528,4 | 12,5 |
Õìåëüíèöêàÿ | 515,9 | -2,8 |
×åðêàññêàÿ | 830,3 | 9,1 |
×åðíîâèöêàÿ | 236,7 | 5,4 |
×åðíèãîâñêàÿ | 1313,5 | 9,0 |
ã.Êèåâ | 3149,7 | 9,3 |
ã.Ñåâàñòîïîëü | 89,8 | -9,1 |
Наибольший удельный вес в производстве товаров народного потребления занимают алкогольные напитки (42,7%), по сравнению с январём-сентябрем 2002 года их выпуск снизился на 11,4%.Снижение выпуска потребительских товаров наблюдается по всем группам, кроме непродовольственных товаров, где прирост составил 22,7 процента.
Интересно сравнить две величины: за 9 месяцев 2003 года произведено продовольственных товаров на 245,8 млн.грн., алкогольных напитков – 283,6 млн.грн.
Объем валовой продукции сельского хозяйства снизился по Украине в сравнении с 9-тью месяцами 2002 года на 6%, тогда как в 2003г. достигнут рост – 3%.
Производство основных продуктов животноводства представлено в таблице.
Темпы прироста производства основных продуктов животноводства за январь-сентябрь 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в южных регионах Украины, %
Ðåãèîí | Ìÿñî (â æèâîì âåñå) | Ìîëîêî | ßéöà âñåõ âèäîâ |
Óêðàèíà | 7,3 | 5,9 | 16,3 |
ÀÐ Êðûì | 22,4 | 1,8 | 14,6 |
Çàïîðîæñêàÿ | 6,8 | 17,8 | 29,8 |
Íèêîëàåâñêàÿ | 2,8 | 10,6 | 21,6 |
Îäåññêàÿ | 4,0 | 16,5 | 5,1 |
Õåðñîíñêàÿ | 1,3 | 14,0 | 37,7 |
7 Сельское хозяйство
Украина производит почти все виды сельскохозяйственной продукции: от зерна и мяса до хлопка и лекарственных трав. В составе СССР Украина давала 1/4 общего производства пшеницы. 45% общего объема продукции сельского хозяйства дает растениеводство, 55% – животноводство.
Сельское хозяйство Украины было рентабельным в 2003 г., в основном, за счет производства зерна и подсолнечника, остальные направления сельского хозяйства отстают по рентабельности от этих отраслей.
На протяжении 2002 и 2003 гг. значительно повысилась стоимость ресурсов для сельхозпроизводителей (горючее, минудобрения, средства защиты растений и животных). При этом средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве остается самым низким - 147 грн. в месяц.
По состоянию на 26 марта 2004 года аграрии Украины посеяли яровые культуры на площади 2,257 млн. га (13% от прогноза «Министерстве аграрной политики»).
При этом ранние зерновые и зернобобовые культуры посеяны на площади 1,9 млн. га (36% от прогноза). Практически завершили сев ранних зерновых и зернобобовых в АР Крым (98% от прогноза) и в Одесской области (96%). В Николаевской области ранними зерновыми и зернобобовыми засеяно 131% прогнозируемых площадей.
Кроме того, посевы озимых культур удобрены на площади 3,37 млн. га (49% от прогноза).
Посевные площади, тыс. га
1913 | 1950 | 2003 | |
Вся посевная площадь | 4145,7 | 7854,3 | 34558,4 |
Зерновые культуры В том числе: пшеница.......................... рис.................................. просо............................... | 3880,8 2507,1 25,3 455,2 | 6055,2 4024,0 29,8 464,7 | 22406,7 18592,0 90,6 711,3 |
Технические культуры В том числе: хлопчатник..................... сах. свекла...................... подсолнечник............... | 102,8 15,0 – 18,8 | 367,5 96,9 20,3 157,1 | 458,2 118,5 70,4 102,1 |
Картофель | 41,5 | 140,6 | 190,4 |
Овощи | 12,2 | 28,3 | 53,0 |
Кормовые культуры | 88,2 | 1234,9 | 8409,9 |
Даже в неурожайные годы Украина практически полностью обеспечивает себя зерном (производя 0,7-0,9 тонн зерна на одного жителя) и имеет ресурсы для его экспорта.
8 Внешнеэкономические связи
В 2002-2003 гг. внешнеэкономические связи Украины, ее регионов осуществлялись в сложных условиях, на которые оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Прежде всего, это ухудшение конъюнктуры на традиционных внешних рынках для украинских товаров. Далее, следствия финансового кризиса, которые проявились еще не до конца. А также низкая конкурентоспособность большинства товаров украинского экспорта.
Объем внешней торговли Украины товарами за 2003 год уменьшился по сравнению с 2002 годом на 14,2% и составил $23.428 млн. При этом экспорт уменьшился на 8,4% - до $11.582 млн., импорт сократился на 19,3% - до $11.846 млн. Отрицательное сальдо составило $264 млн. (в 2002 году - $2.038,2 млн.). Коэффициент покрытия импорта экспортом возрос с 0,86 в 2002 году до 0,98 в 2003 году. Внешнеторговые операции проводились с партнерами из 185 стран мира. Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию - 20,7% от общего объема экспорта, в Китай - 6,3%, Турцию - 5,8%, страны ЕС - 8,8%, США - 3,8%, Беларусь - 3%, Польшу - 2,6% (рис. 1).
Наибольшие импортные поступления были из Российской Федерации - 47,6%. Из Туркменистана - 4,1%, США - 3,4%, Беларуси - 2,9%, Польши - 2,2%, страны ЕС - 12,3% (рис. 2).
Таким образом, после стран СНГ, и прежде всего Российской Федерации, ЕС - крупнейший партнер Украины. Кроме того, эта тенденция имеет перспективы усиления за счет присоединения в ближайшем будущем к ЕС таких стран, как, например, Польша.
В 2003 году процесс изменения основных направлений внешней торговли продолжился. Правда, трудно связать эти изменения с деятельностью украинских властных структур. Процесс развивается скорее в силу конъюнктуры мирового рынка. По сравнению с 2002 годом география внешней торговли Украины претерпела некоторые изменения. Продолжилось снижение товарооборота со странами СНГ и Балтии. Удельный вес внешней торговли этих государств снизился с 45,35% в 1998 году до 39% в 2003 году. Доля государств остального мира увеличилась с 52,2% до 57,8%.
В общем объеме внешней торговли Украины уменьшилась доля крупнейших торговых партнеров 2002 года: Российской Федерации (с 35,24%, по итогам 2002 года, до 28,43% в 1999 году), США (3,86% и 3,39%), стран ЕС (10,1% и 9,69%) и Беларуси (3,31% и 3,27%). В то же время несколько увеличился удельный вес Китая (с 3,18% до 4,29%) и Турции (с 3,04% до 3,83%). Крупнейшими потребителями украинских товаров в 2003 году (как и в 2002 году) оставались Россия, Китай, Турция, страны ЕС. При этом в структуре экспорта увеличился удельный вес Китая (с 5,9% в 2002 году до 7,1% в 2003 году) и Турции (с 5,6% до 6%), уменьшился удельный вес России (с 23,2% до 20,2%) и Италии (с 4,4% до 4%). Доля Германии в украинском экспорте осталась на уровне 2002 года (5,1%).
Подобные изменения в географии внешнеэкономической деятельности, как показывает анализ, связаны с финансовым состоянием стран - торговых партнеров Украины. Торговля развивается с теми государствами, которые более платежеспособны. А именно с этим у государств СНГ и Балтии существуют серьезные проблемы (рис. 3).
В то же время в товарной структуре внешней торговли Украины каких-то глобальных изменений в 2003 году не произошло. Как и прежде, в общем объеме внешней торговли высок удельный вес сырья и материалов и незначительна доля товаров высокого уровня переработки. Хотя некоторые различия по сравнению с 2002 годом все-таки есть.
В товарной структуре импорта в 2003 году наибольшее снижение произошло по минеральному топливу, нефти и продуктам ее переработки - с 40,4% до 35,4% (несмотря на это, удельный вес минерального топлива в общем объеме импорта товаров в Украину остался наибольшим). Среди основных товарных позиций уменьшилась также доля механических машин и оборудования (с 11,2% до 9,2%) и средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (с 5,2% до 4,3%). В то же время возросла доля электрических машин и оборудования (с 4,6% до 5,2%).
Литература:
Народне господарство України у 2002 році: Стат. Щорічник. – К.:Техніка, 2002. – 468с.
Плышевский Б. Об экономических связях России с азиатскими государствами СНГ//Экономист, 2002,№10.
Сизов А. Экономика России и других стран СНГ в начале 90-х гг.//Мировая экономика и международные отношения, 1993, №7.
Системные изменения на территории бывшего СССР //Мировая экономика и международные отношения, 1995, №5.
Страны и народы: страны Азии, СССР. –М.: Мысль, 1985.
Страны-члены СНГ: Стат.ежегодник. –М.,1992.
Терещенко С. Украина: экономика, реформа, рынок. –М.:1993.
Экономика содружества независимых государств: Краткий справ. –М.:АО "Финстатинформ", 1993.
Экономика стран - членов содружества независимых государств в 1991 году. – М.: Госкомстат России, 1992, 68 с.
Экономика стран СНГ в 1994 году в журнале "Вопросы экономики", 1995 год, №3, стр.93-120.
|
|