Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя




Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методический комплекс

 

для студентов очной формы обучения

 

 

Направление подготовки 030900 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

 

Автор: Поплавская Лариса Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ ФГБОУВПО «РАП», доцент.

Рецензенты: Филимонов Е.Г., кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии филологического факультета СПб ГУ.

Субботин Ю.В. старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ ФГБОУВПО «РАП».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург) (протокол № 2 от 22 февраля 2012 г.).

Утверждён Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Северо-западного филиала) (протокол №________ от ___ ___________2012 г.).

 

© Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»,2012.

© Поплавская Лариса Борисовна, 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………… 4 Объём дисциплины и виды учебной работы…………………………. 6

Тематический план…………………………………………………….. 7

Программа курса ……………………………………………………….. 8 Планы семинарских (практических) занятий....................................... 11

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы студентов ……………………17

Задания для выполнения контрольных работ ………………………19

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля ….22

Литература……………………………………………………………… 25

Вопросы для подготовки к зачёту …………………………………… 26

 

 

Введение

 

Дисциплина «Латинский язык» предназначена для студентов юристов первого года обучения в системе подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция». Цель дисциплины – изучение основ латинской грамматики и лексики, которая стала основанием для юридической подготовки. Задача данного курса – научить студентов усваивать сущность юридических понятий, заимствованных из римского права на основе латинского языка правовыми системами других стран и народов. Латинский язык лёг в основу формирования новых европейских языков и вошёл в лексический фонд всех современных народов, поддерживающих преемственность европейской культуры, идущей от античности. Употребление латинских правовых терминов традиционно в языке общения юристов разных стран. Юридическая терминология – обязательный элемент профессиональной лексики современного юриста. Знание латинской грамматики и терминологии расширяет общекультурный кругозор студента и приобщает его к достижениям мировой культуры.

В ходе изучения данного курса студенты получают навыки правильного чтения и перевода со словарём отдельных латинских слов, афоризмов, юридических формул и фразеологических сочетаний.

Студенты учатся анализировать принципы образования международных научных терминов и юридической лексики традиционного права.

Данный курс предоставляет краткие знания по фонетике, истории, грамматике и словообразованию латинского языка. В качестве примера грамматического материала использованы основные афоризмы и фразеологизмы, пришедшие из римского права.

В процессе изучения латинского языка студенты развивают иноязычную коммуникативную компетенцию в следующей совокупности её составляющих, а именно:

- языковая компетенция в форме овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), которые способствуют логическому выражению мысли в родном и иностранном языках. Вследствие чего студенты овладевают культурой мышления, способностью к обобщению и анализу (ОК-3). Они способны логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

- социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран, основы традиционной культуры которых имеют в качестве базиса культуру античности. Студенты знакомятся с терминологией юридической латыни, применяемой в международном праве, они получают навыки подготовки юридических документов с учётом профессиональной терминологии (ПК-7). Выпускники способны правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

Студенты юристы I курса бакалавриата изучают данную дисциплину 72 часа, включая аудиторные практические занятия и самостоятельную работу студентов.

Обучение основам латинского языка предусматривает следующие формы контроля:

· выполнение аудиторных занятий,

· выборочную устную проверку домашних заданий,

· фронтальную письменную проверку домашних заданий,

· написание контрольных работ – рубежный контроль,

· самостоятельный перевод и изучение международной студенческой песни на латинском языке “Gaudeamus”,

· итоговый зачёт по курсу.

 

 

Объём дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачётных единиц и часов по формам обучения
  очная  
Зачётные единицы - общая трудоёмкость 2 з.е.- 72 ч.  
Всего аудиторных занятий из них:    
Семинарские (практические занятия)    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя    
Форма итогового контроля Зачёт    

 

 

2. Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачётных единиц и часов)

№№ п/п Разделы(темы)дисциплины Количество зачётных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
  Введение. Тема 1. Краткие сведения из истории латинского языка. Фонетика.     2 ч.   6ч.
  Грамматический строй латинского языка. Морфология. Тема 2. Имя существительное (substantivum).   4 ч. Контрольная работа - рубежный контроль   6ч.
  Тема 3. Имя прилагательное (adjectivum). Степени сравнения.     2 ч.   4 ч.
  Тема 4.Местоимения (pronominal).     2 ч.   4 ч.
  Тема 5.Числительные (numeralia).     2 ч.   4 ч.
  Тема 6. Наречия (adverbial).     4 ч.
  Тема 7. Латинский глагол (verbum).   4 ч. Контрольная работа- Рубежный контроль 8 ч.
  Тема 8. Предлоги. Частицы. Союзы.     2 ч.
  Тема 9. Словообразование.     2 ч.
  Тема 10. Простое и сложное предложение. Синтаксические обороты.       6 ч.
  Тема 11. Юридические термины.   2 ч. 8 ч.
  Итого   18 ч. 54 ч.

Программа курса

 

Тема 1. Краткие сведения из истории латинского языка. Фонетика

Индоевропейская природа латинского языка. Возникновение и распространение латыни в античном мире. Влияние латинского языка на другие языки. Романизация культуры народов Западной Европы, формирование на основе латинского романских языков: итальянского, испанского, французского, португальского, румынского и др. Фонетика. Латинский алфавит и его происхождение. Буквы и фонемы. Система гласных и дифтонги. Система согласных. Количество гласного звука и количество слога (долгота и краткость слогов). Правила чтения (произношение и правила постановки ударения).

 

Тема 2. Грамматический строй латинского языка. Морфология. Имя существительное(nomen substantivum)

 

Грамматические категории имени: род (мужской – genus masculinum, женский - genus femininum, средний – genus neutrum), число (единственное – numerus singularis, множественное – numerus pluralis). Склонение (declinatio) и система падежей (casus). Пять склонений существительных. Окончание родительного падежа (genitivus) как определитель типа склонения.

 

Тема 3. Имя прилагательное (nomen adjectivum)

 

Классификация имён прилагательных. Прилагательные трёх окончаний I – II склонений. Прилагательные III склонения, три группы в зависимости от наличия родовых окончаний. Особенности склонения. Степени сравнения прилагательных.

 

Тема 4. Местоимения (pronomina)

 

Классификация местоимений по разрядам. Склонение местоимений.

 

Тема 5. Числительные (numeralia)

Классификация латинских числительных и их склонение. Римские цифры и обозначения дат.

 

Тема 6. Наречие (adverbium)

Типы наречий (простые и производные). Степени сравнений.

 

Тема 7. Глагол (verbum)

Грамматические категории глагола: времена (tempora), наклонения (modi), залоги (genera), лица (personae), числа (numeri). Четыре спряжения латинского глагола (coniugationes). Пять неличных форм. Основные формы глагола и его основы. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Система инфекта и перфекта.

 

Тема 8. Предлоги. Частицы. Союзы

 

Управление латинских предлогов определёнными падежами. Соединительная частица -que в конце слова. Союзы в простом и сложном предложении.

 

 

Тема 9. Словообразование

Суффиксальное и префиксальное словообразование в латинском языке.

 

Тема 10. Простое и сложное предложение. Синтаксические обороты

Порядок слов в простом предложении. Действительная и страдательная конструкция. Наклонения в независимых предложениях. Типы сложноподчинённых предложений и союзы, вводящие их. Синтаксические обороты в латинском зыке.

 

Тема 11. Юридические термины. Афоризмы и фразеологизмы римского права

 

Латинские юридические термины: отдельные слова, устойчивые выражения, древние афоризмы и фразеологические обороты, пришедшие из римского права.

 

4. Планы семинарских (практических) занятий

Тема 1. Краткие сведения из истории латинского языка. Фонетика

Индоевропейская природа латинского языка, его возникновение и распространение путём романизации культуры народов Западной Европы. Возникновение научной терминологии на основе латинского языка. Термины римского права (constitutio, iurisprudentia, consortium, actus, curator, status, delictum, etc.). Латинский язык как источник новых понятий в современном правоведении (криминализация, милиция, санкция, кредит, контракт, фискальный, маргинальный, презумпция, протекторат, корпорация, адвокат, мандат, ипотека, кредит и т.д.). Фонетика латинского языка. Возникновение латинского алфавита и его связь с древнегреческим языком. Гласные и дифтонги, система согласных. Долгота и краткость слогов по природе и по положению. Особенности произношения дифтонгов, диграфов, буквосочетаний ch, ph, th, rh. Изменение латинских звуков в корне слова при присоединении окончания -s. Пример: lex, legis – «закон». Постановка ударения в многосложном слове в зависимости от долготы или краткости второго слога от конца. Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. С. 1 – 6, § 1 – 9.[1]

Тема 2. Грамматический строй латинского языка. Морфология. Имя существительное(nomen substantivum)

 

Грамматические категории имени: род (мужской – genus masculinum, женский – genus femininum, средний – genus neutrum), число (единственное – numerus singularis, множественное – numerus pluralis). Склонение (declinatio) и система падежей (casus). В латинском языке 6 падежей, названия которых дословно переведены или скалькированы другими европейскими языками. Латинский язык в свою очередь адаптирует названия падежей греческого языка. Пять склонений существительных. Окончание родительного падежа (genitivus) как определитель типа склонения. Активная форма занятия – студенты должны определить склонение и его тип по словарной форме существительного:

1 – culpa, ae, f – «вина»,

2 – populus, i, m – «народ»,

gener, i, m – «зять»,

vir, i, m – «мужчина»,

argumentum, i, n – «доказательство»,

3 – ius, iuris, n – «право»,

lex, legis, f – «закон»,

testis, is, m – «свидетель»,

exemplar, is, n – «образец»,

urbs, urbis, f – «город»,

4 – senatus, us, m – «сенат»,

cornu, us, n – «рог», «фланг»,

5 – res, rei, f – «вещь», «дело»,

dies, ei, m(f) – «день» («срок»).

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. § 10 – 14, 30 – 32, 42 – 49, 55 – 57, 59 – 60; С. 151 – сводная таблица окончаний падежей во всех склонениях.

 

Тема 3. Имя прилагательное (nomen adjectivum)

 

Классификация имён прилагательных. Прилагательные трёх окончаний I – II склонений (iustus, a, um – «справедливый, -ая, -ое»).. Прилагательные III склонения, три группы в зависимости от наличия родовых окончаний: прилагательные трёх окончаний (celer, is, e – «быстрый, -ая, ое»), двух окончаний (omnis, e – «весь, вся, всё»), одного окончания (felix, īcis – «счастливый, -ая, -ое», vetus, ěris – «старый, -ая, -ое»). Особенности склонения местоименных прилагательных (unus, solus, totus, alius, neuter etc.). Степени сравнения прилагательных (gradus positivus, comparativus, superlativus). Способы образования степеней сравнения: суффиксальный, супплетивный (от разных основ), описательный. Активная форма занятия – студенты должны образовать степени сравнения от прилагательных: bonus, a, um – «хороший, -ая, -ое», iustus, a, um – «справедливый, -ая, -ое».

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. § 33, 50 - 53, 78 – 84, 100.

 

Тема 4. Местоимения (pronomina)

 

Классификация местоимений по разрядам (личные, притяжательные, возвратные, относительные, указательные, вопросительные, неопределённые, отрицательные). Склонение местоимений.

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. § 34, 95 – 97, 101. С. 151 – 154 – Справочные таблицы по морфологии. Местоимения.

 

Тема 5. Числительные (numeralia)

Классификация латинских числительных и их склонение. Числительные количественные (cardinalia) и порядковые (ordinalia). Название десятков, сотен, тысяч. Римские цифры и обозначения дат. Активная форма занятия – студенты должны написать римскими цифрами следующие даты: 1674, 2012. Прочитать римские цифры: MMCMVIII, MDXXIX.

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. § 103 – 107, 113 – 120. С. 173 – 174 – Числительные.

 

Тема 6. Наречие (adverbium)

Типы наречий (простые и производные). Степени сравнения наречий (gradus positivus, comparativus, superlativus). Способы образования степеней сравнения: суффиксальный и супплетивный (от разных основ). Образование наречий от качественных прилагательных.

Активная форма занятия – студенты должны образовать наречия и их степени сравнения от прилагательных: similis, e – «похожий», magnus, a, um – «большой».

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. § 85 – 87.

 

Тема 7. Глагол (verbum)

Грамматические категории глагола: времена (tempora), наклонения (modi), залоги (genera), лица (personae), числа (numeri). Четыре спряжения латинского глагола (coniugationes). Пять неличных форм (supinum, infinitivus, participium, gerundium, gerundivum). Личные окончания действительного и страдательного залогов. Четыре основные формы глагола и три его основы. Система инфекта и перфекта. Использование глагольных основ для образования шести времён индикатива (indicativus) латинского глагола. Существование сослагательного наклонения (conjunctivus) и четыре его времени. Глагол «быть» – sum, fui, -, esse и его спряжение. Активная форма занятия: найти основы в основных формах глаголов и образовать 3 лицо множественного числа (3 p. Pl.) – do, dedi, datum, dare – «давать», fero, tuli, latum, ferre – «нести». Определить спряжение данных глаголов.

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. § 15 – 28, 38 – 41, 63 – 64, 68 – 77, 126 – 128. С. 155 –164 – Глагол. Сводная таблица спряжений.

 

Тема 8. Предлоги. Частицы. Союзы

 

Управление латинских предлогов определёнными падежами. Предлоги с accusativus и с ablativus. Соединительная частица -que в конце слова: senatus populusque Romanus – «сенат и римский народ». Союзы в простом и сложном предложении: соединительные, разделительные, отрицательные, подчинительные, соотносительные.

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. С. 165 – 167.

 

Тема 9. Словообразование

Суффиксальное (testa-mentum_– «завещание») и префиксальное (con-sensus – «согласие») словообразование в латинском языке. Словосложение, т.е. сложные слова (maledicus – «злоречивый», iurisprudentia – «правосудие». Основные приставки и суффиксы существительных, прилагательных и глаголов.

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. С. 167 – 170.

 

Тема 10. Простое и сложное предложение. Синтаксические обороты

Порядок слов в простом предложении. Простое и составное сказуемое. Дополнение прямое и косвенное, падежи, нужные для их лексического выражения. Действительная и страдательная конструкция. Повелительное и сослагательное наклонение, способ их образования. Наклонения в независимых предложениях (imperativus и conjunctivus). Типы сложноподчинённых предложений и союзы, вводящие их. Синтаксис некоторых падежей.

Синтаксические обороты в латинском языке (accusativus cum infinitivo, nominativus cum infinitivo, ablativus absolutus), их перевод на русский язык.

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. § 121 – 124, 125, 129, 142. С. 129 – 147 – Синтаксис сложного предложения.

 

Тема 11. Юридические термины. Афоризмы и фразеологизмы римского права

 

1. Латинские юридические термины: отдельные слова, устойчивые выражения, древние афоризмы и фразеологические обороты, пришедшие из римского права.

2. Gaudeamus. Перевод и разучивание международной студенческой средневековой песни.

Обязательная литература: Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. М., 2006. С. 230 – 236.

Дополнительная литература: Латинский язык: Учебн. пособие / А.И.Зайцев, Т.П.Корыхалова, Н.В.Крайзмер и др.; отв. ред. А.И.Доватур. – СПб., 2005; Хрестоматия по латинскому языку: для студ. филол. и ист. фак. высш. учеб. заведений / сост. и авт. коммент. О.В.Бударагина, Т.В.Путилова; под ред. Н.М.Ботвинник – СПб.:Филологический факультет СПб ГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 41 – 42; Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов / под ред. Я.М.Боровского. М., 1982.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

В семье индоевропейских языков латинский язык относится к группе синтетических, а не аналитических языков. Это значит, что для связи слов в предложении латинский язык, как и русский, использует не только предложные отношения, т.е. служебные слова (предлоги) с определёнными падежами, но и разветвлённую систему падежных окончаний имён разных склонений. Определённые падежи (casus) образуются от общей основы слова с помощью флексий (окончаний), обязательных для каждой падежной формы. Флексии изменяются, основа остаётся неизменной. Это надо учитывать при поиске слов в словаре. При построении простого предложения грамматика следует за логикой: nominativus – именительный падеж обозначает субъект действия, accusativus – винительный падеж выражает объект (это падеж прямого дополнения при переходных глаголах), само действие, т.е. предикат, в грамматике выражено сказуемым – глагольной формой. Это и составное именное сказуемое, где связка (форма глагола esse – «быть») обычно не опускается, как в русском языке, и составное глагольное сказуемое. Оно состоит из модального глагола, выражающего отношение к действительности («могу», «должен», «хочу») и смыслового глагола, выраженного инфинитивом. При употреблении глагола в личной форме личное местоимение не ставится. Указание на лицо и число содержат личные окончания глагола 1, 2 и 3 лица (personae): singularis (единственное число)

1p. – «я»,

2p. – «ты»,

3p. – «он», «она».

pluralis (множественное число)

1p. – «мы»,

2p. – «вы»,

3p. – «они».

Пример использования составного именного сказуемого: legatum donatio est –«завещательный отказ – это дарение». Пример составного глагольного сказуемого: debeo hoc documentum legere – «я должен прочитать это свидетельство». Vult me accusare –«он хочет меня обвинить».

Перевод латинского текста надо начинать с его грамматического анализа. Только после нахождения подлежащего (субъекта действия), сказуемого (предиката) и прямого дополнения (объекта действия) можно пользоваться словарём, чтобы найти значение слов. По основе существительного надо определить его грамматическую форму в тексте. В словаре латинского языка существительные стоят в начальной форме, т.е. в nominativus. С формой косвенных падежей в тексте совпадает только основа такой начальной формы. Основу следует находить по родительному падежу – genitivus, отбросив его окончание, указанное в словаре. Используя таблицу падежных окончаний, приведённую в учебнике латинского языка, мы определяем нужный падеж слова в переводимом тексте и переводим на русский язык соответственным падежом. Перевод предложения надо начинать со сказуемого (глагола), предварительно определив его лицо, число, время и залог. Иногда в лице и числе глагола уже содержится подлежащее, т.е. производитель действия («я», «ты» и т.д.). Если переводить слово за словом в том порядке, как слова представлены в связном предложении, не учитывая грамматических категорий, то смысл может быть не понятым. Глагол в словаре даётся в основных формах. У правильного глагола 4 основные формы. При самостоятельной работе со словарём надо определить основу каждой из 4 основных форм и сопоставить с глаголом в переводимом тексте. Латинский глагол имеет 3 основы: praesentis, perfecti, supini. Например: Servi caput non habent – «рабы не имеют правоспособности». Servi – подлежащее, выраженное N.pl. от servus, i, m – I склонение; caput – прямое дополнение, выраженное аcc. s. от caput, capitis, n – III склонение согласного типа; habent – сказуемое, выраженное 3p. pl. praesentis indicativi activi от глагола, словарная форма которого habeo, habui, habitum, habēre – II спряжения, где основа инфекта (она же praesentis) habe- находится в 1 и в 4 форме глагола. Основа perfecti – habu-, основа supini– habit-, это основы 2 и 3 глагольной формы.

Набольшую трудность представляет тема Латинский глагол (verbum). В качестве упражнения в определении глагольных форм предлагаем следующие варианты контрольного задания для самостоятельной подготовки.

Найдите нужные основы в основных формах глаголов, определите их спряжение и проспрягайте в следующих временах: praesens, imperfectum, futurum I, perfectum, plusquamperfectum, futurum II indicativi activi et passivi.

I вариант: vivo, vixi, victum, vivĕre – «жить».

II вариант: video, vidi, visum, vidēre – «видеть».

III вариант: guberno. gubernavi, gubernatum, gubernāre – «править».

IV вариант: aperio, aperui, apertum, aperīre – «открывать».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...