Научный и феноменологический путь познания
Стр 1 из 43Следующая ⇒ Берт Хеллингер ПОРЯДКИ ЛЮБВИ РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ Издательство Института Психотерапии Москва Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 400 с. Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором. Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллингера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход: «В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей». «Инструментальная сторона» подхода — приемы и техники — ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения. Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ISBN 5-89939-049-2 © В. Heffinger, 2000 © Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к русскому изданию....................................................7 Предисловие........................................................................................7 Познание путем отказа.......................................................................8 Познание..............................................................................................8 Научный и феноменологический путь познания.............................8 Феноменологический метод...............................................................8 Отказ от намерений.............................................................................9 Мужество..............................................................................................9 Согласие................................................................................................9 Философская феноменология.............................................................9 Феноменологический метод в психотерапии...................................10 Душа.....................................................................................................10 Религиозная феноменология..............................................................11 Возвращение........................................................................................11 Семейно-системные переплетения и их разрешения. Самопознавательный и образовательный курс........,........................11 День первый..........................................................................................11 Опасное поведение...............................................................................11 Наблюдение самого себя при расстановке........................................12 Больше или меньше..............................................................................13 Двойной перенос....................................................................................14 Старшинство первой женщины............................................................14 Счастье пугает........................................................................................15 Расстановка: Сын принимает роль брата матери................................15 Разница между идентификацией и идеалом........................................19 Принцип минимализма..........................................................................19
Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми.19 Любовь и порядок..................................................................................20 Иерархия принадлежности....................................................................20 Превосходство первой связи.................................................................21 Иерархия порядков.................................................................................21 Иерархия внутри семейств.....................................................................21 Интимная сфера.......................................................................................21 Ранг отношений в случае развода..........................................................22 Иерархия в организациях........................................................................22 Возражение...............................................................................................23 Решение не иметь детей..........................................................................23 Осуществленное и неосуществленное...................................................23 Последствия подобного выбора для отношений...................................24 Враждебное настроение...........................................................................24 Плохие отметки в школе..........................................................................24 Пережитый траур......................................................................................25 Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца..............................25 Уравновешивание сил с помощью плохого............................................27 Порядки любви..........................................................................................27 Уравновешивание с помощью уважения................................................28 Расстановка: Жизнь за счет других.........................................................28 Они здесь....................................................................................................29 Признание личной вины - источник силы..............................................33 Помочь отцу сохранить лицо...................................................................33 Страдать легче, чем разрешить проблему...............................................34 Разрешение проблем путем смирения причиняет боль.........................34 Прерванное движение любви к................................................................34 Боли в плечах.............................................................................................36 Решить проблему без долгих раздумий...................................................36 Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми..................36 Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений в семье.........................................................................................................40 Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти...........41
Доверие внутренней картине....................................................................41 Ответственность терапевта.......................................................................42 О методе, использованном при расстановке семьи Тэи.........................42 Перенятое замешательство........................................................................43 Угроза самоубийства матери.....................................................................43 Конец............................................................................................................44 Игра со смертью..........................................................................................44 Могила..........................................................................................................45 Расстановка: Изгнанные родственники.....................................................45 Члены семейной системы............................................................................48 Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой общей судьбой..............................................................................................49 Воздействие внутренней картины на семейно-системную динамику....49 Угроза самоубийства со стороны жены.....................................................49 Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца.................................50 Благоприятное место для детей...................................................................52 Бессознательная идентификация с бывшим партнером одного из родителей......................................................................................52 Воля Бога и человек.......................................................................................53 Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...........................................54 Что приводит к наркотической зависимости.............................................54 Пристрастие к наркотикам как самонаказание..........................................56 Интуиция связана с любовью......................................................................56 Исцеление путем движения любви к матери.............................................56 Проблема прерванного движения к любимому человеку и ее решение.................................................................................................57 Решение проблемы с помощью заместителей родителей........................57 Терапия с помощью глубокого поклона....................................................57 Движение через родителей дальше............................................................58 День второй..................................................................................................58
Мстить, играя жертву..................................................................................58 Уверение.......................................................................................................59 Компенсация................................................................................................59 Неожиданное облегчение............................................................................59 Достижение миролюбивой позиции...........................................................59 Распознать динамику двойного переноса..................................................59 Расстановка: Исцеление двойного переноса.............................................59 Прощение не рекомендуется......................................................................62 Последствия для ребенка............................................................................62 Расстановка: Умершие в детстве братья...................................................62 Полнота времени.........................................................................................65 Напрасная борьба........................................................................................66 Перенятый траур ослабляет.......................................................................66 Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней.......................66 Когда мы перегружены счастьем..............................................................67 Развод и вина...............................................................................................67 При легкомысленном разводе родителей дети наказывают самих себя....................................................................................................67 Инстинктивное уравновешивание посредством искупления.................67 Вина как средство отрицания реальности................................................68 Значение сексуальных отношений при создании системных связей.....68 Область влияния матери.............................................................................68 Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье......69 Любовь к проблемам...................................................................................69 Принять на себя роль жертвы....................................................................70 Расстановка: Отец — внебрачный ребенок, отец отца — запрещенная тема в семье..........................................................................70 Парентифицирование: Ребенок принимает на себя роль родителя по отношению к собственным родителям...............................73 Искупление за смерть при родах..............................................................73 Самообман..................................................................................................74 Отец и сын..................................................................................................76 Неизвестный дедушка...............................................................................76 Уважение к матери....................................................................................77 Смещенное усердие...................................................................................77 Расстановка: Дочь идентифицируется с бывшей невестой отца, перенимая ее чувства................................................................................77 Объективная и субъективная вина ребенка............................................80 Тоска по отцу.............................................................................................80
О ранге мужа и жены в семье..................................................................80 Жена должна следовать за мужем, а муж — служить ей.....................81 Напрасная любовь....................................................................................81 Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?...................................82 Злость как защита от боли.......................................................................82 Сдержанная злость...................................................................................82 О злости....................................................................................................83 Осторожность и мужество......................................................................84 Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери.........................84 Семейно-системный орган равновесия.................................................85 О совести.................................................................................................85 Невиновность..........................................................................................86 Совесть и уравновешивание..................................................................86 Позитивное и негативное уравновешивание.......................................87 Границы обмена.....................................................................................87 Уравновешивание с помощью благодарности и смирения...............87 Бесконечная ясность ума......................................................................88 Оставить в покое то, что было.............................................................88 Пламя и пепел........................................................................................88 Исчезновение болей в спине................................................................89 Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания.....89 Ревность и уравновешивание..............................................................91 Невиновность и месть..........................................................................92 Верность и неверность.........................................................................92 Перенятая месть....................................................................................92 Размышления о невиновности.............................................................92 Подарок для матери..............................................................................93 Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута его крайняя точка.................................................................................93 Расстановка: Изменение внутренней динамики...............................93 День третий...........................................................................................94 Беседы....................................................................................................94 Перенятые симптомы...........................................................................95 Еврейское происхождение...................................................................95 Чувство меры.........................................................................................96 Облегчение............................................................................................96 Цена........................................................................................................96 Исходное негативное чувство и как его изменить.............................97 Исцеление с помощью любви..............................................................98 Запрятанное счастье..............................................................................98 Познание другого рода..........................................................................98 Отдавать что-то другому, не принимая ничего взамен......................99 Новая точка зрения................................................................................99 Необоснованные представления ой идеальной связи........................99 «Давать» и «брать» в отношениях между мужчиной и женщиной.100 Позволить аффективному давлению утечь.........................................100 Религиозная проблематика................................................................... 100 Печаль по погибшим..............................................................................101 Родители детей-инвалидов: как им помочь, сохраняя их достоинство............................................................................................ 101 Что происходит, когда ребенок занимает не соответствующее своему рангу место в системе...............................................................101 На полпути к счастью............................................................................102 Иметь или не иметь ребенка.................................................................102 Вторая жена............................................................................................103 Желание бросить курить.......................................................................103 Способ избавиться от головных болей................................................103 Уважая умерших, уважать Бога............................................................104 Отказ в уравновешивании......................................................................104 Расстановка: Идентификация младшей дочери с матерью матери...104 Принимать или не принимать наследство............................................106 Расстановка: Влияние судьбы................................................................107 Короткая беседа.......................................................................................111 Стоять, опираясь на обе ноги.................................................................111 Побег от полноты счастья..........................................................:...........111 О целостности человека..........................................................................111 Праздник...................................................................................................111 Разница между симпатией и уважением...............................................111 Равные среди равных...............................................................................112 Примиряющее познание........................................................................112 О свободе и несвободе...........................................................................112 Сдержанность обеспечивает энергией восприятия и силой...............113 Границы невиновности...........................................................................113 Признание последствий наших решений облегчает жизнь................113 Необходимость внутреннего уважения родственников......................113 Как помочь жертвам сексуального совращения...................................113 Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное совращение ребенка................................................................................116 Сдержанность..........................................................................................116 Негодование.............................................................................................117 Изменница................................................................................................117 Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством в семье......................................................................................................118 Понять голос Бога...................................................................................118 Мужчины и женщины............................................................................122 Отступничество......................................................................................122 Более высокая вера.................................................................................123 Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе..............123 Подарок от жизни...................................................................................125 Расстановка: Рано умерший отец..........................................................125 Расстановка: Внутреннее прекращение прежних отношений............127 Нет худа без добра..................................................................................129 Следующий шаг......................................................................................129 Отсутствие свободы действий в семьях...............................................130 Мать и ее ребенок...................................................................................130 Выполнение необходимого по отношению к состарившимся родителям................................................................................................130 Смелость осуществить необходимое....................................................130 Будущие возможности...........................................................................130 Ход жизни...............................................................................................131 Уважать и ценить прошлое...................................................................131 Порядки принадлежности. Фрагменты курса для семейных консультантов........................................................................................131 Решение проблемы как духовный процесс.........................................131 Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей............132 Плата за усыновление............................................................................135 Очередность ответственности...............................................................135 Возражения участников.........................................................................135 Право ребенка на собственных родителей...........................................136 Исцеление, направленное только на помощь жертве..........................136 Следующий шаг.......................................................................................137 Решение проблемы путем ее решения...................................................137 Ужасное.....................................................................................................138 Сострадание и искусство забывать........................................................139 Что важнее................................................................................................139 Вина и ее воздействие не зависят от пола.............................................139 Необходимость отказаться от возражений............................................139 Понимание сущности проблем и исцеление.........................................140 Завещанные дети......................................................................................141 Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены.......................141 Возвращение..............................................................................................144 Причины заболеваний в семьях и их исцеление. Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции «Медицина и религия».............................................................................145 Введение....................................................................................................145 Небо и Земля.............................................................................................145 Семейные группы, связанные общей судьбой......................................145 Семейно-системная связь и ее последствия..........................................145 Подражание и уравновешивание............................................................146 Болезнь следует за душой........................................................................146 «Лучше я, чем ты»....................................................................................146 Знающая любовь.......................................................................................147 Готовность ребенка к «исчезновению»..................................................148 Даже если ты уйдешь, я останусь...........................................................148 «Я последую за тобой»............................................................................148 «Я поживу еще немного»........................................................................148 Вера, способствующая болезни..............................................................149 Исцеляющая любовь................................................................................149 Болезнь и искупление вины....................................................................149 Компенсация путем искупления вины, приносящая двойное страдание...................................................................................150 Уравновешивание путем принятия жизни как дара и примирительных действий.................................................................150 Искупление вины как суррогат отношений.........................................151 На Земле вина преходяща......................................................................151 Болезнь одного, замещающая искупление другого............................151 Болезнь из-за отказа принять собственных родителей......................151 Уважение родителей соответствует уважению Земли.......................151 Неосуществленное.................................................................................152 Расстановка: «Я последую за тобой»...................................................152 Расстановка: Мать следует за своим умершим ребенком-инвалидом..............................................................................157 Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу..........................162 Расстановка: Последствия детского полиомиелита, тяжелой беременности и трудных родов.............................................166 Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола........................................................................169 Идентификация с лицом противоположного пола как причина гомосексуальности и психозов.......................................171 Сын в качестве заместителя друга матери...........................................172 Познание служит основой акта исцеления...........................................172 Расстановка: «Лучше я, чем ты»............................................................173 Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины....................................................................................................176 Что такое «правильное»?........................................................................176 Расстановки семьи с помощью символов..............................................177 Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения, другой покончил самоубийством...........................................................177 Самоубийство из любви...........................................................................180 Чтобы защититься отболи, мы ищем виноватого..................................180 Неуместные вопросы................................................................................180 Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи..........180 Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции.......181 Расстояние между местами умерших и живых в констелляции...........181 Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия мужских энергий в семейной системе....................................................181 Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать должна следовать за своим мужем.........................................................184 Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам.....................................186 Системное превосходство настоящего...................................................188 В семьях дети замещают партнеров по отношениям, предшествующим нынешнему браку родителей..................................188 Рождение внебрачных детей вовремя брака.........................................188 Сообщать детям об аборте нельзя..........................................................189 Когда решения проблемы нет.................................................................189 Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..................................189 Расстановка: Анорексия как результат внутреннего убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»...................................192 Волчий аппетит и последующая рвота: булимия................................194 Как важно быть в согласии с Высшим.................................................195 Два рода знания.......................................................................................195 Эпилог.......................................................................................................196 ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни. Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее, я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпоха — «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И, прежде всего, нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это — вот основная задача психотерапевта. Конечно, читая, Берта Хеллингера, трудно избавиться от невольно возникающих ассоциаций с известным и подобным. Да и сам автор не скрывает источников своего психотерапевтического метода, прямо указывая на тех, чьи работы в той или иной степени повлияли на становление его собственного подхода к семейно-системной групповой терапии. Многие психотерапевты, о которых упоминает автор в «Эпилоге», разумеется, хорошо известны русскому читателю. Мне хотелось бы отметить, что сам Берт Хеллингер называет себя не психотерапевтом, а просто терапевтом, подчеркивая свой особый подход к самой проблеме исцеления и к проблеме пациента. Иногда, читая о «правилах» семейно-системной динамики и психотерапевтических методах, к которым Хеллингер пришел опытным путем, невольно ловишь себя на мысли, что нечто подобное встречал в других древних культурах. То, что говорит автор о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Автор не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому даосизму. Хотя, нельзя не заметить, что Хеллингер старается по возможности дистанцироваться от любых религиозных и вообще культурно обусловленных контекстов, поскольку считает, что они лишь заслоняют от нас Реальность. Возвращение в Реальность — тот общий итог, к которому мы должны, в конце концов, прийти. Берт Хеллингер способен помочь тому, кто осознал и стремится к этому. Я уверен, что всякий, кто прочтет книгу, непременно сделает хотя бы шаг в этом направлении. Сергей Лепехов, доктор философских наук ПРЕДИСЛОВИЕ Дорогие читатели Вы держите в руках книгу, наиболее полно излагающую основные принципы моей терапевтической работы, то есть техники семейно-системных расстановок. Она полезна не только терапевтам, но и неспециалистам при решении проблем их повседневной жизни. Весь ее материал демонстрирует, что освобождающее и исцеляющее познание возникает у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято. Центральной темой этой книги являются порядки любви, определяемые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношениями между различными членами семейной группы. Действительно, любовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны законы, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие — как на нас лично, так и на всех окружающих нас людей. Эта книга содержит лишь слегка сокращенные стенограммы трех терапевтических семинаров, посвященных обсуждению используемых мной техник расстановок семьи. Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разрешения» — был посвящен самопознанию и профессиональному совершенствованию группы терапевтов. Этот курс является введением в технику расстановок семьи и позволяет продемонстрировать силы, вызывающие системные переплетения судеб одних членов семьи с судьбами других, а также действие законов, в соответствии с которыми подобные переплетения развиваются. Самый важный аспект курса — демонстрация способов, с помощью которых терапевт может определять момент освобождения пациента от его системных переплетений, а также техники и правила, которые следует соблюдать при этой работе. Читатель быстро поймет, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохраняла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине исключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключенного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой семейной системы в следующих поколениях. Такой процесс я называю «переплетением». Но как только исключенный член семьи восстанавливается в правах (то есть остальные члены семьи признают его, выражают ему свое уважение), любовь, с которой они это делают, исправляет допущенную ранее несправедливость и избавляет других членов системы от неизбежного повторения ошибок и даже судьбы ранее исключенного члена семьи. Этот процесс я называю «разрешение проблемы». Системное переплетение всегда является результатом архаичных порядков, действующих в совместной семейной жизни, согласно которым ужасное искупается ужасным и невиновные «слабые» (или младшие) отвечают за действия виноватых «сильных» (или старших) и искупают их грехи. Узел переплетения может быть развязан с помощью исцеляющих действий, восстанавливающих принадлежность к семейной системе и уравновешивающих ее — например, признания, выражения любви и уважения. Таким образом создается другой порядок, который действует во благо данной семейной системы. Первый порядок семейной жизни, то есть порядок, вызывающий вредное переплетающее влияние, и второй порядок, который позитивно воздействует на пациента и лечит его, — это «порядки любви». Второй курс — семинар для психотерапевтов и семейных консультантов. В данной книге публикуются только те части семинара, в которых обсуждается вопрос о системном месте детей, потерявших одного или обоих родителей, и последствия усыновления, когда детей отдают лицам, не принадлежащим к собственной системе ребенка, или когда чужие люди усыновляют ребенка без реальной необходимости. Третий курс — семинар для клиентов, их врачей и терапевтов, в ходе которого клиентам была предоставлена возможность расставить родительские семьи и собственные семьи на глазах нескольких сотен наблюдателей. Во время этих расстановок участникам, играющим роли членов семьи клиента, и присутствующим зрителям были видны не только причины тяжелых болезней, несчастных случаев или самоубийств в семьях, но и возможности изменения в этих семьях. Разнообразная тематика курсов делает книгу многоплановой. Во-первых, читатель найдет на ее страницах специально подобранные стенограммы, позволяющие непосредственно наблюдать все усилия терапевта, направленные на поиск решения проблем клиентов, словно он сам присутствовал на семинаре. При этом не исключено, что он сможет найти путь, который выведет его из личных кризисов или поможет справиться с психическим заболеванием. Во-вторых, при помощи рисунков, представляющих расстановки и движения лиц, участвующих в этих расстановках, читатель увидит и поймет сущность важных терапевтических приемов и подходов. Расстановки семьи — простые, но эффективные техники, не только проясняющие природу скрытых семейно-системных переплетений и их разрешений, но и дающие возможность провести терапию прерванного движения любви ребенка к своей матери или отцу. Когда терапевту удается привести это движение к цели, страх, эмоциональные и даже психические расстройства, вызванные ранней разлукой с родителями или их потерей, излечиваются или ослабляются. В-третьих, всем, кто желает глубже изучить проблематику порядков любви и узнать, каким образом постигается их скрытая динамика, книга позволит лично прочувствовать тот факт, что освобождение и исцеляющее решение для пациента внезапно, словно молния из темноты, проявляется в результате сосредоточенной и внимательной работы терапевта с расставленной семьей. Этот путь познания я называю феноменологической психотерапией. Эпилог поможет читателю лучше понять не только описанные техники, но и путь моего профессионального развития. Я попытался прояснить цели своей терапевтической работы и выяснить природу тех познаний, на которые опирался в своих действиях. Надеюсь, что вы получите удовольствие от чтения этой книги. Я был бы очень счастлив, если благодаря ей вы смогли понять действие порядков любви. Надеюсь, что это понимание будет способствовать тому, что вы сможете испытать долгую и счастливую любовь.
Берт Хеллингер ПОЗНАНИЕ ПУТЕМ ОТКАЗА Начнем с короткого рассказа. Познание Представьте, что кто-то захотел, наконец, что-то узнать. Человек вскакивает на свой велосипед, едет туда, где совсем никого нет; и находит другой путь, вне всех границ обычного. Здесь нет никаких дорожных указателей, и человек может полагаться лишь на то, что видит собственными глазами и что может измерить собственными шагами. Его подгоняет восторг первооткрывателя, и то, что до сих пор было только предчувствием, становится уверенностью. Но путь кончается у большой широкой реки, и человек слезает с велосипеда. Он знает, что если хочет продолжить свое путешествие, то должен оставить на берегу все, что у него есть при себе. Ему также известно, что тогда он потеряет почву под ногами и погонит и понесет его такая великая сила, что ему останется только довериться ей. Понимая это, он колеблется и... отступает. И теперь, когда он едет домой, ему становится ясно, что он совсем мало знает о том, что помогает, и что лишь с трудом он может рассказать об этом другим. Слишком часто уже он чувствовал себя как тот человек, который догоняет другого велосипедиста, потому что у того дребезжит защитный щиток. И кричит ему: «Эй, ты, у тебя защитный козырек стучит!» — «Что?» — «Твой защитный козырек стучит!» — «Я не могу тебя понять, — кричит другой, — у меня защитный козырек стучит!» «Что-то пошло здесь не так», — думает он. Затем нажимает на тормоз и разворачивается. Несколько позже он спрашивает одного старого учителя: «Как же ты это делаешь, когда помогаешь другим? К тебе часто приходят люди и просят у тебя совета в таких вещах, в которых ты не очень-то разбираешься. И тем не менее потом им становится лучше». Учитель говорит ему: «Не в знании дело, когда кто-то останавливается на пути и больше не хочет двигаться дальше. Ибо он ищет безопасности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное не оставляет ему выбора. Так он и ходит по кругу. Но учитель не поддается отговоркам и иллюзиям. Он ищет середину, и там сосредоточенно ждет — как тот, кто подставил паруса ветру, — не придет ли ему слово, которое подействует. И когда к нему приходит другой, он находит его там, куда ему самому нужно, и это ответ для обоих. Они оба слушатели». И добавил: «Середина легка на ощупь». ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|