Судьбы творческой интеллигенции Урала в 1930-е гг.
Многие ученые и деятели культуры подвергались в этот период репрессиям. В ходе их погибли председатель Уральского областного бюро краеведения Я.А. Истомин (1887–1939), обвиненный в длительных связях с «врагами народа». Несмотря на насилие над верующими и священнослужителями, власти не смогли достичь своей цели – даже в 1937 г. согласно данным Всесоюзной переписи – значительная часть уральцев оставалась людьми верующими. Документы сохранили свидетельства о том, что в престольные праздники рабочие старых уральских заводов не выходили на работу; многие сохраняли веру и передавали из поколения в поколение иконы, священные книги, молитвенники, атрибуты религиозных культов. За годы войны на Урале значительно сократилось количество школ, увеличилось число детей, не обучавшихся в них. Вследствие этого в первое послевоенное пятилетие основное внимание было уделено строительству новых школьных зданий. Так, в Пермской и Свердловской областях было возведено 85 новых школ, однако положение оставалось сложным, во многих школах обучение шло в две и даже в три смены. Не хватало учителей, но демобилизация армии и расширение педагогических учебных заведений способствовали решению этой проблемы. Реформа общеобразовательной школы, начавшаяся в 1958 г., была направлена на подготовку выпускников к общественно полезному труду. Для этого при школах создавались производственные мастерские, где молодые люди овладевали какой-нибудь профессией. Но в материальном и кадровом отношении реформа была подготовлена слабо и фактически не удалась. В высшей школе произошли изменения, учитывавшие потребности научно-технической революции. В связи с этим в Свердловске. Перми, Магнитогорске и других городах региона были созданы новые вузы, в ряде вузов открылись новые факультеты. В Уральском политехническом институте в 1949–1952 гг. были созданы физико-технический и радиотехнический факультеты. В Уральском университете в 1946–1950 гг. организованы лаборатории: рентгеноструктурного анализа, физиологии растений, вакуумная, электронная, металлографическая, спектрального анализа, физикохимии высокомолекулярных соединений. В следующее пятилетие в УрГУ появилось еще 25 лабораторий и учебных кабинетов. Для расширения социальной базы студенчества в вузах были воссозданы рабфаки, выходцам с производства давались льготы при поступлении. В начале 1960-х гг. они составляли 70% всех первокурсников.
Наука Урала была сосредоточена в вузах и 35 институтах Уральского филиала Академии наук СССР. Возросла роль отраслевых научно-исследовательских институтов. Большим событием в культурной жизни Среднего Урала стало создание Свердловского телецентра, первые передачи которого начались 6 ноября 1955 г. Подобные центры были открыты также в Перми и Челябинске. В 1950–1960-е гг. заметным явлением стали книги Я. Поповой, А. Бикчентаева, М. Лямина. Т. Архиповой о революционном прошлом Урала, романы В. Очеретина «Саламандра» и «Сирена», произведения О. Корякова (Свердловск) и В. Астафьева (Пермь). Плодотворно работали уральские писатели П. Бажов, И. Ликстанов, поэты Л. Татъяничева, Б. Ручьев, М. Карим и др. С 1958 г. в Свердловске начали выходить литературно-художественный журнал «Урал» и ежемесячник для молодежи «Уральский следопыт». Они сыграли важную роль в оживлении литературной жизни региона, способствовали распространению демократических идей. Свердловский обком КПСС пытался идеологически влиять на журнал «Урал», который отстаивал позицию искренности в литературе, выступал против иллюзии благополучия советской жизни, лакировки в творчестве неприглядной действительности. Уральский альманах не подчинился партийным указаниям и вплоть до середины 1960-х гг. сохранял духовный и нравственный потенциал «оттепели».
Пребывание во время войны на Урале видных композиторов, музыкантов и музыковедов (Д. Кабалевский, Г. Нейгауз, Д. Ойстрах и др.) положительно повлияло на уровень музыкальной культуры края, особенно на уральскую школу композиторов. Популярными стали имена К. Кацман. Е. Родыгшш, О. Моралова, Б. Гибалина, В. Топоркова. Широкой известностью в СССР пользовалось в послевоенный период творчество шести уральских музыкальных театров. Здесь работали народные артисты РСФСР Я. Вутирас, А. Маренич, Б. Штоколов, И. Архипова и др. Крупных творческих успехов достиг Пермский театр оперы и балета. В 1946 г. за постановку опер «Иван Болотников» и «Севастопольцы» он получил Государственную премию. В 1954 г. коллективу этого театра присудили премию на всесоюзном фестивале за балет Б. Мошкова «Бэла». Свердловский театр музыкальной комедии стал ведущим в своем жанре в масштабах всей страны. Самыми многочисленными в крае были драматические театры, ставившие классику и пьесы современных авторов. Большой популярностью пользовались выступления Оренбургского, Прикамского и Уральского народных хоров. После окончания войны созданная в 1943 г. Свердловская киностудия была преобразована в студию научно-популярных фильмов, производство художественных фильмов возобновилось здесь только в 1956 г. Художники и скульпторы послевоенного времени разрабатывали разные темы и жанры. В картинах. В. Зинова, В. Золотарева, Г. Мосина получила отражение историко-революционная тематика, в произведениях В. Волкова, Я. Широкова и др. – тема Великой Отечественной войны. Многих художников привлекла тема труда. По-прежнему популярной была пейзажная живопись, достигшая высокого уровня. Картина Е. Гудина «Верба цветет» вошла в фонд Третьяковской галереи наряду с творениями В. Игошева, отображавшими жизнь народов Северного Урала. В области книжной графики успешно работал В. Волович. в станковой графике – Б. Семенов, цветные гравюры создавал А. Зырянов. Плодотворно работали уральские скульпторы М. Крамской, Л. Головницкий, В. Зайков, Г. Петрова. Вместе с архитекторами они принимали участие в оформлении дворцов культуры, административных и жилых зданий. Архитектурные «излишества» первых послевоенных лет постепенно были сведены к минимуму. Росту мастерства уральских художников способствовали регулярно проводившиеся областные и межобластные выставки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|