Инстинктивное уравновешивание посредством искупления
Б.Х.: Искупление является одним из видов уравновешивания, более того - слепого уравновешивания. Существует закон природы, согласно которому при перепаде энергий требуется уравновешивание. Этот закон применим и к психике, в которой тоже наблюдается стремление к уравновешиванию. Таким образом, искупление представляет собой попытку что-то уравновесить, но эта попытка исключительно инстинктивна и часто не связана со стремлением управлять. Но существует возможность освободиться из сети инстинктивных сил и перейти к уравновешиванию с помощью принципов высшего порядка. Я называю это порядком любви. На этом уровне происходит уравновешивание, которое делает искупление излишним. Значит, когда родители принимают на себя ответственность за то, что не получилось, и каждый из них полностью принимает последствия разрушения связи, а также ответственность за собственную вину (не только в моральном смысле), тогда дети больше не испытывают необходимости искупления. Вина как средство отрицания реальности Но когда партнеры отказываются от ответственности за свои действия, их вина принимает форму отрицания реальности в том смысле, что человек не допускает факта своей вины и ведет себя так, будто он обладает полнейшей свободой и вовсе не входит в семейную систему. Если человек ведет себя так, будто он свободен, несмотря на то, что связан семейно-системными отношениями, это и есть отрицание реальности. Связь между партнерами по своей природе принадлежит реальности. Франк: То же самое происходило и со мной. Я помню, как с гневом отрицал факт моей несвободы. Б.Х.: У тебя еще есть возможность это исправить: ты должен признать, что связь между тобой и твоей бывшей женой существовала и продолжает существовать, и только при условии признания этой связи ты сможешь начать новую связь, которая, однако, будет иметь уже другое качество.
Гертруда: Играет ли какую-то роль возраст детей при разводе родителей? Б.Х.: Конечно. Когда дети уже взрослые и больше не живут с родителями, те являются более свободными, чем когда дети еще маленькие. Дагмар: А кому принадлежит право решать, был ли уход партнера проявлением легкомыслия? Б.Х.: Это решение не принадлежит никому, потому что легкомыслие просто чувствуется; в подобной ситуации все члены семьи знают, был ли уход партнера проявлением легкомыслия. Что касается тебя, ты действительно действовал легкомысленно. Дагмар: Нет. (Тишина в группе.) Б.Х.: Хорошо. Не моя задача это решать. Просто у меня сложилось подобное впечатление. У Гельдерлина есть одно стихотворение, лучше сказать, изречение: Расстаться, задумав, уверены были Мы в правоте и мудрости своей. Час расставанья позади. Но почему поступок этот Страшней убийства кажется теперь? Ах! Как себя мы мало знаем, В нас некий Бог царит. Как бы мы ни толковали это стихотворение, оно отражает тот опыт, который я имел в виду. Значение сексуальных отношений при создании системных связей Реальная связь между мужчиной и женщиной возникает посредством сексуальных отношений и оказывает более сильное воздействие, чем кровная связь между детьми и их родителями. Это сильнейшая из всех связей. Разлука детей с родителями не причиняет так много боли и не вызывает такого сильного чувства вины, как расставание с партнером, с которым у нас была связь. Многие вступают в половые отношения как в какой-то кружок, в который можно легко войти и так же легко выйти из него, то есть без каких-либо серьезных обязанностей или ответственности. Но это не так. Тот, кто состоит в связи с кем-либо, действительно связан. Он уже больше не может выйти из этой связи без боли и вины. Интенсивность боли, и глубина чувства вины показывает, как сильна эта связь.
Область влияния матери Ида: Все, что здесь происходит, меня очень волнует. Когда мы занимались проблемой с моими умершими братьями и сестрами, у меня начался определенный внутренний процесс. Я сейчас в таком состоянии, что могу ответить себе на некоторые вопросы, которые до сих пор приводили меня в замешательство. Моя мать всегда заботилась о нас. Она была тем человеком, который зарабатывал деньги в семье. Мы жили за ее счет. Из-за этого у меня неясная картина, какую роль выполняет мужчина в семье и какую — женщина. Б.Х.: А что с твоим отцом? Ида: Мой отец был просто прикован к своей родительской семье. Еще я могу добавить, что он очень часто сидел в тюрьме. Б.Х.: По какой причине? Ида: Из-за своих политических взглядов, но все-таки это не было настоящей причиной. Б.Х.: А какая же настоящая? Ида: Моя бабушка, то есть его мать, родила ребенка от мужа своей сестры, и этого ребенка убили. Б.Х.: Кто? Ида: Вероятнее всего, его собственная мать. Бабушка родила этого ребенка, а потом одни говорили, что он умер сам, а другие, что его убили. В этом и состоит причина семейно-системного переплетения моего отца. Б.Х.: Он пытается искупить вину, но это не имеет ничего общего с твоим вопросом о разделении ролей мужчины и женщины в семье. Решение твоей проблемы состоит в следующем: ты должна позволить отцу возвратиться в его семью, а тебе самой следует примкнуть к матери. В области ее влияния ты находишься в безопасности. Этого достаточно. Ида: Вчера у меня было ясное представление о моей ситуации, а также о моем стремлении делать карьеру. Обо мне говорят, что я очень честолюбива. Б.Х.: В твоем случае хорошо, что ты берешь пример с матери. Ида: Я тоже так думаю. Ты прав. Это у меня не от отца. Б.Х.: Многие были бы рады иметь такой образец, как у тебя. Ида: Да. Это и было до сих пор моей проблемой. Я думала, что прикована к отцу, но это не так. Я — в области влияния матери.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|