Обработка результатов измерений
Опыт 1 1. По результатам опыта постройте две векторные диаграммы в одной системе координат. Для этого достаточно построить треугольник по трём сторонам с помощью циркуля и линейки. Начальную фазу гармонической ЭДС генератора положите равной нулю. На диаграммы нанесите векторы токов. Значение тока в цепи найдите по закону Ома (применяя его для резистора R). 2. Объясните различие диаграмм. По диаграммам определите значения коэффициента мощности. Вычислите значения активной, реактивной и полной мощностей цепи. 3. Вычислите значение ёмкости С конденсатора, используя выражение для емкостного сопротивления и результаты измерений в опыте 1б, и сравните полученное значение с номинальным, указанным на корпусе конденсатора. Опыт 2 4. По результатам измерений в опыте 2 построить графики зависимостей K C(f)= U C(f)/ E и K R(f)= U R(f)/ E (амплитудо-частотная характеристика, или АЧХ). 5. Для значения частоты f 1 = 1/(2∙π∙R∙C) вычислить теоретические значения K (f 1). Результаты вычислений нанести на графики, построенные в п.4. 6. Для частоты f 1 построить векторную диаграмму, используя графики АЧХ. Объяснить её отличия от диаграмм, построенных в п.1. Контрольные вопросы 1. Объясните, почему и насколько напряжение на резисторе опережает по фазе напряжение на конденсаторе последовательной RC – цепи. 2. Объясните, почему при увеличении частоты ток в RC - цепи увеличивается, а напряжение на конденсаторе - уменьшается. 3. Объясните, почему на частоте f 1 = 1/(2∙π∙R∙C) напряжения на элементах RC - цепи равны по модулю. 4. Обоснуйте величину разности начальных фаз тока и напряжения для идеального конденсатора. 5. Поясните суть построения векторной диаграммы RC - цепи по показаниям вольтметра.
6. Поясните, как экспериментально оценить разность начальных фаз между током в RC - цепи и ЭДС без применения осциллографа или фазометра. 7. Дайте определение понятия коэффициента мощности. Приведите соотношения для определения активной, реактивной и полной мощностей комплексной нагрузки.
Лабораторная работа N 5 «Изучение RL -цепи под действием источника Цель работы: · изучение цепей гармонического тока, содержащих реактивные элементы; · приобретение навыков анализа RL – цепи с помощью электронного осциллографа и вольтметра; · знакомство с векторными диаграммами и частотными характеристиками RL – цепи.
Схема цепи изображена на рис. 8. Цепь состоит из соединённых последовательно резистора R и катушки индуктивности L, которые подключены к источнику гармонической ЭДС, имеющей вид:
Рис. 8. Схема цепи Под воздействием этой ЭДС в цепи протекает гармонический ток. Напряжение uL(t) на идеальной индуктивности при любом значении частоты ω опережает по фазе ток iL(t) на 90˚, так как эти величины связаны между собой известным соотношением: Цепи, содержащие индуктивность, находят широкое применение в электротехнических и электронных устройствах (обмотки электрических машин, дроссели, трансформаторы, корректирующие цепи, различные фильтры и многие другие). Программа Работа состоит из двух опытов. В первом из них Вы оцените влияние резистора на распределение напряжений в цепи; научитесь строить векторные диаграммы по показаниям вольтметра. Во втором опыте Вы познакомитесь с частотными характеристиками RL - цепи. Опыт 1 Порядок выполнения работы 1. Собрать цепь, изображённую на рис. 8. Номинальные параметры резистора R и катушки индуктивности L выбираются в соответствии с таблицей 8. Сопротивление резистора R измерить мультиметром до установки его в наборную панель. В качестве источника колебаний использовать генератор гармонического напряжения из лабораторного блока.
2. Подключить генератор к цепи и установить заданные амплитуду ЭДС E m частоту f и (табл. 8), вращая ручки "Амплитуда" и "Частота". Переключатель режима работы должен стоять в положении " ~ " (синусоидальная форма напряжения). Амплитуду ЭДС E m контролировать по осциллографу или вольтметру, частоту – по встроенному в генератор частотомеру. 3. Подключить электронный осциллограф GOS -620 к резистору и катушке индуктивности 4. Пригласить преподавателя для проверки цепи и уточнения задания. 5. Определить по осциллографу разность начальных фаз наблюдаемых напряжений. Не забывайте, что по второму каналу осциллограф воспроизводит напряжение на катушке индуктивности со знаком " – " (см. рис. 8). Поэтому для упрощения измерений следует нажать кнопку " Inv " (инверсия, или дополнительный фазовый сдвиг на π) на панели второго канала, что приведёт к повторной инверсии сигнала. Осциллограммы зарисовать или сфотографировать. 6. На электронном вольтметре установить переключатели пределов измерений обоих каналов в положение "30 В" и подключить оба канала вольтметра к резистору и катушке (см. рис. 8). Измерить напряжения на резисторе и катушке, результаты занести в протокол. Пределы измерений по каждому каналу следует выбирать такие, чтобы отклонение стрелки было не менее трети всей шкалы. 7. Установить резистор R с номинальным значением, указанным в столбце "Опыт 1б" табл. 8. Сопротивление резистора R измерить мультиметром до установки его в наборную панель. Повторить измерения напряжений на элементах и разности фаз (аналогично п.п. 5 и 6). 8. Проверить результаты измерений ЭДС и напряжений на элементах цепи (по п.п. 6 и 7), используя второе правило Кирхгофа (для действующих, или средних квадратических значений).
Опыт 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|