Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные ценные бумаги и их функции




Введение

В условиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективы определяются прежде всего состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга - агрегированной характеристикой этого дефицита.

В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Мировой опыт подсказывает, что одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств. Рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.

В этой работе рассматривается рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций, который был образован в начале 90-х годов прошлого века, его влияние на государственный долг и результаты неправильного управления рынком, последствием которых стал финансовый кризис в 1998 году.

Государственные ценные бумаги и их функции

Государственные ценные бумаги во всем мире выполняют две основные функции: финансирование бюджетного дефицита и исполнение денежно-кредитной политики. Государственные ценные бумаги служат проведению фискальной политики - для финансирования государственного долга. Управление денежно-кредитной политикой осуществляется с помощью других инструментов, разделяемых на три уровня: первый, самый жесткий, - это ставка рефинансирования и ставка обязательного резервирования; второй, более мягкий, уровень - это кредитно-депозитная деятельность (Центральный банк проводит операции по приёму депозитов или выдаче кредитов и, устанавливая ставки по этим операциям, влияет на ставки межбанковского рынка и т.д.) и третий уровень - это государственные ценные бумаги путем проведения прямых операций, либо операций типа РЕПО.

Для использования рынка ценных бумаг в качестве денежно-кредитного регулятора необходимо, чтобы объем находящихся в обращении бумаг был весьма велик. Обычно степень задолженности государства, т.е. внутренний долг по отношению к ВВП составляет от 50 до 100 %. Только при значительном объеме рынка государственных ценных бумаг их покупка или продажа Центральным банком может оказать ощутимое влияние на уровень процентных ставок. Как попытку использования ценных бумаг для оперативного регулирования ситуации на денежном рынке можно назвать действия Центрального банка РФ во время кризиса на межбанковском рынке в августе 1995 г., когда он выкупил у банков пакет ГКО на сумму более 1,5 трлн. руб. При этом целью ставилось не снижение процентных ставок, а поддержание уровня ликвидности банков.

В странах с развитой рыночной экономикой государственные ценные бумаги выпускаются для решения следующих бюджетных задач:

· Сглаживание неравномерности налоговых поступлений, достижение кассовой сбалансированности бюджета.

· Финансирование целевых программ и реализация конкретных проектов правительства.

· Погашение ранее размещенных займов.

· Покрытие общего, переходящего из года в год, дефицита бюджета.

В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег.

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

· облигации Российского внутреннего выигрышного займа;

· приватизационные чеки (ваучеры);

· государственные краткосрочные бескупонные облигации — ГКО;

· облигации федерального займа;

· облигации сберегательного займа;

· казначейские обязательства;

· облигации внутреннего валютного займа:

· государственные долгосрочные облигации;

· золотые сертификаты.

Привлечение средств на финансовых рынках (внутренних или внешних) с помощью государственных долговых обязательств является общепризнанным способом финансирования дефицита государственного бюджета. Возможности эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета России (через каналы прямого кредитования Центробанком РФ), как показывает опыт 1992–1994 годов, ограничены сопровождающим его ростом цен, имеющим высокие социальные и политические издержки. В результате правительство вынуждено либо сокращать расходы бюджета и увеличивать уровень налогообложения, что является долгим, политически опасным и социально болезненным процессом, либо искать другие источники финансирования дефицита, не приводящие к соответствующему развертыванию инфляционных процессов.

Если власти выбирают второй путь, то перед ними встает проблема управления государственным долгом. Именно отсутствие должного внимание к этой проблеме, стало одной из основных причин (наряду с фискальными и бюджетными проблемами, ухудшением платежного баланса, уязвимостью банковской системы) разрастания кризисных явлений и формирования общего негативного отношения российского общества к рынку государственных ценных бумаг.

Тем не менее, развитие российской экономики в послекризисный период подтверждает гипотезу о том, что со временем государственные заимствования снова станут играть важную роль на отечественном финансовом рынке. Существование государственных ценных бумаг дает ориентиры уровня безрисковой процентной ставки, денежные власти получают дополнительные инструменты в области денежно-кредитной и бюджетной политики, то есть появляется возможность влиять на уровень процента в экономике, стерилизацию валютных и рублевых интервенций через операции на открытом рынке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...