Основные средства связи между предложениями в тексте
Задание 23
В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте:
Цепная, параллельная.
Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи.
При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления
При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль
Для цепного вида связи характерны:
1) замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем;
2) использование синонимичных слов и фраз;
3) лексические и синтаксические повторения;
4) местоименные наречия; союзы и союзные слова
Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны:
1) одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов);
2) употребление глаголов одной формы в каждой фразе. -
Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадкамучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение
Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, местоимений, лексических повторов.
Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.
Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга.
Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:
Лексические средства связи:
Слова на одну тему в каждом предложении.
Однокоренные слова.
Повторяющиеся формы одного и того же слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
Антонимы.
Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.
Морфологические средства связи:
Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
Личные, указательные и другие местоимения.
Наречия времени и места
Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.
Синтаксические средства связи:
Синтаксический параллелизм.
Неполные предложения.
Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
Прямой и обратный порядок слов.
Основные средства связи между предложениями в тексте
№ п/п
Название средства
Пример
Лексические средства связи
1.
Слова одной тематической группы
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. (Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)
2.
Однокоренные слова
На улице стоял сильный мороз.
В такой морозный день совсем не хотелось идти на прогулку.
Антонимы
Недруг поддакивает. Друг спорит.
Контекстуальные (контекстные) антонимы
Это стул, на нём сидят.
Это стол, за ним едят.
4.
Синонимы
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
Контекстуальные (контекстные) синонимы
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
5.
Описательные обороты, заменяющие одно из слов предыдущего предложения
Он смотрел в небо. Голубой купол поражал юношу своей необъятностью
Морфологические средства связи
6.
Союзы (чаще сочинительные)
1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)
2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)
3. Очень хотелось спать. Но надо было работать.
7.
Предлоги
Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)
8.
Степени сравнения прилагательных и наречий
Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
9.
Слова-организаторы логических связей
вот, почему, из этого следует и др.
10.
Личные местоимения в форме третьего лица.
1. Я ждала свою лучшую подругу уже час. Она, как всегда, опаздывала
2. Я иду в гости к своей подруге. У неё сегодня день рождения.
11.
Указательные местоимения
Мне очень нравится красное платье. Кажется, что в таком наряде невозможно остаться незамеченной
12.
Местоименные наречия места или времени
1. Александру просто необходимо было делать вид, будто у него отличное настроение. Так он и вел себя. 2. Сегодня он выглядел чудесно. Совсем не так, как пять лет назад
13.
Частицы
Всем очень понравился мамин суп. Только брат, как всегда, отказался есть первое блюдо
14.
Соблюдение единства вида и времени глаголов
Мы решили устроить романтический ужин. Приготовили вкусный десерт. Накрыли стол. Зажгли свечи
15.
Прилагательные и наречия, употребленные в форме сравнительной степени.
День был просто замечательный. Казалось, что лучше и не бывает.
Синтаксические средства связи
16.
Вводные слова, организующие порядок высказывания
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
17.
Неполные предложения.
Сегодня была отвратительная погода. Из-за проливного дождя.
Сегодня был сложный день, потому что писали контрольную. По математике.
18.
Лексические повторы
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, в туман, в туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней. (Б.Окуджава)
19.
Формы одного и того же слова
Золотая полка (именительный падеж) – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку (винительный падеж). (Ю. Олеша)
Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь следы на снегу да писк промелькнувшей среди голых ветвей синицы говорят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.
1. …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
2. Уметь говорить – искусство.
Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
22.
Противопоставление
Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)
23.
Вопросительные предложения.
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.
24.
Порядок слов в предложении (прямой, обратный). Инверсия (обратный порядок слов в предложении)
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидятдва белых голубя … Нахохлилисьоба, и чувствуеткаждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)
25.
Парцелляция (деление предложения на несколько частей для большей выразительности).
Чтобы быть успешным, надо стать ответственным, целеустремленным. Надо изменить свой подход к делу.
Использование предложений-скреп, начинающихся с «перейдем к следующей части», «об этом уже говорилось выше», «как было отмечено ранее»
НАПОМИНАЛОЧКА
Сочинительные союзы.
Соединительные
Противительные
Разделительные
Да (= и); и:ни – ни;тоже, такжене только, но и;как, так и.
но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но);же (=но); крайне (последних два союза применяются редко)
Или;либо;то-то;не то - не то.
Особая группа сочинительных союзов – присоединительные:то есть, или (= то есть), а также и др.
Подчинительные союзы.
1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят ):что, чтобы, будто, ли, как будто и др.
2. Временные:когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем
3. Причинные:потому что, так как и др.
4. Целевые:чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
5. Условные:если, раз, если бы и др.
6. Уступительные:хотя, ни, несмотря на то, что и др.
7. Следственныетак что
8. Сравнительные: как, как будто, словно, точно, будто