Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV . Методические рекомендации по организации игр и занятий с умственно отсталым ребенком.




4.1.  Игра, как помощь в развитии умственно отсталого ребенка.

 

Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии - это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. Однако с каким бы ребенком не проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень, - непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным и активным ее участником. Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время.

О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

Какую выбрать игрушку? Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.

Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку.

Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в определенном порядке).

Как учить играть и какую игру выбрать? Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т. е. обучающих, целях и не будут попадать в поле зрение малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, мишку или зайчика, укладывает спать, накрывает одеялом и т. п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По несколько раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: "Сначала куклу (называет имя куклы) мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать" и т. д.

Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками и предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.

4.2. От игры к занятиям.

 

Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение внимательно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формирование умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую "умственную работоспособность". Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.

Полезно проводить занятия по обучению детей сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, нарезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки.

Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:

1. Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: "Посмотри внимательно".

2. Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, маленький, большой), а сосредотачивайте внимание на одинаковости, схожести предметов. Например: "Посмотри и найди такой же, похожий". Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины.

3. Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно.                                                               Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, и лишь в последнюю очередь по величине.

4. Учите детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или деталей, при этом образец должен находиться у ребенка перед глазами.

5. Регулярно проводите занятия по обучению детей составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности произвести "починку" или "сборку" игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрезать на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей.

6. Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите показать сначала то, на чем ездят: "покажи машину", затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, или то, из чего едят, и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.

7. Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду (мебель, одежда, животные и др.), научите их выстраивать предметы по росту.1

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ литературных источников показал, что проблема особенностей внутрисемейных отношений, имеющих детей с нарушением интеллекта, фактически не изучена.

Проведенное нами исследование позволило выявить, что особенности самой семьи, в которой появился умственно отсталый ребенок намного отличаются от обычных семей, взаимоотношения в которой подчас очень противоречивы.

Нам удалось сделать вывод, что от того как воспринимается появление больного ребенка в семье, зависят сами детско-родительские отношения и будущая жизнь этого ребенка (т.е. определят его в специальное детское заведение или оставят дома).

Организовав экспериментальное исследование по данному вопросу, нам удалось выяснить как воспринимаются отношения в семье самим ребенком, что он ждет от родителей и что реально получает от них.

Также мы раскрыли вопрос о том, какая психологическая и социальная помощь оказывается семьям, имеющим умственно отсталого ребенка, в России, и в других европейских странах (на примере Франции).

Для родителей были предложены методические рекомендации по организации домашнего воспитания умственно отсталого ребенка, так как важнейшей задачей родителей является умственное и физическое воспитание малыша. Постоянная познавательная активность такого ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.

 

 

  Список используемой литературы.

1.Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // "Дошкольное воспитание". 2002. № 9. С. 52-58.

2.Баранова О. Применение теста Р.Жиля для исследования межличностных отношений в семье // www.psy.1september.ru/

3.Баранова О. Рисунок семьи // "Школьный психолог". 2001. № 29.

4.Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Изд-во "Смысл", 2000. 146с.

5.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М.: Просвещение, 2000.

6.Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // "Дошкольное воспитание". 1998. №2. С.67.

7.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для вузов. М.: "Академия", 2002. 272с.

8.Дети с задержкой психического развития / Под. ред.Т.А.Власовой и др. М.: Педагогика, 1984. 256с.

9.Другое измерение общества // "Семья и школа". 2000. №9. С. 15-19.

10.Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Издательство «Институт практической психологии»,1998. 176с.

11.Жукова Н.С., Мостюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993. 105c.

12.Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патологии / Под ред. М.Р. Гинзбурга. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. 352с.

13.Зоркая В., Хазанова И. Семья в 21-м веке // www.vera-i-svet.ru/

14. Корчагина Е. Умственно отсталые дети // www. pedagogics.ru/

15.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Просвещение, 1999.

16. Описание психологических тестов. Методика PARI // www.azps.ru/

17.Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью "фильма-теста" Рене Жиля // www.voppsu.ru/

18.Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978.

19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого- социальный институт, 1998. 104c.

20.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М.М.Семаго. М.: Просвещение, 1999.

21.Синягина Н.Ю.Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: "Владос", 2002. 96c.

22. Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: "Вече", 2003. 448c.

23. Шипицина Л.М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии // www.cocin.ru/

 

 

 


[1] Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого- социальный институт, 1998. С. 3-5.

1 Синягина Н.Ю.Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: "Владос", 2002. С. 28-30.

1 Шипицина Л.М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии // www.cocin.ru/

1 Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: "Вече", 2003. С. 110.

1 Жукова Н.С., Мостюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993. С.45-47.

1 Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // "Дошкольное воспитание". 1998. №2. С.67.

1 Корчагина Е. Умственно отсталые дети // www. pedagogics.ru/

1 Баранова О. Применение теста Р. Жиля для исследования межличностных отношений в семье // www.psy.1september.ru/

1 Описание психологических тестов. Методика PARI // www.azps.ru/

1 Шипицина Л.М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии // www.cocin.ru/

1 Зоркая В., Хазанова И. Семья в 21-м веке // www.vera-i-svet.ru/

1 Жукова Н.С., Мостюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993. С. 55-66.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...