с Типовой образовательной программой дошкольного образования
Методические рекомендации По организации образовательной деятельности В дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования
С января 2017 г введена в действие Типовая образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от18.01.2017 №12 «Об утверждении типовой образовательная программа дошкольного образования»). Основными принципами дошкольного образования становятся: 1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития. 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. 5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей. 6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. 7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении. 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности. 9. Сотрудничество образовательной организации с семьей. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: · Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
· Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. · Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности. · Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе. В типовой программе дошкольного образования не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков. В типовой образовательной программе дошкольного образования обозначены специфические виды деятельности детей в раннем возрасте:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др. - общение со взрослым и совместные игры со сверстниками; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов; - рассматривание картинок; - двигательная активность. Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет): - игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.; - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание и элементарный бытовой труд; - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения); - двигательная активность (овладение основными движениями). Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. Активность ребенка должна быть, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
В типовой программе педагогам даются ориентиры конечной цели их деятельности, которые прописаны как Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры – это интегративные качества, которые ребенок приобретает в результате освоения программы.К ним относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности; любознательность; способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности; уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства; развитое воображение, способность к фантазии, творчеству; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики); способность к волевым усилиям в разных видах деятельности. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе. Типовая программа ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей: Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. В соответствии с Типовой программой дошкольное образовательное учреждение обязано: - консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей; - информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования; - обеспечить открытость дошкольного образования; - создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; - обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы. Одним из важных условий успешной реализации типовой программы является организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям. Программа требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;эмоциональное благополучие; возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов. Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (уголков), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Следует помнить, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Предметная развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов. Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых. Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса: - является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей; - повышает качество образовательного процесса; - служит развитию творческого мышления. - способствует повышению компетентности педагогов. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: 1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. 3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. 4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе. 5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Работа над проектом происходит в несколько этапов: I этап – организационно-подготовительный: · подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; · пополнение предметно-пространственной среды; · подбор диагностического материала для выявления знаний детей. II этап - рефлексивно-диагностический: · анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений; · выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; · формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме. III этап - практический: · коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте; · определение содержания работы; · реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка; · обобщение и распространение опыта работы; · защита проекта. IV этап — заключительный: · анализ достижения целей и полученных результатов; · определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен: · Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. · Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. · Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. · Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. · При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. · Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. · Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. · В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. · Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике. · Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом. · На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками. Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности. Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной образовательной работы с детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|