Национально-государственное размежевание.
После образования СССР Туркменистан оставался автономной республикой в составе РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза ССР, не являлись «социалистическими» и получив статус «народных». В сентябре 1920 г. между РСФСР и Хорезмской республикой был заключен союзный договор, на основании которого РСФСР оказывала экономическую помощь Хорезмской республики, ей передавались хозяйственные объекты, находившие в пределах ее территорий. Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской народной советской республикой. По этим договорам общих органов управления не создавалось. В ходе социальных преобразований 1922-1923 гг. в Хорезме и Бухаре была осуществлена национализация земли и водных источников (объектов, которые по конструкции Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частной собственности). В октябре 1923 г. Всехорезмский курултай, а в сентябре 1924 г. Всебухарский курултай провозгласили образование социалистических республик. Коммунистические организации среднеазиатских республик приняли решение о необходимости национально-государственного размежевания в Средней Азии. В июле 1924 г. это решение было одобрено ЦК ВКП(б). ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский курултай Советов и V Всехорезмский курултай Советов приняли решение о национально-государственном размежевании. Были образованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская в составе Узбекской ССР и Киргизская в составе РСФСР; автономная Каракиргизская область в составе РСФСР. В ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиатских республиках были созданы революционные комитеты, а деятельность республиканских ЦИК и СНК прекращена. Ревкомы и партийные органы осуществляли деятельность по устройству территориальных границ, перераспределению имущества, формированию новых органов власти, подготовке новых конституций, борьба с национальной оппозицией.
В декабре 1924 – феврале 1925 г. проходили центральные и местные съезды Советов, формировалась новая структура власти. Съезды Советов, ЦИК республик и СНК с февраля г. вновь стали конституционными органами власти и управления, а ревкомы сложили свои полномочия. В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных республик в составе СССР. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР. В составе Украинской ССР была создана Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР – Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделялись ряд автономных областей. В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. В ней закреплялась система органов власти и управления, фиксировались права и обязанности автономных формирований (автономных республик, автономных областей и округов), закреплялись избирательная система, права и обязанности граждан, государственная символика.[8]
Заключение.
Первая союзная Конституция, принятая в 1924 г., в отличие от Конституции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения (хотя в ряде случаев в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высших органов власти Союза ССР (ст. 1) и определила, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно (ст.3). В Конституции СССР 1924 г. отсутствовал термин «совместное ведение», но исходя из содержания ст. 1 такие вопросы в ней содержались. Например, к ведению Союза ССР относилось установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории Союза ССР. Это означало, что детальное регулирование соответствующих вопросов относилось к компетенции союзных республик.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик.
Список использованной литературы:
I. Нормативно-правовая база: 1. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Принят I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. 2. Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. 3. Постановление 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г. 4. Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. 5. Конституция (Основной закон) РСФСР. 11 мая 1925 г. II. Научная и учебная литература:
6. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Том 2. М., ВЛАДОС, 1995. стр. 196-208. 7. Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М., Юрайт-Издат, 2004. стр. 169-170. 8. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Юристъ, 2004. стр. 182-183. 9. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М., Юристъ, 2001. стр. 658-659. 10. Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник. М., Издательство Проспект, 2003. 11. Ларионова Е.Л. История государства и права России. М., «БУКЛАЙН», 2004. стр. 46. 12. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999. 13. Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 179-180, 187-191. 14. Шатилова. С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М. ИНФРА – М, 2003. стр 96-99. 15. Большая Советская Энциклопедия. 16. Источники права. Жильцов С.В., Хачатуров Р.Л. Выпусук 14. Тольятти, ВУиТ, 2001. стр. 20-40. 17. Съезды Советов в документах. 1917-1936. Том 3. М., 1960. стр 18-22. 18. Хрестоматия по истории отечественного права 1917-1991 гг. Под ред. О.И. Чистякова. М., Зерцало, 1997. стр. 180-199. [1] Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М., Юрайт-Издат, 2004. стр. 169-170. [2] Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999. [3] Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 179-180. [4] Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник. М., Издательство Проспект, 2003. [5] Большая Советская Энциклопедия. [6] Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Юристъ, 2004. стр. 182-183. [7] Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 187-191. [8] Исаев И.А.История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М., Юристъ, 2001. стр. 658-659.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|