Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические методы управления : индивидуумом, отдельным подразделением, организацией.




Методы управления представляют собой способы воз­действия субъекта управления на его объект в процессе практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления. Классификацию методов управления можно строить на основе различных критериев, одним из которых является сте­пень свободы объекта управления в связи с осуществляе­мым на него воздействием. Индивидуум как объект управ­ления может иметь следующие степени свободы: 1.ограниченную, при которой субъект управления принуж­дает зависимый объект выполнять планы или задание; 2.мотивационную, при которой субъект управления дол­жен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект уп­равления к выполнению планов или заданий; 3.высокую, при которой субъект управления должен с ис­пользованием психотехнологий сформировать метод воз­действия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета уп­равляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта в этом случае удовлетворение первичных физиологических и бытовых потребностей не является приоритетным, для него важно удовлетворение высших потребностей (саморе­ализации, самовыражения). Исходя из представленных трех степеней свободы объек­та методы управления можно подразделить на три группы: методы принуждения (административные), побуждения (эко­номические) и убеждения (социально-психологические). Административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления, включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.); рас­порядительные (приказы, распоряжения); дисциплинарные (меры и формы ответственности). Нормативно-методическое регулирование системы управле­ния организацией осуществляется с использованием средств принуждения коллектива или индивидуума к соблюдению ого­воренных заранее и зафиксированных в документах норм, пра­вил и требований. Важное место в ряду административных методов зани­мают планирование, учет и контроль. В конечном счете, в программах и планах всех уровней управления закладывают­ся важнейшие нормы, нормативы, параметры организации (системы) и выпускаемых ею товаров. Учет и контроль вы­полнения плановых заданий и нормативов завершают управ­ленческий цикл.

Экономические методы (методы побуждения) представляют собой систему материальных стимулов и мотивов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо и нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспо­собности товаров и услуг; их суть - оптимизация управленче­ских решений и мотивация персонала на их реализацию. Эти методы можно разделить на основные и вспомогательные (обеспечивающие).

К основным экономическим методам относится, в час­тности, экономическое стимулирование персонала при дости­жении целей организации, направленное на максимальное удовлетворение его физиологических потребностей, обеспе­чение комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей.

К экономическим методам относятся:

· факторный анализ с применением экономико-статисти­ческих методов с целью ранжирования параметров стимули­рования;

· метод моментных наблюдений хода производственно­го и управленческого процессов с целью оптимизации затрат ресурсов и ее стимулирования;

· методы исследования операций с целью оптимизации эффективности систем управления.

6. Социально-психологические методы управления.

Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:

внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;

внутренний потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя).

Проблемы первого направления рассматриваются в маркетинге. Наша задача - рассмотреть роль социально-психологических методов управления в решении проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя). Напомним, что в соответствии с теорией Портера-Лоулера, именно результативный труд (достижение поставленной цели) приводит к удовлетворенности трудом.

Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:

методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:

методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;

методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.

 

2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:

внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;

методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;

методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.

 

Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии.

Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.

К психологическим методам относятся:

1. методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;

2. методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;

3. методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;

4. методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.

Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.

Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...