Результаты исследования, их анализ.
Исследовательская работа «Современный учитель глазами учеников». Работу выполнила: Коротаева Анна Школа №98, 9А класс
Научный руководитель: Ширшова Анастасия Владимировна, учитель истории.
Новокузнецк, 2014год Оглавление Введение………………………………………………………………………………………. 3-4 Глава 1. Основная часть: 1.1 Современные требования к профессии учитель…………………..5-7 1.2 Современный учитель глазами учеников……………………………..8-9 Глава 2. Практическая часть 2.1Результаты исследования, их анализ…………………………………… 10-11 Заключение………………………………………………………………………………………..12 Список используемой литературы……………… …………………………………..13 Приложение……………………..……………………………………………………………….14-22 Введение Пройдут года, столетий нити Учитель вечен на Земле.
Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством. И стало более критичным по отношению к представителям данной профессии. Во всевозможных телевизионных ток-шоу, газетных публикациях очень часто можно встретиться с негативной оценкой учительского труда. В данном исследовании мы попытались выяснить отношение к профессии со стороны учеников нашей школы. Целью нашего исследования стало создание «модели» (образа) современного учителя. Задачи, которые ставились в ходе исследования: 1)Изучить литературу (Интернет – ресурсы) по данной проблеме. 2)Разработать методику исследования. 3)Провести анкетирование учащихся среднего и старшего звена. Выяснить представления учащихся о современном учителе. 4)Проанализировать полученные данные. 5)Сделать вывод о том, каким должен быть современный учитель. Объект нашего исследования: образ современного учителя. Предмет исследования: профессиональные и личностные качества учителя.
1.1 Современные требования к профессии учитель .
Современное образование переживает период серьезного реформирования. Прошедший 2010 год был объявлен в нашей стране Годом Учителя. Бывший президент Д.А. Медведев, выступая на педагогической ассамблее, посвященной этому событию, подчеркнул высокую степень уважения со стороны государства и общества к благородному учительскому труду. В преддверии Года Учителя Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». В ней отмечалось, что школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психолого –педагогическими знаниями, понимающие особенности развития школьников, являющиеся также профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.
Современные требования к педагогу освещены и в законе «Об общем среднем образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях среднего образования «. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма. Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных взаимосвязанных комплекса: · Общегражданские качества, · Качества, которые определяют специфику профессии учителя, · Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Следует отметить, что личностные качества в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных. К последним обычно относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей. Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрения и направленности личности, мотивам, определяющих поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом в конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, произрастающего из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Любовь к ребенку – это, по словам В. Сухомлинского, «плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета «. Речь идет о мудрой, доброй, требовательной любви, которая учит жить. Эта основополагающая качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития, многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразном кодекса педагогической морали, профессиональной чести. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, обладающий это качество, часто работает, не считаясь со временем, иногда и даже состоянию здоровья.
Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Лев Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.
1.2 Современный учитель глазами ученика. В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, на компьютеры, без которых не может сегодня обходиться ни одно учреждение, тем более учреждение образования. В настоящее время реализуется национальный проект «Образование». Поэтому работа учителя сейчас так важна и полезна. Реализовывать все планы государства будет молодежь, то есть будущее России. Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – Вторыми «Родителями»
Всё-таки учитель – профессия не из лёгких: с нами, детьми, наверное, очень сложно. Подрастая, дети входят в подростковый возраст, очень тяжёлый для них, сложный и ответственный. Здесь возрастает роль учителя в целом. Бурлящие через край эмоции и амбиции, юношеский максимализм – вот далеко не полный список того, с чем учителю придётся столкнуться в процессе обучения и помочь преодолеть это подростку. Вообще, все учителя, обучающие нас каждый день, совершают огромный подвиг – справляются с оравой, несущейся, как вихрь, сметающий всё на своём пути. Им за это памятник надо поставить! При жизни. И всё же для меня учитель – не только преподаватель из школы. Учитель – это каждый человек, встречающийся на моём пути и преподносящий свои уроки в огромной школе, имя которой – Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Но если говорить об отношения учителя и ученика, то они, как правило, неравноценны. Учитель, поскольку он старше, зачастую может высказать ученику все, что он нем думает. У ученика такой возможности нет. Мое исследование – как раз такая, вероятно единственная, возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на себя со стороны. И может быть усовершенствовать методы и стиль преподавания, пересмотреть свое отношение к учащимся.
Результаты исследования, их анализ. Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Что бы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 7-9 классов нашей школы. Ответы анкетирования: При ответе на первый вопрос: «Какие качества должны преобладать у современного учителя?» (учащиеся выбирали не более двух ответов): -профессиональные – 72% - коммуникативные – 58% - личностные – 20% - интеллектуальные – 12%. Отвечая на вопрос: «Каких качеств не хватает современному учителю?», учащиеся отдали предпочтение следующим ответам: - взаимопонимание с учениками – 52% - доброта – 45% - терпения - 43% - юмора – 40% - строгости – 13% -профессиональное знание предмета- 8%. На вопрос: «Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?» предпочтения разделились следующим образом: - изменилось в лучшую сторону –51% - изменилось в худшую сторону -23% - не изменилось -26%.
Отвечая на вопрос: «На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?»
- на настроение – 82% - на то во что он одет-12% -на прическу -6% -на макияж -0%. Отвечая на вопрос: «Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу» были получены следующие результаты: - один раз было -52% -такого никогда не было-25% -постоянно происходит – 23%. На вопрос: Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?» получилось следующее: -да -55% -я об этом не задумывался-26% - нет- 19%. Отвечая на вопрос: «Какими качествами учитель не должен обладать?» были получены следующие результаты: - деление на «любимчиков» и остальных учеников-50% -грубость -18% -не одним из перечисленных качеств -18% -равнодушие к ученикам-12%.
Заключение В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников: -Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет. -Современный учитель любит и понимает своих учеников. - Современный учитель терпелив и владеет собой. - Современный учитель всегда в хорошем настроении. - Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам. -Современному учителю всегда приятно приходить на уроки. -Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками. Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания: Больше 50% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из – за учителя. И главное в жизни многих учеников есть учитель, благодаря которому они стали лучше, это идеал к которому должны стремиться учителя. Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим….. В нашей жизни все неповторимо,
Список используемой литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. - Минск,1999г.С.27
Анкета 1Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов). А профессиональные Б коммуникативные В личностные Г интеллектуальные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|