Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III . Социальная роль семьи




 

В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых.

Институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу по рождении попадает родившийся индивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки». Она – первый скульптор, который начинает лепить из родившейся особы человеческую личность. Это она намечает первые и основные контуры будущего человека. Она наносит первые и на всю жизнь неизгладимые черты будущего гражданина. Эти черты неизгладимы потому, что они первые; они наносятся тогда, когда душа и тело человека еще чисты от всех воздействий среды. Изгладить «письмена», вписываемые семьей в чистую книгу – родившегося человека, - трудно, почти невозможно. Они будут давать себя знать в течение всей жизни человека, хотя бы сам он не сознавал этого.

Сказанное имеет тем большее значение, что человек находится в исключительной среде семьи не день ни два, а первые три-пять лет своей жизни. Да и последующие годы он продолжает быть под непосредственным влиянием семейной группы. Пожизненность и неизгладимость первых черт, наносимых семьей ребенку, следует прямо из того, что нашим родным языком становится тот, который является языком семьи, наша религия определяется, как общее правило, ею же, наши вкусы, материально правовые понятия и убеждения делаются такими, какими их прививает семья; то же может быть сказано о нашей одежде, манерах, часто вплоть до нашей профессии и социального положения: сын крестьянина в большинстве случаев… делается крестьянином, сын торговца – торговцем, сын родителей интеллигентных профессий – человеком той же профессии и т.д. Даже тогда, когда для ребенка выбирается профессия, отличная от профессии родителей, она опять-таки выбирается и намечается семьей.

Отсюда понятно все огромное значение социальной и формирующей роли семьи. Она именно является первым и решающим воспитателем, учителем и школой. От устройства этой первой «мастерской переделки человека» зависит в сильной мере, какие люди будут выходить из нее. Если эта «мастерская» будет организована хорошо – то хорошим будет и тот «человеческий товар», который из нее будет поступать на «жизненный рынок». Если, напротив, она будет организована плохо, если первые жизненные впечатления, даваемые ею вновь появившемуся на свет существу, будут состоять в уроках ссор, брани, злобы, невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т.д., преподносимых поведением членов семьи, то такая мастерская, как общее правило, будет выпускать на жизненное поприще человеческий материал довольно плохого качества.

От семьи зависит: найдут ли полную возможность развития положительные наследственные свойства личности, будут ли заторможены и «канализированы» ее отрицательные наследственные склонности, надлежащего ли качества приобретенные свойства и формы поведения будут привиты к индивиду, получит ли он достаточное количество опыта и знаний, полезных навыков и привычек, необходимых каждому для успешного «жизненного бега», наконец, семья же в сильной степени определяет будущий род деятельности человека.

В продолжение многих веков семья была и продолжает быть основным институтом или, грубо говоря, фабрикой производства работ. Рядом с этими функциями семья выполняла и выполняет еще кое-какие экономические функции. Учет этих функций: воспитательно-педагогическая; социально-физиологическая, состоящая в производстве людей и экономическая, делающая еще более важным значение семейного института.

«Фундамент», каковым является семья, радикально менять куда опаснее: каждое его сотрясение отзовется и отзывается весьма живо на всех этажах социального дома. Отсюда понятно, почему институт семьи является одним из самых устойчивых общественных институтов. Он меняется и может меняться гораздо медленнее, чем формы правления государства, строй школы, характер церкви и т.д.[1]


Заключение

 

Если семейное воспитание есть дело громадной важности само по себе, то подобная нравственная оголтелость нашей жизни еще больше его осложняет, настойчиво требует разумного и бережного ухода за детьми, у которых при столь неблагоприятных условиях вырабатывается характер, формируется личность, слагается нравственная физиономия. Вот в эту-то пору и чрезвычайно важно, чтобы на восприимчивую и впечатлительную детскую душу насело как можно меньше копоти и грязи, – наоборот, были бы ярко вырисованы светлые идеалы жизни.

Если прежде еще можно было предоставлять детей случайным влияниям, теперь это прямо преступно: не было сильных бурь и порывов ветра, - деревцо не кривилось, росло более или менее прямо; но налетел ураган, погнул деревцо, - оно и растет кривобоким.

Дадим же пору деревцу, будем учиться работать, станем трудиться совместно, с нежной лаской подойдем к ребенку, прижмем его к своему сердцу, пригреем у себя на груди. Любовно прильнем к уху каждого ребенка и шепнем ему такие слова, которые прошли бы с ним всю жизнь и дали бы ему силы устоять в добре и правде. Тогда молодежь наша, придя к нам на смену, вольет в жизнь новые живительные соки, внесет свежесть чувства и бодрую энергию.

 


Литература

 

1. Л.В. Мардахаев «Отечественная социальная педагогика».: Москва АКАДЕМА, 2003 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...