Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двойственная природа труда




Введение

 

Становление рынка труда актуальная задача трансформации социально-экономических отношений. Здесь происходят наиболее глубинные изменения в ходе преобразования централизованного планового хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику, затрагивающие интересы всех субъектов этих отношений. Поэтому эти изменения носят болезненный характер.

Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд - вечное условие жизни. Однако на протяжении исторического развития общества он претерпевает постоянные количественные и качественные изменения. Накапливаясь, они ведут к более глубоким преобразованиям, знаменующим рождение новых типов социально-трудовых отношений.

В данной работе мы рассмотрим труд как процесс, его содержание, а также способы обогащения труда.

 

 


1. Труд и его содержание

 

Организация трудового процесса

 

В условиях рыночных отношений человек может реализовать свой трудовой потенциал в двух формах:

) как самостоятельный товаропроизводитель (на основе самозанятости), реализующий свою продукцию на рынке;

) как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю - работодателю. В этом случае совершается обмен по принципу: квалификация и рабочее время работника на заработную плату (рис. 1.).

 

Рисунок 1 - Реализация трудового потенциала наемного работника

 

В процессе труда человек или группа людей взаимодействуют с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой для достижения цели своей трудовой деятельности. Это взаимодействие находит отражение в создании и функционировании «социотехнических систем», в которых приоритетная роль человеческого труда реализуется на основе использования приспособленных к нему технических средств и условий труда (рис. 2).

 


Рисунок 2 - Схема простого процесса труда

 

Предмет труда - вещество природы, на которое воздействуют средства труда. Они подразделяются на сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество), кроме того, они могут быть основными и вспомогательными, естественными и искусственными.

Средства труда - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда (например, оборудование, инструменты, информация).

Продукт труда - получившее окончательную обработку вещество природы, законченная вещь, это конечная цель простого процесса труда, ради которого он и начинался. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и технологией трудовых процессов.

Окружающая среда характеризуется ее состоянием с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда. Вся совокупность этих требований и меры по их обеспечению являются основой формирования взаимодействия человека с окружающей средой.

 

Двойственная природа труда

 

По своей природе труд всегда носит двойственный характер. С одной стороны, это конкретный труд - процесс взаимодействия человека с природой, с предметами и средствами труда для производства необходимого продукта. Например, труд инженера, монтажника, слесаря, машиниста, портного, учителя и др. представляет собой ту целесообразную деятельность, в результате которой человек преобразует природу и самого себя.

Труд способствует накоплению знаний, опыта, повышению квалификации и в этом смысле выступает средством развития человека. С другой стороны, это абстрактный труд - процесс, совершающийся в определенных общественно-экономических производственных отношениях. Он предполагает специфическую форму отношений людей между собой в процессе производства: господства-подчинения или равенства, а также отношений их к собственности.

Попытаемся уяснить себе эту сторону труда, поскольку она неявно выступает, но играет большую роль в профессиональной деятельности.

Упрощенно ее можно истолковать так. Отношения господства-подчинения в процессе труда возможны между начальником и подчиненным.

Первый дает указания, поручения, проверяет их выполнение, организует работу, требует отчета, чувствует превосходство потому, что в его руках определенная власть над подчиненным.

Второй выполняет поручения начальства и не может поступить иначе: он не свободен в своих действиях, и при этом им руководит желание хорошо сделать работу, чтобы начальство было довольно.

Отношения равенства в работе возможны между работниками, имеющими одинаковый профессиональный статус. Они общаются на равных, высказывают свои соображения свободно, советуют друг другу, и при этом каждый из них волен воспользоваться советом или нет - от этого в их отношениях ничего не изменится.

Кроме того, в обоих рассмотренных случаях эти отношения «окрашиваются» еще и тем, как люди относятся к собственности: что каждый из них ставит на первое место частную или государственную собственность.

Двойственная природа труда определяет его содержание и характер.


Содержание и содержательность труда

 

Конкретная сторона труда определяет его содержание.

Содержание труда - это взаимодействие работника с предметами и средствами труда, т.е. содержание труда - это состав и объем трудовых функций работника по созданию продукта труда. В качестве примера можно привести перечень трудовых функций любого профессионала.

Так, контролер Сбербанка оформляет документы на прием и выдачу вкладов, выписывает и погашает аккредитивы (документ, удостоверяющий, что данный клиент внес деньги и имеет право их получить в любом Сбербанке России), оформляет к оплате выигравшие лотерейные билеты, доверенности на распоряжение вкладом, завещательные распоряжения, переводит вклад из одного Сбербанка в другой, а также оформляет расчетные чеки на товары, покупаемые в магазине. Он производит оплату коммунальных услуг путем перечисления со вклада необходимых сумм: за квартиру, освещение, газ, телефон, перечисляет на личный счет вкладчика получаемую им зарплату, пенсию, гонорар, с помощью ЭВМ проводит все счетные операции.

Содержание труда зависит от наличия тех или иных функций в процессе труда и характеризует труд в структурном плане. Оно показывает уровень развития производительных сил. Содержание труда характеризуется такими признаками, как: сложность труда; профессиональная пригодность работника; степень самостоятельности работника.

Первый признак - по степени сложности. Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина - труда кассира, но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение.

Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие «редукция труда». Редукция труда - это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда, что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников. Сложный труд в отличие от простого имеет ряд особенностей:

. выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;

. концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;

. последовательность в принятии решений и действий;

. точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;

. быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;

. ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда - профессиональная пригодность. Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда - степень самостоятельности работника - зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Труд является основой жизнедеятельности и развития не только человека. Столь же необходимым является труд с точки зрения его роли в обществе (имеется ввиду труд отдельных работников и коллективов как товаропроизводителей, осуществляемый путем их взаимодействия в рамках той или иной общественной системы).

Предмет, средства и продукт труда используются для описания содержания индивидуального труда работника. Индивидуальный труд - это элемент технологического разделения труда вследствие распределения и закрепления занятий между участниками производственного процесса.

Содержание индивидуального труда выражает распределение функций (исполнительских, организации и контроля, наблюдения, наладки и т.д.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Необходимо иметь ввиду, что совокупность операций и, как следствие, содержание труда можно оценивать только по отношению к конкретным средствам, предметам и продукту труда. Поэтому для описания последних используются различные показатели:

технический уровень оснащенности рабочего места;

типичные рабочие функции;

умственные требования, относящиеся к решению проблем или принятию решений;

умственные требования, обусловленные сложностью рабочих предписаний и перерабатываемой информации;

общая физическая тяжесть труда;

степень однообразности физической нагрузки;

сменность работы и т.д.

Все эти показатели описываются с помощью соответствующих индикаторов, которые, в конечном итоге, и раскрывают содержание труда работника. Например, показатель «типичные рабочие функции» включает следующие индикаторы:

простое обслуживание производства (транспортировка, вспомогательные работы);

сложное обслуживание производства (ремонтные и наладочные работы);

непосредственная организация и руководство;

технологическая подготовка производства;

обслуживание процесса управления (экономическая, юридическая и др. службы);

разработка научных основ производства.

Изучение совокупности выполняемых работником операций и трудовых функций должно лежать в основе профилактики профессионального отбора.

Профессиональный отбор представляет собой приведение в соответствие квалификации работника квалификационным требованиям соответствующего рабочего места. Из множества кандидатов должен быть выбран один, более всего подходящий для данной работы. Но для того, чтобы соответствие было достигнуто, надо знать не только квалификацию работника, но и квалификацию рабочего места, его параметры. Всесторонний анализ рабочего места, его содержания избавит от экономических издержек. Вновь поступающий работник, как правило, хотел бы знать, каковы параметры его будущего рабочего места, что оно даст ему и что взамен потребует.

В содержании труда выделяется понятие «содержательность труда». Содержательность труда - степень сложности и разнообразия трудовых функций работника, соотношение в них физического и умственного, ручного и механизированного труда, наличие элементов творчества, необходимый образовательный и профессионально-квалификационный уровень работника.

Содержательность труда, в отличие от содержания труда, которое выражает технико-функциональные аспекты работы, описывает его социально-психологическую структуру. Она включает в себя следующие элементы:

цель - внутренний смысл труда;

отношение к труду - эмоциональная расположенность или отчужденность от своей работы, ощущение осмысленности труда;

стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к экономической активности;

мотивы труда - внутренние стимулы или потребность, требующая удовлетворения;

ценности или ценностные ориентации - положительная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их реальными свойствами, а наделяемая человеком (обществом) символическими свойствами;

удовлетворенность трудом - чувство удовлетворения, полученное от любимой работы, состояние сбалансированности между претензиями (запросами, потребностями личности) и оценкой степени их реализации.

Стимулирование труда - система материального и морального поощрения, вознаграждения за трудовое усилие. Стимулы относятся к форме косвенного воздействия на поведение человека в отличие от прямых - приказ, распоряжение, нормы, задания, которые можно считать разновидностью или элементами принудительного управления трудом. К материальным стимулам в экономике относят условия, формы и системы оплаты труда.

Мотивация труда - побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей. Мотивы - внутренние факторы - тесно связаны с ценностями и ценностными установками. Если обобщить существующие на сегодняшний день теории целей деятельности человека (теории мотивации), то можно выделить следующие цели деятельности человека: материальные блага; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенство. Их формирование зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей личности, семейных традиций, жизненного опыта, общественных отношений.

Если мотив подразумевает важную для индивида потребность, требующую удовлетворения, то ценность предполагает гораздо более значимые объекты, которые требуют порой не просто удовлетворения, а подчинения. Таковы нравственные ценности добра и зла, религиозные ценности спасения, социально-этические ценности чести и достоинства.

Удовлетворенность трудом - это своеобразный индикатор того, что с достижением поставленной в работе цели, реализацией потребностей, поиском ценности труда и, наконец, применяемыми извне стимулами дела обстоят благополучно.

Причиной же неудовлетворенности могут служить: низкие стимулы (например, невысокая или несправедливая оплата труда); нереализованные мотивы (например, непризнание коллегами или руководителем); невозможность осуществить цель или мечту жизни (этический императив).

Таким образом, в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но и появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения.

 

 


Способы обогащения труда

По мере эволюции спроса, расширения платежеспособной потребности и изменению качественных характеристик потребителей возникает потребность в работнике нового типа - такого, который смог бы быстро и гибко реагировать на изменения окружающей экономической среды. Такой работник не нуждается в жесткой регламентации своих трудовых операций, ему необходимо демократическое управление в виде определения основных функций с предоставлением максимальной свободы выбора метода решения поставленной проблемы и реакции на изменение спроса. Соответственно, и основным способом организации производства становится работа, связанная с обогащением труда.

Обогащение труда первоначально родилось в 1940-1950-е годы в ответ на высокий уровень специализации, упрощения и монотонности труда, характерные для жесткого конвейера. Как противоположность ему в последующем обогащение труда занимает господствующее место в организации современной фирмы, что закрепляет переход к демократическому управлению и такому работнику как факторам конкурентоспособности фирмы в постиндустриальную эпоху нового этапа.

Теория «обогащения труда» основана на предположении, что работники должны быть обязательно заинтересованы в качественном выполнении труда той или иной профессии. Именно стремление к удовлетворению потребности в развитии и совершенствовании побуждает работника постоянно повышать производительность труда и профессиональное мастерство.

Суть теории в необходимости расширения работ не только «горизонтально» (путем добавления аналогичных функций), но также и «вертикально», предоставляя дополнительную свободу в принятии решений. «Вертикальное» расширение выражается в «обогащении труда» более содержательными и творческими функциями путем, например, сочетания нескольких последовательных операций на одном рабочем месте, поручения работнику целого цикла операций, предоставления относительной автономии в выполнении работы и т.д.

Для достижения этой цели всякая выполняемая работа должна обладать тремя отличительными чертами, и прежде всего, она должна быть рациональной, нужной, значимой. Работник на основании собственной системы ценностей, собственного сознания должен понимать важность и необходимость выполняемой работы. Ничто не приносит больше вреда, чем выполнение ненужной работы. Любая поставленная задача должна предъявлять к работнику определенные разумные требования как по качеству затраченного труда, так и его результативности.

Обогащение труда - это практика предоставления работникам возможности иметь большую ответственность и больший контроль над выполнением своей работы. Люди, выполняющие обогащенную работу, имеют больше возможностей работать на более высоком уровне сложности и ответственности, имеют больше возможностей для самоконтроля в противовес внешнему контролю.

Обогащение труда связано с такой организацией труда, которая включает в себя более разнообразное содержание работы и требует более высокого уровня знаний и навыков. К методам обогащения труда относятся: индивидуальные методы и групповые методы.

. Индивидуальные методы представляют собой процесс обогащения труда непосредственно на рабочем месте отдельного работника и связаны с:

повышением ответственности работника за результаты своей деятельности, достигаемым посредством перекладывания части управленческих заданий непосредственно на плечи исполнителя;

применением гибкого конвейера, то есть такого распорядка производственных операций, который позволяет работнику быстро переналаживать станок при поступлении нового задания;

расширением круга операций, которые выполняет индивидуальный работник, что достигается за счет объединения нескольких производственных циклов в одну систему;

пониманием смысла выполняемой работы через более широкий взгляд на работу, охватывающий общую политику фирмы на рынке, отношение потребителей к продукции фирмы, роль заказчиков и поставщиков;

Большей свободой действий индивида на рабочем месте, включая самостоятельный выбор ассортимента производства и инструментария производства в соответствии с запросами либо следующей стадии производственного процесса, либо непосредственно потребителя.

. Групповые методы обогащения труда прилагаются ко многим работникам данного цикла производства или подразделения в рамках фирмы. Они позволяют расширить понимание работы для работников, выявить место каждого работника в процессе производства, способствуют реализации инициативы работников в деле достижения роста производительности труда, снижения издержек и повышения качества продукции. К таким методам относятся:

автономные рабочие бригады - выделение одного производственного участка в самостоятельное распоряжение одной рабочей бригады с полным циклом управления с гибким графиком работы и вознаграждения;

кружки качества - самостоятельные производственные организации рабочих с целью поиска путей улучшения качества продукции фирмы, члены которых могут принимать участие в управлении всем производственным процессом фирмы и руководство которыми предоставлено полностью в распоряжение работников;

программы переквалификации и повышения квалификации работников всех уровней и всех звеньев производственного процесса;

сотрудничество профсоюзов и менеджмента в виде переговоров при заключении коллективных договоров работы, определении системы вознаграждения работников и участия представителей профсоюзов в высших органах управления фирмой;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...