Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление об основных тенденциях мирового развития по Фукуяме и Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.

Структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, тенденции, движущие силы.

 

• Изменение соотношения сил в мире. Конец биполярности, нарушение баланса сил. Возникновение новой структуры МО: однополярность (США) или полутораполярность (в военном плане РФ в начале 90х еще была сравнима с США), плюралистическая однополярность (США в окружении семерки сильныхгосударств). Тенденция развития многополярности (примерная сопоставимость совокупных возможностей одновременно нескольких государств мира, ни одно из которых не обладает явно выраженным превосходством над остальными – сейчас это пока не наблюдается).

 

• Прекращение идеологической борьбы. Победа либерализма над коммунизмом. Деидеологизация МО. На первый план выходит борьба за права и свободы человека.

 

• Демократизация МО. Добровольная – страны ЦВЕ, СНГ и Россия, а также под давлением внешних сил – в бывшей Югославии (Богатуров).

 

• Глобализация МО. Усиление экономической и политической региональной интеграции. Эрозия суверенитета государств. На международную арену выходят новые субъекты – ТНК, непризнанные государства, активнее действуют международные организации и интеграционные объединения.

 

• Появление глобальных угроз: терроризм, изменение климата, наркоторговля и др.

 

• Возрастание количества региональных и локальных конфликтов. Распад СССР, Югославии привел к появлению новых государств со спорными границами

 

• Обесценивание сдерживающей роли ядерного оружия параллельно с кризисом режима ядерного нераспространения (Индия и Пакистан; Иран, Сев.Корея). Кризис режима контроля над вооружениями. Но это не означает, что военная сила стала играть меньшую роль в МО. Ее роль сохранилась, но механизм контроля стал слабее.

 

• Появление нового понятия – гуманитарная интервенция – военное вмешательство во внутренние дела третьих стран.

 

В МО стали преобладать не конфронтационные военно-политические связи, а кооперационные экономические связи, система стала основываться на взаимозависимости и интеграции в единый мирохозяйственный комплекс, в котором стабильность составляющих элементов необходима для благополучия других и стабильности в целом.

 

 

Глобализация и ее воздействие на МО.

 

Активный процесс, начавшийся после Второй мировой войны и ускоривший темпы после окончания Холодной войны. Бывает экономическая, политическая, технологическая и идеологическая.

 

Предпосылки:

• Научно-технический прогресс – информационно-комуникационное развитие (Интернет и прочие быстрые средства связи)

• Увеличение торговли между странами (расширение потоков движения факторов производства – капитала, труда, товаров)

• Появление ТНК, транснационализация экономик

• Появление глобальных угроз и проблем, с которыми невозможно справиться в рамках одного государства – терроризм, изменение климата.

 

Положительное воздействие:

• Усиление региональной интеграции и сотрудничества

• Появление множества NGО

• Расширение программ помощи и поддержки бедным странам

 

Негативные последствия:

• Доходы от глобализации распределяются неравномерно

• Увеличение разрыва между бедными и богатыми государствами

• Превращение многих региональных конфликтов в международные (например, нестабильность на Ближнем Востоке влияет на объемы и цены экспорта нефти в США и другие страны)

• Перенос производств в развивающиеся страны ведет к проблеме занятости в развитых странах (перенос в Китай, а теперь в ЮВА)

• Увеличение миграционных потоков из развивающихся стран в развитые порождает социальную напряженность.

• Развитие какого-либо кризиса в ведущих странах оказывает влияние на другие государства

 

Глобализация после окончания холодной войны в условиях глобального превосходства и лидерства США, распространения либерализма и идей открытой рыночной экономики.

 

 

Представление об основных тенденциях мирового развития по Фукуяме и Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.

Общее у них: новый миропорядок, отказ от идеологической борьбы, превосходство Запада

Фукуяма: Конец истории? У Фукуямы идеология главенствует над материальным, поэтому победу либерализма он считает концом истории.

oЛиберализм – главенство закона, представительная демократия, рыночная экономика становятся универсальными. Западный либерализм – победил все остальные идеологии – фашизм, коммунизм и теперь распространяется по всему миру. Национализм и религия – не конкуренты либерализму. Все страны (он говорит на примере Росси и Китая) постепенно начинают двигаться в этом направлении. Вслед за экономикой ил идеологии тоже подчинятся Западу

oПрекращение глобального идеологического противостояния, невозможность возникновения глобального конфликта, так как демократии друг с другом не воюют. Однако не отрицал войн с недемократиями.

oУгроза безопасности теперь: этно-религиозные конфликты третьего мира, национально-освободительные войны, терроризм.

 

Критика:

m Утопичный характер взглядов, идеализирует идеологическую борьбу

m Не уделяет достаточного внимания Азии (за исключением Китая), Латинской Америке, Африке.

m Не рассматривает социально-экономические реалии и их влияние на развитие того же Запада, что в конечном итоге и позволило ему укрепиться и быстро развиваться

 

Хантингтон: Столкновение цивилизаций? Выделяет 8 цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская.

m Цивилизация – самый широкий уровень культурной идентичности людей. Сплочение братских стран на основе культурной или религиозной идентичности.

m Конфликты и войны будут происходить между цивилизациями. Фронт борьбы – линия цивилизационных расколов. Причинами будут религиозные и культурные различия, а не идеология

m Кульминация Западной цивилизации (как и у Фукуямы).У остальных 3 пути развития: изоляция, вестернизация или модернизация. Главный противник Запада – исламско-конфуцианские страны (которые к тому же наращивают вооружения)

 

Критика

oЯвляется ли религия в некоторой степени идеологией? Тогда религиозные войны все равно можно считать идеологическими. Непонятно как соотносятся религия и идеология по отношению к культуре.

oСчитает, что экономические проблемы не будут причинами войн. Но народы в пределах региона (цивилизации) борются за ограниченные ресурсы – воду, еду. Африка – из-за нефти, Ближний Восток – вода, Южная Америка – лес, земля, вода. Похоже будут возникать маломасштабные региональные трения из-за ресурсов, нежели чем крупные войны из-за религиозных и культурных различий. (Аджами, проф школы МО универа джона Хопкинса США)

oНе существует Исламской цивилизации. Если бы она была, то существовал бы халифат. Однако Ливия, Саудовская Аравия, Иран (который вообще считает себя персидской страной) по Хантингтону объединены в одну цивилизацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...