Европейская политика России в 1991-2011 г. г.: периодизация и приоритеты.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Концептуализация современных международных отношений: подходы основных теоретических школ. Ведущие российские центры международных исследований. Согласно широкой трактовке, понятие "международные отношения" относятся ко всем формам международного взаимодействия членов и институтов отдельных обществ независимо от того, представляют они государство или нет. Именно эта трактовка получила сегодня наибольшее признание, т.к. отражает появление новых субъектов международного политического процесса. Основные парадигмы: по Матрице Джека Снайдера Идеализм – ключевые убеждения- создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики (сначала Лига Наций, потом ООН. Белые пятна в теории – отсутствие чему властные структуры и социальные условия допускают изменения в ценностях. Представители: Вудро Вильсон и пакт Брайана-Келлога. Политический реализм – ключевые убеждения - борьба государств за утверждение своего силового превосходства и влияния в мире. Успех у тех, кто действует разумно, стратегически, поддерживают или расширяют власть относительно др стран. Белы пятна в теории – отсутствия учета прогресса и изменений в международных отношениях или понимания, что легитимность может быть источником военной силы. Представители: Моргентау, Гоббс.Либерализм – в основе две идеи: о единстве человеческого рода, общечеловеческих ценностей и идеалов, а также о возможности и необходимости изменения характера МО в духе гуманизма и прав человека. Всё большее значение – деятельность ТНК, международных организаций, банков и т.д. Главные процессы сотрудничество и интеграция. Основные регуляторы – правовые и нравственные нормы.
Неолиберализм – политика государств в МО определяется внутренними экономическими интересами. Рост взаимозависимости государств снижает роль их военной силы. Постклассический либерализм – существующая политическая власть кардинально меняется под воздействием глобализации. Растет роль таких институтов как МВФ, МБ, ВТО. Представители: Шемпьел, Метьюз. Марксизм – исходит из экономического и социального неравенства в рамках глобальной капиталистической мировой системы, зависимости периферии мирового хозяйства от его центра. Конструктивизм – акторы на международной арене взаимно формируют поведение друг друга. Кроме того, на их поведение влияют не только материальные структуры, но и нематериальные: верования, убеждения, идеи. Формирование идентичности – важнейшая цель акторов и основная практическая проблема внешней политики государств. Школы СМО Британская (английская) школа – идея теории международного общества с основной идеей о наличии правил и норм в отношениях между государствами. Международное общество не только сфера межгосударственных взаимодействий, но и порядок, создающий определенные ценности и нормы. Осознание государствами пользы от соблюдения единых правил поведения в отношениях друг с другом как для собственного суверенитета, так и для стабильности в мире. Американская школа – рассматривает понятие мирового порядка как многомерное явление. Подчеркивают примерное совпадение проблем в самых развитых странах. Основные вопросы о международном порядке (военная безопасность, политэкономия) не совпадают с разделительными линиями парадигм. Французская школа – принципиально важное значение для анализа сотрудничества государств имеет изучение тех сдвигов, которые происходят во взаимодействии государств и новых участников международных отношений. Происходит автономизация деятельности транснациональных акторов.
Ведущие российские центры: · МГИМО – сумел привлечь крупных специалистов-международников из ряда академических институтов, возглавил УМО (учебно-методическое объединение) российских вузов. · МГУ – в 2003 году там образован факультет мировой политики. · Институт стран Азии и Африки · Институт мировой экономики и международных отношений · Институт США и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН) · Институт Европы РАН (ИЕ РАН) · Институт экономики Российской академии наук · Институт Дальнего Востока РАН · Институт Востоковедения РАН · Институт Латинской Америки РАН · Институт Африки РАН · Совет по Внешней и Оборонной политике (СВОП) · Московский Центр Карнеги 2. Внешняя политика России в 1991-2014 гг.: периодизация, концептуальные основы и их эволюция. Характеристики современного этапа Изменившаяся международная обстановка после холодной войны диктовала перемены и во внешнеполитическом курсе страны. Периодизация эволюции внешнеполитического курса России: 1. 1991-1994 гг.– период раннего Козырева (МИД). ü Главным своим партнером Россия видела Запад (который рассматривался неправильно – ассоциировался с США). ü На первом месте в приоритетах США, на втором – ЕС, на третьем – СНГ. (согласно внешнеполитической концепции 1993 г) ü налаживание связей внутри СНГ. ü Создание пояса добрососедства по периметру российских границ с СНГ ü Ратифицирован СНВ – 1 ( подписан 1991, ратифицирован в 1993, срок действия истек в 2009) ü Подписан СНВ-2 (1993 г.) (Договор о сокращении наступательных вооружений) ü стагнация в отношениях со странами АТР ü 15.05.1992 г. – Ташкентский договор о коллективной безопасности между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Узбекистаном (взаимопомощь в случае угрозы безопасности). – ДКБ (между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Белоруссией, Азербайджаном, Грузией. Вступил в силу в 1994г.) (в 2002 преобразован в ОДКБ). ü уход РФ с Ближнего Востока ü принятие первой государственной концепции внешней политики РФ в 1993 г.
ü Стала ощущаться уязвимость политики Козырева. Удар по ней был нанесен открывавшейся перспективой расширения НАТО.
2. 1994-1996 гг. – период позднего Козырева. · В конце 1993 г. – Заявка на вступление РФ в Совет Европы (в феврале 96 г. вступили). · В ноябре 1995 г. начинается первая Чеченская кампания, что тормозит отношения с Западной Европой и ЕС. · Постепенно нарастают и противоречия с США, прежде всего в военно-стратегической сфере (Россия не ратифицирует СНВ-2). · Приоритет – развитию и углублению отношений со странами СНГ. Содружество России и Белоруссии, Таможенный союз. · Противостояние расширению НАТО на восток. · Попытки активизации политики с Китаем и Японией, наращивание экономических связей со странами, урегулирование проблемы границ. Шанхайская организация сотрудничества (Россия, Китай, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия) (1995). · Военная доктрина РФ (1995 г.)
3. 1997-1999 гг. Период Примакова. · 1997 г. – Концепция национальной безопасности; концепция многополярного мира. · СНГ – приоритет. Остальные направления – ЕС, США и АТР. · 1997 г. – Договор России и Белоруссии. 1999 г. – Договор о создании союзного государства России и Белоруссии. · Кризис в Косово · Вступление РФ в восьмерку (1999) · Идея демократизации и демилитаризации МО. · обстановка в 1998 г. обострилась: с одной стороны – дефолт (отказ от обязательств перед Западом), с другой – Косово. Это привело к усилению антизападных и антигегемонистских тенденций Москвы.
4. 1999-2004 гг. Период Путина. -лето 1999 г. - осень 2001 г. Обострение отношений с США, восстановление отношений с ЕС. -осень 2001 г. – переломный момент в связи с событиями 11 сентября 2001 г. Подчеркнут европейский -характер России, важность отношений с Западом -Размораживание отношений с США. Подписание в мае 2002 г. договора СНП. -Попытка вернуться к экономической интеграции в рамках СНГ – зона свободной торговли -стабилизация развития отношений с ЕС. -РФ продолжает отношения с АТР: были подписаны договоры с Китаем, Вьетнамом, Монголией, С Кореей.
-2000 год - Новая концепция национальной безопасности, концепция внешней политики, военная доктрина.
5. Пятый период 2004 – август 2008 Путин-Лавров Серьезный кризис политики России из-за постсоветского пространства. · Кризис между Россией и Грузией (из-за августовских событий 2008 года) – Южная Осетия · Кризис между Россией и Украиной (после революций). · Стагнация в российско-американских отношениях. · Интеграция России в 8-ку. Саммит 2008 года в Ст. Петербурге. Задача – форсировать вступление в ВТО. · Подписание с ЕС карты 4х пространств (2005г) Шестой период август 2008 – настоящее время · Война в Юж.Осетии · Кризис с Западом. · Размораживание отношений с США (новая администрация). · Резкая активность политических и экономических отношений с Латинской Америкой. · Ухудшение отношений с Белоруссией, кризис с Украиной. · С ЕС - вялотекущие переговоры о замене соглашения о сотрудничестве 1994 г. · 2010 – подписание в Праге Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений на 10 лет. · Усиление сотрудничества с Китаем в сфере энергетики. · 2013 год - предотвращение военного вмешательства в Сирию со стороны западных стран, урегулирование арабо-израильского конфликта, российское председательство в «Группе двадцати» и укрепление партнерских отношений со странами СНГ, в том числе работа над Евразийской экономической интеграцией.
Европейская политика России в 1991-2011 г. г.: периодизация и приоритеты. Европа – второй региональный приоритет РФ после СНГ (Концепции ВП РФ 2000, 2008). Цели РФ (по КВП): - создание системы безопасности от Ванкувера до Владивостока; - усиление Совета Европы; - функционирование и нормативная база ОБСЕ; - развитие отношений с ЕС, как с 1 из основных торгово-экономических и внешнеполит. партнеров; новый договор о партнерстве, безвизовый режим; - развитие взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией и др. - РФ открыта для сотруд-ва с ЦВЕ, если они готовы. - добрососедство с Прибалтикой, т.к. волнует положение там русских. - развитие отношений в рамках Совета Россия-НАТО. НАТО должны соблюдать МП. РФ негативно относится к расширению НАТО (особенно к планам по принятию Грузии и Украины). РФ-ВБ: После распада СССР отношения улучшились на волне реформ в РФ. В 2000х споры по экстрадиции Березовского, Лугового и нескольких чеченских террористов – ВБ отказала. РФ велела закрыть в России Британские советы. В 2001 РФ и ВБ создали Совместную рабочую группу по межд.терроризму. В 2003 подписали Коммюнике о сотруд-ве в области энергетики, Меморандум о строительстве Североевропейского газопровода.
РФ-Германия: В Европе Германия – главный союзник РФ. В 2001 создан Петербургский диалог, дискуссионный форум 2х стран. В 2003 ФРГ, РФ и Франция осудили действия США и ВБ в Ираке. В 2005 договорились о строительстве Североевроп. газопровода. Меркель к РФ более скептична, больше склоняется к США. Активный экспорт нефти и энергоносителей из РФ в ФРГ. Тесное сотруд-во в культурной сфере. РФ-Франция: отношения всегда развивались положительно, всего около 20 соглашений (в том числе сотруд-во в области безопасности). Основа: Договор 1992 о сотруд-ве. С 1996 – комиссия по двусторонним отношениям, ежегодные встречи. С 2002 – Совет по вопросам безопасности. Идет сотруд-во в сфере энергетики, хотя на рынке вооружений эти страны конкуренты. Медведев и Саркози очень дружат. РФ-ОБСЕ: Подход России к безопасности в Европе (безопасность от Ванкувера до Владивостока) реализуется через ОБСЕ, хотя пассивность многих стран ведет к неэффективности ОБСЕ. Успех РФ – 1999 подписание Хартии европейской безопасности и адаптации ДОВСЕ (его никто кроме РФ, Украины, Казахстана, Белоруссии не ратифицировал и в 2007 Путин наложил на него мораторий). РФ-Совет Европы: РФ член СЕ с 1996, подписала Европ. конвенцию по правам человека, всего более 50 конвенций, ввела мораторий на смертную казнь и вносит изменения в законодательство. Чуть не исключили из-за 2-й чеченской кампании. Граждане РФ активно обращаются в Евросуд по правам человека. РФ-ЕС; С 1997 СПС. В 2007 истек, пока не решен вопрос о новом формате договора. Разные позиции по демократии, рыночной экономике. ЕС не нравится бюрократия и коррупция в ЕС. Активные торговые партнеры. С 2005 года сотруд-во по дорожным картам 4 общих пространств (экономика; внеш. безопасность; свобода, безопасность и правосудие; культура, образование, наука).
Учитывая значимую роль Европейского союза в международных делах, Россия настроена на поддержание интенсивного и взаимовыгодного политического диалога с Европейским союзом по основным вопросам внешнеполитической повестки дня, дальнейшее развитие практического взаимодействия во внешне- и военно-политической сферах, создание соответствующих механизмов сотрудничества в области внешней политики и безопасности, с тем чтобы придать работе характер совместного принятия решений с их последующей совместной реализацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|