Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие теории государственного развития

Автор: igor-king 15-09-2011, 19:40

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Предмет, задачи, содержание дисциплины научные основы государственного управления.

Научные основы государственного управления представляет собой дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономической жизнью общества.

Предметом являются формы и методы воздействия государства на все сферы жизнедеятельности людей.

Непосредственно государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства.

Научные основы государственного управления как научная дисциплина, опирается на соответствующие закономерности, принципы, правила, которые составляют основу государственного управления.

Задачи – изучение механизмов функционирования государственной власти, изучение структуры органов государственного управления, изучение политических, социально-экономических инструментов, влияющих на принятие и исполнение управленческих решений.

 

2.Связь теории государственного управления с другими науками и учебными дисциплинами.

Изучение проблем государственное управление находит свое отражение прежде всего в таких отраслях общественных знаний как политология, социология, правоведение, экономика, история. В политологии внимание прежде всего обращается на участие человека в политическом процессе. В социологии – на отношение человека с обществом и его инструменты. В экономической теории – на хозяйственно-экономическое содержание управленческих решений. В юридической науке – на их формальное проявление в закреплении правом. В истории – процесс развития общества в тесной взаимосвязи прошлого с настоящим.

Организация государственного управления с точки зрения его эффективности – ключевой вопрос для многих стран. В современных условиях изменяется и роль государства внутри страны, а процесс глобализации и интеграции порождает новые вопросы, проблемы. Эти проблемы в разных странах решаются по разному.

Государственная власть – направленная и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь, но властвовать и эффективно управлять далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако созданные им институты будут действовать не эффективно.

 

3.Государственное управление возникло одновременно с государством. Его проявление можно даже обнаружить в первобытнообщинном строе. Изучая историю управления необходимо упомянуть вавилонского правителя Хаммурапи. Этот царь ввел систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. Организация управления производственными процессами занимались и древние греки, например ими проводились работы по цивилизации рабочих. Об управлении как особом виде человеческой деятельности упоминали Платон, Сократ, Аристотель. Например Платоном была предложена одна из самых первых определений функций государства, это функции защиты, управления, производство материальных благ. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве. Т.о. с древних времен управление неотъемлемый атрибут общества, который развивается, совершенствуется вместе с ним. Важным этапом управления стало появление науки управления, основателем которой стал Вудро Вильсон (28 президент США). Его работы Наука государственного управления и Изучение администрирования, в этих работах он предложил основные понятие и положил начало теоретической разработки государственного управления. Родоначальник науки управления – Максимилян Вейдор, он разработал принципы бюрократической модели, которое нашло отражение в работе Хозяйство и общество. В основе государственного управления МВ видел авторитарную власть, руководитель, который принимает решения, отдает распоряжения и контролирует их исполнение. Этими учеными были разработаны 2 основные идеи научной теории государственного управления:

1)для того, чтобы реформировать аппарат управления, необходимо его хорошо знать, т.е. изучать с научных позиций

2)аппарат управления должен быть отделен от политики

В результате работы ученых было выделено 4 концепции (управленческие школы):

1)школа научного управления

2)административная школа

3)школа человеческих отношений (поведенческая школа)

4)школа науки управления

Школа научного управления (1885-1920) основателем является Фредерик Тейлор – практик, основной его труд – Основные принципы менеджера. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части труд исполнительский и труд распорядительский. Его целью было создание целой системы организации труда. Его наблюдения привели к выводу, что недостаток времени, рвения, отсутствие желания трудиться с полной отдачей отрицательно сказывается на производительности труда. В основе его исследований лежал человеческий фактор, суть которого заключалась в том, что работника необходимо было стимулировать, например устанавливать реальные нормы производства и доплачивать за перевыполнение, устанавливать перерывы. Фредерик Тейлор предложил механизм выработки эффективных управленческих решений. Этот механизм включал:

1)нужно было выбрать 10-15 человек на производстве, которые хорошо себя проявили в работе

2)подвергнуть внимательному изучению проделанные ими операции, а также инструменты, которые они при этом используют

3)зарегистрировать с секундомером в руке время, затрачиваемое на необходимую операцию, чтобы потом выбрать наиболее быстрый способ совершения операций

4)устранить все неправильные движения

5)объединить все выбранное с наилучшим типом инструментов

В результате были выработаны принципы управления:

1)разработка оптимальных методов осуществления работ на базе научного изучения затрат времени, движения и усилий

2)абсолютное следование этим стандартам

3)подгон, расстановка, обучение рабочих, расстановка их на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу

4)оплата по результатам труда

5)подбор функциональных менеджеров

6)дружеские отношения между рабочим и менеджером

Его идеи получили широкое распространение, одним из последователей является Генри Форд, который использовав эту теорию заменил ручной труд машинным, т.е. развил эту теорию. В основе этой теории лежит экономический, технический и социальный фактор, эксперимент и научный анализ в управлении.

Административная школа (1920-1950) основателем считается Анри Файоль. Его основополагающий труд – Общий и промышленный менеджмент. В отличии от Тейлора Файоль был руководителем крупной компании по добыче угля. Им впервые было предложено описание работы управляющим, он выделил основные принципы:

1)разделение труда

2)полномочия и ответственность

3)дисциплины – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и управляющими

4)единоначальник – работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним начальником

5)единство действий

6)подчиненность интересов – когда интересы организации стоят выше интересов отдельного работника

7)вознаграждение

8)централизация – любая организация должна иметь единый управленческий центр

9)скалярная цепь (цепь начальников) – цепь, по которой осуществляются все распоряжения

10)порядок – каждый работник должен находится на своем рабочем месте

11)справедливость

12)стабильность персонала – высокая текучесть уменьшает производительность

13)инициатива

Рассматривая организацию как единый механизм Файоль считал, что для любой организации присущи 6 видов деятельности:

1)технический (производственный)

2)коммерческий – закупка, сбыт, обмен

3)финансовый – поиск и оптимальное использование капитала

4)деятельность по безопасности

5)эккаунтли (бухгалтерия) – анализ, учет, статистика

6)управление – планирование организация производства

Профессором экономики Максом Вебером была предложена концепция рациональной бюрократии. Оны выдвинул идею о том, что бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, который является самой эффективной формой человеческой организации. Он выделил основные принципы бюрократического управления:

1)четкое разделение труда

2)иерархичность уровней управления

3)осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификацией

4)четкая система карьеры

5)система правил и норм в организации

Школа человеческих отношений (1930-1950). Школа поведенческих наук (1950-настоящее время). В основе изучения этих школ лежит человеческий фактор, который рассматривается как основной элемент эффективности организации. Основные ученые Мерри Паркер Фоллет и Элтон Майо. МПФ придумала определение менеджмент – обеспечение выполнение работы с помощью других лиц. Более поздние исследования были проведены психологом Абрахамом Маслоу. Мотивами поступков людей является вовсе не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть частично удовлетворены с помощью денег. АМ предложи классификацию потребностей, в их числе он назвал физиологические, безопасность существования, социальные потребности, потребность в престиже, авторитет, служебный статус, самовыражение, потребность достижения цели и личного роста. Последователи Файоля, школа человеческих отношений были разработаны 4 принципа:

1)четкое разделение труда

2)передача команд сверху вниз

3)единство распорядительства

4)соблюдение «диапазона контроля», т.е. руководство ограниченным числом работников

Основоположником школы человеческих отношений принято считать Элтона Майо, он пришел к сенсационным на то время открытиям, исследуя зависимость производительности труда от физических факторов (освещение, температура в помещении). Он считал, что предприятия слишком много времени тратят на обслуживание оборудования и мало заботятся о людях. Т.о. в основе школы человеческих отношений лежит человеческий фактор. Также в те годы было популярно течение Макгрегора, теории «X» и «Y». По этой теории от разделил всех работников на «X» и «Y». X – средний индивидуум, по своей природе туповат, стремиться увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно контролировать и направлять, такие люди предпочитают, чтобы ими руководили, стремиться избежать ответственности. Теория «Y» - люди от природы не пассивны, но стали такими от работы, такие люди не только принимают на себя ответственность, но и стремятся к этому. Эти люди не нуждаются в контроле и могут контролировать себя сами, им обеспечено продвижение по служебной лестнице. Если руководитель осуществляет заботу о своих работниках то удовлетворенность возрастает, соответственно возрастает производительность труда.

Школа науки управления (1950-настоящее время) в основе этой школы лежит междисциплинарный подход, который основан на достижении математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними отраслей знаний. Представители этой школы использовали следующий алгоритм действий:

1)постановка проблем

2)формулирование задачи

3)разработка модели сложившейся ситуации (как правило математической модели)

4)после создания такой модели переменным задаются количественные значения

Т.о. представители этой школы заменяли словесное рассуждение и описательный анализ количественными значениями. В этой школе широко применялась кибернетика или междисциплинарные исследования структуры регулирующих систем или кибернетические потоки информации. Т.о. содержание данной школы имеет 2 направления:

1)рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного, ситуационного подхода, где системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему имеет свои определенные цели, процессный подход основывается на том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход – он связан с системным и процессным подходом и расширяет их применение на практике. Он связан с конкретным набором обстоятельств.

2)связано с развитием точных наук, прежде всего математики. Представителем является Каунот. Он внедрял математические методы в исследование управленческой деятельности.

Вклад данных школ в развитие управленческой мысли.

Школа научного управления:

1)стал использоваться научный анализ для определения лучших способов выполнения задач

2)отбор работников и обеспечение их обучения

3)обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного исполнения их задач

4)систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда

5)отделение планирования и обдумывания от самой работы

Классическая школа управления:

1)развитие принципов управления

2)описание функций управления

3)систематизированный подход к управлению всей организацией

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук:

1)применялся прием управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и соответственно производительности

2)применение наук о человеческом поведении в управлении и формирование организации работы таким образом, чтобы каждый работник мог себя полностью реализовать в соответствии с его потенциалом

Школа науки управления:

1)углубление понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению математических моделей

2)развитие количественных методов с помощью руководителей

В Беларуси наука государственного управлении развивалась после российской. Наиболее оригинальные идеи были выдвинуты в конце 19 – начале 20 века. Представители государственной школы является Соловьев, Кавелин, Чичерин, Меликов. В рамках этой школы была теоретически обоснована концепция закрепощения и раскрепощения сословий государства. Доказывалось, что в условиях натурального хозяйства решение вопроса обеспечения материальными и людскими ресурсами возможно за счет распределения повинностей на различные слои населения. Результатом такой многовековой политики явилась политическая повинность. Меликов объяснил, что для социальной системы характерны 2 состояния:

1)стабильность в период становления государства

2)дестабилизация в период ослабления государства

В первые послереволюционные годы государством была поставлена задача по изучению и применению идей научного менеджмента. Были созданы исследовательские институты и лаборатории, которые занимались научной организации труда и управления. Позднее в 30-х годах эти исследования были прекращены. Государственное управление стало рассматриваться с точки зрения руководящей и направляющей роли партии. Задачи государственного управления сводились к тому, чтобы обеспечить реализацию партийных решений. По существу достижения мировой общественной мысли в области теории государственного управления до сих пор мало изучены, т.к. в период СССР эта наука считалась буржуазной и никому не нужной. В настоящее время выделяют задачи, которыми занимается теория государственного управления:

1)проблемы организации государственного управления на разных уровнях

2)проблема формирования кадрового состава квалифицированных государственных служащих

3)проблемы, связанные с техникой государственного администрирования

Американская научная школа. Отличительными особенностями являются (public administration) эмпирическая направленность. Многие представители были не только теоретиками, но и практиками. Одним из основоположников классического направления является Уайт. Его фундаментальные научные исследования называется Введение в науку государственного управления 1926г. Он утверждал, что государственное управление представляет собой единый однородный процесс. Он также утверждал, что изучение государственного управления должно изучаться с основ менеджмента, а не с основ права. Он утверждал, что государственное управление – искусство и наиболее важная задача, стоящая перед государственным аппаратом. Основными принципами искусства государственного управления он считал:

1)специализация

2)единства распоряжения

3)сокращение числа подчиненных

4)делегирование ответственности

5)централизация

В середине 20 века определяющими теориями были: концепция экономики и благосостояние, концепция конкурирующих групп. Сущность 1 концепции – в случае, когда свободный рынок не дает должного результата, необходимо вмешательство государства, наилучшим результатом при этом дает управление из федерального центра. Исследователь Чарльз Линдблон весь процесс принятия стратегических решений видит как зависящее от небольших выгодных кому-то решений. Принятие того или иного решение определяется не волей политиков, а конкретной ситуацией. 2 концепция или исследование поведение индивидов внутри организации. Для Америки 80-е годы характерным было стирание между частным и государственным сектором, т.е. были проведены исследования и сделаны выводы о том, что имеется большая схожесть в управлении бизнесом и государственным управлением. У этих 2 видов управления имеется общая функция – планирование, организация, кадровая политика, руководство, согласование, отчетность и финансирование.

Развитие теории государственного управления в Англии. В Англии сложились 2 тенденции: социологическая и экономическая. К социологической относятся Берч, Берлен, Риз, Роуз. Они затрагивали 3 вида государственной ответственности:

1)ответственность перед общественным миром

2)поведение продуманной государственной политики – основной

3)ответственность перед парламентом

На принятие управленческих решений влияет позиция премьер-министра, деятельность членов кабинета, давление различных групп людей, СМИ. Берч указал, что в современной Англии изменилось первоначальной понятие ответственности правительств. Если ранее правительство было ответственно перед короной, то теперь ответственно перед народом.

Экономическое направление сформировалось после 2 Мировой войны. Управление рассматривалась как сфера деятельности людей. Один из его представителей Барри, разработал концепцию экономического типа государственной власти, когда властные отношения рассматривались в виде цепочки выигрыш – потери. Властные отношения имеют место тогда, когда одна сторона несет потери. Организационная кибернетика имела место и в Великобритании.

1.Процесс выработки принятия решения. Фазы стандартного процесса принятия решения. Оценка важности решения.
2.Практика принятия управленческих решений.
3.Методы и способы принятия решений. Принятие решений в условиях рынка.
4.Оценка эффективности принятия решения.
5.Правовые акты управления.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Управленческое решение – результат конкретной управленческой деятельности. Принятие любого управленческого решения включает в себя следующие этапы:
1)выработка и постановка цели
2)изучение проблемы на основе полученной информации
3)выбор и обоснование эффективности и возможных последствий принимаемого решения
4)обсуждение со специалистами различных вариантов решений
Процесс управленческого решения включает 3 стадии:
1)подготовка решения
2)принятие решения
3)реализация решения
На стадии подготовки проводится анализ ситуации на микро и макро уровне. На этом этапе происходит сбор, обработка информации. На стадии принятия решения осуществляется разработка альтернативных действий и решений, выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации принимаются меры по доведению решения до исполнителя, контроль за его выполнением.
Управленческие решения могут быть обоснованными и интуитивные. обоснованное решение принимается на основе анализа и расчета. Интуитивные хотя и экономят время, но есть большая вероятность риска.
Существует классификация для всех управленческих решений:
1)по степени повторяемости проблем:
А)традиционные решения, которые ранее неоднократно встречались в практике управления
Б)нетипичные, т.е. поиск нестандартных решений
2)по значимости цели:
А)стратегические
Б)тактические
3)по сфере своего воздействия:
А)локальные
Б)глобальные
4)по длительности реализации:
А)краткосрочные
Б)долгосрочные
5)по прогнозируемым последствиям:
А)корректируемые решения
Б)решения, последствия которых необратимы
6)по характеру используемой информации:
А)детерминированные – принятые в условиях определенности
Б)вероятностные – принятые в условиях риска и неопределенности
К вероятностным относятся решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Такую вероятность можно определить:
1)математическими методами
2)опытом
Если руководитель сталкивается с неопределенностью, то он может использовать 2 основные возможности:
может получить дополнительную информацию на основе опыта и интуиции, еще раз проанализировать ситуацию и искать пути решения
7)по методу разработки решения:
А)формализованные
Б)неформализованные
8)по форме принятия:
А)единоличные
Б)коллегиальные
9)по способу фиксации решений:
А)фиксированные (документированные)
Б)нефиксированные (недокументированные)
10)А)организационные – принимаются руководителем внутри формальных рамок его социальной власти
Б)персональные – принимаются им как частным лицом
11)А)операционные являются частью краткосрочных планов
Б)стратегические – более глобальные решения, учитывают микро и макро показатели
Уровни принятия решения:
1)рутинный
2)селективный
3)адаптационный
4)инновационный

2. Существует 2 способа принятия решения:
1)авторитарный
2)демократический
При авторитарном способе решение принимается самостоятельно без консультации со специалистами.
Демократическое принятие решений принимается в пользу большинства. На предприятиях демократический подход осуществляется крайне редко.

3. Методы управленческих решений – конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Методы:
1)декомпозиция
2)диагностика
3)экспертные (например, метод Дельфы) и не экспертные методы принятия решения (например, метод теории игр, решение по аналогии)
В основном принятие решения в условиях рынка направлено на борьбу с конкурентами. Определенность решения – когда руководитель с точностью может определить последствия всех решений. Определенность увеличивается при наличии твердой правовой базы.
Управленческие решения, принятые в условиях риска – решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность можно определить.
Пример принятия решения в условиях рынка: решение о страховании.
Примером принятия решения в условиях полной неопределенности является решение о разработке нового оборудования, которое требует длительного времени и больших затрат.

4.Эффективность выражается в получении результатов. Эффективность определяется 3 показателями:
1)показатели экономический эффективности (прибыль, доходность, рентабельность, ликвидность)
2)показатели качества и результативности труда выражается в качестве продукции или услуг, производительности труда, соотношение темпов роста производительности труда и зарплаты
3)показатели социальной эффективности (текучесть персонала, соотношение числа уволенных работников к общему числу персонала, уровень трудовой дисциплины, соотношение управленческого персонала к числу рабочих и служащих, равномерность загруженности персонала)

5.Правовой акт управления является юридической или административно-правовой формой реализации задач управления.
Характеристики правового акта:
1)передается только полномочным субъектам исполнительной власти
2)представляет собой одностороннее волеизъявление руководителей
3)является обязательным для адресата, т.е. императивный
4)определяет правило должного поведения в сфере государственного управления
5)является подзаконным актом
6)является писанным юридическим документом
7)акт может быть опротестован либо обжалован
Различия акта управления и других правовых актов:
1)отличия от закона: принимается в соответствии с законом
2)от судебных актов: отличия в особом порядке издания, судебные акты носят индивидуальный характер, обязательны для лиц, участвующих в судебном разбирательстве, а управленческие акты могут содержать правовые нормы, также судебные акты принимаются в определенном порядке
3)от гражданско-правовых договоров или сделок состоит в том, что в сделках и договорах предполагается равенство сторон и устанавливают взаимные права и обязанности, а управленческие акты издаются д.л.
4)от общественных актов: общественные акты обязательны для членов организации

 

 

1.Национальная экономика как объект государственного управления.
2.Организационно-правовые и методологические основы управления промышленностью.
3.Организационно-правовые основы управления в области сельского хозяйства и продовольствия.
4.Организационно-правовые и методологические основы управления в области архитектуры и строительства.
5.Организационно-правовые основы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
6.Организационно-правовые основы управления в области транспорта и связи.
7.Организационно-правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
8.Организационно-правовые основы управления в области торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Материальное производство это основа жизни человека и общества, а уровень его развития определяет степень прогрессивности той или иной общественной формации.
Государство как социальное явление произошло, образовалось исторически как следствие достижения обществом соответствующего уровня развития экономических сил, как потребность в профессиональном управлении и координации работы всех членов общества при разделении труда, как регулятора меры труда и потребления. Государство, прежде всего – явление экономическое. Но будучи надстроечной категорией, само государство не производит материальных ценностей, блага, оно организует процесс производства и создает условия для такого производства.
Сегодня в Республике Беларусь проводится большая работа по развитию промышленности, повышения ее эффективности. В рамках этого принята концепцию и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы. В качестве приоритетного направления промышленной политики в Республике Беларусь названо - развитие наукоемких производств, основанных на ресурсо- и энергосберегающих экологически безопасных технологиях.
К целями проводимой сегодня в нашей республике политики в области промышленности необходимо отнести и борьбу с монополизмом и обеспечение равенства всех участников хозяйственного процесса. Об этом свидетельствует и законодательство. В частности, такие нормативно-правовые акты как законы Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О естественных монополиях», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», и другие.
Как показал опыт социалистического хозяйствования государство не может быть эффективным собственником. Несмотря на то, что централизованное управление позволяет планировать производство и сбыт наиболее рациональным образом, попытки практически управлять на основе разработанных планов никогда не приводили к успеху. Основными причинами этому являются отсутствие мотивации у чиновника и проблемы в организации оперативной обратной связи между центром и предприятиями.
Однако неверным представляется и тезис о том, что развитые зарубежные страны добились успеха исключительно за счет частной инициативы и свободного предпринимательства. В действительности, на протяжении длительной истории развития этих стран, роль государства менялась. На начальных этапах превалировали жесткий контроль и регламентация предпринимательской деятельности. По мере развития культуры ведения бизнеса, формирования определенных традиций в управлении страной, решались вопросы дерегуляции, упрощался контроль над субъектами предпринимательской деятельности, проводилась приватизация. Многие крупнейшие частные международные компании первоначально формировались как государственные предприятия. То, что централизованное регулирование не утратило своего значения и сегодня, подтверждает кризис в Юго-Восточной Азии.
Специальный анализ показывает, что возможными направлениями развития промышленности в Республике Беларусь могут стать поиск внутренних резервов, расчет на собственные силы. Это означает: воссоздать внутреннюю кооперацию, добиться стабильной работы предприятий при жестком контроле и надзоре со стороны центральной и местной исполнительно-распорядительной власти и только после этого - постепенно вести процесс приватизации.
Необходимым условием эффективного развития современной промышленности является правильный выбор его принципов. Одним из основных из них является принцип планирования.
Планирование работы всего комплекса начинается, с оценки способности предприятий производить продукцию, пользующуюся платежеспособным спросом на рынке. Оно обеспечивает поиск компромисса в ценовой политике предприятий, позволяет определить их истинную доходность в рамках, не наносящих ущерб смежникам. Вместо односторонних выгод отдельного предприятия, возникающих в силу тех или иных субъективных причин, ключевым показателем становится стабильная работа и доходность комплекса в целом. Получаемая прибыль распределяется таким образом, чтобы поддержать работоспособность всех предприятий комплекса.
Разумеется, есть качественные отличия в анализе и планировании на предприятиях комплекса, металлургии, машиностроения, энергетике и др. Однако в основе своей планирование явление универсальное.
Эффективность управления промышленностью во многом зависит и от используемых в процессе его иных принципов. Среди них можно выделить территориальные, отраслевой и функциональный принципы.
Территориальный принцип обусловлен административно-территориальным устройством Республики Беларусь.
Отрасль это совокупность предприятий организаций и учреждений, подчиненных одному центральному органу государственного управления. В республике Беларусь центральному органу управления. Для отраслевого принципа управления характерны высокая степень специализации и качества одновременно с автаркией и местничеством.
Функциональный принцип в построении системы органов призван устранить недостатки отраслевого принципа, так как предполагает создание органов, координирующих различные отрасли по определенным специальным вопросам. Такими функциями являются планирование, финансирование, стандартизация и др.
К функциям управления промышленность можно отнести также государственный характер управления промышленностью; непрерывное повышение технического уровня производства; режим экономии.
В современных условиях построения развитого, социального государства управление промышленностью, является одной из функций государства. Государство осуществляет плановое руководство предприятиями в целях рационального использования материальных и трудовых ресурсов и максимального удовлетворения непрерывно растущих потребностей общества.
Рост и совершенствование производства в решающей степени обеспечиваются техническим прогрессом. Повышение технического уровня производства на базе новейших достижений науки и техники, прогрессивной технологии, комплексной механизации и автоматизации производства способствует выполнению задач, устанавливаемых предприятиями, с минимальными затратами общественного труда.
Сущность режима экономии находит свое выражение в систематическом повышении экономичности работы предприятий и вытекает из особенностей развития промышленности в условиях максимально использования отечественных источников энергии и сырья.
Основные задачи и система органов государственного управления промышленностью.
Республиканским органом управления промышленностью является Министерство промышленности Республики Беларусь (Минпром). Его деятельность регламентируется Положением о Министерстве промышленности Республики Беларусь.
Структуру Министерства промышленности составляют: главные управления, управления, отделы, секторы.
Минпром в пределах своей компетенции издает приказы, принимает постановления, иные нормативные правовые акты, утверждаемые постановлениями и приказами, организует и контролирует их выполнение.
Минпром возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством.
Министр:
руководит деятельностью Минпрома и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минпром задач и функций, состояние дел в соответствующих отраслях;
распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Минпрома по руководству отдельными направлениями его деятельности;
утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минпрома и в соответствии с законодательством уставы государственных организаций;
в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минпрома, руководителей государственных организаций и заключает с ними контракты;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минпрома в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание;
действует без доверенности от имени Минпрома, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Минпрома, открывает счета в банках, заключает договоры;
вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минпрома;
обеспечивает сохранение государственных секретов в центральном аппарате Минпрома;
утверждает графики проверок соблюдения в государственных организациях порядка рассмотрения обращений;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
В Минпроме образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, начальника контрольно-ревизионного управления Минпрома, генерального директора Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по материаловедению по должности, а также других руководящих работников Минпрома и представителя профсоюзов.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы развития соответствующих отраслей, обсуждает другие актуальные вопросы деятельности Минпрома, государственных организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
В случае возникновения разногласий между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии также могут информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.
Минпром является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с из

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...