Порядок проведения экзамена
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Порядок проведения итогового государственного экзамена определяется высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и программы государственных экзаменов, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Особенности проведения экзамена, его длительность, время подготовки к ответу определяются характером и количеством комплексных заданий, содержащихся в экзаменационном билете, избранной формой ответа (устная, письменная, презентация проекта и др.). Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее, чем за полгода до проведения государственного экзамена. Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.
Критерии оценки итогового государственного экзамена Оценка ответа на вопрос (выполненного задания) выставляется членами Государственной экзаменационной комиссии. В состав ГАК должны быть включены специалисты в области тех дисциплин (разделов дисциплин), которые используются при формировании программы государственного экзамена. Оценки ставятся по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника по специальности, его профессиональные компетенции, входят:
− уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой; − уровень освоения выпускником материала, предус-мотренного учебными программами дисциплин; − уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности; − обоснованность, четкость, полнота изложения ответов; − уровень информационной и коммуникативной культуры.
СЛОВАРЬ Абстрагирование – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учета всех остальных. Актуальность –важность изучения данной проблемы для современных науки и практики; степень актуальности может иметь глобальный характер (охватывать науку, общественные запросы, практику в целом) или локальный характер (охватывать отдельную отрасль науки, отдельный регион, общественные институты определенного характера и т.д.). Анализ – это теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения. Аналогия – мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип. Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим. Гипотеза – предположение, предварительное суждение о закономерной связи явлений; строится по внутренней логике: «Если…, то…». Дедукция – мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам. Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования; формулируются через инфинитив глагола: проанализировать…, охарактеризовать…, исследовать…, разработать… и т.д.
Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.д. Индукция – мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов. Информация: Обзорная – вторичная информация, содержащая в обзорах научных документов; Релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи; Реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; Сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения. Справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения. Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы. Историография – научная дисциплина, изучающая историю науки. Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. Классификация – теоретический метод исследования, основанный на упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений по отношении друг к другу. Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его проведения. Конъюктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни. Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части. Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.
Методы исследования – способы, направления деятельности; делятся на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, индукция и дедукця, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка, изучение педагогического опыта, опытная работа, обследование, эксперимент). Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности, основанное на определенной научной позиции. Моделирование – теоретический метод исследования, предполагающий построение модели. Мониторинг – это постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования. Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучения процессы и явления, доступные для восприятия. Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания. Научная дисциплина – раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы. Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы. Научная теория – система абстрагированных понятий и утверждений, которая представляет собой объективное отображение действительности. Научное исследование – целенаправленное познание, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки знаний. Результаты научного исследования выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Научный доклад – научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. Научный отчет – научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа – исчерпывающее осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания. Новизна – степень вклада в настоящую отрасль науки или науки в целом; характер результатов может быть разным – результаты могут быть новыми, новизной может обладать лишь часть результатов. Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития. Обследование – это изучении исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования. Объект исследования – процесс или явление, обусловленное проблемной ситуацией, и обозначающее избранную для изучения область дизайна. Объект крупнее, чем предмет. Обобщение – одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений. Определение (дефиниция) – уточнение содержания используемых понятий. Это – один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс проектирования в расчете на получение более высоких его результатов. Практическая значимость (ценность) – характер использования результатов данной исследовательской работы в практике. Предмет исследования – конкретная часть объекта, его сущностная сторона (например, при объекте исследования «проектирование жилого интерьера» в качестве предмета может выступать «проектирование жилого интерьера с учетом профессии его владельца»). Проблема (научная) – противоречие между наличествующим и должным положением (например, несоответствие между реальной компетентностью специалиста в отношении владения культурой профессионально-ориентированной речи и предъявляемыми к нему современными требованиями). Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Синтез – мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.
Сравнение – теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного. Суждение – мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка – «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются). Теоретическая основа – концептуальные положения (идеи, принципы), на которые опирается настоящее исследование. Теория – учение, система идеи или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным. Фактографический докумен т – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета, исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы. Формула изобретения – описание изобретения, составление по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности. Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности. Цель – конечный результат работы, который формируется на основе гипотезы; формулируется через отглагольное существительное: формирование…, развитии…, разработка… и т.д. Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|