Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)




Оно объединяет как развитые страны — США, Канада, Япо­нию, Австралию, Новую Зеландию, так и большинство стран Восточной и Юго-Вос­точной Азии (в том числе участников реги­ональной группировки АСЕАН), а также Китай и Океанию. АТЭС как оформленная региональная группи­ровка только складывается, поэтому в ней идут интенсивные по­иски схемы сотрудничества, а сама она состоит как бы из разных блоков. Так, АСЕАН, включающая Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, возникла в 1967 г., но лишьв 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать в течение ближайших 15 лет зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Что касается хозяйственного сближения стран АСЕАН, взаимодополняемости их экономик, внутрирегиональной торговли, то эти процессы не получили широкого развития.

В действительности каждая из стран АСЕАН полнее связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальными странами Азии (Сянганом (Гонконг), Южной Кореей, Тайванем). Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры. Очень важно значение японо-американо-канадо-австралийских взаимных связей.

Модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому и валютному союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций.

Вопросы

1. Дать характеристику Интеграционной группировки ЕС.

2. Дать характеристику Интеграционной группировки НАФТА.

3. Дать характеристику Интеграционной группировки АТЭС.

Литература: [1, 5, 6, 7, 8, 9].

Практическое занятие 3

Международная торговля.

Теоретическая часть

В течение, по меньшей мере, трех столетий исследования в области международной торговли сопровождаются спорами по поводу того, какая торговля является допустимой.

Систематические исследования в этой области стали появляться в эпоху меркантилизма (конец XVI – XVIII в) в Европе и представляли собой общие рассуждения на тему о том, как должна быть устроена торговля нации: увеличение своего экспорта в другие страны и ограничение импорта оттуда.

К концу XVIII века меркантилизм уступил место фритредерству, утверждавшему, что в интересах, как отдельной нации, так и всех стран – допустить полную свободу торговли – просто позволить людям торговать так, как они считают нужным. Основным, по–прежнему, оставался вопрос о том, в чем должно заключаться регулирование внешней торговли. Даже сейчас, решая, должно или нет государство ограничивать торговлю, неизбежно встает вопрос, какие именно факторы являются определяющими в формировании торговых структур.

Итак, до сих пор ведется спор между сторонниками протекционизма и свободной торговли. Существует множество доводов, аргументов, как в пользу свободной торговли, так и в пользу таможенных тарифов.

Таможенные тарифы являются классическим инструментом регулирования внешней торговли, использующиеся с начала XVIII в.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.

Таможенные пошлины по существу являются косвенными налогами, и представляют собой денежный сбор с ввозимых в страну (или вывозимых из страны, или проходящих транзитом через территорию страны) товаров под контролем таможенного ведомства.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме и по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. Они действуют через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары посредством таможенных пошлин. Очень важно, что применение экономических регуляторов сохраняет свободу выбора потребителя: он сам решает, приобретать ли ему относительно более дорогой импортный товар, или – отечественный, относительно более дешевый.

Функции таможенных тарифов (таможенных пошлин):

1) функция защиты национальных производителей от иностранной конкуренции: сдерживание импорта осуществляется посредством установления сравнительно высоких пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров.

2) фискальная функция: таможенный тариф является средством увеличения доходов государства. Следует отметить, что в большинстве экономически развитых стран эта традиционная функция имеет второстепенное значение – таможенные пошлины, как правило составляют лишь несколько процентов в обшей сумме бюджетных доходов этих стран. Однако для развивающихся стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функция по прежнему имеет важное значение.

3) функция урегулирования торговых условий: в процессе переговоров между странами таможенные пошлины используются как инструмент уторговывания на взаимной основе встречных тарифных уступок.

В зависимости от того, накладываются ли таможенные пошлины на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются, соответственно, импортными, экспортными или транзитными.

Импортные пошлины, т. е. налогообложение ввозимых в страну товаров, являются главным средством национального протекционизма. Если в начале своего существования импортные пошлины выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали получение денежных средств, то в настоящее время их функции связаны в большей степени с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. Однако приоритет фискальной функции импортных пошлин еще остается в развивающихся странах, где они обеспечивают существенные доходы в государственный бюджет.

Существует два основных вида импортных пошлин: специфические и адвалорные.

Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. п.). В результате внутренняя цена импортного товара после обложения специфической пошлиной будет равна сумме таможенной стоимости товара (декларируемой продавцом стоимости товара, т. е. цены, по которой он импортируется) и ставки специфической пошлины.

Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. Так, например, можно назначить пошлину на товар в размере 25% его декларируемой цены.

Экспортные пошлины (налогообложение вывозимых из страны товаров) используются реже. Их цель – валютное пополнение государственной казны. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Следовательно, они могут применяться преимущественно для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольными преимуществами, для решения следующих задач:

во-первых, когда государство стремиться ограничить вывоз данных товаров из страны;

во-вторых, для ограничения их поставок на мировой рынок, что, вследствие роста цен на эти товары, обеспечит повышение доходов казны и производителей.

Следует отметить, что в развитых странах экспортные пошлины практически не применяются, а в некоторых странах (например, США) они запрещены конституцией.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В силу этого, в настоящее время они практически не применяются.

Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины, ставки которых ниже минимальных и зачастую равны нулю (т. е. товар ввозится беспошлинно). Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки (зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т. д.). Договор, по которому принимается решение о предоставлении минимальных пошлин (или беспошлинной торговли) называется договором «о режиме наибольшего благоприятствования».

Таможенные тарифы развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Многоколонный таможенный тариф может быть представлен следующими пошлинами:

- автономная (генеральная) пошлина. Ее ставка максимальная и налагается она обычно на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений. Генеральная пошлина в 2 – 5 раз выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны;

- базовая пошлина представлена меньшей ставкой, чем автономная;

- пошлина, ставка которой минимальная, налагаемая на товары из развивающихся стран, имеющих, как правило, сырьевую направленность импорта.

Таким образом, многоколонный тариф позволяет использовать таможенные пошлины дифференцированно в зависимости от конкретного торгово-политического режима.

До установления торговых отношений между странами по­требители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за т., а потребители в Аргентине – 60 тыс. т по цене 120 долл. за т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителя ), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной цены.

После установления торговых отношений Бразилия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается. В результате потребители увеличивают закупки зерна и их совокупный выигрыш увеличивается, а, следовательно растет и чистый выигрыш, полученный в результате внешней тор­говли.

Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране – экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок и, значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли.

Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна – так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене (в нашем примере 50 х 200 в Бразилии и 60 х 120 в Аргентине) и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене.

После установления внешнеторговых отношений аргентинские производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В новых условиях их совокупный выигрыш от развития торговли увеличиваются. Что касается бразильских производителей зерна, то они в силу меньшей конкурентоспособности своего производства уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь уменьшается,т. е. они несут чистые потери.

Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранныхпроизводителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и в стране-импортере в целом.

Если в Бразилии как стране-импортере чистый выигрыш потребителей превосходит чистые потери производителей в отраслях, конкурирующих с импортом, то совокупный эффект для страны в целом будет равен разнице между выигрышем потребителей и потерями производителей.

В Аргентине как стране-экспортере производители чистый выигрыш производителей превосходит чистые потери потребителей. Следовательно, совокупный чиcтый эффект для благосостояния экспортирующей страны составит разницу между выигрышем производителей и потерями потребителей.

Конечно, следует иметь в виду известную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и потерь разных групп населения, поскольку их субъективныеоценки могут существенно различаться (один доллар потерь для бедного человека, очевидно, значит гораздо больше, чем один доллар дополнительного выигрыша для человека состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подходе к исследованию последствий внешней торговли, который затем может быть дополнен более углубленным социально-экономическим, политическим и т.д. анализом.

В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели «спрос-предложение» еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери.

Вопросы

1. Теории международной торговли.

2. Функции таможенных пошлин.

3. Таможенные тарифы.

Литература: [ 2, 3, 5, 6,10].

Практическое занятие 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...