Функции социальной системы
Методы теоретического исследования Идеализация - это метод мысленного конструирования понятий об объектах, не существующих в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Формализация - это метод, связанный с отображением знаний в точных понятиях, терминах и категориях конкретной области научного познания. Мысленный эксперимент - это метод исследования объекта без непосредственного обращения к его реальному прообразу. Аксиоматический - это метод построения научной теории, в основе которого лежат исходные положения, не требующие доказательства в рамках данной системы знания - аксиомы или постулаты. Гипотетико-дедуктивный - это метод, основанный на выведении заключений из определенных посылок, истинность которых не установлена. Восхождения от абстрактного к конкретному - это метод, который заключается в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению объекта и его связей. Содержание основных понятий этого метода - абстрактное и конкретное - раскрыл Гегель в «Науке логики». Абстрактное - это понятие, которое употребляется для характеристики самого знания - неполного, неточного и неокончательного. Конкретное - это понятие, которое обозначает как сами исследуемые объекты во всем многообразии их связей и свойств, так и полное, точное знание об этих объектах. Движение мысли от абстрактного к конкретному здесь подкреплено уже имеющимся запасом знаний об объекте. Исторический - это метод, при котором объект исследуется в динамике его становления, функционирования, воспроизводства и развития. Логический - это метод, который состоит в теоретическом воспроизведении объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях.
Наиболее общие и существенные требования к научному познанию заключаются в следующих положениях: - знания должны быть истинными и объективными - знания должны быть рациональными - знания должны быть доказанными - знания должны быть теоретически обоснованными - знания должны быть доведены до сведения научного сообщества и приняты им; - знания должны поддаваться общественному контролю.
50. Социальная система - понятие, которое отражает совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга. Основные элементы социальной системы: - человек как субъект социальной системы. - социальная группа как совокупность людей, объединенных устойчивыми социальными связями, обладающая рядом общих признаков. - социальные институты и учреждения - техника - представляет собой систему искусственных органов деятельности человека, созданных на основе его действий и знаний. - природа - естественная среда и условие существования человека и социальной системы. Функции социальной системы - производственно-преобразовательная; - организационно-управленческая; - коммуникативная Социальная структура представляет собой определенное единство на конкретном этапе общественного развитая. Вместе с тем между различными группами всегда существует иерархия. Это явление называется социальным расслоением. Социальная роль предполагает усвоение индивидом важных для данной группы норм, правил и ценностей, активную реализацию их в деятельности. Этот процесс называется социализацией индивида.
51. Социальная структура - это целостная совокупность соц.групп и общностей, взаимодействующих между собой в опред. культуре, в опред. историч.эпоху Род - группа кровных родственников, осознающих себя потомками общего предка, имеющих общее название, язык, обычаи, верования, элементы первобытной культуры и ведущих совместное хозяйство.
Племя - относительно устойчивая кровнородственная общность людей, связанная коллективной собственностью и совместным трудом, имеющая собственное имя, особый язык или наречие, общую территорию, обычаи, верования, элементы культуры. Состоит из нескольких родов, связанных брачными отношениями. Народность - общность людей, имеющая собственное название, территорию, язык, культуру. Нация - исторически сложившаяся общность людей, основанная на устойчивых экономических связях, имеющая общую территорию, язык, культуру и черты характера. Этнос - группа людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, Классы - это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Страта - это интенсивно-мобильная социальная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, спецификой трудовой деятельности, образа жизни, организации досуга, но главное-распределением профессионально-ролевых функций. Семья - это группа людей, живущих вместе, объединенных общей деятельностью, интересами и функциями. Функции семьи: продолжение человеческого рода; ведение хозяйства; воспитание детей; забота о старшем поколении; общение, совместное проведение досуга. В основе семьи лежит брак - юридически оформленный союз между мужчиной и женщиной (супружество). Социальная структура представляет собой определенное единство на конкретном этапе общественного развитая. Вместе с тем между различными группами всегда существует иерархия. Это явление называется социальным расслоением. Социальная роль предполагает усвоение индивидом важных для данной группы норм, правил и ценностей, активную реализацию их в деятельности. Этот процесс называется социализацией индивида.
52. Ее основу составляет процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Следовательно, источником материального производства являются потребности человека и общества, а его основой - труд.
Потребности зависят от условий существования общества и выступают побудительной силой для направления жизненной активности. Реализация потребностей связана с осознанием интересов и мотивов, формулированием целей и задач, выбором средств и методов трудовой деятельности. Труд может быть определен трояко: - как затрата физических сил, что свойственно не только человеку, но и животному. В отличие от животного человек создает технику и уменьшает затраты физических сил, усиливая интенсивность и умственное напряжение в процессе труда; - как планомерная деятельность с определенными намерениями, целью, средствами. В этом смысле труд существенно отличает человека от животного, которое удовлетворяет свои потребности непосредственно в мире природы. Человек преобразует природный материал в продукт труда, произведенный на основе знаний; - как основной аспект человеческого бытия, связанный в преобразовании человеком мира природы в мир культуры. Разделение и организация труда влияют на его производительность -количество и качество продукции, созданной за единицу времени. Таким образом, структура труда представлена элементами, которые выделил К. Маркс в первом томе своего фундаментального труда «Капитал»: - субъект труда - человек или социальная группа, обладающие навыками и осуществляющие производство материальных благ; - предмет труда - необходимый исходный материал производства, который подвергается обработке, например земля, полезные ископаемые, материалы; - орудия труда и мануфактура - технические комплексы, необходимые для потребления природных материалов, организации рабочей силы, производства. Особую проблему социальной философии представляют конфликты в материально-производственной сфере. Конфликты чаще всего развиваются по следующим причинам:
- собственность на средства производства - эта причина подробно проанализирована марксизмом. - нарушение соответствия между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, когда производительные силы перерастают рамки сложившейся организации труда. - профессиональная квалификация и компетентность работников, их способность усваивать достижения науки и техники, готовность к перемене места работы или технологической операции. - отчуждение человека от средств и результатов труда.
53. Эта подсистема общества связана с властными отношениями, государством и государственным устройством, с реализацией организационно-управленческой функции социальной системы. Власть - это форма социальных отношений, связанная со способностью одних социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых средств и в соответствии со своими потребностями и интересами. Основными элементами политической системы являются государство, политические партии, общественные организации и движения. Государство - это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью -правом устанавливать и регламентировать нормы общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использующий легитимные формы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. В социальной философии существует несколько концепций происхождения государства: - христиапско-теологическая - договорная - классовая Политическая система предполагает особый вид деятельности, поэтому в каждом обществе складывается своя политическая элита, т.е. правящая группа, которая имеет доступ к инструментам власти. Элита консолидируется в особые организации - клубы, кабинеты, партии. Политическая партия - это общность людей, организационно и идеологически связанных, выражающих интересы определенных социальных групп и преследующих цель реализации этих интересов путем участия в государственной власти. Гражданское общество - это целостная совокупность добровольных объединений граждан, самостоятельно регулирующих некоторые виды деятельности и социальные связи. Конкретные проблемы и аспекты политической сферы жизнедеятельности общества рассматриваются в курсах «Теория государства и права», «История государства и права», «Политология» и ряде спецкурсов. 54. Духовность - важнейший атрибут человеческого бытия. В этом понятии фиксируется способность человека отражать мир в образах, выражать их в конкретных формах и следовать им на практике.
Ценность - это понятие, отражающее социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному нигилизму. Нигилизм - полное или частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов. Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Духовная сфера имеет определенную структуру. В ней выделяют уровни и формы. К уровням общественного сознания относятся общественная психология и общественная идеология. Общественная психология - это уровень, на котором в качестве основных элементов выделяются чувственно-эмоциональная сфера, психологический склад, архетипы, менталитет. Общественная идеология представляет совокупность рационально осмысленных взглядов, выступающих в форме идей. Религиозное сознание представлено в мировых, региональных и национальных религиях. Основой религиозного сознания является вера, которая включает в себя следующие аспекты. Художественно-эстетическое сознание выражается в искусстве. Оно представлено многообразием видов, жанров и стилей. Носителем информации в искусстве является художественный образ, выраженный в конкретно-чувственной форме. Искусство обладает значительным потенциалом в формировании общественных идеалов людей. Художественное сознание сопряжено с осмыслением и переживанием понятий красоты, гармонии, совершенства.
55. Понятие философии истории введено Вольтером в XVIII в. Появление этой предметной области в философии связано со становлением в этот период исторического сознания и зарождением научной историографии в европейской культуре. Историческое сознание - это способность народа определять свое место в пространстве и во времени, обнаруживать свои отличительные признаки по отношению к другим народам, представлять свое прошлое и будущее. Историческое сознание тесно связано с исторической памятью и представлениями людей о времени. Историческая память - это способность переживать прошлое как собственную духовную биографию, сохранять культурные памятники и культурные традиции, являющиеся носителями сущности народа и его судьбы. Историческое время - это фундаментальная категория философии истории и исторической науки, потому что человек и общество рассматриваются в историческом познании в конкретной временной определенности. Особенности исторического сознания той или иной эпохи накладывают отпечаток и на характер исторической науки. Научная историография представляет собой комплекс дисциплин - история, археология, этнография, палеография, геральдика, изучающих конкретные события, явления и факты общественного развития. Философия истории также обращена к историческому процессу, но у нее есть свои задачи, которые выражаются в проблемах: -сущности и границ исторической реальности; -соотношения культурного и природного начал в историческом процессе; -социогенеза, т.е. причин зарождения и основных этапов развития общества; -источника, движущих от и субъектов исторического развития; -роли великих личностей и масс в истории; -соотношения революционных и эволюционных фаз в развитии общества; -смысла, цели и направленности исторического процесса; -законов и логики истории; -необходимости и случайности в историческом процессе; -общего и особенного в истории различных культур, регионов, народов; Методологические подходы, разработанные в рамках философии истории, весьма разнообразны. Формационный и цивилизационный. Во-первых, эти подходы оказали определяющее влияние на развитие исторической науки в последние столетия. Во-вторых, они сами являются синтезом многих идей, концепций и теорий в философии истории. В-третьих, они убедительно продемонстрировали свою эффективность, так как в рамках этих подходов исторической наукой были получены значительные результаты. Формационный подход является образцом классической философии истории, а цивилизационный - неклассической, современной. 56. Классическая философия истории складывается в XV1I1-XIX вв. Она кована на идеях философов Просвещения, философии истории Гегеля, В центре классической философии истории стоит идея поступательного развития человеческого общества. Процесс исторического развития характеризуется существенным единством, наличием закономерностей, направленностью в будущее. Инструментом периодизации исторического процесса выступает понятие «общественная формация», поэтому данный подход и называется формационным. Общественная формация - это философская категория, отражающая качественно определенный, исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон. Иными словами, общественная формация - это общество на определенном этапе развития. Понятие общественной формации позволило связать прошлое и будущее, выявить хронологические параметры и структуру исторического процесса. Историческое развитие человечества идет по единому восходящему пути - пути прогресса. В целом этот путь неизменен, поскольку в его основе лежат единые закономерности. Они содержатся в структуре общественных формаций. Структура общественной формации включает в себя два основных элемента: базис и надстройку. Базис - это материально-производственная сфера жизнедеятельности общества. Обращение к материальному производству, экономике, предметно-практической деятельности человека стало важной новацией марксизма в области социальной философии. Базис включает производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относится субъект деятельности, средства деятельности, ее предмет и продукт. Производственные отношения - это особый тип коммуникации, складывающийся между людьми в процессе производства и по поводу собственности на средства производства. Производительные силы и производственные отношения находятся в диалектической взаимосвязи. Наиболее активной стороной, инициатором изменений являются производительные силы. Надстройка - это совокупность учреждений, организаций, институтов данного общества. Она включает в себя социальную, политическую
57. На рубеже XIX-XX вв. начался постепенный переход от классической историографии к новой исторической науке и философии истории, которая получила название неклассической. На смену представлению о всемирной истории как едином процессе приходит концепция своеобразных, непохожих друг на друга «локальных цивилизаций». На этом основании данный методологический подход и называется цивилизационным. В его разработке приняли участие Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, представители философии жизни. Зарождение методологии цивилизационного анализа было обусловлено целым комплексом причин. Во-первых, историческая наука накопила богатый материал. Во-вторых, изменилась сама европейская культура. В-третьих, сформировались новые представления об историческом времени. Философы этого направления видели свою главную задачу в том, чтобы преодолеть традицию отождествления исторического и физического времени. Ключевым понятием данного подхода является понятие «цивилизация». Это понятие имеет два значения. Во-первых, понятием «цивилизация» обозначается выход культуры из первобытного состояния. Именно в таком смысле употреблял это понятие Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он выделял периоды дикости, варварства и цивилизации в генезисе человеческого общества. В возникновении первых цивилизаций Древнего Востока большую роль сыграли природно-климатические условия, зерновое земледелие, переселения племен. Во-вторых, понятием цивилизация обозначаются неповторимые, отличные от других общества или культуры. Каждая цивилизация вырабатывает свой тип государства и его функций. Для многих древних цивилизаций было характерно соединение в верховной власти государственных и сакральных функций.
58. Философская теория развития (диалектика) рассматривает прогресс как тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, связан с повышением уровня организации и сохранением эволюционных возможностей изменяющихся систем. Противоположным прогрессу типом развития является регресс. Для регресса характерен переход от высшей стадии к низшей, связанный с понижением уровня целостности изменяющихся систем и упрощением их взаимосвязей со средой. В широком смысле эти понятия применяются для характеристики любой системы, как природной, так и социокультурной. В социальную философию идея прогресса входит в эпоху Просвещения, а затем в трудах Гегеля, марксистов, позитивистов получает теоретическое оформление. Гегель связывал прогресс общества с развитием духовной культуры. В реальных условиях развития европейской цивилизации обозначились два основных механизма социального прогресса: революция и эволюция. Особое место в развитии индустриально-городских культур занимает научно-технический прогресс. Обозначим основные этапы научно-технического прогресса. В XV1-XVII вв. дисциплинарно оформилась новоевропейская наука. В XVIII в. произошла промышленная революция. В XIX в. была создана сложная система промышленного производства. В XX в. наука стала непосредственной производительной силой, а научно-технический прогресс - объектом целенаправленной социальной регуляции. Таким образом, идея социального прогресса зародилась в европейской культуре. Особое место в ней отводится материально-производственным и научно-техническим показателям. В настоящее время научно-технический прогресс опережает интеллектуальные, профессиональные и этические возможности человека.
59. Культура – процесс развития и передачи из поколения в поколения сложного набора программ деятельности, общения и поведения людей, которые обеспечивают воспроизводство и функционирование человека в социальной системе. Универсалии культуры – предельно общие понятия, в системе которых человек оценивает, осмысливает и переживает мир. Ученые выделяют более 60 культурных универсалий. Эти понятия есть у всех народов, но в каждой культуре и в конкретный временной период они наполняются особым содержанием.
60. Совокупность разнообразных концепций о будущем человечества иногда называют футурологией. В основе исследования будущего лежит идея предвидения, прогнозирования будущих состояний социальной системы. С точки зрения соотношения культурно-мировоззренческого и научно-рационального компонентов концепции будущего можно разделить на две группы. К первой относятся ненаучные представления о будущем, ко второй-научные. Ненаучные представления возникли в культуре раньше и по понятным причинам вызывают больший интерес в массовом сознании, так как не требуют специальной подготовки для их усвоения и проверки эффективности. Элементы предсказания будущего содержатся в магии, религии, мифе. В эпоху Возрождения широкое распространение получила социальная утопия. Например, книги Т. Мора и Т. Кампанеллы. В наше время научные исследования будущего приняли широко-масштабный характер и реализовались в становлении методологии социального прогнозирования. Социальное прогнозирование - это особый вид изучения будущего основанный на специальных методах и отличающийся высокой степенью научной обоснованности и объективности. Главная задача социального прогнозирования - обоснование тенденций и планов общественного развития и повышение их эффективности. В основе социального прогнозирования лежит социальный прогноз. Социальный прогноз - это теоретическая модель будущего состояния изучаемого явления. Социальный прогноз имеет вероятностный характер и основан на способности человеческого сознания к опережающему отражению действительности. Нормативные прогнозы содержат в себе цели и рекомендации, задают конкретные рамки развития какого-либо процесса и его желаемые результаты. Они опираются на юридическую базу и могут иметь директивный характер. Ведущую роль при разработке прогнозов играют методы социального прогнозирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|