Библиографический список.. 20
Содержание Введение.. 3 1. Понятие и виды религиозных объединений. 5 2. Права религиозных объединений. Ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений. 11 2.1. Права религиозных объединений. 11 2.2. Ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений. 14 Заключение.. 18 Библиографический список.. 20
Введение Актуальность данной работы объясняется следующим. Одной из свобод человека, получивших закрепление на конституционном уровне, является свобода вероисповедания. Указанная свобода может осуществляться человеком в том числе совместно с другими людьми, т.е. в рамках религиозного объединения. Подробное законодательное урегулирование правовой статус религиозных объединений получил лишь после кардинального изменения политики государства в отношении религии в начале 1990-х годов. При этом правовое регулирование статуса религиозных объединений характеризуется несовершенством. В связи с этим особую важность приобретает изучение правового статуса религиозных объединений. Объектом рассмотрения в данной работе является правовой статус религиозных объединений. Предметом рассмотрения в данной работе является совокупность правовых норм, направленных на установление статуса религиозных объединений. Целью данной работы является изучение правового статуса религиозных объединений. Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач: 1) Рассмотреть понятие и виды религиозных объединений и изучить создание религиозных объединений; 2) Охарактеризовать перечень прав различных видов религиозных объединений; 3) Охарактеризовать ликвидацию и запрет деятельности религиозных объединений.
Методологию данной работы составляют такие методы как общенаучный диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод и т.д. Правовой статус религиозных объединений получил широкое освещение в научной литературе. В теоретическую базу данного исследования входят работы И.В. Загребиной, С.С. Шабалиной, П.М. Воронецкого. Кроме того, при написании данной работы необходимо обратиться к трудам таких исследователей как А.В. Пчелинцев, А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин и других ученых. Структуру данной работы составляют два параграфа, один из которых объединяет два пункта, а также введение, заключение и библиографический список.
1. Понятие и виды религиозных объединений Создание религиозных объединений Определение религиозного объединения содержится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»[1]: религиозное объединение – это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Конституция РФ[2] в ст. 28 гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. В научной литературе отмечается, что свобода вероисповедания – это свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов. Свобода вероисповедания реализуется либо индивидуально человеком, либо коллективно – в рамках религиозных объединений[3]. Важность регулирования правового статуса и деятельности религиозных объединений объясняется тем, что влияние отдельных вероучений и, соответственно, религиозных объединений на общественную жизнь может быть весьма значительным.
Действующее законодательство предусматривает два вида религиозных объединений: 1) Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»); 2) Религиозная организация – это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ч. 1 ст. 8 указанного закона). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные религиозные организации (состоящие из участников, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные религиозные организации (состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций). Для религиозных организаций установлен заявительно-регистрационный порядок государственной регистрации, что позволяет учитывать при регистрации специфику их правового статуса, с одной стороны, как субъектов гражданских правоотношений, а с другой – как субъектов публичных правоотношений, и связано это с необходимостью большего государственного контроля в некоторых сферах деятельности. Религиозные группы учреждаются в нормативно-явочном порядке и действуют без государственной регистрации, а значит, без обладания статусом юридического лица[4]. Рассмотрим подробнее порядок создания религиозных объединений. Действующее законодательство не содержит требования о регистрации религиозной группы. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Отсюда следует, что уведомление о начале своей деятельности религиозной группы связано исключительно с намерением в дальнейшем преобразоваться в религиозную организацию. Уведомление – право, а не обязанность религиозной группы. Если религиозная группа собирается и в дальнейшем действовать без государственной регистрации, ей нет необходимости и направлять какое-либо уведомление. Если же религиозная группа имеет намерение в дальнейшем преобразоваться в религиозную организацию без вхождения в структуру централизованной религиозной организации, то со дня подачи уведомления будет начинаться исчисление срока (не менее пятнадцати лет существования на данной территории). При этом закон не устанавливает и не ограничивает численность группы. В то же время очевидно, что численность религиозной группы не может составлять менее двух человек[5].
Государственная регистрация религиозных организаций в осуществляется, главным образом, на основе Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[6] и в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно ст. 11 данного закона решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Таким органом является Министерство юстиции РФ[7]. Действующим законодательством предусмотрен ряд цензов в отношении учредителей религиозной организации: 1) Возрастной ценз. Речь идет о возрастном рубеже, с которым связывается способность лица выступать учредителем религиозной организации. Общим правилом, предъявляемым к субъектам права на создание любого некоммерческого объединения, является восемнадцатилетний возраст. Он основан на ст. 21 Гражданского кодекса РФ[8] (ГК РФ), согласно которой гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. В то же время Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» не предусмотрено данного требования к учредителям религиозных организаций. Очевидно, что указанный пробел нуждается в восполнении;
2) Количественный ценз. Число учредителей религиозной организации не может быть менее десяти граждан РФ. Установление данного ценза связано с тем, что право на создание религиозного объединения является совместным (коллективным) субъективным правом физических лиц. Несмотря на то что оно принадлежит каждому правообладателю индивидуально, реализовано оно может быть только добровольно при взаимном согласии и волеизъявлении нескольких субъектов; 3) Ценз гражданства. Как уже упоминалось, не менее чем десять учредителей религиозной организации должны быть гражданами РФ. В научной литературе данное положение подвергается обоснованной критике. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом. Международные договоры РФ в области прав человека не допускают ограничений в осуществлении права на свободу совести и свободу вероисповедания. В связи с этим установление ценза гражданства в отношении учредителей религиозной организации является неоправданным; 4) Принадлежность учредителей к определенному вероучению (конфессии), объединенных в религиозную группу. Очевидно, что физические лица, желающие создать религиозное объединение, должны как минимум разделять догматически закрепленную систему верований и культовых действий, принятых в данной конфессии. В противном случае религиозное объединение теряет всякое смысловое и целевое содержание как совместное (коллективное) исповедание и распространение одной веры; 5) Проживание по месту реализации права. Закон не содержит каких-либо ограничений для учредителей религиозного объединения в зависимости от места реализации данного права. Однако ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывает на необходимое требование для участников местной религиозной организации – их постоянное проживание «в одной местности либо в одном городском или сельском поселении». На практике данное требование закона к участникам религиозной организации регистрирующие органы по аналогии переносят и на ее учредителей[9].
Кроме того, учредителями религиозной организации не могут быть: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ, лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности и т.д. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»[10], предшествовавший действующему Закону, не предусматривал каких-либо препятствий в создании и регистрации религиозных организаций. В настоящее же время создание религиозных организаций существенно затруднено. Как уже упоминалось, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. В научной литературе установление данного требования объясняется необходимостью предотвращения появления квазирелигий и регистрации сект[11]. Однако установление данного требования представляется необоснованным и нецелесообразным. Европейский суд по правам человека в Постановлении по делу «Кимля и другие против России» признал данное требование Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не соответствующим Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[12]. Несмотря на то что вышеуказанным Постановлением ЕСПЧ и обязал Россию принять меры, направленные на то, чтобы исключить отказы в регистрации религиозных организаций из-за несоблюдения требования о предварительном существовании религиозного объединения не менее 15 лет в качестве религиозной группы, данная норма до настоящего времени не исключена из Закона[13]. Таким образом, правовое регулирование порядка создания религиозных объединений нуждается в реформировании по ряду направлений.
2. Права религиозных объединений. Ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений 2.1. Права религиозных объединений Перечень прав религиозного объединения зависит от его вида. Религиозные организации наделены более широким перечнем прав, чем религиозные группы. Так, к числу исключительных прав религиозных организаций относятся: право учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения; право создавать духовные образовательные учреждения; право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях. Кроме того, религиозные организации вправе: основывать и содержать места и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных собраний, паломничества; проводить обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях и т.д.; производить и распространять религиозную литературу, иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную деятельность и т.д. Помимо специфических прав религиозные организации обладают правами, присущими юридическим лицам: осуществляют предпринимательскую деятельность; заключают трудовые договоры (контракты) с работниками; владеют, пользуются и распоряжаются своей частной собственностью. Необходимо отметить, что религиозные организации являются некоммерческими организациями. Это означает, что предпринимательская деятельность может осуществляться религиозными организациями лишь для целей, для которых они созданы, а прибыль может использоваться лишь на уставные цели[14]. Важной гарантией реализации прав религиозных организаций является установление уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, в частности, за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ст. 148 Уголовного кодекса РФ[15]). Важнейшим правом религиозной группы может быть признано право беспрепятственно совершать богослужения и другие церемонии, обучение религии своих последователей. Религиозная группа не имеет статуса юридического лица и, соответственно, не обладает принадлежащими юридическому лицу правами. Из этого следует, что группа, не являющаяся юридическим лицом, не может иметь имущества, находящегося в ее обособленной собственности. Имущество, необходимое для деятельности группы, может находиться в собственности одного либо нескольких ее участников. Отсутствие статуса юридического лица не позволяет религиозным группам даже защищать свои права в суде, поскольку они не вправе выступать истцом в судебном процессе. Это могут сделать только отдельные их прихожане от собственного имени[16]. Различие в правовом статусе религиозных организаций и религиозных групп подвергается в научной литературе обоснованной критике. В частности, отмечается, что указанное различие противоречит ч. 2 ст. 14 Конституции РФ, провозглашающей равенство религиозных объединений перед законом. Равенство религиозных объединений перед законом предполагает в том числе равенство подходов государства ко всем религиозным объединениям. В основе данного принципа лежит понятие юридического равенства, предполагающего предоставление равного объема юридических прав и свобод и возложение одинакового объема юридических обязанностей. Данный принцип обладает признаком однозначности конституционно-правовой характеристики и не дает оснований для расширительного толкования: объединения, относимые отечественным законодательством к числу религиозных, равны перед законом. Дифференциация религиозных объединений на религиозные организации и религиозные группы, основанная на предоставлении указанным формам религиозных объединений разного объема прав, приводит к нарушению данного принципа. В то же время в научной литературе обоснованно отмечается, что уравнивание религиозной организации и религиозной группы в правах невозможно, т.к. в противном случае имело бы место наделение правами юридического лица субъекта, юридическим лицом не являющегося. Кроме того, немаловажным является осуществление контроля за религиозными объединениями. Это связано с тем, что такие объединения нередко преследуют преступные цели. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляет орган, который принимает решение о государственной регистрации религиозной организации, т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в данной области, или его территориальный орган. Однако в отношении религиозной группы такого контроля не предусмотрено. Это связано с тем, что религиозная группа не нуждается в государственной регистрации. Единственное, что она обязана сделать, – это уведомить о своем создании и начале деятельности органы местного самоуправления в случае, если имеет намерение создания религиозной организации в дальнейшем. Таким образом, контроль за деятельностью данного вида религиозных объединений является неэффективным[17]. В связи с этим в научной литературе высказывалось обоснованное предложение об исключении из действующего законодательства понятия «религиозная группа»[18]. В результате все существующие на территории РФ религиозные объединения имели бы равный правовой статус – правовой статус религиозной организации, а осуществление контроля за их деятельностью стало бы более эффективным.
2.2. Ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» существует два порядка ликвидации религиозных организаций: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации (т.е. добровольный порядок), и по решению суда (т.е. принудительный порядок). Принудительная ликвидация религиозной организации является высшей мерой ответственности для юридического лица, поскольку религиозная организация как юридическое лицо полностью прекращает свое существование без правопреемства. Под принудительной ликвидацией религиозной организации следует понимать прекращение деятельности организации по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм действующего законодательства либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам. Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. Законодатель не случайно говорит о запрете на деятельность религиозной группы, а не о ее ликвидации. Это связано с тем, что ликвидация – это способ прекращения юридической личности коллективных субъектов. В то же время религиозные группы юридическим статусом, отделимым от индивидуального и группового статуса их участников, не обладают[19]. Включение в действующее законодательство норм, предусматривающих возможность ликвидации или запрета деятельности религиозных объединений, обусловлено необходимостью изжития тоталитарных псевдорелигиозных сект, которые разрушают духовные и нравственные устои общества, навязывают людям радикализованное мировоззрение, ущемляют гражданские права своих последователей, используют недозволенные законом приемы вовлечения в свою деятельность новых членов (гипноза, наркотиков). Нередко деятельность таких культов бывает сопряжена с извлечением прибыли путем использования бесплатного труда последователей, с вложением денег и имущества в промышленность и торговлю. На практике имели место случаи применения к членам религиозной общины психического или физического воздействия в целях совершения ими юридически значимых действий по распоряжению своим имуществом[20]. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» основанием ликвидации религиозной организации являются: 1) Неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ или федеральных законов. Действующее законодательство не содержит примерного перечня таких нарушений. В научной в качестве допущенных при создании религиозной организации грубых нарушений закона, носящих неустранимый характер, предлагается рассматривать следующие основания: при проведении государственной религиоведческой экспертизы организация не признана религиозной; устав и другие представленные документы содержат недостоверные сведения; при создании организации учредитель был неправомочен и т.д. Очевидно, что этот пробел нуждается в восполнении[21]; 2) Систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания. К такой деятельности, в частности, относится участие религиозных организаций в деятельности политических партий и политических движений, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям религиозной организации и т.д.[22]; 3) Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. В ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрен перечень противоправных деяний, являющихся основанием для ликвидации религиозной организации и запрета деятельности религиозной группы. К таким деяниям относятся, в частности, нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи и т.д. Нормы, предусматривающие принудительную ликвидацию религиозных объединений, содержатся также в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»[23] (например, религиозное объединение может быть ликвидировано в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, окружающей среде, общественной безопасности, собственности и т.д., или создающей реальную угрозу причинения такого вреда). Согласно ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»[24] организация (в том числе религиозная) признается террористической и подлежит ликвидации в случае, если от ее имени или в ее интересах осуществляются подготовка и совершение таких преступлений как террористический акт; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; захват заложника и т.д.
Заключение По результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы: 1) Свобода вероисповедания реализуется либо индивидуально человеком, либо коллективно – в рамках религиозных объединений. Важность регулирования правового статуса и деятельности религиозных объединений объясняется тем, что влияние отдельных вероучений и, соответственно, религиозных объединений на общественную жизнь может быть весьма значительным; 2) Действующее законодательство предусматривает два вида религиозных объединений: религиозная группа и религиозная организация; 3) Действующим законодательством предусмотрен ряд цензов в отношении учредителей религиозной организации: количественный ценз; ценз гражданства; принадлежность учредителей к определенному вероучению; проживание по месту реализации права. Возрастной ценз вытекает из норм гражданского законодательства, но прямо не предусмотрен Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Очевидно, что указанный пробел нуждается в восполнении; 4) Установление ценза гражданства в отношении учредителей религиозной организации является неоправданным ограничением иностранных граждан в осуществлении права на свободу совести и свободу вероисповедания; 5) Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет. Установление данного требования представляется необоснованным и нецелесообразным. Указанное требование не соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, однако до настоящего времени не исключено из действующего законодательства; 6) Перечень прав религиозного объединения зависит от его вида. Религиозные организации наделены более широким перечнем прав, чем религиозные группы. Религиозные организации обладают правами, присущими юридическим лицам; религиозная группа не имеет статуса юридического лица и, соответственно, не обладает принадлежащими юридическому лицу правами. Различие в правовом статусе религиозных организаций и религиозных групп противоречит провозглашенному Конституцией РФ равенству религиозных объединений перед законом. Кроме того, в связи с тем, что религиозная группа не нуждается в государственной регистрации, осуществление контроля за ее деятельностью является неэффективным. В связи с этим целесообразным является исключение из действующего законодательства понятия «религиозная группа». В результате все существующие на территории РФ религиозные объединения имели бы равный правовой статус – правовой статус религиозной организации, а осуществление контроля за их деятельностью стало бы более эффективным; 7) Существует два порядка ликвидации религиозных организаций: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации (т.е. добровольный порядок), и по решению суда (т.е. принудительный порядок). Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. Нормы, предусматривающие основания ликвидации религиозных организаций, содержатся в целом ряде федеральных законов; 8) Действующее законодательство не содержит примерного перечня неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ или федеральных законов как основания ликвидации религиозных организаций. Указанный пробел нуждается в восполнении.
Библиографический список 1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 18 мая 1998 г. № 20. Ст. 2143. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 3. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст. 1146. 4. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3031. 5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431. 6. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 22 октября 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. 8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301. 9. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. № 42. Ст. 4108. 10. О применении законодательства о религиозных объединениях: Письмо Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. // Бюллетень Минюста РФ. 1998. № 7. 11. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240. 12. Воронецкий П.М. О правоспособности религиозных объединений // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 22-27. 13. Загребина И.В. Принудительная ликвидация религиозных организаций. - М.: Юриспруденция, 2013. 14. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: Норма, 2008. - 544 с. 15. Петюкова О.Н. Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации / О.Н. Петюкова. - М.: Юстицинформ, 2007. 16. Пчелинцев А.В. Физические лица как субъекты права на создание религиозного объединения / А.В. Пчелинцев // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 21. - С. 8-11. 17. Рубановский И.А. К вопросу об организационно-правовых формах религиозных и некоторых иных негосударственных объединений в России (конституционно-правовой аспект) / И.А. Рубановский // Вестник Академии права и управления. - 2010. - № 19. - С. 162-170. 18. Старостина Ю.В. Некоторые вопросы реформирования понятия «религиозная группа» / Ю.В. Старостина // Юридический мир. - 2012. - № 9. - С. 46-50. 19. Шабалина С.С. Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений / С.С. Шабалина // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 13. - С. 14-15. [1] О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 22 октября 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465. [2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. [3] Воронецкий П.М. О правоспособности религиозных объединений // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 22. [4] Шабалина С.С. Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С. 14. [5] Загребина И.В. Принудительная ликвидация религиозных организаций. М., 2013. С.43 [6] О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431. [7] Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. № 42. Ст. 4108. [8] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301. [9] Пчелинцев А.В. Физические лица как субъекты права на создание религиозного объединения // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21. С. 8-11. [10] О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240. [11] Воронецкий П.М. О правоспособности религиозных объединений // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 27. [12] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 18 мая 1998 г. № 20. Ст. 2143. [13] Загребина И.В. Принудительная ликвидация религиозных организаций. М., 2013. С.55 [14] Воронецкий П.М. О правоспособности религиозных объединений // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 22. [15] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. [16] Рубановский И.А. К вопросу об организационно-правовых формах религиозных и некоторых иных негосударственных объединений в России (конституционно-правовой аспект) // Вестник Академии права и управления. 2010. № 19. С. 168. [17] Шабалина С.С. Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объ-единений // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С. 14-15. [18] Старостина Ю.В. Некоторые вопросы реформирования понятия «религиозная группа» // Юридический мир. 2012. № 9. С. 47. [19] Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2008. С. 220. [20] Петюкова О.Н. Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации. М., 2007. C.53. [21] 13. Загребина И.В. Принудительная ликвидация религиозных организаций. - М.: Юриспруденция, 2013. С.37. [22] О применении законодательства о религиозных объединениях: Письмо Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. // Бюллетень Минюста РФ. 1998. № 7. [23] О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3031. [24] О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст. 1146.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|