Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальная и духовная культура Казахстана в XІV-XV веках.




Расцвет городской жизни в Золотой Орде привел к развитию архитектуры и градостроительства, особый подъем которого относится к началу XIV в. После принятия ислама в качестве государственной религии в городах начали возводиться мечети, медресе, дворцы, появляется новый архитектурный стиль. Широкое распространение получают монументальные культовые постройки, которыми богат Центральный Казахстан.

Наиболее впечатляющим на рубеже XIV-XV вв. является архитектурный комплекс, воздвигнутый на могиле Хаджи Ахмета Яссави по приказу Тимура. В здании размещено 35 залов и комнат различного назначения. Самый крупный зал – казанлык, общей площадью 330 квадратных метров, перекрыт самым большим в Казахстане и Средней Азии куполом (18,2 м в диаметре). Во дворце были и другие крупные залы: «Улкен аксарай», «Киши аксарай», «Асхана», «Китапхана», «Кабырхана». Строились мечети и мавзолеи в Отраре, Сыгнаке, Дженте, Барчынлыкенте, других городах Казахстана.

Расцвет письменной литературы. XIII - XІV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этому способствовали развитие городской жизни Золотой Орды, распространение арабо-мусульманской культуры и арабской письменности. До нас дошли немногие литературные памятники того времени. Это религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также различные варианты популярных восточных легенд.

Устная литература. В XIII - XV вв. развивается и традиционный жанр кочевников – устная литература. Кроме народных песен, поговорок и пословиц, она включает произведения жырау – певцов, композиторов, поэтов, импровизаторов.

К началу XIII в. относится творчество легендарного жырау из племени найман – Кетбуга. Народные предания приписывают ему песню, рассказывающую о смерти Жоши и адресованную его отцу, Чингисхану. Кетбуга известен также в истории как Аталык жырау и Улы - Жыршы.

В эпоху правления Чингисхана творил знаменитый Майки бий, о котором расписывается в монгольской летописи «Алтын тобчи». Согласно летописи он был одним одним 12-ти биев, поднявших Темучина на белой кошме на высший престол. Майки бий по той же летописи «Алтын тобчи» был главным советником Жошы хана и даже руководил правым крылом его войск.

В конце XIV в., во времена правления Орыс хана и Токтамыса, в степях Сырдарьи и Приаралья жили и творили такие поэты, как Сокыр-Ахмет Ургенчи и Фаркылих жырау. К сожалению, ни одно из их произведений до нас не дошло. Сохранилось много песен другого поэта того же периода - Сыпыра жырау Сургултайулы. Сыпыра жырау, творивший во времена Токтамыс хана, многие песни посвятил борьбе с войсками Тимура и внутренним неурядицам Улуг Золотой Орды. Будучи придворным певцом, он не боялся сказать хану правду в глаза. Выражая точку зрения широких масс кочевников, жырау пользовались правом неприкосновенности.

Известный казахский жырау того периода – Асан Кайгы (Хасан Сабитулы), родившийся примерно в 1361-1370 гг. в низовьях Волги, в семье охотника. Народные легенды рассказывают, что Асан всю жизнь путешествовал по свету, разыскивая благодатную землю, где привольные пастбища, богатые дичью леса и степи, чистые и полноводные реки. Поселившись на этой земле, казахи должны были обрести мир и благополучие. Став первым жырау Казахского ханства, Асан в своих песнях призывал народ к единству, верности заветам предков, критиковал хана Жанибека за его привязанность к роскоши, пирам и охотам. Песни Асана Кайгы до сих пор живут среди казахского народа.

Кроме того, известны имена и других жырау этой эпохи – Жумакуль жырау, Шеге, Шорман и Бахтияр жырау. Таким образом, XNI - XV вв. были временем дальнейшего расцвета и обогащения культуры казахов, в частности, письменной и устной литературы.

 

№ 48) Казахстан в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.).

Казахстан в годы гражданской войны.
Свержение монархии в России в результате февральской буржуазной демократической революции 1917 кардинально изменило расстановку полит сил: 1. Были организованы советы рабочих, солдат, крестьян 2. Буржуа и помещики захватили власть и образовали комитет временного правительства. Значительную роль в установлении советской власти в регионе сыграли солдаты местных гарнизонов, бывшие фронтовики. Оппозицию большевикам выставили казачьи воиска, баи и кулаки, Алаш-ординцы. Особенность установления советской власти: устанавливалась мирным и вооруженным путем. В Сырьдарье, Акмолинской области, Букеевской орде большевики имели перевес, советская власть победила мирным путем. В Тургайской, Уральской, Семипалатинской областях, Семиречье сторонники временного правительства имели значительные силы, советская власть была установлена вооруженным путем. Активистами установления советской власти были Джангильдин, Сейфулин, Сютюшев, Асылбеков, Иманов, Рыскулов, Майкутов, Виноградов. После установления советской власти развернулась ожесточенная борьба между Алаш-ординцами и большевиками – гражданская война. Первый очаг г. Оренбург (атаман Дутов), второй Семиречье и г. Уральск, там где были сильны казачьи гарнизоны, позиции партии Алаш-Орда. К лету 1928г гражданская война приняла широкие масштабы. Главной силой в этот момент выступал Чехославатский корпус который был расквартирован по крупным городам Каз: Акмолинск, Атбасар, Петропавловск, Кустанай, Семипалатинск. Лидеры Алаш-Орды отменили все декреты советской власти, они ведут переговоры с казаками о формировании собственных вооруженных сил, о помощи оружием для активного участия в борьбе против красной армии. Летом 1918г стали создаваться национальные воинские формирования как составная часть единой красной армии. Базой стали Сырьдарья, Семиречье, Букеевская Орда, советские уезды Тургайской области и иностранные военнопленные перешедшие на сторону красной армии. К концу 1918г основная территория Каз была освобождена от белогвардейцев. В марте 1920г был ликвидирован последний фронт гражданской войны – Северо-Семиреченский. Начинается раскол в рядах Алаш-Орды. На сторону большевиков переходит ряд членов партии Алаш. 20 июля 1919г декретом СовНарКома РСФСР был организован революционный комитет по управлению казахстанским краем. 17 августа 1920г. СовНарКом РСФСР рассмотрел проект декрета о казахской республике. 26 августа его подписали Калинин и Ленин, он назывался «декрет об образовании киргизской (казахской) советской автономной соц республики». Гражданская война 1918-20 гг (вооруженная борьба за власть внутри страны). Ее спровоцировал мятеж чехословацкого корпуса. Начало войны препятствовало созданию КазАССР. К началу лета 1918 года в казахских волостях действовали крестьянские советы. В сен­тябре 1919 г. Оренбург включили в состав Каз-на. В августе 1918 г. английские войска прибыли из Ирана в Закаспийскую область. Интер­национальная экспедиция Чрезвычайного комиссара Степного края Джангильдина, по поручению Ленина, оказала помощь оружием Ак-тюбинскому фронту. 1-й Тургайский съезд Советов принял решение о создании частей Красной Армии. 1-й Казахский конный полк создан в 1918 г. в Букеевской Орде. П.Кобозев - чрезвычайный комиссар по борьбе с дутовщиной.

Политика «военного коммунизма» это: национализация всей промышленности, максимальная централизация руководства, распре­деление всех жизненно важных товаров, продразверстка (с января 1919 г.). Продразверстка это система заготовок сельхозпродуктов. Ан­тисоветские элементы использовали недовольство этой политикой для уничтожения Советской власти. Железная дорога Александров Гай - Эмба должна - была соединить Урало - Эмбенский нефтяной регион с Центром России.

У. Ибраев (участник восстания 1916 г.) возглавил подполье в Кен-аральской волости. Село Мариинское - крупный центр партизан, движения Атбасарского уезда. А.Майкутов организовал Акмолинское подполье. В Семиречье в 1918 г. по инициативе Р.Маречека была соз­дана коммуна «Новая эра».

Участники Черкасской обороны (сент1918 - дек1919) боролись против войск Аненнкова. По его приказу в топке парохода «Монгол» был сожжен Я.Ушанов. В августе 1918 г. войска Семиреченского фронта попытались оказать помощь Черкасской обороне, но при этом погиб командир фронта Л. Емелев. Черкасская оборона остановила на­ступление Колчака в Жетысу.

Главная задача Восточного фронта в 1919 г. - разгром Колчака. Задача I и IV армии Туркестанского фронта в 1919 г. - освобождение Оренбурга и Уральска. В январе 1919 г. Красная Армия освободила Оренбург и Уральск (при его освобождении погиб Чапаев). У Казревкома (глава Петковский) была военно-гражданская власть. 5 апреля 1919 г. партизаны штурмом овладели г. Костанаем. Один из лидеров партизан Кустанайщины У. Ибраев. Весной 1919 г. партизаны Атбасара восстали против Колчака. Капитуляция Южной армии Колчака привела к ликвидации Актюбинского фронта. В июле 1919 г при взя­тии Уральска погиб Чапаев.

На территории Каз-на было решено создавать полки. В поста­новлении ВЦИК 1919 г. членам Алаш-Орды объявлялась амнистия. А.Байтурсьшов возглавил переход Алаш-Орды на сторону советской власти. Он автор статьи «Революция и киргизы». 9 марта 1920г. при­нято решение о ликвидации Алаш-Орды. Национальный фактор не был использован для возрождения этносов России, т.к. большевики стремились к унитарному госу-ву. В июне 1920 г. в Верном белогвар­дейцы подняли мятеж.

В 1920 г. проведена «Неделя фронта» - для армии собирали оде­жду и хлеб. В январе 1920 г. был ликвидирован Уральский фронт, а в марте 1920 г. последний фронт в Казахстанене - Северный Семиреченский. В ходе революции и войны погибло 8 млн. человек и очень много эмигри­ровало. В мае 1920 г. в армию были призваны 25 000 трудящихся не­русских национальностей в возрасте от 19 до 35 лет.

 

Вопрос №73.

Ассамблея Народов Казахстана. Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Цели и Задачи

• равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

• всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;

• расширения интеграционных связей с международными организациями;

• формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;

• формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Организация. Председателем Ассамблеи народа Казахстана по должности является президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев.Состав Ассамблеи формирует Председатель Ассамблеи из числа представителей национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учётом их авторитета в обществе, общественно-политической активности.В каждой области Казахстана существуют малые Ассамблеи народа Казахстана и являются консультативно-совещательными органами при акимах (мэрах).

Государственная программа «Культурное наследие».

Разработчик программы: Министерство культуры и информации. Цель программы: изучение, сохранение, восстановление историко – культурного наследия страны. Задачи Программы: продолжение работ по воссозданию памятников истории и культуры, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанны с историей Казахстана;

проведение археологических исследований;

продолжение дальнейших научных работ в области культурного наследия казахского народа;

продолжение выпуска серий изданий по вопросам истории, археологии, этнографии и культуры Казахстана. Срок реализации: 2007 – 2009 годы. Целью Программы являются изучение, сохранение и восстановление историко-культурного наследия страны.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

продолжение работ по воссозданию памятников истории и культуры, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана;

проведение археологических исследований;

продолжение дальнейших научных работ в области культурного наследия казахского народа;

продолжение выпуска серий изданий по вопросам истории, археологии, этнографии и культуры Казахстана.

Программа будет реализована в период с 2007 по 2009 годы и предусматривает следующие основные направления для возрождения культурного наследия.

в 2008 году отреставрировать двадцать два наиболее значимых архитектурных памятников истории и культуры, в том числе мавзолеи Карагула, Ботагая, башню Аккесене, мечеть Каракожа, здание первого военного училища в городе Уральске, мечеть-медресе Калжан Ахуна, мавзолей и мечеть Жусуп Ата;

в 2009 году отреставрировать четырнадцать объектов историко-культурного наследия;

с 2007 года продолжить работу по проведению археологических исследований тридцати двух курганов, некрополей и городищ, в том числе на городищах Бозок, Отрар, Сауран Талгар, Кайлык, Сарайшык;

реализовать двадцать семь прикладных научных исследований, связанных с историей, материальной и духовной культурой казахского народа и кочевых народов Центральной Азии, в том числе:

в 2007 году – 8 прикладных научных исследований;

в 2008 году – 8 прикладных научных исследований;

в 2009 году – 11 прикладных научных исследований.

- продолжить работу по переводу произведений классиков казахской литературы на иностранные языки в двадцати томах и их издании, разработке и выпуску «Бабалар сөзі» в ста томах, «Библиотека мировой литературы» в ста томах, «Мировое философское наследие» в двадцати томах, «Мировая педагогическая мысль» в десяти томах, всего сорока одного фундаментального научного издания по различным сферам науки, в том числе:

в 2007 году – 5 наименований научных книг;

в 2008 году –12 наименований научных книг;

в 2009 году – 24 наименования научных книг.

 

№73 Го­сударс­твен­ная прог­рамма «Мәде­ни мұра» — «Куль­тур­ное нас­ле­дие»

Го­сударс­твен­ная прог­рамма «Куль­тур­ное нас­ле­дие» раз­ра­бота­на по ини­ци­ати­ве Пре­зиден­та Рес­публи­ки Ка­захс­тан Н. А. На­зар­ба­ева. Прог­рамма пре­дус­матри­ва­ет соз­да­ние це­лост­ной сис­те­мы изу­чения ог­ромно­го куль­тур­но­го нас­ле­дия на­рода, в том чис­ле и сов­ре­мен­ной на­ци­ональ­ной куль­ту­ры, фоль­кло­ра, тра­диций и обы­ча­ев; вос­созда­ние ис­то­рико-куль­тур­ных и ар­хи­тек­турных па­мят­ни­ков, име­ющих осо­бое зна­чение для на­ци­ональ­ной ис­то­рии; обоб­ще­ние мно­гове­ково­го опы­та на­ци­ональ­ной ли­тера­туры и пись­мен­ности; соз­да­ние на го­сударс­твен­ном язы­ке пол­но­цен­но­го фон­да гу­мани­тар­но­го об­ра­зова­ния на ба­зе луч­ших дос­ти­жений ми­ровой на­уч­ной мыс­ли, куль­ту­ры и ли­тера­туры.

Го­сударс­твен­ная прог­рамма «Куль­тур­ное нас­ле­дие» яв­ля­ет­ся ос­новным до­кумен­том в сфе­ре раз­ви­тия ду­хов­ной и об­ра­зова­тель­ной де­ятель­нос­ти, стра­теги­чес­ким на­ци­ональ­ным про­ек­том.

Цель Прог­раммы – изу­чение, восс­та­нов­ле­ние и сох­ра­нение ис­то­рико-куль­тур­но­го нас­ле­дия стра­ны, воз­рожде­ние ис­то­рико-куль­тур­ных тра­диций, про­паган­да куль­тур­но­го нас­ле­дия Ка­захс­та­на за ру­бежом.

Ос­новны­ми нап­равле­ни­ями ре­али­зации Прог­раммы яв­ля­ют­ся:

· Вос­созда­ние ис­то­рико-куль­тур­ных, ар­хи­тек­турных па­мят­ни­ков на­ци­ональ­ной ис­то­рии;

· Ар­хе­оло­гичес­кие исс­ле­дова­ния;

· На­уч­ные исс­ле­дова­ния по изу­чению куль­тур­но­го нас­ле­дия ка­захс­ко­го на­рода (раз­ра­бот­ка на­уч­ных про­ек­тов);

· Со­ци­аль­но зна­чимые про­ек­ты, свя­зан­ные с про­паган­дой куль­тур­но­го нас­ле­дия ка­захс­ко­го на­рода и раз­ви­ти­ем ин­дуст­рии ту­риз­ма на объек­тах ис­то­рии и куль­ту­ры;

· Осу­щест­вле­ние из­да­ний по ис­то­рии, куль­ту­ре и ис­то­ричес­ко­му нас­ле­дию на­родов Ка­захс­та­на.

В рам­ках Прог­раммы бы­ло осу­щест­вле­но в 2004–2011 го­дах:

· За­вер­ше­ны рес­тавра­ци­он­ные ра­боты на 78 па­мят­ни­ках ис­то­рии и куль­ту­ры.

· Про­веде­ны 26 на­уч­но-прик­ладных, 40 ар­хе­оло­гичес­ких исс­ле­дова­ний, ко­торые обо­гати­ли на­уку ты­сяча­ми ар­те­фак­тов, да­ющих предс­тав­ле­ние об ис­то­рии на­ших пред­ков. Ми­ровую из­вест­ность по­лучи­ли рас­копки кур­га­нов Ши­лик­ты и Бе­рель в Вос­точно-Ка­захс­тан­ской об­ласти и на­ход­ки зо­лотых из­де­лий, от­но­сящих­ся к «ски­фо-си­бирс­ко­му зве­рино­му сти­лю» или сакс­ко­му ис­кусс­тву (V-III вв. до н. э.).

· В ре­зуль­та­те на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ских экс­пе­диций в Ки­тай, Тур­цию, Мон­го­лию, Рос­сию, Япо­нию, Еги­пет, Уз­бе­кис­тан, Ар­ме­нию, а так­же в США и стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы при­об­ре­тено свы­ше 5 ты­сяч цен­ней­ших ар­хивных до­кумен­тов, ру­копи­сей и пе­чат­ных из­да­ний по ис­то­рии, эт­ногра­фии, ис­кусс­тву Ка­захс­та­на, ра­нее не­из­вест­ных в оте­чест­вен­ных на­уч­ных кру­гах.

· Осу­щест­вле­на сис­темная ра­бота по раз­ра­бот­ке се­рий из­да­ний на­ци­ональ­ной на­уч­ной мыс­ли, куль­ту­ры и ли­тера­туры. Из­да­но 537 на­име­нова­ний книг ти­ражом бо­лее по­луто­ра мил­ли­онов эк­земп­ля­ров, сре­ди ко­торых уни­каль­ные се­рии по ис­то­рии, ар­хе­оло­гии, эт­ногра­фии, но­вые эн­цикло­педи­чес­кие сло­вари, в том чис­ле се­рии «Ба­балар сөзі», «Древ­ний мир пра­ва ка­захов», «Ан­то­логия ка­захс­кой му­зыки», «Сло­варь си­нони­мов ка­захс­ко­го язы­ка», «Ор­фогра­фичес­кий сло­варь».

· Сов­ре­мен­ные куль­тур­ные про­цес­сы, в част­нос­ти на­ука, не­мыс­ли­мы без об­ра­щения к нас­ле­дию ми­ровой фи­лософс­ко-ис­то­ричес­кой мыс­ли. Бы­ло осу­щест­вле­но из­да­ние се­рий книг:

«Ми­ровая ис­то­ричес­кая мысль» в 14 то­мах на ка­захс­ком язы­ке:

«Ис­то­рия Ка­захс­та­на в за­рубеж­ных ис­точни­ках» в 20 то­мах (12 то­мов);

«Ма­тери­алы по ис­то­рии Ка­захс­та­на в русс­ких ис­точни­ках» в 10 то­мах;

«Ис­то­рия Ка­захс­та­на в ан­тичных ис­точни­ках» в 2 то­мах.

· Соз­да­на раз­ветв­лен­ная сеть го­сударс­твен­ных му­зе­ев ис­то­ричес­ко­го и эт­ногра­фичес­ко­го про­филей, ме­мори­алов, пос­вя­щен­ных па­мят­ным со­быти­ям ис­то­рии Ка­захс­та­на. В нас­то­ящее вре­мя в Ка­захс­та­не нас­чи­тыва­ет­ся бо­лее 25 ты­сяч па­мят­ни­ков ис­то­рии, ар­хе­оло­гии, ар­хи­тек­ту­ры и мо­нумен­таль­но­го ис­кусс­тва, 11 ты­сяч биб­ли­отек, 147 му­зе­ев, 8 ис­то­рико-куль­тур­ных за­повед­ни­ков-му­зе­ев, 215 ар­хи­вов. Уни­каль­ный па­мят­ник ис­то­рии и куль­ту­ры Ка­захс­та­на — мав­зо­лей Ход­жи Ах­ме­да Яс­са­уи (Тур­кестан) в июне 2003 го­да вклю­чен в спи­сок Все­мир­но­го куль­тур­но­го нас­ле­дия ЮНЕС­КО.

· Про­веде­ны уни­каль­ные ра­боты по восс­та­нов­ле­нию и пе­рено­су на сов­ре­мен­ные ауди­оно­сите­ли фо­ноза­писей вы­да­ющих­ся ис­полни­телей-му­зыкан­тов уст­ной про­фес­си­ональ­ной тра­диции, на­ходя­щих­ся в фон­дах, ар­хи­вах и хра­нили­щах стра­ны. Нап­ри­мер, про­веде­ны исс­ле­дова­ния му­зыки сред­них ве­ков, в част­нос­ти та­ких жан­ров, как кюи, ис­то­ричес­кие пес­ни. Вы­пуще­на Ан­то­логия ка­захс­кой тра­дици­он­ной му­зыки «Мәңгілік са­рын: қазақтың 1000 күй, 1000 әні». Это гран­ди­оз­ный по масш­та­бу и бесп­ре­цедент­ный в ис­то­рии на­ци­ональ­ной куль­ту­ры труд по сбо­ру, под­го­тов­ке, об­ра­бот­ке, рес­тавра­ции, оциф­ровке и вы­пус­ку СD-дис­ков про­из­ве­дений ка­захс­кой тра­дици­он­ной му­зыки в аутен­тичном ис­полне­нии.

· Ки­нос­ту­ди­ей АО «Ка­зах­фильм» соз­да­но 20 до­кумен­таль­ных филь­мов об осо­бо важ­ных ис­то­ричес­ких мес­тах и нас­ле­дии на­ци­ональ­ной куль­ту­ры. Это до­кумен­таль­ные филь­мы из цик­ла «Куль­тур­ное нас­ле­дие» «Қорқыт. Ис­то­рия кюя», «Му­зыкаль­ное нас­ле­дие но­мадов», «Ар­хи­тек­турные па­мят­ни­ки древ­не­го Тур­кеста­на», «Мав­зо­лей Жу­суп Ата», «Пет­рогли­фы Там­га­лы» и ряд дру­гих.

· В прог­рамме «Куль­тур­ное нас­ле­дие» ре­али­зу­ют­ся ме­роп­ри­ятия, нап­равлен­ные на раз­ви­тие ту­риз­ма (па­лом­ни­чес­кий ту­ризм, ис­то­рико-ар­хе­оло­гичес­кий ту­ризм). Ре­комен­да­ции ар­хе­оло­гов при­меня­ют­ся при раз­ра­бот­ке ту­рист­ских марш­ру­тов.

· Еже­год­но про­водит­ся по­ряд­ка 200 ме­роп­ри­ятий, нап­равлен­ных на по­пуля­риза­цию ис­то­рико-куль­тур­но­го нас­ле­дия в стра­не и за ру­бежом.

О масш­таб­ности про­ек­та го­ворит тот факт, что в нем за­дей­ство­ван весь ин­теллек­ту­аль­ный по­тен­ци­ал сов­ре­мен­но­го Ка­захс­та­на: ака­деми­чес­кие инс­ти­туты ли­тера­туры и ис­кусс­тва, фи­лосо­фии, ис­то­рии и эт­ногра­фии, язы­коз­на­ния и т. д., На­ци­ональ­ная биб­ли­оте­ка, выс­шие учеб­ные за­веде­ния стра­ны.

Став бесп­ре­цедент­ной в ис­то­рии Ка­захс­та­на гу­мани­тар­ной ак­ци­ей, прог­рамма «Куль­тур­ное нас­ле­дие» отк­ры­ла бо­гатс­тва на­ци­ональ­ной ду­хов­ной сок­ро­вищ­ни­цы ка­захс­тан­ско­го на­рода все­му ми­ру.

В рам­ках даль­ней­шей ре­али­зации прог­раммы «Куль­тур­ное нас­ле­дие» в Кон­цепции на 2009–2011 го­ды на­мече­ны при­ори­тет­ные нап­равле­ния:

· Про­дол­жить ра­боты по рес­тавра­ции и кон­серва­ции объек­тов ис­то­рико- куль­тур­но­го нас­ле­дия.

Пла­ниру­ет­ся от­рестав­ри­ровать зо­лотые сок­ро­вища на­шей го­сударс­твен­ности – кур­га­ны Ис­сык, Бе­рель и ряд зна­чимых па­мят­ни­ков в го­роде Тур­кеста­не (мав­зо­леи и за­хоро­нения ха­нов Еси­ма, Та­уке, Жан­ги­ра, бия Ка­зыбе­ка, ба­тыров Бо­ген­бая, Жа­нибе­ка, Жа­уга­ша и Кой­гел­ды) и го­роди­ще От­рар — ду­хов­ной ко­лыбе­ли, имев­шей круп­ней­шую в ми­ровой ис­то­рии биб­ли­оте­ку, а так­же фор­ми­рова­ние их в ка­чест­ве на­ци­ональ­ных сим­во­лов. Все пе­речис­ленные объек­ты яв­ля­ют­ся свя­щен­ны­ми сим­во­лами и свя­щен­ны­ми мес­та­ми, кон­со­лиди­ру­ющи­ми на­род.

· Про­паган­ди­ровать на­ци­ональ­ное ис­то­рико-куль­тур­ное нас­ле­дие на меж­ду­народ­ном уров­не. Изу­чать и вос­созда­вать па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры, не­пос­редс­твен­но свя­зан­ные с ис­то­ри­ей Ка­захс­та­на в стра­нах ближ­не­го и даль­не­го за­рубежья (осу­щест­вить рес­тавра­цию ко­пий древ­не­тюрк­ских ка­мен­ных из­ва­яний с ру­ничес­ки­ми над­пи­сями, най­ден­ны­ми на тер­ри­тории Мон­го­лии и дру­гих стран). Ус­пешно осу­щест­вле­ны за­рубеж­ные про­ек­ты– рес­тавра­ция мав­зо­лея Сул­та­на Аз-За­хир Бей­бар­са в Да­мас­ке, ме­чети Сул­та­на Бей­бар­са в Ка­ире, стро­итель­ство ис­то­рико-куль­тур­но­го цент­ра и мав­зо­лея Аль-Фа­раби в Да­мас­ке. Бу­дут соз­да­ны вы­соко­качест­вен­ные и со­дер­жа­тель­ные до­кумен­таль­ные филь­мы о кур­га­нах Бе­рель и Ис­сык, па­мят­ни­ках в го­роде Тур­кеста­не и го­роди­ще От­рар, дру­гих ис­то­ричес­ких мес­тах Ка­захс­та­на и ор­га­низо­ваны их по­казы по ми­ровым те­лека­налам, та­ким, как «Би-би-си» и «Дис­ка­вери». Та­кие про­ек­ты бу­дут со­дей­ство­вать ми­рово­му приз­на­нию ка­захс­кой зем­ли и уве­личе­нию по­тока ту­рис­тов.

· Про­вес­ти ши­роко­масш­таб­ные на­уч­ные исс­ле­дова­ния по изу­чению куль­тур­но­го нас­ле­дия ка­захс­ко­го на­рода, в том чис­ле ис­то­рико-куль­тур­ных, ар­хи­тек­турных и ар­хе­оло­гичес­ких па­мят­ни­ков, име­ющих осо­бое зна­чение для на­ци­ональ­ной куль­ту­ры (Единс­твен­ный в ми­ре уни­каль­ный му­зей сакс­кой куль­ту­ры под отк­ры­тым не­бом на­мече­но соз­дать на се­веро-за­паде Ал­ма­ты).

· Про­дол­жить обоб­ще­ние мно­гове­ково­го опы­та на­ци­ональ­ной ли­тера­туры и пись­мен­ности, вы­пус­тить се­рий­ные из­да­ния по ис­то­рии, ар­хе­оло­гии, эт­ногра­фии и куль­ту­ре Ка­захс­та­на.

· Раз­ви­вать куль­тур­ный ту­ризм на ба­зе ис­то­ричес­ких мест Ве­лико­го Шел­ко­вого пу­ти, про­водить ме­роп­ри­ятия, раск­ры­ва­ющие их роль в ис­то­рии го­сударс­тва как цен­ностей, объеди­ня­ющих на­род, ста­нет од­ним из ос­новных стра­теги­чес­ких нап­равле­ний го­сударс­тва. Тер­ри­торию Ка­захс­та­на не­об­хо­димо предс­та­вить ми­ру как ос­новную ветвь Ве­лико­го Шел­ко­вого пу­ти, соз­дать сис­те­му конк­рет­ных марш­ру­тов по му­зе­ям-за­повед­ни­кам. Каж­дый му­зей дол­жен от­ра­жать прой­ден­ный на­родом путь, по­казы­вать по­этап­но ис­то­рию Ка­захс­та­на. Му­зеи-за­повед­ни­ки яр­ко предс­та­вят быт ко­чев­ни­ков, пе­реда­вая ат­мосфе­ру, соз­да­вая ощу­щение той эпо­хи.

· Вклю­чить на­коп­ленные и сис­те­мати­зиро­ван­ные зна­ния в учеб­ный про­цесс. Од­на из глав­ных за­дач – вос­пи­тание по­коле­ния, хо­рошо зна­юще­го тра­диции род­ной куль­ту­ры, лю­бяще­го ис­то­рию сво­его на­рода – по­коле­ния, ко­торо­му мож­но до­верить бу­дущее стра­ны. В Рес­публи­ке Ка­захс­тан рас­тет ак­тивное и це­ле­уст­рем­ленное мо­лодое по­коле­ние, сво­бод­но вла­де­ющее нес­коль­ки­ми язы­ками, ос­во­ив­шее сов­ре­мен­ные ин­форма­ци­он­ные тех­но­логии. Но мо­лодежь, не ус­во­ив­шая ду­хов­ные цен­ности сво­его на­рода, уро­ки род­ной ис­то­рии, мо­жет зах­лебнуть­ся вол­ной гло­бали­зации и пой­ти на по­воду раз­личных дог­ма­тичес­ких те­чений. Долг го­сударс­тва зак­лю­ча­ет­ся в вос­пи­тании мо­лодых ка­захс­тан­цев в ду­хе пат­ри­отиз­ма, люб­ви к род­но­му на­роду.

· Обес­пе­чить под­го­тов­ку про­фес­си­ональ­ных кад­ров. Не­об­хо­димо: обес­пе­чение под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов – пе­ревод­чи­ков, ис­то­риков и эт­ногра­фов, ко­торые су­ме­ют осу­щест­вить ка­чест­вен­ный пе­ревод ис­то­ричес­ко­го нас­ле­дия и на­ци­ональ­но­го фоль­кло­ра на дру­гие язы­ки и пе­ревод на ка­захс­кий язык важ­ней­ших ма­тери­алов по раз­ным сфе­рам ми­ровой на­уки и об­щест­вен­ной мыс­ли; рес­тавра­торов для восс­та­нов­ле­ния древ­них сок­ро­вищ;

· Обес­пе­чение учас­тия мо­лодых спе­ци­алис­тов в меж­ду­народ­ных обу­ча­ющих прог­раммах;

· Ор­га­низа­ция ста­жиро­вок ра­бот­ни­ков куль­ту­ры на ба­зе луч­ших ор­га­низа­ций куль­ту­ры стра­ны и за­рубежья;

· Ор­га­низа­ция об­ме­на опы­том в стра­ны ближ­не­го и даль­не­го за­рубежья.

Пре­зидент Н. На­зар­ба­ев о перс­пек­ти­вах и зна­чении прог­раммы «Куль­тур­ное нас­ле­дие» (Ас­та­на, 13 фев­ра­ля 2007 го­да): «Для че­го бы­ла за­дума­на та­кая масш­таб­ная прог­рамма, что она да­ет нам? Хо­чу под­черк­нуть, что прог­рамма „Мәде­ни мұра“ („Куль­тур­ное нас­ле­дие“) от­нюдь не ог­ра­ничи­ва­ет­ся су­губо ути­литар­ны­ми це­лями восс­та­нов­ле­ния на­шего ис­то­рико-куль­тур­но­го нас­ле­дия. Ее глав­ное пред­назна­чение — дос­тичь по­зитив­ных сдви­гов в об­щест­вен­ном соз­на­нии, и в этом кон­текс­те она име­ет важ­ное иде­оло­гичес­кое, об­ще­госу­дарс­твен­ное зна­чение. Во-пер­вых, речь идет об уси­лении ро­ли и рас­ши­рении пре­делов ис­то­ричес­ко­го соз­на­ния на­ции, что яв­ля­ет­ся од­ной из важ­ней­ших ду­хов­ных ос­нов на­шей го­сударс­твен­ности На­ци­ональ­ное воз­рожде­ние мо­жет про­изой­ти толь­ко тог­да, ког­да оно по­ко­ит­ся на жи­витель­ной поч­ве мно­гове­ковой куль­ту­ры, пи­та­ет­ся бла­город­ны­ми со­ками ис­то­ричес­ко­го прош­ло­го… Восс­та­нов­ле­ние ис­то­рико-куль­тур­но­го нас­ле­дия — это еще и вос­созда­ние та­кой свя­зи вре­мен, ко­торая об­ла­да­ет чет­кой про­ек­ци­ей в бу­дущее. За­давая воп­ро­сы о ре­аль­ном со­дер­жа­нии на­шего прош­ло­го, мы обо­гаща­ем по­нима­ние нас­то­яще­го и мо­жем конс­тру­иро­вать вдох­новля­ющие об­ра­зы на­шего бу­дуще­го. Во-вто­рых, прог­рамма „Мәде­ни мұра“ ста­ла от­ве­том на зап­ро­сы, свя­зан­ные с фор­ми­рова­ни­ем и ук­репле­ни­ем на­ци­ональ­но­го са­мосоз­на­ния и иден­тичнос­ти. В эпо­ху гло­бали­зации ис­то­рико-куль­тур­ное нас­ле­дие — ос­но­ва са­мо­иден­ти­фика­ции… В-третьих, уси­лия по ре­али­зации дан­ной прог­раммы при­водят к пос­те­пен­но­му фор­ми­рова­нию но­вого куль­тур­но-ис­то­ричес­ко­го ланд­шаф­та стра­ны… В-чет­вертых, ре­али­зация госп­рог­раммы „Куль­тур­ное нас­ле­дие“ име­ет боль­шое зна­чение для по­выше­ния ин­те­реса ка­захс­тан­цев к сво­ей ис­то­рии и куль­ту­ре.

Ов­ла­дение куль­тур­ным нас­ле­ди­ем — это ос­но­ва ис­то­ричес­кой па­мяти на­рода, без ко­торой, в свою оче­редь, не бы­ва­ет ис­тинно­го пат­ри­отиз­ма. Пре­одо­ление этой инер­ции ис­то­ричес­ко­го бес­па­мятс­тва осо­бен­но важ­но для вос­пи­тания под­раста­юще­го по­коле­ния».

Комп­лек­сное ре­шение обоз­на­чен­ных проб­лем в рам­ках Го­сударс­твен­ной прог­раммы «Куль­тур­ное нас­ле­дие» про­дол­жа­ет спо­собс­тво­вать даль­ней­ше­му раз­ви­тию сис­те­мы изу­чения, сох­ра­нения и по­пуля­риза­ции куль­тур­но­го нас­ле­дия на­рода Ка­захс­та­на.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...