Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституции развивающихся стран (государств «третьего мира»)

Референдум: понятие, виды и практика применения

Референдум — это альтернативное голосование избирателей, посредст­вом которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Его родиной считается Швейцария, где такая форма воле­изъявления народа практикуется с XV в.

Вопросы, выносимые на всенародное альтернативное голосова­ние, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Данные вопросы предполагают положительный или от­рицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возмож­ных решений. Будет принято то решение, которое собрало наиболь­шее число голосов избирателей по сравнению с другими.

Общим правилом является то, что формула референдума не долж­на включать следующее:

— вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера (приня­тия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопас­ности населения);

вопросы, требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета, исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств государства);

—вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение зара­ботной платы» снижение налогов);

— вопросы формирования состава органов государственной власти и органов местного самоуправления или об их персональном составе, амнистии или помиловании.

В референдуме принимают участие все лица, обладающие актив­ным избирательным правом.

Классификация референдумов проводится по различным основа­ниям:

1. По территориальному признаку референдумы подразделяются на общенациональный, региональный и местный. Вопросы, выносимые на региональный и местный референдумы, не могут выходить за рам­ки той компетенции, которая предоставлена конституционными нор­мами.

2. В зависимости от содержания законопроекта выделяют: консти­туционный и обыкновенный. На конституционный референдум выно­сятся вопросы, связанные с принятием новой конституции (напри­мер, во Франции 1958 г.) или внесением в нее поправок. На обыкно­венном референдуме решаются иные вопросы.

3. Референдумы могут быть обязательными и факультативными. В первом случае конституция устанавливает, что решение по опреде­ленному вопросу может быть принято только путем всенародного аль­тернативного голосования. Во втором случае на референдуме решают­ся вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение необяза­тельно и решение может быть принято другим путем.

4. По характеру выносимого решения они делятся на императив­ные (при которых вопрос считается принятым окончательно) и кон­сультативные (когда путем голосования выявляется мнение избирате­лей либо учитываемое, либо не учитываемое парламентом, например, при принятии закона); на утверждающие (при которых утверждается решение органа власти) и отвергающие (когда отменяется ранее при­нятое государственное решение).

В Швейцарии в 2001 г. большинство граждан на референдуме по вопросу об ускоренном вступлении страны в эту европейскую организацию высказались про­тив. В марте 2002 г. на всенародном референдуме было принято реше­ние о вступлении Швейцарии в ООН1.

Законодательство о референдумах устанавливает запрет на прове­дение референдумов в условиях военного, чрезвычайного или осадно­го положения. По общему правилу, референдум не проводится дважды по одному и тому же вопросу либо может быть проведен по этому во­просу через определенный промежуток времени (например, в Испа­нии, Болгарии — через три года, в Венгрии — через два года). В Кана­де такой перерыв между референдумами по одному и тому же вопросу составляет 10 лет.

Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем принимает участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым или одобренным, если за него проголо­совало большинство пришедших на голосование.

Решение, принятое в результате всенародного альтернативного го­лосования, является общеобязательным и не нуждается в дополни­тельном утверждении.

 

Конституции развивающихся стран (государств «третьего мира»)

Это основные законы данной группы стран (преимущественно аф­риканских и азиатских). Они регулируют важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством. Однако их авторитет и реальное воздействие на социально-политические про­цессы нередко бывает невысоким.

Как правило, конституции подготавливались и принимались сра­зу же после обретения колониальными странами независимости и суверенитета. Чаще всего они принимались национальными парла­ментами, реже — учредительными собраниями или референдумами.

К чис­лу действующих относятся конституции Индии 1949 г., Мозамбика 1990 г., Намибии 1990 г., Анголы 1991 г., Фиджи 1997 г. и др. В октябре 2005 г. в Ираке был проведен конституцион­ный референдум. В нем приняло участие 63% избирателей. За приня­тие первой постоянной демократической Конституции высказались 78%. Иракцы определились, что их страна будет «федеративной пар­ламентской республикой, единой, независимой и суверенной, мно­гоконфессиональной и многонациональной частью исламского мира.

Многие подобные основополагающие акты разрабатывались при участии или инициативе бывших колониальных держав, а английские власти нередко даже «даровали» конституционные документы моло­дым освободившимся государствам, находившимся ранее под управ­лением Великобритании.

Для этих конституций характерны следующие черты.

1. Провозглашение образования нового суверенного государства, субъекта международного права.

2. Закрепление конкретной формы государства и соответствующих институтов государственной власти, в большинстве случаев речь идет о президентской или полупрезидентской модели.

3. Декларативность многих основных норм, касающихся основ правового положения личности и принципиальных вопросов полити­ки (избавление от иностранного засилья и эксплуатации, широкая но­менклатура социально-экономических и личных прав граждан и др.).

4. Непоследовательность и противоречивое отношение к базовому принципу разделения властей, который во многих странах Азии и Аф­рики до недавнего времени отрицался или признавался частично, что самым негативным образом сказывалось на характере государствен­ности и политического режима.

5. Отсутствие конституционно-правовой стабильности. Нередко основные нормы подгоняются под конъюнктурные интересы правя­щих кругов, тех или иных кланов и неоправданно часто изменяются. Так, в Таиланде недавно была принята 16-я по счету Конституция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...