Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Благо как системообразующая категория хозяйствования




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономической теории

И национальной экономики

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим работам студентов

По дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Мурманск

 

 

Перечень практических работ

Таблица 1

№ п\п Темы практических занятий Кол-во часов № темы по таб. 2
       
Раздел 1.. Общая экономическая теория ..  
  Экономическая теория как наука.     1.1.
  Основные проблемы экономической организации общества.     1.2.
  Благо как системообразующая категория хозяйствования.     1.3.
  Общая характеристика рыночной (товарной) экономики.     1.4.
  Собственность в экономической системе.     1.5.
Раздел 2. Микроэкономика.  
  Рыночный механизм и его элементы. Теория спроса и предложения     2.1.
7. Теория потребительского поведения.     2.2
  Типы рыночных структур: конкуренция и монополия     2.3.
  Предприятие (фирма) в рыночной экономике.     2.4.
  Издержки производства и прибыль фирмы.     2.5.
  Теория факторов производства и распределения факторных доходов.     2.5.
  Раздел 3. Макроэкономика   .
  Национальная экономика и общественное воспроизводство.     .3.1
  Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS).     3.2.
  Потребление, сбережение, инвестиции.     3.3.
  Макроэкономическая нестабильность. Теория экономических циклов.     3.4.
  Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.     3.5.
  Денежная система и теоретическая модель денежного рынка. Монетарная политика. Модель IS-LM.     3.6.
  Финансовая система государства и бюджетно-налоговая политика.     3.7
  Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития.     3.8
  Раздел 4.Переходная экономика    
  Структурная перестройка экономики   4.1
  Раздел 5 История экономических учений.    
  Основные этапы развития экономической мысли.     5.1
  Формирование и эволюция современной экономической мысли.     5.2
  История экономической мысли в России.     5.3
Итого:    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для вузов / Моск.Гос.Ун-т коммерции. - М.: Юристь, 2000. - 861с.

2. Курс экономической теории / Под общ.ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. - Ки­ров: АСА, 1999.-752с.

3. Лоскутов В.И. Конспект лекций по экономической теории (Всеобщие категории): Учеб.пособие для всех спец. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 1998. - 116с.

4. Лоскутов В.И. Экономические отношения собственности и политическое будущее России. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2001. - 160с.

5. Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории: Учеб.пособие. - Мур­манск: Изд-во МГТУ, 2002. - 435с.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. - 572 с.

7. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. Д.Д.Москвина. - М.: Эдиториал УРСС, 2000

8.. Учебник по основам экономической теории / Камаев В.Д., Семенов В.Ф., Сорокин Д.Е. и др. - М.: Владос, Изд-во МГТУ, 1994, 1995

9. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И.Видяпина и др. - М.: ИНФРА-М, 2003. -714с.

10. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Г.П.Журавлевой и др. - М.: ИНФРА-М, 2003. -560с

11. Экономическая теория: Учеб. для студентов высш.уч.заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640с.

 

Дополнительная:

12. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Под ред. В.М.Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - 719с.

 

13. Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 1999.

 

14. Основы экономической теории: Уч.пособ. для вузов / М.А.Абрамова, Л.С.Александрова, В.П.Калинин и др.; Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МВТУ им.Н.Э.Баумана, 2000.

 

15.Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов: В 2 кн. -2-е изд. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС. 1996

 

16. Экономика: Учебник по курсу Экономическая теория / С.А.Бартенев, И.И.Большакова, Л.С.Булатов и др. Под ред. А.С.Булатова. — 2-е изд., перераб. и доп.-М.: БЕК, 1999

 

17. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: БЕК, 2000

 

18. Экономическая теория: Учебник для вузов / Н.В.Сумцова, Л.Г.Орлова, В.В.Пранович и др. Под ред. Н.В.Сумцовой, Л.Г.Орловой. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Раздел 1. Общая экономическая теория

 

Тема 1. Экономическая теория как наука.

Целью изучения данной темы является выявление общих подходов к экономической теории, их особенности, преимущества.

В результате изучения данной темы студент должен знать основные категории:

меркантилизм, физиократия, классическая экономическая теория, марксизм, кейнсианство, маржинализм, монетаризм, экономический закон, научная абстракция, экономическая категория, микро-макро-мезо-мегаэкономика, позитивная и нормативная экономика

Вопросы для обсуждения.

1.Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире. Предмет и функции экономической теории.

2.Методы экономических исследований, краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности (номинальные и реальные величины, затраты и результаты: общие, предельные и средние величины, фактор времени и дисконтирование).

3.Экономические категории и законы. Макро-микроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория.

4.Экономические агенты (рыночные и нерыночные), экономические риски и неопределенность

5.Экономическая стратегия и экономическая политика.

6.Экономические отношения. Блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор.

 

Рекомендуемая литература: [10], гл. 1-2; [8], гл. 1; [2], гл. 2; [6], гл. 1.

 

Тема 2. Основные проблемы экономической организации общества.

Изучение данной темы ставит перед студентом цель - выявить основные проблемы экономической организации общества, связанные с ограниченностью ресурсов и осуществлением экономического выбора.

В результате изучения темы студент должен понимать, что такое экономическая система и какова специфика подхода к решению проблем экономических систем. Уметь анализировать типы экономических систем. Знать сущность проблемы выбора оптимального решения, альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: границу производственных возможностей,

 

Вопросы для обсуждения

1.Общая характеристика хозяйственной деятельности и ее стадий.

2.Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого?

3.Понятие экономической системы. Специфика подхода к решению проблем экономических систем. Типы экономических систем.

4.Экономические интересы, цели и средства.

5. Проблема выбора оптимального решения, альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей,

 

Рекомендуемая литература: [6], гл. 2; [2], гл. 3; [8], гл. 2; [10], стр. 28-33.

 

 

Тема 3. Благо как системообразующая категория хозяйствования

Цель изучения темы:формирование системного подхода к изучению экономических категорий: благо, товар. При изучении темы необходимо рассмотреть различные методологические подходы (теория трудовой стоимости и теория предельной полезности) к определению сущности товара как экономической категории.

Изучив данную тему, студент должен:

знать следующие категории: материальные, нематериальные; экономические, неэкономические, полные и частичные взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага; стоимость, полезность, ценность. Понимать их содержание, соотношение и значение.

Вопросы для обсуждения

1.Блага: сущность, классификация (материальные, нематериальные; экономические, неэкономические, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ). 2.Товар как специфическая форма экономического блага.

3.Свойства товара. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение.

Рекомендуемая литература: [6], гл. 3; [2], гл. 5; [8], гл. 3; [10], гл. 3; [11], гл. 3-5; [9], гл. 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...