Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СЕМИНАР 3
1.Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: · как правовой институт; · как совокупность правомочий собственника. Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота: 1. признак овеществленности; 2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды; 3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда. Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.
Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам. Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях: · обращения взыскания на имущество по обязательствам; · изъятия для государственных нужд путем выкупа; · изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства; · перехода наследства государству; · реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества); · конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке); · национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц).
2.Формы собственности на природные ресурсы Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной формах собственности. Таким образом. Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности, и том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По этой причине права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данной главы. Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, ᴛ.ᴇ. основные правомочия собственника, федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 ᴦ. ʼʼО федеральных природных ресурсахʼʼ признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам относят: -земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; -земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; -земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; - виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации; - виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров; - месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение; - водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;
- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Муниципальная собственность на природные объекты Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус. Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
3.Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность в практическом смысле означает, что в процессе природопользования, в случае если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. К примеру, в случае если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, на него возлагается обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды (это особенно часто встречается применительно к государственной собственности). В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. Объект является важным признакам права собственности, позволяющим отграничить его и иные вещные права от других абсолютных прав (на имя в авторском праве, на жизнь, свободу передвижения). Объектом вещного права служит индивидуально определенное имущество. Гражданский кодекс относит ʼʼприродные ресурсыʼʼ к ʼʼнедвижимому имуществуʼʼ. В статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам прямо отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса и многолетние насаждения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные ресурсы являются: 1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.); 2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); 3) при условии, в случае если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. К примеру, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Οʜᴎ переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права. Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Федеральному закону ʼʼОб охране атмосферного воздухаʼʼ объектом права собственности воздух не является, что обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не должна быть индивидуализирован. На него установить какую-либо форму собственности поскольку он мигрирует (ветра, циклоны) и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ, и введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность, а это абсурд. В силу этого исключается возможность фактического владения им. Земля – частная, государственная, муниципальная Недра – только государственная. Воды – частная, государственная, муниципальная Леса – частная, государственная, муниципальная (преимущественно государственная) Животный мир -только государственная. Атмосферный воздух – в собственности быть не может по объективным причинам. Особо охраняемые природные территории и объекты - только государственная. Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Представляется, что данный перечень субъектов - исчерпывающий. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов. Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта͵ предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все природопользователи имеют право: - осуществлять пользование природным объектом в пределах установленных законодательством, лицензией и договором; - получать информацию о состоянии природного объекта͵ предоставленного в пользование. Общими обязанностями природопользователей являются: - осуществлять использование природными объектами рационально, в соответствии с их целевым назначением, способами, не наносящими вреда окружающей природной среде и здоровью человека; - осуществлять природоохранные мероприятия, предусмотренные законодательством и договором; - своевременно и правильно вносит платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды; - обеспечивать соблюдение экологических нормативов; - предоставлять специальным государственным органам информацию о состоянии природного объекта в порядке, установленном законодательством; - восстанавливать природные объекты, нарушенные в процессе природопользования за свой счет.
4.Фонды природных ресурсов Фонд природных ресурсов – это совокупность компонентов природной среды, подлежащие учету и учитываемые в соответствие с земельным, лесным, водным законодательством, законодательстве о недрах и т. д. К объектам права федеральной собственности относятся: 1. земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности; 2. земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами и иными объектами, находящимися в федеральной собственности; 3. земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников и других особо охраняемых территорий федерального значения; 4. виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ; 5. месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; 6. лесной фонд РФ и леса на землях обороны; 7. водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ; 8. естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ; 9. иные природные. К объектам права муниципальной собственности относят: 1. земельные участки для нужд МО; 2. обособленные водные объекты; 3. леса (на землях городов); 4. лечебно-оздоровительные местности; 5. курорты и другие природные объекты. Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др. В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Кроме того, на собственников возлагается обязанность по обеспечению рациональной эксплуатации объектов.
5.Содержание права собственности на природные ресурсы В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним. Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей. Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение. Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане). Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы*.
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ). В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности. Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.). Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31). Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др. Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
6.Правомочия собственников природных ресурсов и правовые формы их реализации Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д. Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды. В статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам. Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом. Общие основания прекращения права собственности определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: • обращение взыскания на имущество по обязательствам; • отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; • реквизиция; • конфискация; • отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст.235). По решению собственника в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 278 ГК РФ, обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда. Гражданский кодекс РФ предусматривает также, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (ст. 279). Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В статье 286 определен порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием.
7.Право собственности на недра в РФ Недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являются государственной собственностью. Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом. Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц. Правомочия, составляющие право государственной собственности на недра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии с законодательством к участкам недр, находящимся в федеральной собственности, относятся те из них, которые имеют общегосударственное значение. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения. От имени государства правомочия собственника реализуют его компетентные органы: общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, местные администрации) и специальной компетенции (Министерство природных ресурсов РФ, Госкомэкология России, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и другие). Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сфере горных отношений,то есть общественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.), подземных вод (преамбула Закона РФ «О недрах»). Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.
8.Право собственности на водные объекты Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из ВК РФ. В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), водные объекты, принадлежащие на праве собственности ее субъектам (собственность субъектов РФ). В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся: – поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ; – подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ; – водные объекты, объекты расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ; – водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т. е. идущих на нерест из соленых вод в пресные) и катадромных (т. е. идущих на нерест из пресных вод в соленые) видов рыб; – трансграничные (пограничные) водные объекты; – внутренние морские воды; – территориальное море РФ; – водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий (например, водно-болотный заповедник); – водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения. Данный список не является исчерпывающим. В числе объектов собственности субъектов РФ находятся водные объекты, выделяемые при совпадении двух признаков: – расположение их акваторий и бассейнов полностью на территории данного субъекта РФ; – отсутствие юридически значимого акта закрепления объекта по указанным выше основаниям в федеральной собственности. Водные объекты, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, характеризуются небольшими площадями и непроточностью искусственных водоемов, несвязанностью их гидравлически с другими поверхностными водными объектами. Признаки водных объектов муниципальной собственности – предназначенность его для муниципальных нужд, обособленность объекта. Право собственности на гидротехнические и иные водохозяйственные сооружения и право пользования ими
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|