Основные черты классического контракта
Содержание 1. Суть неоклассического подхода к пониманию фирмы (вопрос 110)....…2 2. Основные черты классического контракта (вопрос 88)…………………5 3. Примеры институциональной трансакции (вопрос 54)…………....….…8 4. Договор купли-продажи……………………………………………..……12 5. Список использованной литературы……………….………………....…16 Суть неоклассического подхода к пониманию фирмы Согласно неоклассической теории, фирма – это организация, которая приобретает факторы или услуги факторов производства (коими могут быть рабочие, экскаватор, капитал, интеллектуальная собственность) и организует их трансформацию в некоторые торгуемые товары и услуги, т.е. в те товары и услуги, которые фирма не потребляет сама, а реализует другим экономическим агентам. Теория фирмы для экономистов в течение длительного времени оставалась нерешенной проблемой. Неоклассическая экономическая теория рассматривала фирму с точки зрения функционирования ценовой системы (попросту пыталась объяснить, как работает ценовой механизм), которая координирует деятельность экономических агентов, принимающих решения независимо друг от друга. Фирма представляется неоклассиками в как «черный ящик», в который поступают экономические ресурсы и из которого выходит готовая продукция (теория выделяет 2 черных ящика – фирму и домашнее хозяйство). Что происходит внутри не известно и не интересно для стандартной экономической теории, поэтому модель и назвали именно «черным ящиком». Трансформация экономических ресурсов в готовую продукцию производится в соответствии с характером производственной функции. То есть внутренние факторы, связанные в первую очередь с управлением и реализацией проблемы «принципал-агент», не существуют в подобной модели.
В то же время, крупные компании - это огромные хозяйства с тысячами участников, что требует уделять больше внимания внерыночным способам организации трансакций. Поэтому теория фирмы должна исследовать и ответить на вопросы – почему фирма возникает, что определяет ее границы, какова внутренняя организация фирмы и т.д. У неоклассической теории есть некоторые преимущества, что позволило ей в течение длительного периода времени оставаться доминирующей в экономической науке. 1. Она поддается математической формализации 2. Полезна для анализа влияния на объем выпускаемой фирмой продукции различных факторов, что может быть использовано в управлении фирмой, 3. Может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции. Недостатки: 1. Она не учитывает влияние организационной структуры и особенностей функционирования внутрифирменного механизма на уровень развития фирмы и благосостояния собственника. В то же время она не может ответить на вопросы об организационной структуре фирмы, как функционирует внутрифирменный механизм, как происходит принятие решений и т.д. То есть по сути данная теория представляет фирму лишь в технологических терминах как набор выполняемых производственных планов. При этом совершенствование организационной структуры или прочие организационные инновации также могут способствовать существенному развитию фирмы и ее расширению наравне с факторами технологического совершенствования. И здесь спорный вопрос – что является первичным – совершенствование управления или обновление технологий. 2. Игнорирует проблемы, касающиеся внутрифирменного стимулирования. Представляется, что фирма работает как единый механизм, производственная единица, где отношения строятся на полном сотрудничестве и все протекает гладко. То есть не учитывается проблема «принципал-агент» и индивидуальные предпочтения каждого сотрудника. Кроме того, по мере роста фирмы возрастает количество внутрифирменных трансакций, и предпринимателю становится труднее следить за их эффективностью и наиболее оптимальным способом использовать имеющиеся факторы производства.
3. Нет объяснения о происхождении фирмы. То есть если вникнуть в суть теории неоклассиков, то можно обнаружить,что у фирмы нет оснований для создания. 4. Невозможно четко определить границы фирмы. Она не может объяснить, что происходит при слиянии фирм, например. (это несколько абстрактное понятие, известное практически только в теории. Оно не связано в понятием прибыли и другими показателями производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия) Фирма в неоклассической теории – абстракция, поскольку все фирмы рассматривается как совершенно универсальный механизм и стерты все различия между реальными фирмами. Здесь все фирмы для упрощения анализа используют стандартную технологию, факторы производства и имеют единую цель – получение прибыли. Поведение фирмы не зависит от ее институциональной формы (например, от структуры прав собственности). Различия между фирмами объясняются лишь двумя факторами – способности управляющих (предпринимательские способности) и экономический эффект, определяемый масштабами производства. Основные черты классического контракта В основе этого типа контракта лежит классическое договорное право. Это двусторонний договор, основанный на действующих юридических правилах. Этот контракт четко фиксирует условия сделки и предусматривает санкции в случае неисполнения условий контракта. Отношения сторон в этом контракте четко определены и прекращаются после завершения сделки. Личные отношения и качества сторон в классическом контракте не играют никакой роли: отношения между сторонами полностью овеществлены. До заключения сделки у сторон нет обязательств по отношению друг к другу, заключая контракт, они определяют взаимные обязанности на время действия контракта. После выполнения договорных обязательств отношения между сторонами прекращаются.
Никаких устных договоренностей классический контракт не признает. В случае возникновения конфликта между формальными, т.е. записанными в договоре, и неформальными, т.е. устными условиями главенствующими являются формальные условия договора. Все будущие обстоятельства, которые стороны хотят предусмотреть в договоре, должны быть сведены к настоящему и зафиксированы в качестве условий договора. Участия третьей стороны договор не предусматривает. При возникновении конфликта стороны обращаются в суд, но контракт должен быть предварительно заверен у нотариуса. Компенсация при неисполнении обязательств осуществляется в основном в денежной форме, лишь в случае весьма ограниченного круга благ, являющихся предметом договора, суд может выбрать в качестве средства судебной защиты контракта принудительное исполнение обязательств (например, при продаже земли, недвижимости, антиквариата). Рыночные альтернативы являются инструментом защиты каждой стороны классического контракта от оппортунистического поведения. В случае неисполнения одной из сторон договора своих обязательств, пострадавшая сторона обращается к другому продавцу или предлагает свой товар другому покупателю. Замену найти достаточно просто, поскольку классические контракты заключаются при сделках со стандартной продукцией или продукцией общего назначения. Способ организации сделки при классическом контракте — рынок. Сама по себе сделка, регулируемая классическим правом негибкая, у сторон нет намерений обуспечивать гибкое приспособление к меняющимся условиям в рамках данной сделки. Планирование с целью приспособления к новым обспоятельствам должно осуществляться за пределами сделки. В качестве примера можно привести производителя каминных решеток в XIX веке, который заключает контракт на поставку металла, необходимого ему для производства. Производитель каминных решеток не знает, какое количество продукции ему удастся продать. Приспособиться к меняющимся условиям спроса производитель может, лишь заключая контракт на покупку небольшого количества металла. Каждый раз, когда заключается контракт, он корректирует объем закупки с учетом состояния рынка каминных решеток. Необходимая гибкость достигается за счет возможности войти на рынок металла, или воздержаться от входа на него. Этот рынок находится за пределами сделки, а не внутри нее. В сжатом виде этот вид гибкого реагирования можно представить как покупку с целью удовлетворения текущих потребностей, в отличие от заключения форвардного контракта на поставку в будущем.
В этих сделках конфликт между внутренним планированием и изменившимися потребностями возникает достаточно редко. Но если это происходит, то он решается в пользу внутреннего планирования и не в пользу стороны, которая предпочла бы гибкое реагирование с учетом изменившихся условий. Продавец, построивший плавильный завод для того чтобы продавать металл производителям каминных решеток, сам несет риск, связанный с изменением спроса на свою продукцию, за исключением тех случаев, когда он переложил риск на другую сторону с помощью форвардных контрактов*. Если спрос на металл резко сократится, то капитал, инвестированный в плавильный завод, обесценится. То есть в рамках классического контракта нет места для планирования с целью приспособления к меняющимся условиям, планирование остается внутренним делом каждой стороны. Классический контракт был преобладающим типом контракта на протяжении всего XIX века. Серьезный урок в отношении выбора типа контракта преподала Великая депрессия. Например, до Великой Депрессии многие соглашения об аренде заключались на длительный срок, вплоть до 20 лет, и в них устанавливалась фиксированная месячная арендная плата. Если такое соглашение заключалось в 1926 году, то к 1932 году сумма арендной платы не соответствовала существующему уровню цен, поскольку цены во время Великой Депрессии упали. Возникло большое количество судебных дел, огромное число арендаторов разорилось. Впоследствии соглашения об аренде стали включать довольно гибкие условия, которые могли бы смягчить разрушительное влияние изменения цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|