Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра менеджмента
Регистрационный номер ____________________
| «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
____________/ Сверчков С.Р.
«____» __________20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
(Б1.В.ДВ.2.1)
по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
профиль: Управление организацией
квалификация: бакалавр
формы обучения: очная, заочная
Новосибирск, 2015
Программа дисциплины разработана в соответствии с ФГОС, образовательной программой, учебным планом, графиком учебного процесса.
Автор – составитель:
Канд. экон. наук, доцент _______________ А.В. Кашин
«____» __________20___г.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой менеджмента
Протокол от «_____»_________ 20____ г. №______
Заведующий кафедрой ____________________ / О.В. Симагина «____» ___________20___г.
Согласовано:
Начальник отдела МиЭОП __________________/ Т.В. Аносова «____» ___________20___г.
Зав.библиотекой __________________/ И.Г. Воронцова «____» ___________20___г.
Декан факультета __________________/ Л.В. Савинов «____» ___________20___г.
Председатель УМК факультета __________________/ О.В. Симагина «____» ___________20___г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины состоит в формировании у студента комплекса компетенций, необходимых при осуществлении профессиональной деятельности в части разработки, реализации и оценки результативности риск-менеджмента в организации.
Для этого решаются следующие задачи:
- Получение представлений о риске и неопределенности, их влиянии на реализацию программ развития и деятельность организации;
- Формирования системы знаний в части информационного обеспечения разработки, реализации и оценки результативности риск-менеджмента организации;
- Формирование умений по сбору и обработке информации, необходимой для разработки и оценки результативности риск-менеджмента организации;
- Применение полученных знаний в процессе разработки и реализации управленческих решений в организации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1
Код
компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине
|
ПК-13
| способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий
| Знать:
З1 – Основные понятия, методы и концепции, необходимые для управления рисками проектов, направленными на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, с использованием современных инновационных технологий.
|
Уметь:
У1 – Оценивать экономические, социальные, политические условия и рисков, а также социально-экономическую эффективность реализации мероприятий по управлению рисками проектов.
|
Владеть:
В1 – Навыками разработки, оценки и управления рисками социально-экономических проектов.
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Управление рисками» входит в учебный цикл Б1.В.ДВ.2.1 основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», профиль Управление организацией. Дисциплина «Управление рисками» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла. Дисциплина изучается студентами очной формы обучения на 4 курсе в 8 семестре, студентами заочной формы – в на 5 курсе. Дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами как: Б1.Б.17 Прогнозирование и планирование (3 курс), Б1.В.ОД.21 Управление проектами (4 курс, 7 семестр). Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины Управление рисками необходимы для последующего изучения элементов ОПОП ВО учебного цикла Б3. Государственная итоговая аттестация.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Виды учебных занятий и самостоятельная работа
| Объем дисциплины,час.
|
Всего
| Семестр, Курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная форма обучения[1]
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточная аттестация
| Форма
| З
|
|
|
|
|
|
|
| З
|
| час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения
|
| Курс
|
|
|
|
|
|
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточная аттестация
| Форма
| Зачет
|
|
|
|
| Зачет
|
|
| час.
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 3
№п/п
| Наименование тем
| Содержание тем
| Коды компетенций
| Коды ЗУВ
в соответствии с табл.1
|
Модуль (раздел) 1.Риск как экономическая категория, его сущность и характеристика (Т.1.1-1.2)
|
Тема 1.1
| Риск и его характеристики
| Предмет и значение дисциплины. Понятие риска. Предпосылки возникновения риска. Природа риска. Объектный и субъектный подходы к определению категории риск. Неопределенность и риск. Функции риска. Рисковая ситуация. Феномен риска. Классические и неоклассические теории риска. Понятие фактора риска. Информация и риск. Роль информации в теории риска. Спекулятивный и чистый риск. Ситуация риска и ситуация неопределенности. Основные причины неопределенности. Источники предпринимательского риска. Операционные характеристики риска. Потери: понятие, виды. Структура потерь. Значимость потерь. Принципы оценки потерь. Оценка потерь. Потери имущества. Виды оценки потерь имущества. Финансовые потери. Трудовые потери. Потери в результате ответственности.
| ПК-13
| З1
|
Тема 1.2
| Классификации рисков
| Основания и цели классификации рисков. Принципы классификации рисков. Риски: производственные, коммерческие, финансовые. Внутренние и внешние риски. Системные и внесистемные риски. Венчурные риски. Рыночные и нерыночные риски. Виды политических, инвестиционных рисков. Классификация рисков по Ю.Бригхему. Классификация рисков по Э.Уткину. Классификация рисков по М.Г. Лапуста. Классификация рисков по Р.М. Качалову.
| ПК-13
| З1
|
Модуль (раздел) 2.Процесс управления риском: методы анализа и минимизации рисков
|
Тема 2.1
| Оценка риска
| Анализ рисков. Идентификация риска. Оценка неопределенности. Теория вероятности и определение риска. Кривая вероятности. Методы расчета (оценки) риска. Статистические методы оценки. Анализ чувствительности. Качественный анализ риска. Методы экспертных оценок. Метод Паттерн. Метод Дельфи. Основные понятия теории стратегических игр. Понятие игры с природой. Выбор решений с помощью дерева решений. Анализ и решение задач с помощью дерева решений. Метод «События — последствия». Метод деревьев отказов. Методы индексов опасности. Оценка размеров возможного ущерба. Интегральная оценка риска. Риски, связанные с нанесением ущерба компании их причины. Оценка венчурных рисков. Персонализация риска, зависимость оценки риска от индивидуальных качеств ЛПР. Конфликтогенность в организации
| ПК-13
| З1, У1, В1,
|
Тема 2.2
| Количественные методы оценки риска
| Оценка вероятности риска. Сценарный метод. Оценка риска в теории принятия решений. Имитационное моделирование. Метод Монте-Карло. Графические методы анализа риска. Дерево решений. Теория игр в оценке риска. Анализ риска с учетом склонности к риску лица, принимающего решение. Использование результатов оценки риска.
Понятие инвестиций. Виды инвестиций. Виды инвестиционных рисков. Оценка инвестиционных рисков. Метод средневзвешенной стоимости исходного капитала (WACC). Цена и доходность актива. Виды активов. Оценка риска единичного проекта. Оценка рыночного риска проекта. Оценка внутрифирменного риска. Концепция b-коэффициента. Характеристика коэффициента чувствительности. Уравнение регрессии. Метод арбитражного ценообразования. Согласование интересов.
| ПК-13
| З1, У1, В1,
|
Тема 2.3
| Методы снижения риска
| Снижение риска и стратегия развития фирмы. Мониторинг поля риск-факторов. Меры по снижению риска. Анализ стоимости риска и мероприятий по его снижению. Анализ стоимости дополнительной информации. Риск и компьютерное моделирование ситуации. Риск и страхование. «Заботливость» предпринимателя. Учет риска в бизнес-планировании. Методы уклонения. Методы локализации. Методы диссипации. Методы компенсации. Специальные методы снижения риска. Передача риска на контрагента.
Самострахование: понятие, виды, особенности. Страхование: понятие, виды. Страхование предпринимательских рисков. Страхование имущественных рисков. Страхуемые и не страхуемые риски. Эффективность страхования рисков. Оценка рисков в страхование. Цена страхования
| ПК-13
| З1, У1, В1,
|
Тема 2.4
| Риск-менеджмент
| Информация - основа риск-менеджмента. Стратегии риск-менеджмента. Цели и задачи риск-менеджмента. Планирование и прогнозирование в риск-менеджменте. Обязанности менеджера по риску. Системный подход к снижению хозяйственного риска. Этапы развития теории рисков. Правила риск-менеджмента. Функции риск-менеджмента. Стандарты риск-менеджмента. FERMA. Российский и международный опыт в риск-менеджменте
| ПК-13
| З1, У1, В1,
|
Структура дисциплины с указанием количества академических часов и видов учебных занятий, а также формы текущего контроля и промежуточной аттестации (Табл. 4).
Таблица 4
№ п/п
| Наименование тем,
модулей (разделов)
| Объем дисциплины, час.
| Форма текущего контроля, промежуточной аттестации
|
Всего
| Контактная работа обучающегося с преподавателем по видам учебных занятий
| СР
|
Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
|
Очная форма обучения 2013 года набора
|
Модуль (раздел) 1
| Риск как экономическая категория, его сущность и характеристика
|
|
| |
| |
| |
Тема 1.1
| Риск и его характеристики
|
|
|
|
|
|
| Опрос, проверка конспектов
|
Тема 1.2.
| Классификации рисков
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
|
Модуль (раздел) 2
| Процесс управления риском: методы анализа и минимизации рисков
|
|
| |
| |
| Коллоквиум по вопросам модуля
|
Тема 2.1
| Оценка риска
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
|
Тема 2.2.
| Количественные методы оценки риска
|
|
|
|
|
|
| Решение заданий
|
Тема 2.3.
| Методы снижения риска
|
|
|
|
|
|
| Решение заданий
|
Тема 2.4.
| Риск-менеджмент
|
|
|
|
|
|
| Решение заданий, Контрольные работы.
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
Всего:
|
|
| |
| |
|
|
|
Заочная форма обучения
|
Модуль (раздел) 1
| Риск как экономическая категория, его сущность и характеристика
|
|
| |
| |
| Комплексное задание по вопросам модуля
|
Тема 1.1
| Риск и его характеристики
| |
|
|
|
|
|
|
Тема 1.2.
| Классификации рисков
| |
|
|
|
|
|
|
Модуль (раздел) 2
| Процесс управления риском: методы анализа и минимизации рисков
|
|
| |
| |
| Комплексное задание по вопросам модуля, тестирование
|
Тема 2.1
| Оценка риска
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.2.
| Количественные методы оценки риска
| | | | | | |
|
Тема 2.3.
| Методы снижения риска
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.4.
| Риск-менеджмент
|
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
Всего:
|
|
| |
| |
|
|
| | | | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа обучающихся осуществляется на протяжении изучения всей дисциплины в соответствии с утвержденной в учебном плане трудоемкостью.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента проводится в виде:
¾ подготовки к аудиторным занятиям: к практическим (семинарским), и при необходимости, к лекционным занятиям;
¾ изучения литературы, нормативно-правовых актов, правовых систем, материалов из интернет–источников;
¾ самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины;
¾ написания и подготовки докладов;
¾ выполнения заданий для самостоятельной работы;
¾ подготовки и выполнения контрольной работы;
¾ подготовки к зачету.
Примерные вопросы для подготовки к аудиторным занятиям
Воспользуйтесь поиском по сайту: