Правовая семья: понятие, критерии выделения и виды
Под понятием «правовая семья» следует понимать совокупность правовых систем, имеющих сходные исторические пути формирования и юридические признаки. Термин «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д. Н.И. Матузов под понятием «правовой семьи» понимал несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков: · пути формирования и развития; · общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; · унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; · взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин. [9, c.175]. Понятие "правовая семья" используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире. Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки [11, c. 118]. Классификация правовых систем на определенные группы, или семьи, является одной из основных проблем сравнительного правоведения. В поисках единой, развернутой классификации юристы-компаративисты брали за основу самые различные факторы.
Самая популярная и наиболее признанная классификация правовых семей - классификация, данная известным французским ученым Рене Давидом. Она основана на сочетании двух факторов: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры, и с другой - юридической техники. Р. Давид выделял три правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название “религиозные и традиционные системы” [3, с. 21]. Другую классификацию предложили К. Цвейгерн и Г. Котц в книге “Введение в правовое сравнение в частном праве”, вышедшей в 1971 году. В основу классификации правовых систем положен критерий “правового стиля”. “Правовой стиль” складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и способа их толкования; идеологических факторов. На этой основе различаются следующие “правовые круги”: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. На основе критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разделили право на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Компаративисты Дж. Мэрримен и Д. Кларк, используя в качестве критерия классификации правовые традиции, пришли к выводу, что в современном мире существуют три основные правовые семьи - континентального, общего и социалистического право, а также все остальные правовые семьи (исламское, индусское, иудейское, китайское, корейское и японское право). Для А. Леви-Ульмана критерием классификации правовых систем служила роль различных видов источников права в каждой из правовых групп. Основываясь на этом, он выделял: 1) правовой системы континентальных стран; 2) англосаксонской правовой системы, т.е. системы стран «обычного права»; 3) права ислама, которое в отличие от двух первых правовых систем характеризуется своей почти абсолютной неподвижностью и религиозным характером [11, c. 122].
Одну из самых значительных попыток дать общую классификацию правовых систем предпринял Дж. Вигмор в своей работе «Панорама правовых систем мира». Он свёл все ранее существовавшие и современные правовые системы к 16 основным правовым семьям: египетская, месопотамская, иудейская, китайская, индусская, греческая, римская, японская, мусульманская, кельтская, славянская, германская, морская, церковная, романистская, англиканская. Автор не выделяет чётких критериев классификации, у него нет определённых факторов, которые он положил в её основу, однако проделанная им работа весьма значима как для сравнительного правоведения, так и для всей правовой науки в целом. Ещё один вариант классификации правовых систем был предложен А. Х. Саидовым. По его мнению, для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются три взаимосвязанные группы критериев: · история правовых систем; · система источников права; · структура правовой системы: ведущие правовые институты и отрасли права. Эти критерии позволяют раскрыть качественную специфику той или иной правовой семьи. Исходя из этих взаимосвязанных критериев, можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, социалистическую, мусульманскую, индусскую, обычную, дальневосточную [11, c. 125]. Однако ни одна из представленных классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира в силу сложности, противоречивости и многогранности характеризуемых явлений, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния; право латиноамериканских стран; группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англосаксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|