Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Филиал РГГУ в г. Санкт-Петербурге

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал РГГУ в г. Санкт-Петербурге

 
 
 

 

 

____________________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(тема)

КУРСОВАЯ РАБОТА ______________________________________________________

(по дисциплине)

 

студента_____ курса группы ________

 

Научный руководитель _____________________
(ученая степень, ученое звание) _____________________
(ФИО преподавателя)
   
Дата регистрации:  
____________________  

 

 

Санкт-Петербург 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1 Франческо Петрарка как представитель Эпохи Возрождения…………………6

1.1 Биография Петрарки…………………………………………………….……..7

1.2ТворчествоПетрарки и его особенности……………………………………12

2. Джованни Боккаччо как представитель Эпохи Возрождения………………

2.1 Биография Д. Боккаччо…………………………………………………………

2.2 Творчество Д. Боккаччо………………………………………………………….

 

 

Введение

Термин Возрождение (Ренессанс) появился в 16 веке для определения культурно-исторической эпохи, сменившей Средневековье. Основное содержание, которое вкладывается в этот термин - возвращение культурных идеалов античности.

Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять смысл Возрождения как времени мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности, решительную культурную перестройку в движении от средневековья к новому времени в истории европейской цивилизации.

Возрождение можно сравнить с «греческим чудом» 8-5 века до н.э. (особая интенсивность культурной жизни, существование множества культурных центров, определенная творческая свобода, избыток духовной энергии и как результат - необычайная интенсивность духовной жизни, удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсальных, одаренных: Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и др.).

Наиболее показательна для эпохи Ренессанса Италия, где в первую очередь Возрождение понималось как возрождение традиций античной культуры, но на другой основе - это своего рода новое прочтение античности в соединении с новым прочтением христианства.

Пожалуй, главное завоевание Возрождения - это освобождение человека от отношения к нему Средневековья, когда человек испугался природы, устыдился ее и отверг как нечто греховное. В Ренессансе человек ощущает себя и как часть природы, и как надприродное существо, наделенное силой и талантом творить.

В художественном сознании это проявляется как желание воплотить духовное, обожествить человеческое и опустить на землю божественное. Весьма характерный отрывок из трактата одного из деятелей Возрождения Пико дела Мирандоллы (1463-1494): «Я создал себя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и подняться до существа богоподобного - исключительно благодаря твоей… воле».

В эпоху Возрождения, когда снова открыта была языческая древность, в памятниках культуры передается влюбленность в натурального человека; вновь вспыхивает вера в гармонию человеческой природы, придавленная мировоззрением Средних веков. Натуральный человек как будто открывает себя в своей красоте и силе: «Человек существует для самого себя» (Латини), «Человек может сделать из себя все, что он хочет» (Альберти), «Человек стремится к тому, чтобы везде и всегда быть как бог» (Фичино) - вот изречения, в которых отражается дух новой эпохи, ее вера и упования.

Идеологией Ренессанса стал гуманизм, который поставил в центр мироздания человеческую личность, осознающую себя в своей свободе и независимости, в своем постоянном прогрессивном развитии. Гуманизм возникает в 14 веке в Италии, а к концу 15 века утверждается и в северной Европе.

Гуманистическая идеология по существу уравняла человека и бога, подчеркнув, что они равны в творчестве. Согласно убеждениям гуманистов человек-творец не только создает окружающий мир; чтобы состояться, стать настоящим человеком, он должен сотворить самого себя. Гуманисты были убеждены в всемогуществе человеческого разума. Споря со средневековой моралью, гуманисты на место религиозного культа страдания. Аскетизма ставили этику эпикурейства: земная жизнь не должна быть печальна, лишена радости и наслаждения.

Объект исследования: Литература эпохи Ворождения

Предмет исследования: труды Петрарки, Бокаччо, Шекспира и Сервантеса

Цель работы: изучить творчество писателей эпохи Возрождения

Задачи работы: ознакомиться с биографией и творчеством писателей, выявить особенности их произведений и стиля, оценить их вклад в развитие культуры.

Методология исследования: ознакомиться с биографией и творчеством каждого из четырех писателей, выявить и перечислить их характерные особенности и ценность их произведений.

 

 

Франческо Петрарка как представитель Эпохи Возрождения

 

Петрарка (Petrarca) Франческо (1304-1374) - итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Явление Петрарки огромно. Оно не покрывается никаким самым высоким признанием его собственно литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура общественная — в нем нераздельны. Человечество чтит великого итальянца прежде всего за то, что он, пожалуй, как никто другой, способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и человека, прозванной Возрождением.

 

Биография Петрарки

Франческо Петрарка (1304-1374) Francesco Petrarca. Итальянский поэт.

Родился 20 июля 1304г. в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус.

До 1312 семья жила в Тоскане, затем переехала в Авиньон (Франция), ставший тогда резиденцией папской курии.

1316 – после четырех лет занятий с частным учителем Петрарка изучает право в университете в Монпелье.

1320 – вместе с братом он отправляется в Болонью продолжать изучение юриспруденции.

1326 – после смерти отца оба брата возвращаются в Авиньон. Петрарка принимает духовное звание. К тому времени он уже выказывает несомненную склонность к литературным занятиям.

6 апреля 1327 – в авиньонской церкви Петрарка встречает девушку по имени Лаура. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи сборник Канцоньере (Canzoniere), состоящий из двух частей: «На жизнь Мадонны Лауры» (In Vita di Madonna Laura) и «На смерть Мадонны Лауры» (La morte di Madonna Laura). «Канцоньере» состоит из 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригалов. В этом своеобразном поэтическом дневнике проявилось противоречие между аскетическим средневековым сознанием и утверждением нового видения мира: мотивы суетности и быстротечности жизни сочетаются с любовью к природе, к женской красоте. Поскольку первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу, он и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным.

1330 – Петрарка поступает капелланом к кардиналу Джованни Колонна.

Между 1333 и 11337 – Петрарка совершает путешествия в Северную Францию, Фландрию, Германию, посещает Рим.

1337 – Петрарка приобретает небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона, где периодически живёт и работает. Здесь он начинает два произведения на латыни эпическую поэму «Африка» (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу «О славных мужах» (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начинает писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принимается за комедию «Филология» (Filologia), ныне утраченную.

1340 – литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжают ему европейскую славу. Колоссальный авторитет Петрарки был основан прежде всего на его научной деятельности. Петрарка был первым в Европе гуманистом, знатоком античной культуры, основателем классической филологии. Всю жизнь он посвятил разыскиванию, расшифровке и истолкованию древних рукописей. Больше всего он любил и знал Цицерона и Вергилия, которых называл своим отцом и братом.

8 апреля 1341 – по решению римского сената Петрарку венчают лаврами поэта-лауреата.

1342 1343 – Петрарка проводит в Воклюзе, где продолжает работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу «Исповеди» св. Августина, пишет книгу-исповедь «Моя тайна» (Secretum Meum) в форме трёх диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты «Покаянные псалмы» (Psalmi poenitentialis); «О достопамятных событиях» (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы «Триумф Любви» (Triumphus Cupidinis) и «Триумф Целомудрия» (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – «Канцоньере» (Canzoniere).

1343 - 1345 – Петрарка живет в Парме. Здесь он продолжает работу над «Африкой» и трактатом «О достопамятных событиях». Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался.

1345 – Петрарка возвращается в Воклюз.

1346-1347 – написаны два прозаических трактата: «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346) и «О монашеском досуге» (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум. Также Петрарка начинает вторую редакцию «Канцоньере».

1346 1357 – за этот период он пишет восемь из двенадцати аллегорических эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen).

Летом 1347 – Петрарка с энтузиазмом встречает восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо. Петрарка едет в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасает, как только он узнаёт о совершенных Колой жестокостях. Несмотря на это, впоследствии, после подавления восстания, он выступает в защиту взятого в плен трибуна.

1348 – во время эпидемии чумы умирают кардинал Колонна и Лаура.

1350 – Петрарка знакомится с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он пишет ещё четыре эклоги и поэму «Триумф Смерти» (Triumphus Mortis), приступает к поэме «Триумф Славы» (Triumphus Fame), а также начинает «Стихотворные послания» (Epistolae metricae) и письма в прозе.

1351-1353 – эти годы Петрарка проводит по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он пишет полемическое сочинение «Инвективы против врачей» (Invectiva contro medicum), в котором защищает поэзию, утверждая её нравственную и эстетическую ценность. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу «Без адреса» (Liber sine nomine).

1353-1361 – по приглашению архиепископа Милана Джованни Висконти Петрарка селится в Милане, где исполняет обязанности секретаря, ора тора и эмиссара. Тогда же он заканчивает «Буколические песни» и сборник «Без адреса»; начинает пространное сочинение «О средствах против всякой фортуны» (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; пишет «Путь в Сирию» (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю.

1356 – Петрарка по поручение Висконти едет с дипломатической миссией в Прагу, к императору Карлу IV, на которого возлагаются надежды как на объединителя Италии.

1361 – Петрарка покидает Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он проводит в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где заканчивает работу над сборником «Стихотворные послания», а также сборником «Письма о делах частной жизни» (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начинает ещё один сборник – «Старческие письма» (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг.

1362 – Петрарка, снова спасаясь от чумы, бежит в Венецию.

1366 – группа молодых последователей Аристотеля выступает с нападками на Петрарку. Он отвечает едкой инвективой «О невежестве собственном и других людей» (De sui ipsius et multorum ignorantia), в которой он, опираясь на Платона, Цицерона, Горация и Сенеку, отказывается от абстрактных схем аристотелевской «Этики», ставя выше практическую мораль и целостное изучение человека.

1370 – Петрарка покупает скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах.

1372 – военные действия между Падуей и Венецией заставляют Петрарку укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с её правителем участвует в мирных переговорах в Венеции.

В последние семь лет жизни Петрарка продолжает совершенствовать «Канцоньере» (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни «Rerum vulgarium fragmenta» – Отрывки на народном языке) и работает над «Триумфами», куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности.

1374 – Петрарка пишет «Письмо к потомкам» (Posteritati), представляющее собой краткую автобиографию поэта.

19 июля 1374 – Петрарка умер в Арква.

 

Творчество Петрарки и его вклад в культуру

Список произведений:

 

Почтовая марка Молдовы, 2007 год

«Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре

«Trionfi» («Триумфы»)

Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343

трактаты:

«De remediis utriusque fortunae», 1360—1366

«De vita solitaria», ок. 1346—1356

«De otio religioso», 1346—1356

«De vera sapientia»

инвективы:

«Contra medicum quendam invectivarum», 1355

«Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»

«Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)

«De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368

«De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350

«De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337

«Itinerarium ad sepulcrum Domini»

Письма (Послания):

«Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361.

«Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374

«Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)

«Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358

«Variae» (Extravagantes), 65 писем

«Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем

«Itinerarium Syriacum»

Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений

эпическая поэма «Африка», 1339—1342

De gestis Cesaris

Contra quendam magni status hominem

Collatio laureationis

«Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)

Collatio coram Johanne rege

Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem

Arringhe

Orationes

Testamentum

 

Говорить о Петрарке — значит говорить о мысли и искусстве уходящего Средневековья, говорить о Гуманизме и Возрождении, говорить о петраркизме итальянском и европейском. Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшем програм­мой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание — пусть не всегда четкое — некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный нам век.

Петрарка — родоначальник новой европейской поэзии. Его «Канцоньере» (или «Книга песен») надолго определил пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом. Если на первых порах, для современников и младших гуманистов, Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, непогрешимым учителем, то, начиная с 1501 года, когда стараниями Пьетро Бембо и типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс 3197 «Канцоньере» был предан широкой гласности, началась эпоха петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому «Плеяда» во Франции, Гонгора в Испании, Камоэнс в Португалии, Шекспир и елизаветинцы в Англии. Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас, но и попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию внутреннего мира человека, его нравственного и гражданского призвания.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза одна черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое свое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному предмету всего «Канцоньере». Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество трудов ученых и неученых, и потому говорить тут об этом подробно не имеет смысла. С нужной полнотой читатель все узнает из самих стихотворений. Необходимо лишь заметить, что Лаура — фигура вполне реальная, внешняя биография ее в самых общих чертах известна и большого интереса не представляет. О «внутренней» же рассказывает сам поэт. Конечно, как всегда бывает в настоящей поэзии, любовь эта сублимированная, к концу жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о любви райской, да и самим Раем.

Конкретнее в жизни Петрарки любовь к матери, к домашним: (брату Герардо и племяннику Франческо), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо Колонна, Джованни Боккаччо и многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближним и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизни. Это накладывало определенный нравственный отпечаток на все им написанное, привлекало к нему, повсеместно делало своим, любимым.

Еще одна черта, которую обнажал сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал: это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом. Оно-то в большой степени и побудило Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться. Достигнув беспримерной славы, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В «Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем увенчании, а перед смертью готов даже признать триумф Времени над Славой.

Любопытно, что любовь к Лауре и любовь к Славе между собой не только не враждовали, но даже пребывали в тесном единении, что подтверждалось устойчивой в поэзии Петрарки сим великой: Лаура и лавр. Но так было до поры до времени. В годы самоочистительных раздумий Петрарка вдруг почувствовал, что и любовь к Лауре, и желание Славы противны стремлению обрести вечное спасение. И вовсе не потому — а это чрезвычайно существенно для Петрарки! — что они греховны сами по себе. Нет! просто они мешали вести тот образ жизни, который надежно подвел бы его к спасению. Осознание этого противоречия повергло поэта в глубокое душевное смятение, умеряемое, впрочем, писанием трактата, где он пытался со всей откровенностью обнажить свое душевное состояние.

Конфликт этот был лишь частным случаем конфликта более общего и философски более значимого: конфликта между много­численными радостями земного бытия и внутренней религиозной концепцией.

К земным радостям Петрарка относил прежде всего окружающую природу. Он, как никто из его современников, умел видеть и наблюдать ее, умел наслаждаться травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой. Отсюда и столь частые и столь любовно написанные в его поэзии пейзажные описания. Отсюда же тяга Петрарки «к перемене мест», к путешествиям, к возможности открывать для себя все новые и новые черты окружающего мира.

К несомненным земным радостям относил Петрарка и веру в красоту человека и могущество его ума. К ним же он относил любое творческое проявление: будь то в живописи (сошлюсь на его суждения о Симоне Мартини и Джотто), в музыке, философии, поэзии и т, д.

За эти существеннейшие качества человека Петрарка благодарил Творца. Но эти же качества могли явиться и причиной гибели человека.

Тут надо сказать два слова о личной религиозности Петрарки. Предписаниями религии он не манкировал. Соблюдал их неукоснительно и без рассуждения, в дебри теологии не встревал. Но и отказа от радостей жизни не было. Многочисленные его друзья и родной и горячо любимый брат Герардо отрешились от всего земного и уединились в своих обителях. Петрарка их одобрял, но примеру не следовал. Молчаливо принимая созданное единым Творцом и порой вознося ему хвалу, Петрарка был не чужд и протеста. Ведь это именно он, Петрарка, восклицал: «...что это за мир вокруг?.. Почему Ты отворачиваешься от него? Разве Ты забыл о нашей нищете и страданиях?»

Петрарка не отказывался от привилегий, связанных с его духовным саном, но никогда не соглашался принять конкретную должность, взять на себя обязанности по спасению чужих душ.

Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Поразительна и широта его интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых для полководца, о проблемах воспитания и о распространении христианства, об астрологии и о падении воинской дисциплины после заката Римской империи, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед.

Петрарка превосходно знал античных мыслителей, но сам в области чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепок и точен. Много интересного им написано о практической морали.

Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был чужд и общественных страстей. Так, он был яростным патриотом. Италию он любил до исступления. Ее беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество подтверждений. Одно из них — знаменитейшая канцона «Италия моя». Заветным устремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал разделение Италии, хлопотал о возвращении папской столицы из Авиньона в Вечный город, просил императора Карла IV перенести туда же центр империи. В какой-то момент Петрарка возлагал надежды на то, что объединение Италии будет проведено усилиями Кола ди Риенцо. Самое страшное для Петрарки — внутренние распри. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преобладание на Черном и Азовском морях! Однако красноречивые его письма к дожам этих патрицианских республик ни к чему не привели.

Петрарка был не только патриотом. Заботило его и гражданское состояние человеческого общежития вообще. Бедствия и нищета огорчали его, где бы они ни случались.

Но ни общественные и политические симпатии, ни принадлежность к церковному сословию не мешали основному его призванию ученого и литератора. Петрарка отлично понимал, что для этого нужна прежде всего личная свобода, независимость (тут и он мог бы воскликнуть, что «служенье муз не терпит суеты»). И надо сказать, что Петрарка умел находить ее повсюду, где ему доводилось жить. Кроме, понятно, Авиньона — этого нового Вавилона» — за что он ненавидел его еще и особенно. Именно благодаря такой внутренней свободе — хотя иной раз дело и не обходилось без меценатов -- Петрарке удалось создать так много и так

Девятую, окончательную, редакцию содержит так называемый Ватиканский кодекс под номером 3195, частично автографический.

По этому Ватиканскому кодексу, опубликованному фототипическим способом в 1905 году, осуществляются все новейшие критические издания.

В Ватиканском кодексе между первой и второй частями вшиты чистые листы, заставляющие предполагать, что автор намеревался включить еще какие-то стихотворения. Разделение частей сохраняется: в первой — тема Лауры—Дафны (лавра), во второй —Лаура — вожатый поэта по небесным сферам, Лаура — ангел-хранитель, направляющий помыслы поэта к высшим целям.

В окончательную редакцию Петрарка включил и некоторые-стихи отнюдь не любовного содержания: политические канцоны, сонеты против авиньонской курии, послания к друзьям на различные моральные и житейские темы.

Особую проблему составляет датировка стихотворений сборника. Она сложна не только потому, что Петрарка часто возвращался к написанному даже Целые десятилетия спустя. А хотя бы уже потому, что Петрарка намеренно не соблюдал хронологию и порядке расположения стихотворного материала. Соображения Петрарки нынче не всегда ясны. Очевидно лишь его желание избежать тематической монотонности.

Одно лишь наличие девяти редакций свидетельствует о неустанной, скрупулезнейшей работе Петрарки над «Канцоньере». Ряд стихотворений дошел до нас в нескольких редакциях, и по ним можно судить о направлении усилий Петрарки. Любопытно, что в ряде случаев, когда Петрарка был удовлетворен своей работой, он делал рядом с текстом соответствующую помету.

Работа над текстом шла в двух главных направлениях: удаление непонятности и двусмысленности, достижение большей музыкальности.

На ранней стадии Петрарка стремился к формальной изощренности, внешней элегантности, к тому, словом, что так нравилось современникам и перестало нравиться впоследствии. С годами, с каждой новой редакцией, Петрарка заботился уже о другом. Ему хотелось добиться возможно большей определенности, смысловой и образной точности, понятности и языковой гибкости. В этом смысле очень интересно суждение Карло Джезуальдо (конец XVI — начало XVII вв.), основателя знаменитой Академии музыки, прославившегося своими мадригалами. Про стих Петрарки он писал: «В нем нет ничего такого, что было бы невозможно в прозе». А ведь эта тяга к прозаизации стиха, в наше время особо ценимая, в прежние времена вызывала осуждение. В качестве образца такого намеренного упрощения стихотворной речи приводят XV сонет:

 

 

Я шаг шагну -— и оглянусь назад.

 

И ветерок из милого предела

 

Напутственный ловлю...

 

Но вспомню вдруг, каких лишен отрад,

 

Как долог путь, как смертного удела

 

Размерен срок, — и вновь бреду несмело,

 

И вот — стою в слезах, потупя взгляд.

 

В самом деле, отказавшись от стиховой разбивки и печатая этот текст в подбор, можно получить отрывок ритмически упорядоченной прозы. И это еще пользуясь переводом Вяч. Ивано ва, лексически и синтаксически несколько завышенного.

Странно, что такой проницательный критик и знаток итальянской литературы, как Де Санктис, не увидел этой тенденции в Петрарке. Де Санктису казалось, что Петрарке свойственно обожествление слова не по смыслу, а по звучанию. А вот Д'Аннунцио, сам тяготевший к словесному эквилибризму, заметил эту тенденцию.

Единицей петрарковской поэзии является не слово, но стих ли, вернее, ритмико-синтаксический отрезок, в котором отделье слово растворяется, делается незаметным. Единице же этой

Петрарка уделял преимущественное внимание, тщательно ее обрабатывал, оркестровал.

Чаще всего у Петрарки ритмико-синтаксическая единица заключает в себе какое-нибудь законченное суждение, целостный образ. Это прекрасно усмотрел великий Г. Р. Державин, который в своих переводах из Петрарки жертвовал даже сонетной формой ради сохранения содержательной стороны его поэзии.

Показательно и то, что Петрарка относится к ничтожному числу тех итальянских поэтов, чьи отдельные стихи вошли в пословицу.

Как общая закономерность слово у Петрарки не является поэтическим узлом. В работах о Петрарке отмечалось, что встречающаяся в отдельных его стихотворениях некоторая «прециозность» носит характер скорее концептуальный, чем вербальный. Хотя, конечно, есть примеры и обратные. Примером может служить V сонет; он построен на обыгрывании имени Ла-у-ре-та:

 

Когда, возжаждав отличиться много,

 

Я ваше имя робко назову —

 

ХваЛА божественная наяву

 

Возносится от первого же слога.

 

Но некий голос Умеряет строго

 

Мою РЕшимость, как по волшебству:

 

Вассалом сТАть земному божеству —

 

Не для тебя подобная дорога.

 

 

Можно было бы сослаться и на сонет CXLVIII, первая строфа которого целиком состоит из звучных географических названий.

Интересно, что этот рафинированно-виртуозный, «второй» Петрарка, особенно бросался в глаза и многим критикам, а еще больше переводчикам. Эта ложная репутация, сложившаяся не без помощи эпигонов-петраркистов, воспринявших лишь виртуозную сторону великого поэта, сказалась на многих переводческих работах. В частности, и у нас в России. Словесная вычурность, нарочитая синтаксическая усложненность, за редкими исключениями, почти общая болезнь.

К сожалению, репутация эта оказалась довольно устойчивой. С легкой руки романтиков, отметивших тягу «второго» Петрарки как несомненный, с их точки зрения, порок, этот «второй» Петрарка надолго если не заслонил, то значительно исказил «первого» и «главного» Петрарку, который и позволил ему стать одним из величайших поэтов мира.

В приложении к «Книге песен» даются два письма Петрарки, носящих автобиографический характер. Они не только интересны сами по себе. Они, как думается, помогут читателю глубже разобраться и оценить «Канцоньере». В каком-то смысле они являются бесценным к нему комментарием.

Сам «Канцоньере» печатается в несколько необычном виде. Обычно стихотворения, его составляющие, печатаются вперемешку, со сплошной нумерацией. То есть так, как это было зафиксировано в упоминавшемся Ватиканском кодексе. Печатая сборник целиком, такой порядок бесспорен.

Джованни Бокаччо как представитель Эпохи Возрождения

Джованни Боккаччо – один из первых гуманистов Возрождения, автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон».

 

Биография Д. Бокаччо

Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой. Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал 'грамматику' (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с 'арифметикой' - искусством вести счета.

В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309-1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д'Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет - одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды - к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio, 1355) - шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за 'греховный' тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

 

Творчество Д. Бокаччо и его вклад в культуру

 

Список произведений

неаполитанский период:

1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana)

ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo)

ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato)

ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia)

флорентийский период:

1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto)

начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione)

1343-44, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta)

1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano)

1350-е: «Декамерон» (Decameron)

1354—1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore»)

ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372)

Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершён

Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355—1357, лат. яз.

«Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, лат. яз.

«О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз.

«О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий

Буколические песни (Bucolicum carmen)

Сонеты

Письма

 

Молодого Боккаччо увлекала только поэзия. Деньги и положение отца открыли ему доступ в великосветское общество, где читались стихи трубадуров, и распахнули перед ним двери литературно-научного кружка, собиравшегося подле, короля,.Роберта Днжуйского,, В первой половине XIV века анжуйский Неаполь был одним из крупнейших культурных центров Западной Европы. В 1330—1331 годах, то есть как раз тогда, когда Джовашш Боккаччо дремал над церковными законами, в Неаполитанском университете читал лекции по праву близкий друг Данте — последний великий поэт школы «Нового сладостного стиля» Чино да Пистойа, Почти в это же самое время Джотто расписывал королевский дворец. Он тоже дружил с Данте. Джотто был не только живописцем, но также

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...