Теоретические основы статистики рынка труда
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Теоретические основы статистики рынка труда Предмет и значение статистики рынка труда Определение численности и состава занятых лиц Система показателей, характеризующих уровень и динамику занятости и безработицы Основные показатели статистики безработицы Решение практических задач статистики рынка труда Расчет уровня безработицы в городе Набережные Челны Расчет нагрузки незанятых трудовой деятельностью граждан Набережных Челнов Заключение Список использованных источников Приложение 1. Глоссарий Приложение 2. Перечень основных формул Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Занятость - одна из важнейших проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда, проводимых Международным бюро труда - основным рабочим органом Международной организации труда. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обуславливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой рынок труда изучается систематически.
Статистические данные необходимы для регулирования ситуации занятости, оценки и прогнозов процессов трудоустройства, измерения взаимосвязи между занятостью, доходом и другими категориями уровня жизни, изучения динамики производительности труда. Численность трудовых ресурсов Республики Татрстан ежегодно растет, так онв выросла в 2011 году и составила 2464,3 тыс. человек. Так только в Набережных Челнах чисоенность экономически активного населения насчитывается 270157 человек. Динамика показателей Республики и Набережных Челнов изменчива, но на данный момент она увеличивается. Актуальность данной работы заключается в проблеме возрастающей социально-экономической значимости изучения статистических показателей рынка труда. Целью контрольной работы является изучение теоретических основ статистики рынка труда и выработка практических навыков, решение статистических задач. Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи: раскрыть предмет и значение статистики рынка труда; рассмотреть определение численности и состава занятых лиц; изучить систему показателей, характеризующих уровень и динамику занятости и безработицы; исследовать основные показатели статистики безработицы; решить практическую задачу по расчету уровня безработицы города Набережные Челны; решить практическую задачу по расчету нагрузки незанятых трудовой деятельностью граждан на одну заявленную вакансию в городе Набережные Челны. Объектом исследования в данной работе является статистика рынка труда. Предметом - статистические зависимости, закономерности рынка труда в Российской Федерации, и в частности в городе Набережные Челны.
Теоретической базой послужили труды ведущих отечественных специалистов по рассматриваемой предметной области, в частности Васильевой Э.К., Година А.М., Головача А.В., Елисеевой И.И., Иванова Ю.Н. В качестве информационной основы работы использовались материалы федеральной службы государственной статистики. В контрольной работе использовались индексный метод, балансовый метод, методы группировки статистического анализа. Контрольная работа изложена на 51 странице. Включает введение, два раздела, заключение. Содержит 3 таблицы, 14 формул, 2 рисунка, 19 источников, 2 приложения. В первом разделе контрольной работы рассмотрены теоретические основы рынка труда, приведена статистическая характеристика рынка труда. Во втором разделе рассмотрены статистические задачи, такие как: расчет уровня безработица в городе Набережные Челны, расчет нагрузки незанятых трудовой деятельностью граждан на одну заявленную вакансию в городе Набережные Челны. В заключении приведены выводы по работе в целом.
Теоретические основы статистики рынка труда
Предмет и значение статистики рынка труда
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. В широком смысле рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда. Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Рынок труда - важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывают на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.
Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда. Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы. Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма. Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики. Задачей экономической статистики является разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономки, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования. Отрасли экономической статистики - статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.; их задача - разработка и анализ статистических показателей развития соответствующих отраслей. Статистики крупных отраслей могут быть подразделены на более мелкие отраслевые статистики: например, статистика промышленности - на статистику машиностроения, металлургии, химии и др.; статистика сельского хозяйства - на статистику земледелия и животноводства и т.п.
Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений; ее отрасли - статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д. Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической или социальной статистики, а те и другие основываются в свою очередь на категориях (показателях) и методах анализа, разработанных общей теорией статистики. Изучением экономического и социального развития страны, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, совокупность которых называется статистической службой. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и органы ведомственной статистики. Организация государственной статистики в стране, ее задачи видоизменялись в соответствии с изменением органов государственного управления, их функций, с учетом особенностей развития экономики и социальной жизни общества. Первый государственный статистический орган России был создан в 1811 г. при департаменте полиции. Статистическое отделение сводило отчеты губернаторов и вело демографическую статистику. Органов для сбора первичной информации не существовало, отчеты губернаторов основывались на донесениях полицейских чиновников, церковных записях о рождениях, смертях, браках и т.п. В 1834 г. было образовано статистическое отделение при Министерстве внутренних дел; в 1852 г. оно было преобразовано в Статистический комитет, а спустя пять лет в 1857 г. - в Центральный статистический комитет (ЦСК) при Министерстве внутренних дел. Разработка методологии статистических исследований возлагалась на статистический совет при этом министерстве. В качестве местных органов правительственной статистики работали губернские статистические комитеты, а в 70-х годах были созданы земские статистические бюро. Земская статистика дала много ценного для совершенствования статистической практики и науки. Правительственная статистика в России провела несколько крупных работ: в 1897 г. была проведена первая в России перепись населения, промышленные переписи 1908 и 1913 г., сельскохозяйственные переписи 1916 и 1917 гг. После революции 1917 г. (25 июля 1918 г) правительством было принято положение о государственной статистике, в соответствии с которым был создан высший орган государственной статистики - Центральное статистическое управление (ЦСУ). На базе бывших статистических органов земств, губернских статистических комитетов на местах были созданы губернские, уездные и городские бюро и отделы. В основу создания органов государственной статистики этим положением был положен принцип централизованного руководства статистикой на базе единства ее организации и методологии.
В последующие годы организация статистики претерпела ряд изменений, так в 1930 г. ЦСУ было передано в ведение Госплана СССР и в 1931 г. переименовано в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР. Это слияние органов статистики и планирования объяснялось необходимостью укрепления планового начала в управлении хозяйством страны. В 1932 г. создается сеть районных и городских инспекций, ведающих учетом и статистикой на территории района, города. В 1941 г. ЦУНХУ было переименовано в Центральное статистическое управление Госплана СССР. В 1948 г. была проведена следующая крупная реорганизация органов статистики, когда Центральное статистическое управление Госплана СССР было переименовано в Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, а в 1978 г. - в Центральное статистическое управление СССР. В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Он осуществляет руководство российской статистикой в соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации. В его задачи входит представление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям, разработка научно обоснованной статистической методологии, координация статистической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, анализ экономико-статистической информации, составление национальных счетов и балансовых расчетов. Система органов государственной статистики образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. В республиках, входящих в Российскую Федерацию, имеются республиканские комитеты, в автономной области, автономных округах, краях, а также в областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге действуют государственные комитеты по статистике (комитеты государственной статистики), в районах (городах) - управления (отделы) государственной статистики. Госкомстат РФ выполняет работу по сбору, обработке и анализу научно обоснованных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения государственных и региональных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем, эффективность производства. Характеризуя развитие национальной экономики страны, Госкомстат выявляет соотношения отраслей экономики, соотношения между размерами производства продукции и размерами ее потребления, в том числе потребления различных видов продукции на душу населения, отражает достигнутый уровень - валового внутреннего и валового национального продукта, национальный доход и т.д. Этой информацией обеспечиваются законодательная власть, исполнительные, управленческие и хозяйственные органы. Одновременно с этим Госкомстат занимается совершенствованием методологии учета и статистики, разрабатывает формы отчетности. В настоящее время особое значение придается формированию бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями международного бухгалтерского учета и системы национальных счетов (СНС), поскольку эта система наиболее полно отвечает требованиям рыночных отношений. Методы сбора и обработки статистических данных, методология исчисления статистических показателей, установленные Госкомстатом России, являются официальными стандартами Российской Федерации. Органы государственной статистики выполняют переписи и единовременные учеты, необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения; публикует данные об экономическом и социальном развитии страны и отдельных ее регионов, данные по международной статистике и международным сопоставлениям. В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики в России создан и функционирует Единый государственный реестр (регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). Цель его создания - обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда. Рынок труда связывает различные отрасли экономики. Количество трудовых ресурсов в обществе относительно постоянно, т.е. трудовые ресурсы нельзя получить ниоткуда. Если в отрасли А увеличивается спрос на рабочую силу и уровень заработной платы, то работникам выгодно работать именно в этой отрасли, поскольку рабочие получат более высокий доход, нежели в других отраслях. В данной ситуации наблюдается перелив рабочей силы из одной отрасли в другую, то есть если в отрасли А повышается спрос на рабочую силу, то в отрасли Б при неизменном спросе и уровне заработной платы предложение рабочей силы начинает падать. Любой человек стремится к лучшему и большему. Чем сильнее человек хочет быть лучше, жить лучше, иметь самое лучшее, тем побудительные мотивы к труду растут, тем выше становится коэффициент Джини. Существование абсолютного равенства не стимулирует человека на «выделение из толпы», не заставляет его становится лучше, тем самым не подвергает его на получение большего, нежели другие, дохода. В данной ситуации трудовые усилия общества не стимулируются. Спрос и предложение на рынке рабочей силы зависит прежде всего от цены на продаваемый товар. Так как здесь также действует закон спроса и закон предложения. Цена, выплачиваемая за использование рабочей силы, называется заработной платой. Если рассматривать размеры заработной платы у различных людей, занятых в разных фирмах, то окажется, что у всех она различается. При однородном составе предлагаемой рабочей силы, одинаковой привлекательности рабочих мест и абсолютно конкурентных рынках труда все нанятые работники получили бы одинаковую заработную плату, выраженную ставкой минимальной заработной платы, установленной государством. Но так как все работники отличаются друг от друга по уровню образования, профессиональных навыков, способностью и здоровьем, то ставки заработной платы значительно различаются. В реальности установленный размер минимальной заработной платы носит условный характер, например, не отражает прожиточный минимум населения различных регионов. Установление минимума заработной платы необходимо для определения ряда штрафных санкций, сетки различных тарифов, сетки по установлению заработной платы (например, штраф составляет две минимальные заработные платы). Данные статистики отражают состояние (уровень) изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени, а также качественные сдвиги в процессе развития. Абсолютные цифры численности населения имеют ознакомительное значение; их сопоставления друг с другом позволяют выявить определенную тенденцию в изменении численности населения. Следовательно, называя то или иное статистическое число, всегда указывают, какое явление изучается, время и место, в границах которых оно наблюдается, в каких единицах измерения выражается его величина. Статистика труда является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. Статистика рынка труда, отрасль экономической статистики, изучающая количественные закономерности массовых явлений в области воспроизводства трудовых ресурсов и эффективности их использования. Статистика труда разрабатывает и анализирует показатели занятости, организации и условий труда, качественного состава работающих (распределение их по полу, возрасту, образованию, профессиям и др.), производительности труда, механизации труда, использования рабочего времени, оплаты труда и некоторые показатели уровня жизни трудящихся. В состав статистики рынка труда входят также данные о мероприятиях по повышению квалификации, переобучению, трудоустройству, статистика вынужденно работающих неполную рабочую неделю, статистика забастовок, выплаты пособий на детей, статистика надомников, временно привлеченных работников и т.п. Статистика труда тесно связана с другими областями статистики: статистикой производственных отраслей, услуг, системой национальных счетов, демографией, поскольку показатели численности работников и их оплаты труда, трудовых затрат являются важным элементом характеристики состояния экономики в целом и деятельности отдельных ее отраслей. Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в первой половине 90-х годов в ходе реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики [6, с. 214]. Смена экономической формации в России создала предпосылки для функционирования рынка труда, который становится главным инструментом измерения предложения и спроса на рабочую силу, ее избытка или недостаточности, распределения между секторами экономики, отраслями и регионами. В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Он осуществляет руководство российской статистикой в соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации. В его задачи входит представление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям, разработка научно обоснованной статистической методологии, координация статистической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, анализ экономико-статистической информации, составление национальных счетов и балансовых расчетов. Система органов государственной статистики образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. В республиках, входящих в Российскую Федерацию, имеются республиканские комитеты, в автономной области, автономных округах, краях, а также в областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге действуют государственные комитеты по статистике (комитеты государственной статистики), в районах (городах) - управления (отделы) государственной статистики. Госкомстат РФ выполняет работу по сбору, обработке и анализу научно обоснованных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения государственных и региональных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем, эффективность производства. Характеризуя развитие национальной экономики страны, Госкомстат выявляет соотношения отраслей экономики, соотношения между размерами производства продукции и размерами ее потребления, в том числе потребления различных видов продукции на душу населения, отражает достигнутый уровень - валового внутреннего и валового национального продукта, национальный доход и т.д. Этой информацией обеспечиваются законодательная власть, исполнительные, управленческие и хозяйственные органы. Одновременно с этим Госкомстат занимается совершенствованием методологии учета и статистики, разрабатывает формы отчетности. В настоящее время особое значение придается формированию бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями международного бухгалтерского учета и системы национальных счетов (СНС), поскольку эта система наиболее полно отвечает требованиям рыночных отношений. Методы сбора и обработки статистических данных, методология исчисления статистических показателей, установленные Госкомстатом России, являются официальными стандартами Российской Федерации. Органы государственной статистики выполняют переписи и единовременные учеты, необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения; публикует данные об экономическом и социальном развитии страны и отдельных ее регионов, данные по международной статистике и международным сопоставлениям. В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики в России создан и функционирует Единый государственный реестр (регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). Цель его создания - обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда. Информация о рынке труда является важным инструментом при разработке экономической и социальной политики государства. Основными задачами статистики рынка труда на современном этапе являются: изучение текущих данных об экономически активном населении, занятости, безработице, структуры занятости по отраслям и профессиям; исследование данных о движении рабочей силы; изучение данных о затратах на рабочую силу, их структуры и динамики; изучение данных о фондах времени, их структуре, а также расчет показателей использования рабочего времени; изучение данных о трудовых конфликтах, а также расчет показателей, характеризующих трудовые конфликты по отраслям, причинам возникновения и др. [9, с. 120]. Рынок труда - система экономических, социальных, организованных и правовых мер и институтов, координирующих и регулирующих распределение и использование рабочей силы. Для изучения рынка труда используются различные показатели, характеризующие это явление. Трудовые ресурсы (ТР) - это население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике. Согласно действующему в России законодательству, трудоспособный возраст для мужчин - от 16 - до 59, женщин - от 16 до 54 лет включительно. В составе ТР выделяются три группы населения: занятые, учащиеся и лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике. Сама занятость в соответствии с "Законом о занятости населения в РФ" (1996 г.) понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Статистика предлагает следующие показатели для изучения ТР и структуры всего населения на макроуровне: общая численность ТР, их состав и отраслевая структура; динамика (абсолютный прирост, темпы роста и прироста с выделением естественного и механического движения ресурсов, интенсивность их воспроизводства (соотношение абсолютного прироста трудовых ресурсов за год к средней годовой их численности); коэффициенты общей (демографической) и пенсионной нагрузки населения в трудоспособном возрасте; коэффициенты трудоспособности всего населения и населения в трудоспособном возрасте; коэффициенты занятости всего населения и трудоспособного населения. Можно определить и прогнозную численность ТР на небольшой срок [10, с. 206]. Экономически активное население (ЭАН), или рабочая сила, часть населения в возрасте, установленном для измерения его экономической активности (в России - от 15 до 72 лет), обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В международных статистических стандартах говориться о том, что термин «экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от продолжительности периода, к которому оно применяется. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный неделе или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется также термин «рабочая сила», если за длительный период - то подразумевается обычно активное население.
1.2 Определение численности и состава занятых лиц
В основу категорий, рассматриваемых в настоящем разделе, положены определения, принятые международными конференциями по статистике труда, и рекомендации МОТ, при этом учтены национальные особенности России. Экономически активное население (рабочая сила) есть часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду. Уровень экономической активности населения - это доля экономически активного населения в общей численности населения. К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу, самостоятельно либо у отдельных граждан, независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений; б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (что имеет место при работе на транспорте); установленного Законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки, других подобных причин. в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, изложенными выше. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу или признанных безработными. Уровень безработицы - это удельный вес безработных в численности экономически активного населения. Продолжительность безработицы - промежуток времени, в течение которого человек ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до наступления рассматриваемого периода), используя при этом любые способы. Экономически активное население классифицируется по статусу занятости, по которому определяется положение индивидуума в обществе. Критерием при определении статуса является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями с другими работниками предприятия. Классификация по статусу в занятости включает следующие группы: ) Наемные работники - лица, выполняющие работу по найму, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителями предприятия любой формы собственности или определенным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами, либо в натуральной форме. По длительности найма наемные рабочие делятся на постоянные, временные, сезонные и нанятые на случайную встречу. ) Лица, работающие не по найму. К ним относятся: работодатели - лица, постоянно работающие на собственном частном предприятии; лица, занимающиеся профсоюзной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе; лица, работающие самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами, осуществляющие деятельность, приносящую доход и не использующие труд наемных рабочих на постоянных условиях; неоплачиваемые работники семейных предприятий; члены коллективных предприятий. ) Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости. Экономически неактивное население - население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младше возраста, установленного для измерения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения также измеряется по отношению к обследуемому периоду. Эту часть населения составляют следующие категории: а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневную аспирантуру и докторантуру); б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста; в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III групп); г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; д) отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода. Статус занятости определяется для экономически активного населения (т.е. как для занятых, так и для безработных). Экономически активное население делится на следующие группы. 1. Наемные работники, деятельность которых управляется или осуществляется согласно установленному набору правил. При этом основные фонды, некоторые или все инструменты, рабочие помещения, как правило, являются собственностью других лиц. 2. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Сюда относятся следующие четыре категории: работающие на индивидуальной основе, работодатели, неоплачиваемые работники семейных предприятий, члены коллективных предприятий. Оплата их труда непосредственно зависит от дохода, получаемого в результате производства товаров и услуг. Эти лица принимают управленческие решения, влияющие на деятельность предприятий, либо делегируют эти полномочия, но за собой оставляют ответственность за благополучие предприятия. Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих определений. . Наемные работники - это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности либо отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой. Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая директоров и управляющих предприятий, служителей религиозных культов, также считаются наемными работниками. 2. Лица, работающие на индивидуальной основе, - это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или использующие его лишь на очень короткий срок (сезонные и случайные работы). 3. Работодатели - это лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья владеет предприятием без раздела на доли владения между членами семьи и на постоянной основе использует труд наемных работников для осуществления производственной деятельности. Свои управленческие функции работодатель может делегировать наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия. 4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий - это лица, работающие без оплаты на частных семейных предприятиях, которыми владеют родственники. 5. Члены коллективных предприятий - это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями. Среди членов коллективных предприятий различаются следующие подгруппы: члены производственных кооперативов, колхозники, члены товариществ, члены других коллективных предприятий. Лица, не поддающиеся классификации по статусу в занятости, - это безработные, ранее не занятые приносящей доход трудовой деятельностью, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их к той или иной группе по статусу в занятости. Наемные работники распределяются по двум подгруппам: а) гражданское население; б) военнослужащие. К военнослужащим относятся лица, имеющие воинское зван<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|