Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический тест на определение стратегии разрешения конфликтных ситуаций учителем

Тема 6. Межличностные конфликты в педагогическом процессе

1. Особенности и виды педагогических конфликтов.

2. Конфликты между учениками.

3. Конфликты в сфере «учитель – ученик».

4. Специфика конфликтов между учителями и другими субъектами образовательного процесса: администрация, родители.

5. Межличностные конфликты в высшей школе.

6. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе.

Литература:

· Анриенко Е.В. Конструктивная сущность педагогического конфликта. – СПб, 2000.

· Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл.29; 31-34.

· Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

· Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: «ЮНИТИ», 2001. – С. 227 – 233.

· Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Книга о технологиях превращения детей в хороших учеников. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. – С. 359 – 441.

· Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

· Лещинский В. М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. – М.: «Просвещение», «Владос», 1995. – С. 116 – 143.

· Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998. - С. 2 – 56.

· Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М.: «Совершенство», 1997. – С. 11 – 18.

· Практическая психология для преподавателей. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – С. 193 – 208.

· Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

· Сулимова Т. С. Конструктивное разрешение конфлик­тов. — М., 1996.

Методические рекомендации:

По 1 вопросу:

Педагогическая сфера как совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, сутью которой является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Субъекты деятельности в педагогическом процессе: ученик, учитель, родители и администрация. Классификация педагогических конфликтов по основанию субъектов взаимодействия.

По 2 вопросу:

Конфликт между учениками как самый распространенный в учебной деятельности. Конфликты лидерства как борьба двух-трех лидеров за первенство в классе. Генезис агрессивного поведения школьников. Особенности предупреждения конфликтного поведения школьников: дисциплина, личность учителя (стиль общения, регуляция конфликтов учащихся). Специфика отношений в системе «учитель – родитель». Основные виды противоречий.

По 3 вопросу:

Конфликты между учителем и учеником. Классификация конфликтов сферы «учитель – ученик» (М.Рыбакова): конфликты деятельности, конфликты поступков, конфликты отношений. Особенности педагогических конфликтов (ответственность учителя за педагогически правильное решение проблемных отношений; разница в жизненном опыте учителя и ученика; готовность педагога перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми и пр.). Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами с детьми.

По 4 вопросу:

Особенности конфликтов между учителями: влияние содержания и характера педагогической деятельности, преимущественное преобладание женщин в педагогическом коллективе; социально-экономическая ситуация в стране. Влияние стажа работы учителя в школе на специфику конфликтов. Роль неудобного расписания уроков и затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников в возникновении педагогических конфликтов. Влияние профессиональных и индивидуальных качеств учителя на частоту столкновений.

Специфика конфликтов в системах «учитель – администрация», «учитель – обслуживающий персонал», «молодые учителя – учителя со стажем». Роль социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Специфика конфликтов в системах «учитель – родитель».

 

По 5 вопросу:

Виды конфликтов, основные причины и особенности их протекания.

По 6 вопросу:

Алгоритм повеления, не­обходимый для успешного разрешения конфликтных педагогических ситуаций.

Самостоятельная работа 6.

Педагогический тест на определение стратегии разрешения конфликтных ситуаций учителем

В указанных ниже ситуациях назовите: а) наиболее приемлемое для Вас решение; б) самое эффективное, на Ваш взгляд, решение. Для каждой ситуации приводится список вариантов решений, из которых выбирается решение, удовлетворяющее пунктам а) и б). Запишите номер ситуации и номера двух выбранных Вами решений (первое, отвечающее пункту а), второе — пункту б)). Например, если в ситуации 1 наиболее приемлемым для Вас является решение 4, а наиболее эффективным — 3, то следует записать таким образом: 1. а) 4; 6) 3.

Ситуация 1. Прозвенел звонок. Учитель входит в класс. Царит шум и всеобщее оживление. На педагога внимания не обращают. Как начать урок?

Варианты решений:

1. Повысив голос, поприветствовать класс, призвать к тишине и порядку.

2. Молча стоять перед классом, дожидаясь тишины.

3. Чем-либо удивить класс и тем самым привлечь к себе внимание (начать петь, декламировать стихи, пожать руку ученикам класса и т.д.).

4. Постучать журналом (ручкой, указкой, книгой и т.п.) по столу, призывая к порядку.

5. Не входить в класс, открыть дверь и дожидаться тишины.

6. Начать урок с рассказа увлекательной истории.

7. Начать урок с письменного опроса.

8. Попросить всех встать и сказать, что класс будет стоять до тех пор, пока не установится тишина и порядок.

9. Молча начать записывать на доске либо название и какие-то данные по новой теме, либо непривычное по форме задание для учащихся.

Ситуация 2. Известный учителю ученик начинает скрипеть партой (стулом), стучать, издавать какие-либо звуки и т.п. Учитель делает ему устное замечание. Ученик возмущается, что он тут не причем и через некоторое время продолжает в том же духе. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1. Выгнать из класса.

2. Написать замечание в дневник или документ, его заменяющий.

3. Вызвать к доске.

4. Взять дневник, но замечание не записывать, предупредив ученика.

5. Дать ученику индивидуальное задание на карточке.

6. Посмеяться над данным учеником, что он не нашел иного способа привлечь к себе внимание.

7. Не обращать внимания на издаваемые звуки.

8. Попросить данного ученика выполнить какое-либо поручение (принести мел, намочить тряпку, стереть с доски и т.п.).

Ситуация 3 аналогична ситуации 2, но неизвестно, кто является источником шума, возможно, и несколько учеников.

Варианты решений:

1. Прекратить урок и дожидаться тишины.

2. Попытаться выяснить, кто мешает вести урок.

3. Выйти из класса.

4. Взять дневники у всего класса и записать замечания.

5. Предложить классу выполнить какое-либо трудное или интересное для них задание.

6. Дать классу самостоятельную контрольную работу.

7. Не обращать внимания на издаваемые звуки и продолжать работу.

8. Попросить прекратить аккомпанировать звуками рассказ учителя, т.к. невозможно объяснять сложный учебный материал.

Ситуация 4. Учитель получает от ученика записку с признанием в любви. Реакция учителя?

Варианты решений:

1. Разорвать ее и больше к этому не возвращаться.

2. Оставить ученика после урока и ему еще рано думать о любви, тем более к старшему по возрасту и положению учителю.

3. Встретиться вне школы и объяснить невозможность подобных отношений.

4. Вызвать родителей ученика и поговорить с ними.

5. Посоветовать ученику перейти в другую школу.

6. Проигнорировать записку.

7. В личной беседе сказать ученику о самом хорошем отношении к нему, предложить интересное совместное дело, относящееся к предмету или внеклассному мероприятию.

8. Отделаться шуткой.

9. В личной беседе заявить честно об уважении и благодарности к нему и об отсутствии подобных чувств к ученику.

Ситуация 5. Ученик успешно ответил у доски, получил высшую оценку, но затем учитель заметил у него шпаргалку. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1. Забрать шпаргалку и исправить оценку.

2. Сделать вид, что не заметил шпаргалки.

3. Пристыдить, но оценку не менять.

4. Похвалить за хорошо подготовленную (изданную) шпаргалку.

5. Сказать, что эта оценка не будет учитываться при подведении итогов четверти (полугодия, года), что ее нужно подтвердить.

6. Выразить сожаление, что не заметил шпаргалки, но оценки не менять.

7. Выразить сожаление по поводу того, что ученик не мог самостоятельно, без помощи шпаргалки так же хорошо ответить.

Ситуация 6. Учитель недавно в этом классе. Но уже несколько уроков подряд ему досаждает Смирнов Олег. Учитель после объяснения нового материала выясняет, у кого есть вопросы. Смирнов тут же поднимает руку и задает какой-нибудь вопрос. Учитель ему отвечает, но Смирнову объяснения учителя непонятно. Учитель снова объясняет, и снова Смирнов его не понимает. После нескольких объяснений учитель предлагает Смирнову прийти после уроков, но тот не приходит. На следующий день все повторятся снова. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1. Вызвать родителей и обсудить с ними проблему усвоения учебного материала их сыном.

2. После очередной неявки Смирнова на дополнительные занятия опросить его на уроке и выяснить действительные знания ученика, оценить их.

3. Пошутить, что Смирнову, видимо, очень приятны голос и речь учителя, поэтому он просит учителя несколько раз повторять одно и то же.

4. Игнорировать вопросы ученика.

5. Выразить удивление по поводу непонятливости Смирнова.

6. Поинтересоваться, есть ли у других учеников вопросы. Если большинству учащихся материал понятен, то оставшуюся часть пригласить на дополнительные занятия и продолжить урок. В противном случае Выяснить причины непонимания материала и попытаться их ликвидировать.

7. Предварить вопрос Смирнова следующим замечанием: «Есть ли у кого вопросы, кроме Смирнова? Если что-то непонятно, то я жду в такое-то время и в таком-то кабинете».

Ситуация 7. Петров замучил учителя вопросами. Он задает каверзные вопросы, пытаясь поймать учителя на неумении ответить на них, на недостатке знаний, эрудиции. На очередной вопрос учитель не может сразу ответить. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1. Не отвечать на вопросы Петрова.

2. Предложить ответить на вопрос на следующем занятия.

3. Признаться в отсутствии мгновенного ответа на вопрос, обещать подумать над ним.

4. Предложить всему классу ответить на вопрос и пообещать спросить о решении следующий раз.

5. Отчитать Петрова за вопрос не по теме, не по существу и не отвечать на него.

6. Шуткой уйти от ответа, по возможности в следующий раз к нему вернуться.

7. Похвалить Петрова за хороший вопрос и пообещать обсудить его при наличии времени.

Ситуация 8. Прошло некоторое время от начала урока. Учитель начинает записывать новую тему на доске. В это время раздается мяуканье, и внимание класса привлекает неизвестно откуда взявшийся котенок на столе учителя. Продолжение объяснения становится невозможным. Реакция учителя?

Варианты решений:

1. Удивиться, выразить возмущение по этому поводу и попросить срочно забрать котенка.

2. Попытаться выяснить, чей котенок.

3. Прекратить проведение урока до тех пор, пока котенка не уберут из класса.

4. Взять котенка и вынести его за дверь.

5. Выразить недоумение по поводу появления котенка на столе в такой неподходящей для него обстановке и предположить кому-либо из учеников отнести его домой.

6. Восхититься совершенствами котенка, выразить сожаление по поводу невозможности из-за сложности учебного материала уделить ему достаточно внимания и попросить ученика, желающего иметь животное у себя дома, забрать котенка.

7. На котенка внимания не обратить, а классу предложить выполнить самостоятельную работу на время и оценку.

Ситуация 9. Учитель отметил в журнале отсутствующих учеников, встал со стула и направился к доске для записи темы урока. При этом в классе раздался сдержанный смех учеников. Выяснилось, что на костюме учителя остался отпечаток от нарисованной мелом на спинке стула рожицы. Реакция учителя?

Варианты решений:

1. Возмутиться, обидеться и выйти из класса.

2. Посмеяться вместе со всеми над своей неловкостью и невнимательностью.

3. Игнорировать смех и спокойно продолжить урок до звонка.

4. Сообщить ученикам, что Вы такого не ожидали от них.

5. Попросить кого-либо из учеников помочь почистить костюм и продолжить урок.

6. Отчитать учеников за хулиганский проступок, обидеться, но урок завершить.

Ситуация 10. Учитель объявляет тему урока в 10-м классе и собирается зафиксировать ее на доске, но, оказывается, что мел не пишет. При более внимательном рассмотрении оказалось, что вместо мела у него в руках покрашенный деревянный брусок. Что предпринять учителю?

Варианты решений:

1. Возмутиться и отказаться записывать на доске тему урока, необходимые пояснения и диктовать все устно.

2. Начать выяснять, кто это сделал, чтобы наказать виновного.

3. Посмеяться остроумной шутке и предложить кому-нибудь принести нормальный мел.

4. Изменить предусмотренную первоначально форму проведения урока, исключив объяснение на доске и предложив через некоторое время кому-либо из учеников ответить письменно на доске.

5. Заменить объяснение нового материала письменным опросом по предыдущему материалу.

6. Не акцентировать внимания на ситуации и предложить принести другой кусок мела.

Ситуация 11. Учитель объясняет способ решения сложной задачи, но стоит ему отвернуться, как один из учеников начинает жестами передразнивать его. В классе – смех, оживление, учащиеся не следят за ходом урока. Что предпринять учителю?

Варианты решений:

1. Выгнать данного ученика из класса.

2. Сделать ему замечание.

3. Посоветовать поступить на работу в цирк.

4. Вызвать ученика к доске или дать ему индивидуальное задание на оценку.

5. Отвлечь внимание класса от данного ученика занимательным заданием, интересной информацией.

6. Посмеяться вместе со всеми, отметив неординарные театральные способности ученика, дать возможность всем немного расслабиться затем перейти к работе.

Ситуация 12. Учитель входит в класс. Ученики приветствуют его, стоя на партах в положении «смирно». Реакция учителя?

Варианты решений:

1. Возмутиться.

2. Удивиться.

3. Приказать всем спуститься и занять нормальное положение.

4. Игнорировать положение учащихся и вести урок как ни в чем не бывало.

5. Встать на учительский стол и вести урок в таком положении до того момента, пока ученикам не потребуется сделать записи. Преложить им сесть, если они испытывают некоторые неудобства.

6. Войти в класс и громко по-военному скомандовать: «Вольно», затем предложить желающим сесть и начать урок.

Ситуация 13. Два ученика на соседних местах начинают довольно бурно выяснять отношения на уроке и в пылу не замечают, что привлекают внимание уже половины класса. Что предпринять учителю?

Варианты решений:

1. Написать обоим замечание.

2. Вызвать к доске одного из них.

3. Выгнать учеников из класса.

4. Устно предупредить.

5. Попытаться разобраться, в чем дело, найти виновного.

6. Пересадить одного из них на другое место.

7. Дать каждому из них индивидуальное задание.

8. Отвлечь от них внимание класса рассказом, занимательной истории, выполнением задания.

9. Вызвать обоих к доске и предложить соревноваться в знаниях при выполнении задания.

Ситуация 14. Учитель заходит в кабинет и замечает, что один из слабо успевающих, но психически нормальных учеников стоит на подоконнике у открытого настежь окна, всем своим видом показывал, что намерен в любую минуту прыгнуть вниз с высокого этажа. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1. Закричать, чтобы немедленно спустился.

2. Спокойно предложить всем занять свои места.

3. Побежать к ученику, чтобы спустить его на пол.

4. Выйти из класса и позвать представителя администрации.

5. Крикнуть: «Иванов. К доске, быстро! На оценку!»

6. Спокойно заметить: «Не рано ли прощаться с жизнью из-за такого пустяка, как... (название предмета)?!»

7. Закричать: «Иванов! Ради бога, не прыгай! Я поставлю тебе «5»!».

Анализ результатов

Ответьте на вопрос: «К какой группе действий (репрессивные, неконструктивные действия по изменению хода развития ситуации) относятся выбранные Вами варианты решения проблемы в каждой из 14 ситуаций?»

Оцените, к какой группе действий Вы отдаете предпочтение, и сделайте вывод о свойственной Вам стратегии разрешения конфликтогенных ситуаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...