Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора




 

Статья 387 ГПК РФ содержит кардинально новое положение об основаниях отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Такими основаниями закон назвал не просто незаконность судебного постановления, а существенные нарушения закона. Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

И.А.Приходько судебный акт, принятый с существенным нарушением норм материального или процессуального права (ст. 387 ГПК РФ), не может считаться практикообразующим; следовательно, такой акт нарушает единство судебной практики, соответствующей закону.[29]

ГПК 1964 г. (в ред. 1995 г.) предусматривал несколько иные основания для отмены судебного постановления в надзорном порядке:

1) неправильное применение или толкование норм материального права;

2) существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного постановления (часть 1 статьи 330 ГПК РСФСР).

Таким образом, ранее действовавшее законодательство упоминало о существенном нарушении норм процессуального права, но в увязке с тем, что оно повлекло вынесение незаконного судебного постановления.

И.В.Решетникова отмечает, что современный подход к определению понятия "существенное нарушение норм материального или процессуального права" законодательно не определен[30].

А.Е.Ефимов указывает, что в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов в надзорном порядке ею обозначается неопределенный круг существенных нарушений норм материального или процессуального права.[31]

П.Н.Осипов отмечает, что существенность нарушения - категория оценочная и подлежит анализу "ad hoc" в каждом конкретном случае[32].

В связи с отсутствием указания, что следует понимать под существенным нарушением норм материального или процессуального права.

Пленум Верховного Суда РФ дал необходимое разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"[33]:

«23. Обратить внимание судов на то, что в силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим пункт 6 части 1 статьи 378 ГПК РФ требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона. Исходя из этого судья, которому в соответствии со статьей 379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании статьи 380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (статья 388, пункты 2, 3, 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ).

24. Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам статьи 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (часть 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (часть 1).

25. Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам статьи 363 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов)».

В надзорной жалобе необходимо указать на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона (п.6 ч.1 ст.378 ГПК РФ). Определения понятия "существенное нарушение закона" в ГПК РФ нет. Однако анализ норм ст.378, 387, 390 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что под существенным нарушением закона законодатель имел в виду существенное нарушение норм материального или процессуального права.

Понятие существенности нарушения закона, как разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 20 января 2003 г. (п.23, 24), охватывается содержанием ст.363, 364 ГПК РФ.

Последнее время появилось достаточно много исследований[34], связанных со сравнительным анализом АПК РФ[35] и ГПК РФ.

Положения статьи 304 АПК РФ определяется конкретный, исчерпывающий перечень оснований для отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, то ст. 387 ГПК РФ подобного конкретного перечня не содержит.

Согласно статье 304 АПК РФ судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) препятствует принятию законного решения по другому делу;

3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

В.В.Ефимова, сравнивая статью 304 АПК РФ и ГПК РФ, отмечает, что представляется более удачной формулировка аналогичной статьи в ГПК РФ [36].

Кроме того, в настоящее время важнейшей проблемой является проблема правового регулирования порядка исполнения в Российской Федерации решений международных правозащитных органов вообще и Европейского суда в частности.

Более затруднительным, чем выплата компенсаций, является исполнение решений Европейского суда в той части, в которой устанавливается нарушение государством-ответчиком положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сама Конвенция о защите прав человека и основных свобод, предусматривая требование к государству исполнять постановления Суда (статья 46), не содержит указаний на конкретный перечень мер, которые должны быть предприняты государствами для исполнения решений в указанной части. С одной стороны, это означает, что каждое из государств вправе самостоятельно устанавливать соответствующий порядок своим внутренним законодательством. Но, с другой - определенные соображения на данный счет были высказаны Комитетом Министров, на который возложен контроль за исполнением постановлений Суда (статья 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Этому вопросу посвящена Рекомендация Комитета Министров Совета Европы N R (2000) 2 от 19 января 2000 г.

"По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями

Европейского суда по правам человека"[37], на ряд положений которой следует обратить внимание.

Прежде всего, отмечается, что обязательства государств, в соответствии со статьей 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при определенных условиях могут повлечь за собой принятие мер, обеспечивающих восстановление той ситуации, в которой находилось лицо до нарушения Конвенции (restitutio in integrum). Оставляя на усмотрение государств определение мер, наиболее соответствующих достижению restitutio in integrum, Комитет Министров, исходя из практики осуществления контроля за исполнением решений Суда, указывает, что существуют обстоятельства, при которых пересмотр дел или возобновление производства по делу оказываются самыми эффективными, если не единственными мерами для достижения названного эффекта.

Следовательно, Комитет Министров ориентирует государства на то, чтобы предусматривать в своих правовых системах адекватные возможности для пересмотра дел.

Российское законодательство в настоящее время не достаточно последовательно содержит в себе механизм, соответствующий положениям приведенной рекомендации. Среди предложений, которые высказываются есть предложение дополнить статью 387 ГПК РФ таким основанием отмены или изменения вступившего в законную силу судебного акта – в случае "если судебный акт принят на основе нормативного правового, нарушающего положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что установлено решением Европейского суда по правам человека"[38].

Кроме того, в статье 387 ГПК РФ не содержится положение, которое было в ст. 330 ГПК РСФСР: "Не может быть отменено судебное постановление по формальным соображениям".

Это очень важное положение, защищающее лиц, участвующих в деле, от формализма со стороны суда. Но его отсутствие в новом ГПК РФ не должно ничего изменить в данном вопросе: суд надзорной инстанции по-прежнему не должен принимать решения исходя лишь из формальных соображений.

Так, например, нет оснований для отмены решения, если дело, по которому оно вынесено, ошибочно рассмотрено в порядке искового производства, а не, как должно, по правилам, установленным для производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (и наоборот), если решение по существу правильное и процессуальные права лиц, участвующих в деле, нарушены не были.

Архангельский областной суд, обобщая причины отмены кассационных определений судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда в порядке надзора за первое полугодие 2005 года, указывает, что в президиум областного суда было внесено на рассмотрение в порядке надзора 11 надзорных жалоб по гражданским делам, рассмотренным в суде кассационной инстанции. Все указанные жалобы были удовлетворены[39].

Президиумом областного суда были отменены кассационные определения судебной коллегии, которые были вынесены: в 2002 году - 1 кассационное определение, в 2003 году - 1 кассационное определение, в 2004 году – 6 кассационных определений и в первом полугодии 2005 года - 3 кассационных определения.

Причины отмены кассационных определений судебной коллегии по гражданским делам областного суда по отдельным категориям дел явились:

· неправильное применение и толкование норм материального права - 10 определений (90,9 %);

 

Категории дел по спорам, возникающим из: Количество дел
договорных правоотношений 1
жилищных правоотношений 2
внедоговорных правоотношений 1
пенсионных правоотношений 4
социальных правоотношений 1
трудовых правоотношений 1

 

· существенное нарушение норм процессуального права - 1 определение (9,1 %)

Рассмотрение гражданских дел в суде кассационной инстанции характеризуется следующим образом:

 


 

 

Первое полугодие

1997 1998 1999г 2000г 2001г 2002 2003г 2004г 2005г
всего поступило дел по жалобам (представлениям) 1162 1542 1650 1796 1990 1951 1698 1674 1516
из них: на решения 887 1232 1282 1447 1481 1285 1087 1015 823
на определения 275 318 368 349 509 666 611 659 625
всего окончено производством дел 1011 1408 1502 1675 1857 1859 1504 1599 1448

 

Из приведенных выше данных видно, что, если до 2001 года наблюдался постоянный рост числа дел, рассмотренных в кассационной инстанции, то, начиная с 2003 года, имеет место относительное сокращение количества поступивших в кассационную инстанцию и оконченных производством гражданских дел.

По сравнению с первым полугодием 2004 года количество поступивших гражданских дел в суд кассационной инстанции в первом полугодии 2005 года сократилось на 158 дел или на 9,5 %, из них по кассационным жалобам и представлениям – на 192 дела или на 19,9 %, по частным жалобам и представлениям – на 34 дела или на 5,2 %.

За первое полугодие 2005 года количество оконченных производством дел в суде кассационной инстанции, рассмотренных по существу, сократилось на 151 дело или на 9,5 %.

Судом второй инстанций в первом полугодии 2005 года было прекращено кассационное производство по 8 делам (на 25 дел меньше, чем за первое полугодие 2004 года), что составило 0,5 % от числа поступивших дел.

При этом в связи с ненадлежащим оформлением районными судами гражданских дел при направлении в суд второй инстанции за первое полугодие 2005 года было снято с рассмотрения и возвращено в районные (городские) суды 60 дел (на 18 дел больше, чем за первое полугодие 2004 года), что составило 3,9 % от числа поступивших дел.

Согласно статистическим данным утверждаемость определений суда кассационной инстанции характеризуется следующим образом:

 

 

Первое полугодие

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2002 2004 2005
количество отмененных и измененных определений 10 13 33 19 21 11 19 12 11
утверждаемость в процентах от числа рассмотренных дел 99,02 99,07 97,83 98,87          

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...