Оформление книжного уголка в группах детского сада
Белик Ю.Н. Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Учитывая это, важно с ранних лет приучать ребенка к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение. Так, оформленный с учетом современных требований книжный уголок в группе ДОО станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов.
«По следам художественных произведений» — альбом детского художественного творчества в старшей группе Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), включает ряд требований, среди которых требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т. ч. к развивающей предметно-пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: · максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
· наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; · охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; · возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в т. ч. детей разного возраста) во всей группе и в малых группах; · двигательную активность детей, а также возможность для уединения. Учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 12» определил организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжных уголков в группах, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач. Данная работа проводилась с учетом методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования на основании письма Минобрнауки Мурманской области от 26.11.2013 № 17–02/8577-НК «О методических рекомендациях по организации предметно-развивающей пространственной образовательной среды ДОО». Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке При оформлении книжных уголков педагоги руководствовались принципами, определенными ФГОС ДО. Так, с целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, была приобретена многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов. В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.
Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагоги разнообразили содержание книжных уголков. Так в книжном уголке старшей группы ДОО появился альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д. В подготовительной группе представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д. Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжные уголки в группах оформляются с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников. С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.
Рядом с книжным уголком, в едином пространстве, оформляется уголок продуктивной, театрализованной деятельности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. За исправностью и сохранностью книг в уголках следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги разместили «книжную аптечку», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать. С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки оборудуются в максимально освещенной зоне групповых комнат. Мебель для книжного уголка подбирается из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными. С целью контроля оформления и содержания книжных уголков во всех возрастных группах ДОО были разработаны соответствующие критерии оценки (приложения 1, 2). Контроль деятельности педагогов в данном направлении позволяет стимулировать их к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста. Созданные в группах книжные уголки способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности. Таким образом, предметно-пространственная среда в ДОО имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов. Книжные уголки в группах ДОО Приложение 1 Критерии оценки содержания книжных уголков в группах в ходе тематического контроля 1
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|