История развития народного промысла.
Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. «До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно протянуть ремешок сандалии. В Перу примерно в тот же период был связан пояс с великолепным орнаментом колибри. Судя по сохранившимся портретам средних веков, английские и французские короли предпочитали шитым чулкам вязаные, которые подчёркивали достоинство форм ног».8 «Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний. Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге. Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим по соседству. Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.
Существуют изделия с крупным раппортным орнаментом, фигуры которого (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части – полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные – в Карпогорском районе, по реке Пинеге. Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской губернии. Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера, жакеты, шали, перчатки и т.д.».9 «Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области, вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз, обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной другой породы. Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи использовали козий пух – вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую инициативу. Его жена в течении многих лет приучала местное население к пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского уезда. В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные – из белого. «Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.
Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с успехом демонстрируются на художественных выставках». 10 В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы и др. Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры. Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.
2.2.Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.
«Для вязания используются: спицы разных номеров – от 1 до 10 [см. табл. №15]. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 – 2 раза тоньше. Вещи с ажурными рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми – ими трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые эластичным тросиком. Так же в работе понадобятся большие булавки для собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия. Материал может быть различным – шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые, синтетические и смешанные нитки (табл. № 11,12). Можно соединить две или несколько гармонирующих по цвету нитей.
Вязание начинается с набора петель. Количество петель, набранных для детали изделия, зависит от плотности вязания. Опытные вязальщицы знают несколько видов набора петель, но существуют два более простых и распространённых способа – набор из 2-х нитей и 1-ой нити (см. табл. №13,14). Чтобы научиться вязать следует освоить вывязывание двух петель – лицевой и изнаночной (см. табл. №16 и №3). Все остальные виды петель в основном представляют собой варианты этих двух. При различных комбинациях только лицевых и изнаночных петель можно получить множество рисунков для вязания шарфов, свитеров, платьев и т.д. (см. табл.№1-10).»11 Работа в технике вязания требует соблюдения правил техники безопасности: 1. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе. 2. Концы спиц должны быть защищены колпачками. 3. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить. 4. Спицы должны храниться парами. 5. Нитки нельзя разрывать руками и перекусывать. 6. Ножницы должны лежать на столе сомкнутыми и храниться в чехлах. 7. Передают ножницы кольцами вперёд. 8. Иглы должны храниться в игольнице, нельзя вкалывать иглы в одежду и оставлять без нитки. 9. Сломанную иглу нужно выбросить. 10. Не брать иглу в рот. 11. Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не испортить изделие. 12. Нельзя включать утюг мокрыми руками. 13. Утюг должен при включении стоять на жаростойкой подставке. 14. Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга. 15. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. Умение правильно и аккуратно завершить работу – один из секретов успешности проделанной работы. Прежде, чем скрепить детали, их выпаривают через влажную ткань. Затем просушивают и, скрепив все детали булавками, сшивают большой иглой. Овладение техникой вязания требует не только умения правильно вязать узор. Для успешного изготовления изделия необходимы специальные инструменты. (см. табл. №16)
2.3.Обработка пряжи.
«С давних пор широко практикуется окрашивание пряжи для вязания и ткани. Народный способ окраски растениями известен издавна. Растительными красителями мягких оттенков пользовались до второй половины XIX века, до появления ярких, дешевых и простых в приготовлении анилиновых красителей. Окраска растениями требует определённых навыков, времени, терпения и внимания, но зато полученные оттенки цветов будут устойчивы и красивы. На территории нашей страны имеется около 80 видов растений, которые в различной степени можно использовать в качестве красителей. Красители получают из корней, стеблей, коры, листьев, цветов и плодов растений. Получение красителей зависит от возраста растений, от времени сбора. Из местных растений получают в основном чёрные, жёлтые, зелёные, коричневые и серые краски. Наши предки умели получать интересные оттенки красок, добавляя к растениям те или иные вещества. Листья берёзы и в древние времена были распространённым красителем. В основном листья берёзы окрашивают в жёлтый и зелёный цвет. Окраска корой ольхи известна повсюду. Вероятно, это одно из первых растений, которым красили в древние времена. Красят обычно корой ольхи, реже – листьями, древесиной, серёжками. Корой ольхи красят шерсть и лён – в основном в чёрный и коричневый цвета. Окрашивая вереском, можно получить много оттенков разных цветов – светло-коричневого, чёрно-бурого, зелёного, жёлтого. Цветки зверобоя обыкновенного используют для окрашивания в красный цвет. Но в настоящее время промышленность в достаточной степени обеспечивает производство красителей, поэтому их можно купить. Но обращение к народному опыту в области окрашивания шерсти даёт возможность получить своеобразные оттенки, которые не выпускаются промышленностью».12
2.4.Развитие вязального производства в настоящее время.
Вяжут не только спицами. Большой популярностью у рукодельниц пользуется вязание крючком. Изделия, связанные длинным крючком, практичны в носке, т.к. полотно не вытягивается и почти не деформируется после стирки. Такое вязание называется «тунисское». Обычным крючком вяжут ажурные салфетки, кружевные воротники, украшают элементы одежды. Используя технику плотного вязания, вяжут кофточки, шапки, шарфы. Полотно выполненное крючком, также мало растягивается. «Необходимыми инструментами для вязания на «вилке» являются крючок и «вилка». Используется любая пряжа. С помощью этой техники выполняют шали, шарфы, элементы украшения одежды и интерьера. Вязание на «вилке» несложное, но требует определённых навыков и умений.
Машинное вязание трикотажных изделий в домашних условиях выполняется на ручных плосковязальных машинах. На всех машинах можно выполнять различные, как одноцветные, так и многоцветные узоры, комбинируя и видоизменяя которые получают множество вариантов рисунков. Полотно при машинном вязании получается значительно ровнее, чем при вязании спицами. Развитие промышленности трикотажного производства достигло высокого уровня в настоящее время. Фабрики по изготовлению вязаной одежды снабжены лучшим вязальным оборудованием. Выпускаемые вещи практичны, красивы и пользуются спросом среди людей.»13
Практическая часть. 3.1.Использование техники вязания в кружковой работе.
Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. При организации кружковой работы преподаватель должен соблюдать следующие принципы: обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учётом личных склонностей детей; опираться на самостоятельную творческую инициативу детей; знакомить детей с новыми видами творчества. «Основное внимание на занятиях по вязанию на спицах целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для связанных изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы. Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старились работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе отделки, рисунка вязания и т.д.). На вводном занятии целесообразно обобщить представления школьников о процессе вязания спицами, инструментах и материалах, из которых вяжут в домашних условиях, трикотажных ателье и на производстве; дать общие сведения о подборе спиц для различной пряжи, показать образцы нитей, наборы разнообразных спиц, образцы изделий, которые дети могут вязать на занятиях. Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель кружка выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти знания. Готовясь к такому занятию, важно продумать ряд вопросов к учащимся: из чего вяжут изделия на спицах? Из какого материала делают спицы? Чем отличается процесс изготовления изделия из ткани от процесса изготовления вязанного изделия? Можно подготовить небольшой рассказ о вязании, трикотажном производстве, который заинтересует детей, показать самодельные вязаные вещи.»14 В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготовляют на уроках трудового воспитания. Поэтому преподавателю кружка следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.
3.2.Методы, используемые на занятиях.
Практическая часть дипломной работы строится по принципу эксперимента. Автор, используя различные методы, показывает как кружковые занятия по вязанию влияют на развитие индивидуальных возможностей детей. Занятия носили художественно-творческий характер, что прежде всего предполагает создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения. Преподавателем предложена работа по изготовлению детской шапочки. «Занятия художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая индивидуальные возможности. Вместе с тем, преподаватель помогает ребятам вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на пустом месте».15 Поэтому преподавателем были предложены образцы не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся умения. Для этого детям были показаны образцы вязок (см. табл. №1-10) и изделие (готовое, иллюстрации). В процессе кружкового занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор узора вязания, отделки изделия. Поэтому преподавателем был использован следующий приём: дети работали с технологическими картами без подробнейшего описания операции и приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упущено описание узора шапочки. «Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий преподаватель сопровождал объяснением, что делало обучение более доходчивым, пробуждало в детях творческую инициативу. На занятии по знакомству с материалами, инструментами и приёмами работы преподаватель использовал таблицы (см. табл. № 11-16)».16 В разработке занятия преподаватель применил программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы детей. «Сущность программированного метода заключается в том, что после передачи учителем информации, дети должны решить практическую задачу. Здесь преподаватель передаёт информацию с учётом индивидуальных особенностей детей».17 Для средних и сильных детей даётся задание более сложное, т.е. для изготовления шапочки преподаватель предлагает образцы более сложных вязок. Дети работают самостоятельно прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям младшего возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление изделия более простой вязкой. Основная задача учителя заключается в организации работы по изготовлению шапочки и оказании индивидуальной помощи отстающим ученикам. Изготовление шапочки для куклы рассчитано на два занятия по два часа. Кружок посещают 10 девочек в возрасте от 10 до 14 лет. Тема для занятия подобрана с учётом возраста детей, их возможностей и желаний.
3.3.Конспекты занятий.
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш. Методы: словесный (беседа, объяснение) наглядный (образцы, иллюстративный материал, технологические карты) практический (упражнения) эвристический (продумывание будущей работы) Использованная литература: Гай-Гулина З.С. «Петелька за петелькой»: Москва, «Малыш».-1986г. Ход занятия:
1. Организационный момент Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы научимся вывязывать новые узоры и начнём изготовление шапочки для куклы. Нам понадобятся нитки разных цветов, спицы, сантиметровая лента, игла, крючок, ножницы, булавка.
2. Вводная часть Все мы знаем, что человек использует разные нитки для шитья, вязания, плетения. И они играют важную роль в жизни человека.
3. Сообщение нового материала Нитки бывают хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, капроновыми, синтетическими и др. Их отличают между собой толщина, фактура, сила натяжения, а также сырьё, из которого их изготовляют. Разнообразны по фактуре и шерстяные нитки, которые в основном используют в вязании спицами. Их называют пряжа (педагог показывает таблицу «Разнообразия ниток»). Здесь мы видим, что нитки бывают пушистыми, плотно крученными, украшенными люрексом, буклироваными. Для изготовления шапочки для куклы нам понадобятся не очень тонкие нитки. Что облегчит вашу работу над изделием.
4. Практическая часть А теперь приступим к делу. Пользуясь образцами вязок и технологическими картами вы выберете узор для вязания и форму изделия. Я с помощью образцов не буду ограничивать ваши желания, поэтому лучше будет, если вы захотите связать шапочку непохожую на другие. (Дети ориентируются в выборе будущего изделия. Намечается эскиз). Готовое изделие можно будет украсить вышивкой или обвязать крючком. Вам решать! Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним (педагог задаёт вопросы). 1. Как передаются ножницы? (кольцами вперёд) 2. Как они должны лежать? (сомкнутыми) 3. Где должны храниться иглы? (в игольнице) Теперь я напомню вам ещё несколько правил, которых нужно придерживаться, работая в технике вязания. 1. Клубок должен лежать в коробочке, чтобы не загрязниться и не путаться. 2. Спицы должны быть не очень длинными, чтобы не мешали остальным девочкам. Концы должны быть безопасными, с защитными колпачками (кусочками резинки). 3. Седеть при вязании следует на стуле со спинкой, слегка наклонив голову вниз. Теперь приступим к работе. Прежде чем начать вязать какую-либо вещь определяют плотность вязки. На прошлых занятиях вы этому уже научились. Поэтому не составит труда связать шапочку нужного размера. Сначала измерим окружность головы вашей куклы (Дети с помощью сантиметровой ленты измеряют. Педагог оказывает помощь). Полученный результат увеличим в 2-3 раза. Теперь мы знаем, сколько петель набирать. Берём спицы и набираем петли (Дети набирают петли). Основой любой шапочки является резинка (Дети с помощью таблиц выбирают вид вязки «резинка»: двойная, английская и др.). В зависимости от выбранной формы изделия и вязки дети начинают индивидуально работать. Педагог оказывает помощь всем детям в процессе работы. После получасовой работы педагог даёт возможность детям отдохнуть. Так как работа в технике вязания требует усидчивости и даёт большую нагрузку на глаза, педагог в процессе выполнения работы проводит физминутку. Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть. Проделаем несколько упражнений. 1. Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза. 2. Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз. 3. Поочерёдно поморгаем глазами пять раз. 4. Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединёнными. Повторим пять раз. Отдохнули? (Дети: да!) Приступим к работе. Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
5. Подведение итогов Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Педагог смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт детям советы.) 6. Уборка рабочих мест Уберём своё рабочее место. До свидания! (Педагог прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. Провожает детей домой.)
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: завершить работу по изготовлению шапочки для куклы, познакомить детей с искусством оренбургских мастериц. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, игла, крючок, ткань для отпаривания, утюг. Методы: словесный (объяснение, рассказ) наглядный (образцы, иллюстративный материал) практический (упражнения) Использованная литература: Гай-Гулина З.С. «Петелька за петелькой»: Москва, «Малыш».-1986г. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
Предварительная работа: Выполнение эскиза и начала изделия
Ход занятия:
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим выполнение шапочки для куклы. Проверьте, есть ли у вас всё необходимое для занятия. Что нам понадобится? (спицы, нитки, ножницы, крючок, игла)
2. Повторение пройденного материала Девочки! Давайте вспомним с прошлого занятия (преподаватель задаёт вопрос): 1. Какие бывают нитки и где они используются? (хлопчатобумажные, шерстяные, капроновые, синтетические и др. Используются в вязании, вышивании, ткачестве). 2. Что отличает нитки друг от друга? (фактура, толщина, сырьё из которого их делают и т.д.) Молодцы!
3. Практическая часть Сейчас вы продолжите работать над изготовлением шапочки, а я расскажу вам о всем известных оренбургских платках, о том, где их изготовляют. (Педагог напоминает о правилах техники безопасности.) Детям раздаются технологические карты, таблицы (Дети приступают к работе. Преподаватель оказывая помощь приступает к рассказу). Промысел ручного вязания оренбургских пуховых платков зародился в XVIII веке вдоль рек Урала и Ори. Суровый климат и особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз. Которые обладали лёгким, тёплым, мягким пухом. Промысел родился в среде уральских казаков. Жена знаменитого географа П.И. Рычкова, приучала местное население к пуховязанию. Изготовляют платки дух видов: плотные, из серого пуха и тонкие, ажурные – из белого. «Паутинки» вызывают особый восторг своей лёгкостью и красотой узоров. Такой узорный платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра. Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение. Уникальные шали, платки, палантины с успехом демонстрируются на художественных выставках. Вот видите и среди умельцев вязания есть мастера, работы которых очень ценятся и имеют славу. Вы не устали? Давайте проведём физминутку. 1. Поморгаем глазами поочерёдно пять раз. 2. Сожмём руки в кулаки и с напряжением разожмём. Повторим три раза. А теперь продолжаем. По окончанию работы дети с помощью преподавателя отпаривают изделия. Девочки, вы помните последовательность при отпаривании изделия? (приколоть булавками к гладильной доске, сверху наложить влажную ткань, отпарить утюгом с изнаночной стороны, дать просохнуть). Затем изделия сшиваются и оформляются завязками, вышивкой.
4. Подведение итогов Преподаватель смотрит качество и аккуратность выполненных работ. Проводится экспресс-выставка.
5. Уборка рабочего места Так как работа в технике вязания даёт нагрузку на глаза и требует усидчивости, преподаватель во время занятия проводит физминутку.
Рекомендации.
Конспекты занятий, предложенные в дипломной работе, могут быть использованы руководителями кружков по рукоделию. Рекомендуется для детей средней и старшей возрастных групп. При индивидуальной работе с детьми во время кружковых занятий требуется следовать психолого-педагогическим рекомендациям. Часто появляются ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой: 1) длительная напряжённая работа 2) ответственная самостоятельная работа, в особенности если на неё отводится ограниченное время 3) ситуация когда учитель требует немедленного ответа на вопросы 4) кропотливая работа с мелкими деталями 5) отрицательная оценка работы и резкая критика 6) работа в шумной обстановке Для того, чтобы в перечисленных условиях деятельность ребят была успешной, им следует выработать специальные приёмы её организации. В этом случае преподавателю следует: 1) давать ребёнку во время работы возможность отвлечься, отдохнуть 2) не торопить ребёнка с обдумыванием и ответом 3) часто оказывать индивидуальную помощь 4) путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у детей уверенность в своих силах и возможностях 5) осторожно оценивать неудачи 6) создавать тихую атмосферу в кабинете занятий 7) воспитывать в детях терпение и усидчивость Важно учесть, что воспитательный процесс протекает успешно, когда преподаватель эффективно планирует свою деятельность и учитывает индивидуальность каждого ребёнка, как личности.
Заключение. Практическая часть дипломной работы показывает, что одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у детей являются кружковые занятия по вязанию. В процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества. Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.»18 Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, сто дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение. Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Используемая литература. 1. Лихачов Б.Т. Педагогика. Курс лекций. –М.: Прометей, 1992.–528с. 2. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил. 3. Берестов А.Н. Чудесный клубок.-Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.-124с.:ил. 4. Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М.: Издательство «Малыш».-1986. 5. Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1981.-178с.:ил. 6. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1981.-176с.:ил. 7. Ерёмова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа(журн.)-1983.-№4-с.51-54. 8. Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся пед. училищ.-М.: Издательство «Академия»,1998.-144с. 9. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия». 10. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ.-М.: Просвещение,1981-223с.:ил. 11. Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на ураках трудового обучения// Начальная школа (журн.).-1989.-№8.-с.69-71 12. Мечникова Л.К. Уроки вязания.-М.: Издательство «Малыш»,1985. 13. Попова О.С. Русские художественные промыслы.-М.: Знание, 1984.-144с. 14. Сычева Л.В. Приглашаем вязать.-Свердловск: Средне- Уральское книжное издательство,1983.-112с.:ил. 15. Ханашевич Д.Р. Я вижу и вышиваю.-М.: Издательство «Малыш», 1987. 16. Шабаева М.Ф. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов,-2-е изд.,дораб.-М.: Просвещение 1989.-352с. 17. Шалимова О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения// Начальная школа (журн.).-1989.-№8.-с.69-71 18. Щеблыкин И.К. аппликационные работы в начальных классах.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1990.-191с.:ил. 19. Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ.-М.: Ниола-Пресс,1997.-256с.:ил. 20. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1984.-192с.:ил. [1; №14, стр. 69 ] [2; №13, стр. 31] [3; №13, стр. 40] [4; №13, стр. 52] [5; №13, стр.61] [6; №13 стр.296] [7; №1, стр.194] [8; №11, стр.2] 9 [9; №10, стр.52] [10; №10, стр.60] [11; №11, стр.5] [12; №11, стр.28] [13; №16, стр.125] [14; №4, стр. 89] [15; №7, стр.37] [16; №8, стр.102] [17; №9, стр.69] [18; №15, стр.188]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|