Расчет и построение паспортной диаграммы
Севастопольский национальный технический университет М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление режимами СЭУ» для студентов всех форм обучения специальности 7.100301 «Судовождение»
Севастополь
УДК 629
Методические указания разработаны в соответствии с утверждённой кафедрой Судовождения рабочей программой по дисциплине «Управление режимами СЭУ» и отражают ныне действующие требования стандартов компетентности к плавсоставу, содержащиеся в Кодексе подготовки и дипломирования моряков и несения вахты.(IMO-STCW 78/95). Сост. В.В.Капустин, И.И.Рыбалов ― Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2007. – 26 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам в выполнении и оформлении курсовой работы, связанной с построением и использованием паспортной диаграммы судна для выбора и управления режимами судовой энергетической установки.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Судовождения ___ _______ 2007 года, протокол № ____.
Допущено учебно-методическим центром и научно-методическим советом СевНТУ в качестве методических указаний.
Рецензент: профессор, д.т.н. Комаров В.П.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………….………………………………….. 4
1 Объём и содержание курсовой работы…………………….....4 2. Расчёт буксировочного сопротивления и буксировочной мощности……………………………………………...5 3.Определение предельного диаметра винта и числа лопастей………………………………………………………….9 4. Расчёт коэффициентов взаимодействия винта и корпуса ………………………………………………………….10 5. Определение частоты вращения и дискового
отношения винта………………………………………………………10 6 Расчёт оптимальных размеров винта и мощности двигателя……………………………………………………………….11 7. Выбор главного двигателя и установление поля его рабочих режимов………………………………………………………12 8. Расчёт и построение паспортной диаграммы судна…….…14
Приложение А.. 17 Приложение Б...………………………………………………18 Библиографический список.………………………………….26
В В Е Д Е Н И Е Целью настоящей работы является закрепление знаний, получаемых в процессе изучения дисциплины и приобретение практических навыков в расчете и рациональной эксплуатации пропульсивного комплекса судна, в построении поля рабочих режимов двигателя, паспортной диаграммы судна и использовании их при управлении режимами СЭУ В указаниях даётся объём и содержание работы, последовательность её выполнения и методика расчёта и выбора элементов гребного винта, главного двигателя, а так же согласование всех характеристик пропульсивного комплекса, обеспечивающего его заданную скорость.
ОБЪЁМ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки объёмом 20-25 стр., по тексту которой на листах того же формата А4 (210 х 296мм) выполняются графики: - буксировочного сопротивления и мощности; - поля рабочих режимов (поле параметров двигателя); - паспортной диаграммы судна. Пояснительная записка должна последовательно включать в себя: - задание на курсовую работу, выданное кафедрой; - оглавление; - введение, в котором, исходя из полученного задания, формулируются задачи работы, даётся краткая характеристика судна и основные исходные данные; - расчётную часть; - заключение, содержащее результаты работы; - перечень использованной литературы. Расчётная часть должна содержать разделы: а) определение буксировочного сопротивления и буксировочной мощности;
б) определение предельного диаметра винта и числа лопастей; в) расчёт коэффициентов взаимодействия винта и корпуса; г) определение частоты вращения и дискового отношения винта; д) установление оптимальных размеров винта и мощности двигателя; е) выбор главного двигателя и установление поля его рабочих режимов; ж) расчёт паспортной диаграммы судна. При выполнении расчётов, построения графиков и оформления пояснительной записки желательно использование компьютерной техники и имеющихся на кафедре компьютерных программ. Так для расчёта буксировочной мощности рекомендуется использование программы R_STUD, выполненной в виде листа электронных таблиц М. S.Excel 7.0
2. РАСЧЁТ БУКСИРОВОЧНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И БУКСИРОВОЧНОЙ МОЩНОСТИ
2.1. Расчёт площади смоченной поверхности
При наличии теоретического чертежа корпуса судна площадь смоченной поверхности определяется по периметрам погруженных шпангоутов с последующим их интегрированием по длине. При известных основных размерениях корпуса можно с погрешностью, не превышающей 2-3%, использовать приближенные формулы В.А.Семеки, С.П.Мурыгина, В.А. Ерошина [3] стр.221. Так для транспортных судов смоченная поверхность может быть определена по формуле W=[2d + 1.37(d-0,274)В] L, где W - площадь смоченной поверхности, м2; d - осадка судна, м; d - коэффициент общей полноты; L, B - длина и ширина корпуса, м.
2.2. Выбор систематических серий моделей морских судов
Сопротивление движению судна складывается из сопротивления трению, остаточного сопротивления, включающего в себя сопротивление формы и волновое, сопротивления выступающих частей и сопротивления воздуха. Определение всех составляющих частей отдельно представляет большие трудности, поэтому используют способы, основанные на определении сопротивления трения по формулам, а остаточного сопротивления - по результатам систематических серийных испытаний моделей судов данного типа. Перечень основных систематических серий моделей морских транспортных судов приведён в Справочнике [ 3 ] стр. 342, Табл. VIII. I. Для расчета судов с умеренной полнотой обводов (d = 0,60 - 0,80) могут быть применены результаты испытаний,,Серии морских судов’’ ЦНИИ им. Крылова А.Н. / поз. 2 /. Расчетные графики по результатам этих испытаний приведены в Приложении к настоящим указаниям.
Для расчёта сопротивления судов с низкими значениями коэффициента полноты корпуса (d=0,50-0,60) могут быть использованы результаты испытаний отечественной серии моделей быстроходных универсальных сухогрузных судов / поз. 6 указанной выше таблицы [ 3 ]/.
2.3 Вычисление буксировочного сопротивления и буксировочной мощности
Буксировочное сопротивление, исходя из принципов подобия судна и модели, используемых в гидромеханике (модельном эксперименте), вычисляется по общей формуле
R=(r/2)×W×V2×C, где R – буксировочное сопротивление, кН; r= 1,025 кН с2/м4 - удельная плотность морской воды; W - площадь смоченной поверхности судового корпуса, м2 ; V – скорость судна, м/с.; C – суммарный коэфициент сопротивления.
Буксировочная мощность судна Ре в кВт определяется в зависимости от найденного буксировочного сопротивления и скорости по формуле Ре = V×R,
Расчёт удобно выполнять в табличной форме, задаваясь численными значениями скоростей судна в диапазоне 0,8 – 1,20 от заданной заданием скорости. Для удобства и рациональности выполнения расчётов следует значения скоростей принимать кратными целому числу узлов. Например для заданной скорости 16,7 узлов принять: 15, 16, 17, 18, 19) Форма расчётной таблицы для судов с умеренной полнотой корпуса представлена на стр.7 (Таблица 1). Ниже даются пояснения к вычислению табличных коэффициентов сопротивления с использованием расчётных графиков и диаграмм, приведённых в Приложении Б. к настоящим методическим указаниями.
Таблица 1 - Расчёт буксировочной мощности
Коэффициент остаточного сопротивления CR(d)103 снимается с диаграммы на рис. VII.12 стр. 355 [3] в зависимости от коэффициента полноты корпуса d. (Рис. 4 Приложения Б настоящих указаний)*.. ____________________________________________________________ *) Здесь и в дальнейшем по тексту ссылки на используемые расчётные диаграммы даются как по литературным источникам [1, 2, 3], так и по Приложению Б настоящих методических указаний . Коэффициент kxc снимается с графика на рисунке VII.15 стр.358 [3 ]в зависимости от d, числа Фруда Fr и относительного расчётного значения абциссы центра величины Xc=xc/L (Рисунок 8 Приложения Б) Коэффициент kY, учитывающий влияние относительной длины судна на остаточное сопротивление, вычисляется как отношение коэффициентов aY и aYо. Их значения снимаются с графика на рис.VII.13 стр.356 [3] (Рисунок 6 Приложения Б) в зависимости от расчётной относительной длины судна y = L/ , где D =dLBd-водоизмещение судна, и от стандартного значения относительной длины Y (d), определяемого по графику на рис. VII.12 на стр.355 [3] (Рисунок 4 Приложения Б) в зависимости от коэффициента общей полноты корпуса d. Коэффициенты k и a , произведение которых учитывает влияние отличия расчётного значения B/d от принятого в серии, определяется по графику на рис.VII.14, стр. 357 [3].(Рисунок 7.Приложения Б) в зависимости от числа Фруда и отношения В/d. Коэффициент сопротивления трению C ×10 можно определять как по формуле Шлихтинга, приведённой в табл. 1., так и по графику на рис.4.3 стр. 238 [1], (Рисунок 5.Приложения Б) в зависимости от числа Рейнольдса. При этом коэффициент кинематической вязкости морской воды следует принимать равным n =1,605 х 10 м /с. Надбавку на шероховатость (корреляционную поправку) С ×10 для судов с умеренной полнотой (d = 0,6 - 0,8) можно принять равной 0,2; для более скоростных судов (d < 0,60) – 0,3. Коэффициент сопротивления выступающих частей С ×10 - соответственно 0,10 и 0,15. По результатам вычислений,произведенных в таблице 1, строится график зависимости от скорости судна его буксировочного сопротивления R(V ) и буксировочной мощности P(V ).
Для упрощения вычислений буксировочной мощности можно воспользоваться компьютерной программой R_STUD, интерфейс которой представлен на рисунке 1.
Рис.1. Интерфейс программы R_STUD.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО ДИАМЕТРА ВИНТА И ЧИСЛА ЛОПАСТЕЙ Предварительно устанавливается предельный диаметр гребного винта Dпр, который для одновинтовых судов из условия его безопасного расположения в кормовом подзоре может быть найден как D пр= (0,70 – 0,75) d, а для двухвинтового Dпр= (0,60 - 0,70) d, где d - осадка судна. Устанавливается число лопастей гребного винта Z, которое принимается в целях предотвращения недопустимой вибрации кормовой оконечности корпуса для одновинтовых судов равным 4, для двухвинтовых судов - 3 или 4 (в зависимости от характера неравномерности поля скоростей за корпусом судна). Следует иметь в виду, что с увеличением числа лопастей вибрация уменьшается. На промысловых и среднескоростных транспортных судах можно рекомендовать установку четырёхлопастных винтов (Z=4).
4. РАСЧЁТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИНТА И КОРПУСА
Корпус при движении увлекает за собой массы воды, создавая попутный поток. Винт работает в этом потоке, средняя скорость которого VА меньше скорости судна VS. Отношение (VS-VA) / VS=W - носит название коэффициента попутного потока. Для транспортных судов коэффициент попутного потока можно определить по формуле Тейлора W= 0,50 d - 0,05, для траулеров - по формуле Хекшера W = 0,77j - 0,28, где j - коэффициент продольной полноты корпуса, принимаемый для крупных траулеров L = /130 - 160/ м. равным 0,60 - 0,67 для средних траулеров L = /40 - 60/ м равным 0,67 - 0,73. Коэффициент засасывания t определяют экспериментально или по приближенным формулам. Для одновинтовых транспортных судов с обтекаемым рулём можно принять t = 0.6 W Коэффициент влияния корпуса hк = (1 - t) / (1 - W).
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ И ДИСКОВОГО ОТНОШЕНИЯ ВИНТА
Рациональная частота вращения винта n предварительно может быть определена по графику на рис. VIII.II на стр. 605 [3] (Рисунок 9 Приложения Б) в зависимости от заданной скорости VS, в узлах, и мощности главной энергетической установки Ne= Pe / h, где Ne – мощность главного дизеля, в кВт; Ре - буксировочная мощность для заданной скорости снимае-мая с ранее построенного в подразделе 2.1 графика Ре = (VS) в кВт; h = hp×hk××hв×hп - пропульсивный коэффициент, который предварительно можно принять равным 0,6. (Значения hp, ××hв×,hп см. ниже на стр. 12). Возможно определение числа оборотов и по приближенной формуле Л.С.Артюшкова n=130 /D2, где n – частота вращения винта в об./мин.,R - буксировочное сопротивление в кН., а D - диаметр винта в м. Дисковое отношение q может быть определено по диаграммам, приведённым в [3] стр.606 (Приложение Б рисунок 10) в зависимости от расчётной скорости Vp в узлах, числа оборотов n в минуту, мощности установки Ne в кВт, или по графику на рис. 16.12 [9] стр. 217 в зависимости от погружения оси гребного вала h = (0,6 – 0,5) d и удельного давления р = Р/ , где р – удельное давление в кН/м2, Р = R / (1 - t) - упор винта в кН, R - буксировочное сопротивление в кН, t – коэффициент засасывания. Полученное по графику дисковое отношение, чтобы не было кавитации винта, следует увеличить в 1,5 - 1,7 раза.
6 РАСЧЁТ ОПТИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ВИНТА И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ
Расчетные диаграммы выбранной серии моделей в разделе 2.2 могут быть использованы при реализации различных практических схем расчёта винтов [2] табл.16.1 стр. 218. При известных V,R, W, t, z, q и n расчёт следует вести по схеме I в следующей последовательности. Определить упор винта в Н Р = R/(1 - t). Определить расчётную скорость в м/с VA = (1 - W) V. Вычислить безразмерный коэффициент упора - частоты вращения К`n K`n = , где = 1025 Нс2/м4 , плотность морской воды. По диаграмме на рис 16.18 [2] стр. 208 (Приложение Б, рисунок 9) следует определить: относительную поступь = f (K`n) шаговое отношение Н/D = f (K`n) к.п.д. винта в свободной воде = f (K`n) Вычислить оптимальный диаметр винта Dopt = VA / ( ×n) где VA - расчётная скорость движения судна в м/мин. и согласовать его с предельным значением, вычисленным в подразделе 3. из условия размещения движителя в кормовом подзоре корпуса. Определить к.п.д. винта за корпусом д = к р Определить мощность двигателя на гребном валу Np = RV / д Определить мощность на валу двигателя Ne = RV / = RV / ( д в п), где Ne – мощность в кВт; - пропульсивный коэффициент установки (его к.п.д.); в = 0,95 - 0,99 - к.п.д. валопровода; п = 0,94 - 0,98 - к.п.д. редуктора. (При прямой передаче мощности п = 1,0).
7.ВЫБОР ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛЯ ЕГО РАБОЧИХ РЕЖИМОВ По определенным ранее величинам мощности на валу двигателя Nе и числу оборотов n подбирают по каталогу двигатель отечественного или импортного производства с запасом мощности в 10-15%. Некоторые, наиболее распространенные марки малооборотных дизельных двигателей приведены в Приложении А настоящих методических указаний. Внешняя характеристика двигателя Nе(n) может быть построено по нескольким точкам, полученным из условия постоянства крутящих моментов, задаваясь различным числом оборотов ni в диапазоне минимально устойчивых и максимальных оборотов выбранного двигателя Nei = Mкр×ni, где Мкр = Neном/nном.
Поле рабочих режимов (Рис.2) в координатах мощность – число оборотов, (Ne-n) представляет собой площадь неправильного четырёхугольника, верхней стороной которого является внешняя характеристика двигателя, а положение остальных сторон определяется условиями эксплуатации дизелей. Так, из условия устойчивой работы двигателя, минимальные обороты равны 0,3 nном. Максимально возможные обороты равны (1,03-1,05) nном. Нижняя сторона неправильного четырёхугольника будет представлять собой характеристику холостого хода, положение которой будет представлять собой минимальный уровень съёма мощности (0,2 Nном при максимальных числах оборотов)
Рис.2 Поле рабочих режимов (параметров двигателя)
РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ПАСПОРТНОЙ ДИАГРАММЫ
Паспортная диаграмма представляет собой совокупность взаимно согласованных характеристик корпуса, двигателя и гребного винта, построенных в зависимости от скорости судна. В верхней части в виде кривых в координатах Ре – V, в нижней – в координатах Ne – V. Расчет ведется в таблице 2 для ряда постоянных значений чисел оборота и для ряда значений относительной поступи lр (от 0 до 1,0). В качестве одного из первых значений поступи следует принять расчетное и для него выполнить все вычисления во всём диапазоне принятых чисел оборотов, что позволит избежать возможных ошибочных расчётов. Диапазон чисел оборотов должен содержать округленные до 10 значения (с интервалом в 20 или 30 об/мин), возрастающие в последней колонке до 1,1 nном.. В формулах полезной тяги Ре и мощности Nе коэффициенты влияния неравномерности потока на упор (i1) и на момент (i2) можно принять равными единице. По результатам расчета строится диаграмма, её вид приведён на рисунке 3.
Рисунок 3- Паспортная диаграмма судна
Таблица 2 - Расчёт паспортной диаграммы
Последовательность построения диаграммы следующая. 1) В верхней части диаграммы по данным таблицы 2 строятся кривые полезной тяги Ре(Vs, n). 2) В нижней части диаграммы строятся кривые мощности Ne (Vs, n). 3) На диаграмму наносится кривая буксировочного сопротивления R (Vs), полученная ранее в подразделе 2.1. 4) Точки пересечения R (Vs) с кривой Ре(Vs, n) сносятся на нижние кривые Ne (Vs, n) и по полученным точкам строится кривая мощности Ne (Vs), необходимой для преодоления сопротивления движению. 5) На нижней части диаграммы вычерчивается внешняя характеристика двигателя Ne(n) /см. раздел 7/. 6) Точки пересечения внешней характеристики двигателя с кривыми Ne (Vs, n) сносятся на верхнюю часть диаграммы до пересечения с кривыми Ре(Vs, n) и по полученным точкам строится кривая полезной тяги Ре(n), ординаты которой дают максимальные значения тяги, достижимой при данном винте и двигателе. На паспортной диаграмме получаются три характерных точки, позволяющие судить о правильном выборе винта и двигателя для заданного корпуса. Точка пересечения кривой необходимой мощности Ne (Vs) с внешней характеристикой двигателя Ne(n) должна лежать на кривой номинального числа оборотов. Точка пересечения буксировочного сопротивления R (Vs) с кривой полезной тяги Ре(n) имеет абциссу, соответствующую наибольшей скорости судна. Пересечение кривой R (Vs) с перпендикуляром из заданной скорости дает номинальное число оборотов. На построенной диаграмме следует найти положение характерных точек и сделать выводы по расчёту. П р и л о ж е н и е А
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ СУДОВЫХ ГЛАВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ДИЗЕЛЕЙ)
П р и л о ж е н и е Б
ГРАФИКИ,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|