Краткие теоретические сведения.
Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании. Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам: · Прост для обучения. · Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы. · Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных. · Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов. · Надежность разрабатываемых программ. Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США). Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности. Основные файлы Турбо Паскаля: · Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования; · urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи; · Turbo.tp - файл конфигурации системы; · Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).
Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.
Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.
Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ: · с помощью "мышки"; · с помощью клавиши F10; · с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета. Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно. Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете. Общие горячие клавиши: · F1 - выводит окно подсказки; · F2 - сохраняет файл активного окна; · F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл; · F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор; · F5 - масштабирует диалоговое окно; · F6 - переходит к следующему открытому окну; · F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур; · F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур; · F9 - компилирование программы в текущем окне; · F10 - возвращение в меню.
Команды меню File: · Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
· New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск), · Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск), · Save as - сохранить с новым именем, · Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы), · Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог), · Print - печать файла, · Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти, · DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
· Exit - выход и выгрузка из памяти.
1. Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру: 2. Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов. 3. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов: · раздел описания модулей (uses); · раздел описания меток (label); · раздел описания констант (const); · раздел описания типов данных (type); · раздел описания переменных (var); · раздел описания процедур и функций; · раздел описания операторов.
Общая структура программы на языке Паскаль: Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы} Uses...; {раздел описания модулей} Var..; {раздел объявления переменных} ... Begin {начало исполнительной части программы} ... {последовательность ... операторов} End. {конец программы}
Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран: Program Summa; Uses Crt;{Подключаем модуль Crt} Var number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число} number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число} rezult {переменная, в которой будет содержаться результат} :integer; {указывает тип целых чисел} Begin ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt} Write ('Введите первое число '); {Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number1); {Введенное пользователем число считываем в переменную number1} Write ('Введите второе число '); {Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number2); {Введенное пользователем число считываем в переменную number2} rezult:= number1 + number2; {Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult} Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult); {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи} Readln;{Процедура задержки экрана} End.
Задание Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.
Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Ответьте на вопросы: 1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult? 2. Что обозначает строка: number1, number2, rezult: integer;? 3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет. 4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием? 5. Как вы понимаете запись: readln(number1);? 6. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult:= number1 + number2;? 7. Что делает оператор присваивания в этой программе?
Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.
Содержание отчета Отчет должен содержать: 1. Название работы. 2. Цель работы. 3. Задание и его решение. 4. Вывод по работе.
6. Контрольные вопросы 1. Что такое среда программирования? 2. Опишите среду программирования Тurbo Pascal. 3. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal? 4. Какова структура программы на языке Pascal? 5. Как осуществить запуск программы?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Тема: Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
1. Цель работы: изучение принципов архивации файлов, функций и режимов работы наиболее распространенных архиваторов, приобретение практических навыков работы по созданию архивных файлов и извлечению файлов из архивов, приобретение навыков записи компакт-дисков.
2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, OC Windows, архиваторы WinRar, WinZip.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|