Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тайного епископа эпохи гонений на Церковь в схиме Нектария

Лествица в Небо Старца Николая (Гурьянова)

24.05.1909+24.08.2002

 

«Служу для Исуса, а не для хлеба куса»

(Отец Николай)

 

Последний завет отца Николая всем: «Христос Воcкресе! Не теряйте Пасхальную Радость!» В этих словах — все Житие Батюшки и его высокое Богословие. Отец Кирилл (Павлов) так отзывался о Батюшке: «В наши последние времена Старец Николай — светильник, подобный Серафиму Саровскому. Святой, несомненно, святой жизни человек». — «Никто не знает, кто он!» — «Оберегайте и помогайте ему всемерно, отец Николай очень нужен Церкви! Жизнь его драгоценна для нас».

 

+

Митрофорный протоиерей Николай (Алексеевич Гурьянов) — (тайный Епископ Гонимой Церкви в схиме Нектарий) — родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Петербургской губернии. С малых лет прислуживал в Алтаре, пел на клиросе. «В детстве, — открывал Старец, — Благодать посетила наше жилище. Царица Небесная и Спаситель явились мне, недостойному. Я зрел Господа, осязал Его… Господь крепко взял меня за руку — и держит ее и поныне…»

+

 

В восемь лет в 1917 году Батюшка тайно принял иночество с именем Николы Блаженного Псковского юродивого от руки духовного отца Священномученика Митрополита Вениамина (Казанского) Петроградского, который благословил ему свой Архиерейский Крест, предрекая тем епископское служение: «Какой ты счастливец, — сказал Владыка, — что с Господом, — вспоминал отец Николай. — Затем он поцеловал меня в головку и возложил на меня свой Архиерейский Крест». Отрок часто прислуживал Владыке в Архангельском Храме погоста Кобылье Городище и в Никольском села Ремда, был его неизменным посошником: «Куда Владыка — туда и я, как ниточка за иголочкой. Я и в школу-то только по его желанию пошел, у меня была другая школа — Церковь».

Дома же юный молитвенник возлагал на плечи накидку от подушки, брал «кадило» — консервную банку — и «служил Литургию». Так вспоминал о начале своего духовного пути Старец. Богослужение знал в совершенстве с младых лет (потому позже, в 1942 году, в Свято-Духовом монастыре Вильнюса, его назначили уставщиком).

Батюшка также рассказывал: «Когда я был мальчонкой, делал из дерева крестики, в бочку наливал воду — и крестил своих эстонских друзей, протестантов, лютеран. Магда становилась Марией, Эдвард — Георгием. И взрослые принимали наше делание. Крещение было признано духовенством». Такое же усердие по Богу мы видим и в юном отроке Святителе Афанасии Александрийском, который также, будучи маленьким, крестил своих сверстников.

 

+

В 1921 году Батюшка закончил четырехклассную начальную школу. Продолжает обучение в средней семилетней школе, но уже в Новгородской губернии в Малой Вишере.

В 1918 году, в девять лет, когда в России произошел клятвопреступный февральский переворот, юный инок-отрок предсказал: «Если никто не будет говорить о Боге и Царе — все умрут». И безбоязненно молился уже тогда за Царя, Царю и о Грядущем Царе… Нам осталась святыня, которую мне Старец благословил — Помянник Батюшки Николая 1935 года. Тогда он находился в ссылке в Северном Крае. В нем записаны Августейшие Имена Царственных Страдальцев, Коих он несказанно любил и о прославлении Которых ревновал всю свою земную жизнь. В окаянные годы, когда многие отвергли и Царя, и Бога, снимали с груди Кресты, восьмилетний отрок, помним и понимаем значимость поступка, принимает иноческий постриг, монашество, а позже — священство и епископский сан.

В 17 лет, в 1926 году, поступает в Гатчинское (г. Красногвардейск) педагогическое училище. Он единственный среди студентов открыто и небоязненно восстал против закрытия Храмов и надругательства над иконами: «Я шел мимо Храма, а они иконы выбрасывают, топчут. Закричал: «Что вы делаете?! Если в Бога не веруете, так оставьте — это наша русская древняя культура!» — за что был исключен с первого курса.

Вернулся на родину, под Гдов, учительствовал в деревне Ремда Середкинского района, где, не таясь, служил в Никольской Церкви, часто вместе с исповедником Веры, одним из его духовных наставников — игуменом Антонием (Лучкиным), пострижеником Валаамской Обители. (В 20-е годы ХХ века игумен Антоний служил в Петропавловской Церкви на Острове Верхнем, что на Талабской гряде, ставшим в шестидесятых годах приходом Батюшки Николая). В 1930 году сотрудники органов ГПУ пришли и в этот Никольский Храм села Ремда с бумагой о закрытии. Отец Николай опять не промолчал, возмутился против безбожной политики ликвидации Храмов и Святынь. Был арестован и посажен в псковскую тюрьму, оттуда переведен в Питерские «Кресты».

Суд, состоявшийся 7 мая 1930 года, за «контрреволюционно-монархическую деятельность» постановил выслать Батюшку за пределы РФ сроком на два года. Был выслан в село Сидоровичи Розважевского района, Киевского округа. Служит дьячком (псаломщиком) во Храме Иоанна Богослова. Окормляет не только молодежь, но и взрослых. (Впоследствии отца Николая неоднократно приглашали служить священником на этом приходе, присылали письма, умоляли не оставлять в молитве).

В 1931 — отец Николай вторично арестован по доносу «идейной» иудейки Клары Менделевны Добринской как «крайне опасный церковно-монархический элемент», помещен в киевскую тюрьму на Лукьяновке, а затем отправлен в ссылку в Северный край с поражением прав. ИТЛ, Сыктывкар… Будучи верным сыном Церкви, шел по стопам древних Мучеников, исповедуя: «Источник Власти Бог на Небе, Помазанник Божий — на земле».

 

+

С 1924 года по 1926 — послушник Свято-Успенской Почаевской Лавры. «Это моя монашеская родина», — говорил Старец. В келлии над его кроватью, в изголовии, до сих пор висит гравюра монастыря, как память о «былом».

В годы страшного безбожия и в советские годы мужественно защищал святыни и свободу Церкви, никогда не шел на соглашательства с богоборцами и царененавистниками. Декларацию 1927 года Митрополита Сергия (Страгородского) не принял, считал ее губительной. Был «непоминающим иосифлянином», под омофором Священноисповедника Димитрия Архиепископа Гдовского (Любимова). Портрет Владыки Димитрия Батюшка хранил за стеклом книжного шкафа во внутренней келлии. Когда отче благословил писать меня о нем, тогда протянул мне фотографию, со словами: «Как благословение… Пусть он Вам поможет». Незабвенный Батюшка всегда исповедовал святость Царя-Мученика и Его Благословенной Семьи и Богоустановленность Царской Власти. Не дерзал осуждать ни одного Царя. Очень почитал и славил Благоверного Царя-Великомученика Иоанна Васильевича Грозного, Александра Благословенного, Мученика-Императора Павла и Мученика Григория (Ефимовича Распутина).

 

+

 

В годы гонений отец Николай тайно принимает Архиерейский сан. Время и место хиротонии пока доподлинно не известно. «В моем роду был еще Архиерей, — сказал Старец, — он меня и вымолил на этот труд». Однако, по благословению старцев на открытое епископское служение не выходит. «Архиерейство мое давнее и законное, — говорил он. — Красным оно не нравилось, они не признавали его».

 

+

Позднее тайно принимает схиму с именем Нектарий, в честь преподобного Нектария Киево-Печерского (память12 декабря) и совершает Богослужение иерейским чином. В те годы было произведено много тайных архиерейских хиротоний. Святая Церковь-Мать сохраняла свою каноническую преемственность и догматическую чистоту. Сам Святейший Патриарх Тихон уже в начале 20-х годов совершает тайные поставления во епископы, благословляя своих единомышленных архиереев на это Божие дело.Также было множество тайных постригов, которые совершались на домах, в квартирах или тайно в храмах при закрытых дверях. Никаких «ставленных грамот» и прочих справок не выдавалось, потому что при обыске наличие таковых документов грозило бы если не смертным приговором, то тюрьмой точно.

 

+

«Вот нам было испытание в лагере, — говорил отец Николай, — когда принуждали от Веры отречься: загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду. На Севере это было. Раздетые все. И так оставили на трескучем морозе, и стражу поставили с собаками. Стража менялась, а мы стояли и тихо молились. Господь помогал, я умственно совершал Исусову молитву. Только ее и Обрадование Богородице держал непрестанно в памяти, и мне внезапно стало даже огненно горячо. Все старались поближе прижаться друг к другу, но где там! Понимали, знали, что скоро отойдем ко Господу. Кто-то совершал мысленно Псалтирь. Но устами не могли — дышать нечем, все сковывала стужа лютая. Со временем, стали коченеть и тонуть в ледяной воде. Головки, как цветочки от мороза, никнут-никнут… Потом всхлипнут только, последние судороги пробегут по всему телу — и души отлетали прямо ко Престолу Божию — мученики все. Никто от Господа не отрекся! Ангелы спускались и забирали их… А мне Царица Небесная показалась и сказала: «Не оставляй молитву, она тебя сохранит и исцелит. Я просила Господа задержать тебя на земле, это нужно для крепости Божией Церкви. Благодать Моя и Сына Моего пребудет с тобою вовеки». — Матерь Божия окутала меня таким Светом и огненным теплом, что я стоял под Ее Покровом невредимый и остался один в живых».

 

+

«Матерь Божия! Царица Небесная! Господи! Что они со всеми нами делали! Мы все были изнуренные, едва живые, для жилья копали в снегу ямки, делали шалашики, укрывали, кто чем — ветками хвои… Жевали их, сосеночки, — хоть какая-то еда… Вот ведь какое испытание нашей Веры послал Господь!» — делился воспоминаниями Батюшка. «Царица Небесная, — говорил, — моя Заступница. Это Она умолила Господа, чтобы Он сохранил мне жизнь в лагерях, на лесоповале. Притиснули меня к стене — и толкнули груженую вагонетку. Расплющило всего, ребра переломало — и душа вышла из тела. Отцы отслужили на мне Святую Литургию. Я Столиком (Престолом) был… И Милостивый Господь вернул мою душу обратно в тело».

 

+

Освободили Батюшку только в 1936 году, на два года позже срока. Он так описывал годы после освобождения: «В Питер — нельзя… Домой, в Заходы — тоже. Мама очень переживала, что на меня опять донесут в особый отдел — и я снова поеду далече. Я ведь никогда не скрывал своей Веры и убеждений… Как только вернулся из ссылки в Питер — сразу в Казанский Храм, в Обитель Царицы Небесной… Потом поехал в Заходы, она не знала. Спрятался тихонечко. Мамушка вернулась домой, а я вышел к ней неожиданно — как она, бедная радовалась и плакала. Иногда, конечно, приходилось скрываться. Странничал, учился, где мог». Батюшка Николай сдал экстерном экзамены в Любанский плодоовощной техникум, подал документы в незаконченное педучилище в Гатчине, которое закончил вскоре экстерном. В 1940 году получил диплом по специальности «агроном» и одновременно аттестат педагога и поступил на заочное отделение литературного факультета питерского пединститута им. М. Н. Покровского, но не закончил, сдал одну зимнюю сессию, потом война началась. Учительствовал в Тосненском районе в Чудско-Борской средней школе, преподавал биологию: «Так что я по профессии педагог» — напоминал нам Батюшка.

 

+

В тридцатые годы Батюшка был в молитвенном общении со многими пустынниками Кавказа, часто жил в Малороссии, Киевской Руси, где встречался с непоколебимыми исповедниками нашей Веры. Преподобный старец Кукша Одесский предрек ему скорбный, но благодатный путь: «Твоя жизнь будет полна лишений и скорбей, но она благодатная, ибо ты со Христом!»

В те же годы Батюшка виделся несколько раз в Киеве с замечательным подвижником и духовным писателем Сергеем Александровичем Нилусом, о котором говорил: «Угодник Божий. Наследовал Царствие Небесное». То же С.А. Нилусу предрек и праведный Иоанн Кронштадтский: «Вас Ваши книги поставят на Суде Божием Одесную Господа». Схиархимандрит Псково-Печерского монастыря Александр (Васильев), с которым духовно был близок Старец Николай, свидетельствовал, что отец Иоанн еще сказал Нилусу: «Только за то, что Вы опубликовали «Протоколы Сионских мудрецов», Вы без поклончиков войдете в Царство Небесное».

 

+

 

Вспоминал Старец Николай: «Потом — немцы. Господь все управил по Его Святой Воле. В армию меня не призвали, здоровье мое [после тюрем и лагерей] было такое, что удивились, как я еще живой. Получил белый военный билет, что не годен по состоянию здоровья».

В 1941 году отец Николай в Прибалтике. — Там, упоминал Старец, «началось мое служение в Свято-Духовой Обители Вильно. Там все было крепкое и духовное… Во всей моей жизни — величайшая Милость Божия».

 

+

1943 год — заканчивает Пастырско-Богословские курсы в Вильно. Указом от 25.09.1942 Митрополита Экзарха Сергия (Воскресенского), Митрополита Литовского и Виленского, «рясофорный священник» (то есть, иеромонах) Николай (Гурьянов) назначается уставщиком Свято-Духова мужского Виленского монастыря».

 

+

Владыка Сергий (Воскресенский), зная о тайной хиротонии Батюшки и желая сохранить преемственность Тихоновской Церкви, указом от 23.07.1943 переводит его «подальше» от «зорких глаз» всякого рода спецслужб, и советцких, и немецких, в дальний приход Литвы — Никольский храм села Гегобросты настоятелем.

Вот как описывает его приезд прихожанка этого Храма, в будущем помощница и духовное чадо Батюшки Е. А. Руткаускайте: «Здесь цветет пышная, в белом платье, как невеста, черемуха, и днем и ночью поет свою прекрасную песню соловей, бежит река, а у Церкви Святителя Николая, скрестив руки на груди, усердно молится первый раз на новой земле отец Николай Гурьянов. Пришел он тихо — никем не встречен, никто тотчас его не заметил… Мимо деревенского Храма бежали две девочки… Услыхав молитву незнакомого человека, обе остановились и из-за кустов осмотрели его. После горячей молитвы он сел на деревянные ступеньки возле Церкви. Рядом с ним лежал небольшой дорожный мешочек — все его богатство. […] Несмотря на свою усталость, отец Николай вышел на двор, где толпились мужчины и женщины, обсуждая житейские дела. […] Будущий пастырь своим добрым взглядом, как светлый луч солнца, согрел каждое крестьянское сердце. Говорил он тогда недолго. Конечно, этих слов точно никто не может передать, но призыв и первые напоминания были таковы: «Хотел бы, чтобы каждый из вас жил, соблюдая Заповеди Господни, делал добро несчастному, в беде и горе живущему»… Все вместе прочитали вечернюю молитву. Сердечно поблагодарив свою будущую паству, прибавил: «Идите и делайте добро. Всякая любовь покрывает множество греха».

И еще, очень важное из жития святого: «Сколько священник Николай здесь трудов положил, сколько любви к природе оставил. Зимой птичек кормил, летом саженцы поливал… Однажды председатель колхоза Виктор Носарев послал нас, четырех мужчин, спилить большие березы. Собрались мы и уже готовились приступить к работе. Неожиданно появился Батюшка. Как и всегда, ласково заговорил и, узнав цель, — перекрестил нас, упал на колени и жалостно просил нас - не рубить это Божие творение… Мы так смутились, и, не сказав ни слова, взяли свои топоры и пилы и как малые дети, свесив голову, тихо ушли. Березы остались, и еще до сих пор зеленеют»… Отче Любви Николай услышал, как березы шептали: «Нам больно…»

 

+

В 1949–51 годах отец Николай заочно обучается в Санкт-Петербургской Духовной Cеминарии и Академии, которую покидает в 1959 году по собственному желанию по очень важной причине: «преподавать в Ленинградской Духовной Академии, то есть воспитывать будущих православных священников, был приглашен не просто католик, но член ордена иезуитов Мигель Арранц. Для СССР 60-х годов это был шок. «Начнем с разоблачения иезуитов», — так, по воспоминаниям очевидцев, начал новый преподаватель свою первую лекцию и снял рясу. Он преподавал Литургику — науку об истории Богослужений, в которой являлся одним из ведущих мировых специалистов. Вслед за отцом Мигелем в Ленинград потянулись и другие европейские католики, впрочем, не в качестве преподавателей. А студенты ЛДА поехали учиться в римские католические институты. Так Ленинград стал сердцем «православного» либерализма в противовес консервативной Москве, где Митрополита Никодима (Ротова) считали «криптокатоликом» и всерьез подозревали, что он тайно принял католичество и подписал секретную унию, обещающую отдать Русское Православие под власть Рима».

 

+

 

В 1958 год — по личной просьбе, за послушание матери, переводится из Литовско-Виленской епархии в Псковскую, Никольский храм Острова Талабск (Залита) на Псковском озере, где и прослужил Господу 44 года до праведного успения 24 августа 2002 года… Трудно выразить то людское горе, когда Батюшка покинул Гегобросты. Все его любили, любили как своего сына, но всегда к нему обращались «отец» (когда он к ним приехал, было ему всего 34 года, а уезжал — 49)…

Жаль было оставить свою паству и Старцу: «Позвал нас отец Николай в Церковь, благословил, пал перед нами на колени и со слезами в глазах так грустно и сердечно просил: «Не оставьте сиротой Святую Церковь. Берегите Ее до конца своей жизни»… В начале служения Батюшки на Острове его хотели опять отправить в тюрьму по ложному доносу островитянки. Батюшка так рассказывал мне об этом: «Когда я приехал на Остров, в 1958 году, волосы у меня были темные, как у Вас, матушка. А потом в одну ночь поседел, стал белым, как лунь… Вы ведь знаете мою жизнь, сколько я в санаториях-то за Господа отбыл, сколько нас гнали и мучили «красные» за Веру. Ведь сатана с самого детства меня умертвить хотел. Все было, и людей подсылал, чтобы меня убили. В лагере — так мучили, что сохрани Бог! Только Матерь Божия всегда спасала. И на Острове враг так восстал, что снова меня хотели в тюрьму запихнуть и всего лишить. Даже священства. Божие дело всегда притесняется теми, кто сеет плевелы и душит Слово Спасителя нашего Исуса Христа».

 

+

Отец Николай был сомолитвенником и близким другом Валаамских Старцев, вернувшихся из Финляндии в Псково-Печерский монастырь после войны. В шестидесятые годы, когда духоносные отцы еще были живы, он часто бывал в Печорах, общался с ними.

 

+

Святая схима отца Николая хранилась также в Псково-Печерском монастыре у преподобного старца Симеона (Желнина). На Острове, по благословению Царицы Небесной, Батюшка выходит на старческое служение и открыт миру как старец-утешитель, молитвенник и прозорливец, к которому тысячи людей притекали за советом и наставлением.

 

+

Еще при жизни отец Николай почитался народом чудотворцем, молитву которого слышит Господь. По успении Батюшка был прославлен Самим Богом благоуханием и нетлением мощей и многими исцелениями. Во время облачения тела Старца в священные ризы, по прошествии нескольких часов после блаженной кончины, сам взял Крест и Евангелие, подобно Благоверному Князю Александру Невскому, взявшему при отпевании из рук епископа разрешительную молитву. При прощании со Старцем к его мощам и гробу прикладывались с глубокой верой и надеждою: приносили недужных, освящали различные вещи.

Народ Божий свято чтит его за благодатные труды и жизнь, обращаясь к Старцу как к праведнику и несомненному угоднику Христову. Засвидетельствованно множество чудес по молитвам к праведному отцу Владыке Нектарию.

На девятый день по успении Батюшка явился священнику Евгению из города Иваново и продиктовал Тропарь праведному отцу Николаю, который верующий народ и пропел у его Креста. На могилке у мощей в сороковой день, с чего и началось прославление и открытое народное церковное почитание великого русского Старца. Искреннее и благоговейное. Написаны Иконы, несколько Акафистов и Канон. Когда в 2003 году иеромонах Нестор (Кумыш) обратился к близкому другу и сомолитвеннику отца Николая, знавшему о его епископской хиротонии и схиме, старцу-архимандриту Предиславу (Каменяка) из Виленского мужского монастыря, с вопросом: был ли отец Николай облечен в схиму и каково его монашеское имя, мудрый старец ответил: «А ты молись ему как Александру Невскому… Ведь мы обращаемся к нему по имени Александр, хотя он в схиме был Алексий… Так точно и с отцом Николаем

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...