III . Классификация прав профсоюзов
II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 1) Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое регулирование их деятельности.
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1955 г., который вступил в силу 20 января 1996 года.). Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся. Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.
Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции: 1) защитная 2) производственная 3) воспитательная 4) социальная 5) международная Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность: 1) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера); 2) по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав); 3) по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке); 4) по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях). Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия. Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции. Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются. Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений: а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; б) с помощью права; в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов. Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов. Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр. Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны. Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же: прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность. Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях». Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов. Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях». Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ. В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ, 1995, № 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются специальными законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»). В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах, например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений: 1) с работодателями, их объединениями и представителями; 2) с органами государства, органами местного самоуправления; 3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых). Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников. Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности, социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции № 87, 135, 144 и др. Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том: во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями; во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной организации полномочий; в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников. В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями и представителями, а также с государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3] Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода трудового права.
2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях. Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др. Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством. Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий. Содержание труда правового статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за ними юридических возможностей. Статус профсоюзов в сфере труда (труда правовой статус) как часть их совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми, характерными именно для данного этапа. Стабильность, преемственность содержания труда правового статуса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях. Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде, охране труда. Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и организационно-правовых форм предприятий. В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности. Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особенности: во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве; во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать; в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников; в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия. Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер). Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности. К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат одновременно юридическую возможность и долженствование. В нормативных правовых актах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином «права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и единую категорию прав-обязанностей. Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следовательно, при наличии соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им права. Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов. В этом законе закреплены следующие права: 1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников(закреплено в ст.226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях», в частности, ст.11 Закона закрепила более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его представлять их интересы). В названном Законе говорится о том, что законодательные и иные правовые акты в области труда должны приниматься с учетом мнения соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, так и коллективные права работников. Раньше в Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на законодательную инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной Думе не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны, возникает вопрос: может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и интересов работника, заявив о том, что у него такие полномочия (представительство и защита интересов) есть. Верховный Суд РФ разъясняет по этому поводу – может обратиться в суд, но на основании доверенности, выданной гражданином. 2) Право профсоюза на содействие занятости. Это право включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при ликвидации организации, при ликвидации подразделений организации, при изменении форм собственности организации, при полной или частичной приостановке производства. Кроме того, профсоюзы в установленных законодательством случаях дают согласие на увольнение своих членов. 3) Привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответствующих профсоюзов. 4) Право профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений коллективных договоров и контроль за их выполнением (представительство осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов; профсоюзы могут осуществлять профсоюзный контроль за осуществлением коллективных договоров и соглашений); 5)право на участие в урегулировании коллективных и индивидуальных трудовых споров(организация и проведение забастовок, собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.д.); 6)право на зависимость от органов исполнительной власти органов местного самоуправления, работодателей, политических партий и общественных объединений (участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, а также осуществление профсоюзного контроля за использованием средств этих фондов); 7)право на информацию по социально-трудовым вопросам (от работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления); 8)право на участие в подготовке и повышении квалификации профессиональных кадров (право создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров, финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений за счет средств соответствующих бюджетов); 9)право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (до недавнего времени в ведении профсоюзов состояли правовая и технические инспекции труда, которые были наделены соответствующими функциями, в том числе правом выдавать обязательные для исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции переданы Минтруду РФ); 10)право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения); 11)право на социальную защиту работников в области страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты (участвуют в формировании социальных программ, разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций); 12)право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации); 13 ) международное сотрудничество (сотрудничать с профсоюзами других стран, вступать в международные профсоюзы, другие объединения и организации, заключать с ними договора и соглашения).
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|