Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация





Партийные системы и их виды

Партийная система - это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система, сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятельность ее исходит из следующих постулатов:

- в обществе идет легальная борьба за власть;

- власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства;

- постоянно существует легальная оппозиция, в том числе в паррламенте;

- между указанными политическими объединениями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения ранее, установленных «правил игры».

В хх в. В результате кризиса демократических и авторитарных сис­тем правления возникла социалистическая партийная система, характеризующаяся следующими параметрами:

- в государстве действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических партий - «демократических», «союзнических» при безус­ловной гегемонии правящей партии);

- партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата.

Авторитарная партийная система существует при таком типе правления, который является промежуточным. Здесь доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. При этом допускается существование других партий.Другая типология партийных систем основана на количественном критерии: многопартийная система, система фиксированного на основе закона числа партий, двухпартийная система, однопартийная система.При классической многопартийной системе в избирательной борьбе участвует большое количество (всегда более двух) политических партий и все они могут участвовать в формировании правительства(Италия, Бельгия, Дания и т.д.). Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран, где разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (например, двухпартийность в Нигерии). Цель подобной системы - обеспечить приоритет сложившейся партийно-политической элите, а также рационализировать работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.Своеобразие двухпартийной системы состоит в том, что при наличии множества партий реально претендуют на власть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее политику и деятельность, после чего в результате выборов они время от времени меняются местами (Великобритания, США).Однопартийные системы характерны для стран с недемократическими режимами, где легальный статус и право формировать правительство предоставляется одной, фактически государственной партии, пришедшей к власти революционным путем (Куба, КНР, КНДР), Во многих зарубежных странах (порядка 20) легальные политические партии отсутствуют - это преимущественно феодально- монархические и авторитарные государства (например, Саудовская Аравия, Бруней).



Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация

Парламент Федеративной Республики Германии фактически состоит из двух палат: нижней - Бундестага и верхней – Бундесрата (формально в Германии Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением сроком на четыре года. Его численность превышает 600 человек. Бундесрат - это орган представительства земель (субъектов федерации). Он состоит из членов правительств земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют четыре голоса, более 6 млн – пять голосов, а более 7 млн - шесть. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей. К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция.В области законотворчества Бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, но есть законы, которые не требуют одобрения Бундесрата. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и федеральное Правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроектана обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе трехчтений. Бундесрат может не согласиться с законопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности - оформление, провозглашение и вступление в силу. Эти стадии связаны с полномочиями федерального Президента.Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. Кроме того, в Бундестаге создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссия по петициям, по иностранным делам и по делам обороны. Работа этой палаты строится по партийно- фракционному принципу.Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает федерального Канцлера, принимает участие в выборах федерального Президента и федеральных судей, избирает Уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого Парламента сводится к тому, что деятельность федерального Правительства зависит от доверия Парламента. Согласно Основному закону федеральное Правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность. В правовом смысле это выражается в том, что в отношении федерального Канцлера Бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если федеральный Канцлер сам поставит вопрос о доверии перед Бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то федеральный Президент может распустить Бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов федерального Канцлера он не избирает кандидата абсолютным большинством голосов.Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной из земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти Бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.