Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

вступительным испытаниям при поступлении в магистратуру

Перечень теоретических вопросов к устным

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

 

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

 

Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.

 

Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления- это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

 

 

2. Эволюция управленческой деятельности. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

 

Управленческие революции в истории развития менеджмента:

 

Религиозно-коммерческая (5-е тысяч-е до н.э.)

 

Суть: зарождение письменности в Древнем Шумере, что привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, ведущих торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчёты.

 

Светско-административная (1792-175 г. до н.э.)

 

Суть: период деятельности Вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования отношений между различными социальными группами общества. Таким образом, был введён светский стиль управления. Отсюда название данной революции.

 

Производственно-строительная (605-562г. до н.э.)

 

Суть: период правления Навуходоносора II, данная революция была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

 

Индустриальная (17-18 в.н.э)

 

Суть: зарождение капитализма и начало индустриализации европейской цивилизации. Результат – отделение управления от собственности (от капитала), зарождение профессионального управления.

 

Бюрократическая (кон. 19-нач. 20 вв.)

 

Суть: в её основе лежала концепция рациональной бюрократии. Результат – формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, формирование норм, стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджера.

 

2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента

 

Первые труды, посвящённые управлению:

 

1. Ампер (1775-1836 гг.) написал трактат об управлении на латинском языке.

 

2. Богданов создал целое учение – тектология или общие организационные науки. В 1921г. он опубликовал в Самаре «Очерки общеорганизационной науки». Он изложил принципы, которые обосновывают кибернетику (наука об управлении живых организмов и общества).

 

3. Винер в 1948г. обосновал кибернетику как науку. Это абстракционная наука, в которой заложены универсальные принципы управления.

 

4. В нашей стране основным пропагандистом кибернетики явился адмирал Берг. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления или обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

 

5. Роберт Оуэн. В начале 19в. занимался проблемами управления, проводя новаторские социальные реформы на своей фабрике в Шотландии. 1) предоставление рабочим жилья; 2) улучшение условий работы; 3) введение справедливой открытой оценки работников и материальной заинтересованности. Несмотря на высокую прибыльность, данная реформа распространения не получила.

 

Взрыв интереса к управлению относится к 1911г., когда Тейлор опубликовал свою вторую работу «Принципы научного управления». Первая работа – в 1903г. – «Управление фабрикой».

 

Существует четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

 

3. Школа научного управления.

Школа научного управления (1885-1920)

 

Её создатели: Фредерик Уинслоу Тейлор, Франк и Лилия Гилберт, Генри Гантт.

 

Выводы механизма управления Тейлора связаны с управлением производством:

 

1) для хорошей организации управления необходимо научное исследование элементов любой работы;

 

2) отбор работников (рабочих и управляющих) должен осуществляться на базе научных критериев;

 

3) должно быть сотрудничество между администрацией и рабочими;

 

4) принципы равномерного распределения труда (конвейерная система), что позволило установить нормы и внедрить систему стимулирования за их перевыполнение;

 

5) обеспечение работников ресурсами для эффективного выполнения задач;

 

6) отделение управленческих функций, обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

 

4. Классическая (административная) школа управления.

Классическая или административная школа управления (1920-1950)

 

Связана с именем Анри Файоля.

 

Его главный труд – «Общее и промышленное управление». Файоль поддерживал и хвалил принципы Тейлора, но пошёл дальше, проанализировав само управление.

 

Цель классической школы – создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных аспекта:

 

1) разработка рациональной системы управления организацией. Файоль характеризовал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование и организация;

 

2) построение структуры организации и управления работниками.

 

Файоль сформулировал 14 принципов управления, которые до сих пор являются полезными в управлении.

 

Учения Тейлора и Файоля до сих пор не претерпели изменений, за исключением добавлений, которые внесли американцы Гьюлик и Урвик Линдау. Они систематизировали идеи Тейлора и Файоля и ввели идею диапазона контроля.

 

5. Принципы управления Анри Файоля и их содержание.

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий.

2.) Полномочия и ответственность. Полномочия - право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть напрвлены на выполнение интересов всего предприятия.

7.) Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9.) Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место - для всего, все на своем месте».

11.) Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».

14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

6. Рациональная бюрократия Макса Вeбера.

Взгляд на бюрократию М. Вебера, Р. Мертона, А. Гоулднера

Бюрократия по Веберу

Понятие бюрократии

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.

Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.

Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:

противоречия, возникающие при реализации функций управления;

управление как процесс труда;

интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.

Теория бюрократии по Веберу

Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку Максу Веберу (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.

Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:

иерархическое построение организации;

иерархия приказа, построенная на легальной власти;

подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;

специализация и разделение труда по функциям;

четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;

система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;

ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.

Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.

По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:

жесткая ответственность за каждый участок работы:

координация во имя достижения организационных целей;

оптимальное действие безличных правил;

четкая иерархическая зависимость.

Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле (западная рациональная система управления) и в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), понимая под восточной иррациональной системой управления такую, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.

7. Школа человеческих отношений и поведенческие науки.

Школа поведенческих наук

Школа поведенческих наук – это поведенческое направление в менеджменте. По сути это ответная реакция на жесткий рационализм Тейлора, т.е в рамках данной школы акцент делается на учете потребностей и заинтересованности сотрудников.Его суть сводится к замене физич. интенсивности труда, созданием такой соц. психологич. атмосферы, кот. способствовала бы достижению высок. производит. и создавала бы иллюзию единст. рабочих и предпринимателей. Ярким представителем данной теории явл. Эмиль Дюркгейм. Его основные позиции: 1. Зависимость членов сообщества друг от друга; 2. Интегрирование индивидов; 3. Коллективное сознание, что обеспечивает соц.единство организации; 4. Солидарность, кот. способна регулировать отношения и взаимоотношения людей и наличие соц. конфликтов. Макс Вебер раскрыл сущность и структуру организации, обосновал необходимость учитывать в производ. деят-ти организац. и соц.-псих. Аспекты. По его мнению, соц. действия(поведение) можно объяснить через понимание мотивов. Мэри Фоллетт сделала выводы: для эффективной деят-ти любой организации недостаточно одного исполнения приказов и распоряжений. Важно здесь участие всех и на всех уровнях. Предполагала формировать на предприятиях атмосферу подлинной общности всех рабочих, выступала за вз-ие интересов, руководит. и подчиненных. Также считала, что у работников нужно развивать чувство не только индивид., но и совместной ответственности.

К оглавлению

6. 6. Школа человеческих отношений

Предложенные М.Фоллетт теоретич. положения нуждались в эксперимент. проверке. Состоялся эксперимент, кот. называется Хоторн(эффект). Этот эксперимент показал высокую интенсивность труда при учете соц.-псих. факторов.Представителем явл. Элтон Мейо. Он обосновал специфику поведения работника, его совместную деят-ть с другими. Твердо полагал, что увеличит отношение с рабочими со стороны начальника, не менее важно чем эконом. стимулирование, а хорошая зарплата не всегда ведет к повышению производит. труда. Он предполагал: 1. Замена индивид. вознаграждений – групповым, т.е члены организации сами перераспределяют награды с учетом личного вклада; 2. Создание благоприят. соц. и морал.-псих. климата, взаимодоверит. отношений.

К оглавлению

8. Современные школы менеджмента.

Современные школы менеджмента: общая характеристика

 

К настоящему времени известны 4 важнейших подхода, которые внесли существенный клад в развитие теории и практики управления. Хронологически школы располагаются так: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

 

Научное управление (1885-1920) наиболее тесно связано с работами Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта - полагали, что исследуя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

 

Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры, стремились повысить эффективность работы. Они использовала стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Школа выступала в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Представители этой школы признавали, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Вклад школы в развитие теории управления:

 

1) Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

 

2) Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

 

3) Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

 

4) Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

 

5) Выделение планирования в самостоятельное направление деятельности.

 

Классическая (административная) (1920-1950) Представители: Анри Файоль, Альфред Слоун, Линдалл Урвик и др. Представители этого направления имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации, совершенствование управления организацией в целом. В то же время они не очень заботились о социальных аспектах управления.

 

Цель школы - создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи о том, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

 

Эти принципы затрагивали два аспекта: - разработку рациональной системы управления организацией; - построение структуры организации и управления работниками. Вклад в развитие теории управления:

 

1) Развитие принципов управления.

 

2) Описание функций управления

 

3) Систематизированный подход к управлению всей организацией

 

Школа человеческих отношений (1930-1950) Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, поэтому эта школа иногда называется неоклассической. Представители: Мари Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо.

 

Фоллетт первая определила менеджмент как обеспечение выполненич работы с помощью других лиц.

 

Представителями этого направления был сделан вывод о том, что мотивами поступков людей являются различные потребности. Основываясь на этом, они полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников долен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, Консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

 

Поведенческие науки. Развитие психологии и социологии сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени научным. Представители: Крис Арджирис, Дуглас Мак - Грегор, Фредерик Герцберт.

 

Представители этого направления изучали социальное взаимодействие, мотивацию, характер власти, коммуникации в организациях, лидерство. Основная цель - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.Они отстаивали “единственный наилучший путь”, который, как оказалось позже, не всегда действовал. Вклад в развитие теории управления:

 

1) Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

 

2) Применение наук о человеческом поведение к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

 

Наука управления (количественный подход) (1950-…) Ключевой характеристикой является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Влияние: 1. Углубление понимания сложных упралвенческих проблем благодаря разработке и применению моделей 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

 

Ключевая характеристика науки управления - замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

 

Толчком к развитию школы послужило появление компьютеров.

 

Исследование операций в конечном счете оформилось в самостоятельную отрасль науки, которая развивается в 2-х основных направлениях:

 

1 Связано с построением математических моделей явлений, наиболее встречающихся в менеджменте.

 

2 - Внимание на изучаемую систему, что привело к созданию системы Т.

 

В дальнейшем в этой школе сформировалось самостоятельное научное направление - теория управленческих решений. В настоящее время исследования в области данной теории направлено на разработку:

 

1. Методов математического моделирования процессов выработки решений в коллективах.

 

2. Алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений теории игр.

 

3. Количественные, прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений.

 

9. Менеджмент как вид деятельности, как наука и практика управления, как искусство, как учебная дисциплина.

енеджмент можно рассматривать как науку, практику и искусство.

· Менеджмент как наука управления возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеет свой предмет изучения, принципы, функции, методы, свои специфические проблемы и подходы к их решению.

· Менеджмент как практика управления - это эмпирические навыки предыдущих поколений менеджеров и опыт, приобретенный в результате управленческой деятельности.

· Менеджмент как искусство управления - это сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства.

Менеджмент можно рассматривать как функцию и как институт.

· Менеджмент как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой:

- планирование;

- организация;

- управление;

- контроль.

· Менеджмент как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения.

Менеджмент включает три уровня управления:

1. Высший (ТОП) - президенты, генеральные директора, управляющие.

2. Средний (МИДЛЕ) - директора филиалов, начальники цехов, отделов.

3. Низовой (ЛОВЕР) - начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера.

10. Виды и функции менеджмента.

 

11. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Менеджер, предприниматель, бизнесмен – общие черты и различия понятий.

Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Понятие менеджмент и менеджер соседствует с понятиями бизнес, предпринимательство и бизнесмен, предприниматель. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций. Движителем рыночной экономики принято считать предпринимателей. Менеджер является наемным работником, не связанным с собственностью на капитал организации, которой управляет. Его предназначение эффективное управление организацией, следовательно, и капиталом предпринимателя. По мере того как организация «встанет на ноги», окрепнет и станет получать прибыль достаточную для расширенного воспроизводства, предприниматель становится бизнесменом. Бизнес– это деятельность, направленная на получение прибыли путем производства (создания) продукции и оказания услуг. Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями производящими и реализующими продукцию и услуги с целью получения прибыли. Бизнесмен - это владелец капитала (средств производства, земли, рабочей силы) который находится находиться в обороте и приносит доход достаточный для содержания бизнесмена и постоянного увеличения капитала. Как правило, в хозяйственном подчинении бизнесмена никто не находится, хотя он и является владельцем акций, имущественного пая, земельной доли и состоит в совете директоров или является членом правления организации (предприятия, объединения, консорциума, финансово-промышленной группы и др. форм концентрации капитала). Менеджер же обязательно занимает конкретную должность (управляющего, директора и т.д.) и в его хозяйственном подчинении находятся люди (казначевская).

 

12. История развития науки и практики управления в России.

В России активизация развития взглядов на управление отмечается уже с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный. С усилением центральной власти развитие управления происходило «сверху вниз», чем Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх». Дальнейшее развитие науки управления в России включает периоды: 1900-1910-е гг. - этап зарождения, 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне, 1930-1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания, 1960-1980-е гг. - этап активного возрождения,1990-е гг. - этап «догоняющего» развития. За 70-летний период наука управления в стране неоднократно претерпевала кризисы и взлёты. Анализ основных этапов и эволюции отечественного менеджмента позволяет сделать вывод о том, что наука управления начала внедряться в России в начале 1920-х гг. В стране были созданы институты труда и управления. В ходе исследования выявлено, что в начале ХХ в. А.А. Богданов, А.К. Гастев и др. дали старт отечественной теории НОТ и экономии времени, они исследовали трудовые и управленческие операции, разработали разнообразные методы нормирования труда. Лидером науки, возглавлявшим ЦИТ, являлся А.К. Гастев, под его руководством на предприятиях внедрялись инновационные методы организации труда и производства, готовились квалифицированные работники. В неспокойные 1930-1950-е гг. с упрочнением административно-командной системы управления развитие управленческой науки стремительно угасало. На 1960-е гг. снова приходится управленческий бум. С распадом СССР и внедрением рыночных отношений отечественный менеджмент переходит на совершенно новую систему управления. Современный этап развития науки о менеджменте характеризуется активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.

 

13.Основные задачи, стоящие перед менеджером, характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров.

Современные взгляды на менеджмент.

 

Менеджер должен уметь разрабатывать собственную целœевую программу развития и внедрения новых методов и технологий менеджмента. Эта программа должна иметь примерно следующее содержание:

 

- решение организационных проблем через построение новых прогрессивных организационных структур;

 

- решение экономических проблем, которые сосредоточены на инвестиционно-проектном характере;

 

- решение управленческих проблем через формирование стратегических подходов с новыми управленческими технологиями;

 

- отказ от использования устаревших методов управления и переход на мировые, передовые, отечественные достижения в системе управления по ключевым направлениям:

 

1) инвестиционный менеджмент;

 

2) инновационный менеджмент;

 

3) бизнес-планирование;

 

4) финансовый менеджмент;

 

5) лизинг;

 

6) логистика;

 

7) управление качеством;

 

8) информационный менеджмент;

 

9) антикризисное управление;

 

10) кадровый менеджмент;

 

- переход от управления отдельными мероприятиями к управлению концептуально-ориентированными программами;

 

- использование на предприятии передовых методов в менеджменте: ʼʼмозговой штурмʼʼ, ролевые игры, презентация, моделирование будущих процессов;

 

- создание деловых обучающих игр для сотрудников на базе реальных ситуаций и на компьютерной базе с использованием вышеуказанных методов.

 

1. Обеспечивать жизнедеятельность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, не смотря на любые изменения рынка.

 

2. Добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка.

 

3. Разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов.

 

4. Совершенствовать работу предприятия на базе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всœего коллектива, как единой взаимодействующей системы.

 

5. Разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы.

 

6. Определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя.

 

7. Уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его последствия.

 

8. Внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям.

 

9. Подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета.

 

10. Уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.

Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

 

По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

 

*он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

 

*участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

 

* предметом труда является информация;

 

* средством труда — организационная и вычислительная техника;

 

* результатом труда — управленческое решение.

 

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

 

Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы.

 

Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

 

*умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

 

*информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

 

*знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

 

*способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

 

*умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

 

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

 

* высокое чувство долга и преданность делу;

 

*честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

 

*умение четко выражать свои мысли и убеждать;

 

*уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

 

*способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

 

14.Особенности российской деловой культуры.

Особенности Российской деловой культуры

 

В России приверженцев к той или иной школе (количественная, системная, ситуационная) примерно поровну. Это связано с развитием рыночных отношений и формированием собственных концепций менеджмента. Характерными особенностями российской деловой культуры на сегодняшний день признают [5]:

 

низкую контрактную культуру;

 

проблему власти и проблему отношения к работе: власть построена сверху вниз (виноградная гроздь) и кластерами (замкнутыми группами), ярко выражена обособленность каждой группы; несмотря на то, что для россиян группа – это защита, в целом они большие индивидуалисты;

 

«новые русские» по своей мотивации примыкают к защитной мотивации, не желают, чтобы вмешивались в их дела. Всего различают 4 группы мотиваций: 1 вид – нацеленность на достижение цели, 2 вид – защитная мотивация без желания вмешательств (что характерно для кластерных групп), 3 вид – социальная мотивация в основном с уравнительным подходом, 4 вид – социальная мотивация с согласием рисковать. Таким образом, россияне тяготеют ко второй группе.

 

 

15.Методология, предмет, методы и принципы менеджмента.

Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.

Методы управления отличаются, прежде всего, мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия на объект управления. Выделяются следующие направления воздействия.

1. Направление, ориентированное на чувство долга, осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, подчинение своей деятельности общим целям организации, стремление работать в данной организации. Такое воздействие базируется на власти, ответственности, дисциплине и формирует единство взглядов, интересов и действий персонала. Оно является прямым, непосредственным и не способно полностью мобилизовать творческую активность коллектива.

2. Воздействие на материальные интересы, при использовании материальной мотивации. Здесь применяются как материальное вознаграждение, так и материальные санкции.

3. Нравственное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...